Методическая разработка урока по окружающему миру "Птицы зимой" 2 класс
методическая разработка (математика, 2 класс) по теме

Урок- путешествие в зимний лес, встреча со старичком-лесовичком помогает детям в занимательной форме окунуться в жизнь леса и его обитателей.Загадки,красочные иллюстрации в музыкальном сопровождении (слайдовая презентация) позволяет ребятам познакомиться с птицами родного края и увидеть их наглядно.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Пояснительная записка

Данный урок поможет ребятам расширить свои знания о жизни зимующих птиц, полученных в первом классе и закрепить знания о зимующих птицах родного края.

Урок проводится в форме урока-путешествия в зимний лес. Музыкальное сопровождение, красочные иллюстрации, загадки, пословицы, используемые в мультимедийной презентации к уроку, помогают ребятам представить зимний лес, его обитателей. Дети являются активными участниками учебного процесса: под руководством учителя учащиеся подготовили сообщения о жизни зимующих птиц и в  ходе урока они играют роль птиц, прилетевших в гости к детям.

Презентация включает в себя 18 слайдов.

1 слайд – текст с указанием предмета,  класса и автора презентации.

2  слайд – текст с указанием темы урока.

3слайд – пейзаж леса с вопросом о том, какую пользу приносит лес.

4 слайд – иллюстрации и текст о пользе леса.

5 слайд -   пейзаж зимнего и осеннего леса и вопрос об отличии зимнего леса от осеннего.

6 слайд – иллюстрации кого можно встретить в зимнем лесу.

7 слайд – пейзаж зимнего леса и приглашение на экскурсию.

8 слайд – текст загадки и иллюстрация дятла.

9 слайд – текст загадки и иллюстрация снегиря.

10 слайд – текст загадки, пословиц о синичке, иллюстрация птицы, народные приметы, связанные с синицей.

11 слайд – текст загадки и иллюстрация клеста.

12 слайд – текст загадки  и иллюстрация поползня.

13 слайд – текст с описанием свиристели и ее иллюстрация.

14 слайд – тексты загадок, кроссворд, народных примет  и иллюстрации птиц: вороны, воробья, сороки.

15 слайд – текст: зимующие птицы нашего края и иллюстрации зимующих птиц родного края.

16 слайд -  пейзаж зимнего леса с зимующими птицами и текст вопроса: как мы можем помочь птицам зимой?    

17 слайд – иллюстрации разнообразных кормушек для птиц.

18 слайд – текст стихотворения  о том, как тяжело птицам зимой и что они ждут от людей помощи в зимнее время года

                                         

Предмет: окружающий мир, урок-путешествие в зимний лес.

Тема: «Птицы зимой».

Продолжительность: 1 урок (40 минут).                                                                                                                     Класс: 2 класс, класс компенсирующего обучения, программа «Школа России».

Технологии: компьютерная презентация (Power Point).В ходе подготовки презентации были использованы следующие программные средства:

  • Microsoft Word – набор и редактирование текста,
  • Microsoft Power Point – создание презентации,
  • Конструктор слайдов E-Publish
  • Windows Media  - воспроизведение музыкального произведения,
  • Internet Explorer – подбор материала

Цель: Расширить знания детей о зимующих птицах, их жизни зимой, познакомить с некоторыми мероприятиями по охране птиц; прививать любовь к птицам, природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, коронки на голову в виде головы птиц, костюм старичка-лесовичка.

Ход урока.

  1. Организационный момент./Слайд № 1/

  1. Сообщение темы и цели урока. /Слайд № 2/

- Сегодня, на уроке, мы побываем в зимнем лесу…

/Вдруг появляется старичок-лесовичок./

- Хотите побывать в лесу?

- Но я вас туда не пущу, пока не убедите меня в том, что вы знаете о лесе,о том как изменяется лесное царство, какую пользу приносит лес и многое другое.

Готовы к испытанию?

  1. Все знают, что такое лес, а вот для чего нужен лес, какую пользу он приносит? / Слайд №3, №4/
  2. Чем отличатся зимний лес от осеннего леса? /Слайд №5/
  3. Есть ли на растениях плоды и семена зимой?
  4. Кого можно встретить, увидеть зимой в лесу? / Слайд №6/

- Вы многое уже знаете об изменениях в жизни растений, животных.

А вот знаете ли вы, как себя вести в лесу?

- Молодцы! Теперь вы можете отправляться на экскурсию./Уходит./ /

Слайд №7/

3. Работа над темой урока.

-Ну, ребята, в путь. Сегодня на экскурсии мы познакомимся с зимующими птицами. Некоторые из них сами прилетят к нам и расскажут о себе./Включаю голоса птиц./

- А вот и первая птичка летит. Отгадайте, кто она?/Слайд № 8/

Загадка.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой

Всё равно ты будешь мой./Влетает дятел./

Дятел.- Дятел – лесная, очень полезная птица. Меня легко узнать. Сам я черно-белый с красной шапочкой. Клюв у меня настоящий плотничный инструмент. Клювом я выдалбливаю глубокое дупло для гнезда, из-под коры жуков и личинок вытаскиваю, клювом и шишки раздалбливаю.

Нет птиц, которые могли бы уничтожать столько насекомых, живущих в коре деревьев. Недаром меня называют лесным доктором. Живём мы в лесах разного типа. Нас можно встретить и на Кавказе, и в Сибири, и на Камчатке и Сахалине, и в других лесах нашей страны.

Зимой дятел срывает с хвойных деревьев шишки и клювом уносит их в свою кузницу. Здесь он обрабатывает свою добычу – зажимает её в щели, трещине и работает клювом, только чешуйки с шишек летят.

Целая гора шишек под такой кузницей накапливается. По ней вы и можете узнать, кто здесь работал.

Ну, а теперь, я полетел. До свидания. К вам другая птица в гости летит. /Улетает./

А это ещё что за птица? /Слайд № 9/

Загадка.

Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появиться опять.

Снегирь. – Здравствуйте, ребята. Вы нас уже наверно видели. С первым снегом появляемся мы в лесах, садах, парках городов и сёл. Кормимся ягодами, семенами деревьев, очень любим зёрна рябины. Снегирей считают вестниками зимы, и название своё они получили от слова снег

Узнать нас легко, по красной грудке. Нас ещё называют красногрудыми.

Снегирь птица малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками, любит нырять в снег и купаться.

Мы не только приносим пользу, но и украшаем своим ярким опереньем белоснежные зимние парки и сады.

Не забывайте, ребята, помогать нам, птицам перезимовать, ведь зимой нам приходится очень плохо. До свидания, ребята….

- А вот ещё одна птичка прилетела к нам в гости. Узнаёте? /Слайд №10/

Синичка. – Правильно узнали. Синички почти круглый год живут в лиственных и смешанных лесах, садах, парках. Зимой собираются в стайки и кочуют в поисках пищи, приближаются к жилью человека.

Синицы – очень ловкие и подвижные птицы. Их ноги с загнутыми коготками на крепких пальцах хорошо приспособлены к цеплянью за ветки. Перепархивая с ветки на ветку, обшаривая каждую трещину в коре, мы вытаскиваем оттуда своим острым клювом, запрятавшихся на зиму насекомых, личинки, и яйца.

Мы очень полезные птицы, круглый год очищаем леса и сады от насекомых и вредителей.

/Добавляет учитель./

- Высчитано, что пара синиц в саду за лето полностью уничтожает вредителей на 40 яблонях, а во время выкармливания птенцов больше 300 раз в день прилетают к гнезду с кормом, каждая синица уничтожает столько насекомых, сколько весит сама.

- Но синичка, это ты летом можешь найти достаточно корма. А зимой чем ты питаешься, кроме тех насекомых, которые прячутся в трещинках и под корой деревьев?

- Зимой кроме того, мы поедаем семена, ягоды, любим кусочки мяса и сала, которыми нас подкармливают люди.

Ведь зимой всем птицам приходится трудно.

/Добавляет учитель./

- Синиц надо охранять круглый год.

Зимой обязательно подкармливать так, как в это время их много гибнет, особенно молодых.

Спасибо тебе синичка, за то, что прилетела к нам и рассказала о себе./Синичка улетает./

- Про синичку говорят: «Мала птичка-синичка, да ноготок востёр».

Есть такие народные приметы:

- Синичка ко двору – зима во двор;

- Если синица с утра пищит, жди ночью мороза;

- Ребята, а о ком так говорят?/Слайд № 11/

Чьи малыши в лесной глуши

В холод лютый раздеты, разуты?

Клёст / влетает/.

Называют меня клёст-еловик, а ещё называют « северным попугайчикам». Так называют нас за то, что, как и попугаи, хорошо лазаем по деревьям, цепляемся за ветки лапками и своим крепким клювом.

Живём мы в еловых лесах. Так уж мы клесты приспособились – еловыми семечками питаемся.

Как увидим ёлку, у которой вершина шишками увешана, сразу по веткам рассыпаемся, и пошла работа.

Клюв у нас крючком, как раз для того, чтобы чешуйку за чешуйкой отворачивать, мелкие крылатые семена доставать.

По клюву нас сразу и узнаете. А если клюв не рассмотрите, окраска поможет. Она у нас оранжево-красная.

А птенцов мы выводим в любое время года, даже зимой. Гнёзда мы строим на деревьях под густыми ветками. Оно с толстыми стенками, глубокое. Выстлано мхом, перьями. В таком гнезде птенцы не замёрзнут. Было бы шишек много, было бы, чем детей выкормить, а мороз нам не страшен.

/ Добавляет учитель/.

- Клесты полезны тем, что в урожайные годы, обклёвывая шишки с веток деревьев, они предохраняют их от поломки.

Поедают они и мелких насекомых. Кроме этого клесты очень украшают и оживляют лес зимой. Песня у них задорная весёлая.

- До свидания, ребята. Я думаю, вы меня запомнили. / Улетает./

- А к нам ещё один зимний гость прилетел.

- А ну-ка, вспомните, кто из птиц умеет по дереву вниз головой бегать? /Слайд № 12/

Поползень.

Поползень – нарядная птичка. Спинка у него серая, почти голубая, брюшко и грудь – белые. От клюва через глаз чёрная полоска идёт.

Но кто не запомнит эти приметы, может узнать по ещё одной. Поползень может по дереву вниз головой бегать. Никто из наших птиц так не может.

Лазает поползень по дереву, разыскивает насекомых, которые под корой прячутся. От орешка или семечка поползень тоже не откажется.

Поползень гнездо в дупле устраивает, хотя сам дупла не выдалбливает – не умеет. Найдёт старое, заброшенное дупло и поселится там. А чтобы другой не забрался, замажет вход глиной, только узенькую лазейку для себя оставляет.

Вот какая интересная птичка поползень. /Улетает./

- А вот ещё кто-то у нас в гостях.

- Что за птица? /Слайд № 13/

Свиристель.

Свиристель – птичка нарядная, очень красивая. Узнать её можно по хохолку. Свиристелей можно увидеть в лесах, парках, садах. Они украшают своим ярким опереньем зимнюю природу. Свиристели питаются ягодами, особенно любят ягоды рябины.

Уж очень они им нравятся./ Улетает./

- К нам в гости должны были прилететь ещё несколько птичек, но они где-то задержались, что-то их не видно.

А вот вы сами сможете о них рассказать? Нужно только отгадать загадки и заполнить ребус. /Слайд №14./

Загадки про сороку, воробья и ворону.

/Ребята отгадывают загадки и сами рассказывают про этих птиц то, что знают: где их можно увидеть, чем питаются, чем отличаются?/

- Существует воробьиное « Бюро погоды»- за трое суток.

Воробьи чувствуют изменения погоды, похолодания…

ПРИМЕТЫ:

Вороны каркают стаей – к снегопаду.

Садятся на снег – к оттепели.

Садятся на вершины деревьев – к морозу.

- Ребята, мы узнали и познакомились с некоторыми зимующими птицами. А какие зимующие птицы живут в нашем Тюменском крае? /Слайд №15/

/Дятел, снегири, синички, клесты, свиристель./

Тетерев, глухарь, рябчик, куропатка. Эти птицы часто прячутся под снег от опасности. Правда снег может спасти только от ястреба, а от лисицы, рассомахи не укроет.

Кроме этих птиц есть ещё птицы, не улетающие в тёплые края, то есть зимующие. Это – чиж, щегол, галка, овсянка, королёк, филин, сокол и другие.

Хоть птицы и находят корм зимой, но его не достаточно. Поэтому человеку обязательно надо подкармливать зимующих птиц, чтобы они не погибли от холода и голода.

/Стихотворение « Покормите птиц»/

- А как можно помочь птицам зимой? /Слайд №16/

Ответы детей.

- Правильно, ребята. Давайте посмотрим, как можно оборудовать птичью столовую. /Слайд № 17/

- А чем можно подкармливать птиц?

Семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. НЕЛЬЗЯ давать птицам жареные семена.

Птиц можно подкармливать крошками белого хлеба. Крошки чёрного хлеба ВРЕДНЫ для птиц. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несолёные жир и мясо.

4. Итог урока.

- Ну, вот и закончилась наша экскурсия.

- Кого вы запомнили из зимующих птиц?

- Как люди, и вы, ребята, могут помочь птицам в трудное зимнее время?

- Послушайте стихотворение. /Слайд №18/

- Птицы ждут от вас помощи.

5. Домашнее задание.

- Повторить всё, что узнали о зимующих птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс Гармония

Урок -закрепление по окружающему миру для 4 класса по теме "Путешествие по географической карте" УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.

Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164  г. Санкт  - Петербург Аннотация к...

Методическая разработка урока по Окружающему миру 3 класс.

Познакомить  учащихся с понятием почва,выяснить основное свойство почвы, в процессе опытов установить состав почвы, показать значение почвы для растений и животных....

Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»

формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...

Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»

Формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели....