"Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" - урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Урок по теме "Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" преследует следующие цели:: дать понятие связи между конкретными операциями,  используя демонстрацию шкалы линейки; формирование умения анализировать задачи и представлять их в виде схематических  моделей; воспитание нравственных качеств

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaz.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

СВЯЗЬ ВЫЧИТАНИЯ

СО СЛОЖЕНИЕМ

Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач.

 Цель: дать понятие связи между конкретными операциями,  используя демонстрацию шкалы линейки; формирование умения анализировать задачи и представлять их в виде схематических  моделей; воспитание нравственных качеств.

Оборудование: набор для организации игры «Живые числа»; набор с  сюжетным занимательным демонстрационным материалом ; набор моделей схем к задачам демонстрационных и индивидуальных.

Ход урока

  • Введение в тему.

Я знаю, что сегодня на уроке к нам придёт кто - то из сказки. Кого бы вы хотели видеть?

Найдём друзей этих чисел ( 7,8,9) и узнаем нашего гостя.

Игра «Живые числа». Задание на отработку состава чисел, использовать карточки с цифрами на столах детей. Они составляют пары чисел и при правильном выборе получают фрагмент картинки. В результате выкладывается мозаичный рисунок девочки.

 

-Из каких сказок может быть эта девочка?

  • Работа по теме урока. Проследить связь между конкретными операциями.

- Наша гостья ищет свою вещь. Мы можем помочь маленькой девочке: выполним задания 1,2,6 в учебнике  (с.79)

Материал упр. №1 дополнен и вынесен на доску. Он записан под рисунками 3-х корзинок и представляет собой графы с использованием шкалы линейки. Рассматривается первый пример, по аналогии составляются выражения к другому графу Сравнили, нашли общее. Делается вывод, прочитывается в учебнике.

8-3=5                            9-3= 6                                   7-3=4

5+3=8                           6+3=9                                    4+3=7

Закрепление: №2.

- Какое действие обратно прибавлению шести? и так далее;

  №6.

- Как работает машина Самоделкина?

Заглянули в корзинки и выяснили, что в одной ягоды, в другой - горшочек с маслицем и пирожки, в третьей - подснежники.

-Кому принадлежат эти вещи?

Дети называют сказки, героев, а я показываю на выставке книги, которые они могут прочитать.

-Подсказка: Девочка эта с корзинкой по лесу идёт.

                       Но не знает девочка, что опасность её ждёт.

                      За кустами светится пара злющих глаз.

                       Кто же страшный встретится девочке сейчас?

(Красная Шапочка и Серый  волк)

Из корзинки достали её шапочку и дополнили ею рисунок.

  • Физминутка.

Утром девочка проснулась

Улыбнулась, потянулась!

Раз - водой она  умылась.

Два - изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела.

На четыре - завтрак съела.

Солнце утро лишь проснётся,

Внучка к бабушке вернётся.

Дети имитируют движения.

-Кто вам из них нравится (не нравится) и почему?

Драматизация. Мальчик в маске волка.

Как мне поступить, если хочется

драться, детей обижать, щипать и толкаться?

Как сделать бы мне, чтоб меня понимали,

гордились бы мной не боялись, а ждали?

Выслушаем советы детей.

- А вот какой совет дала Красная Шапочка:

Надо заняться полезным делом. Если выполнять его хорошо и быстро, то всегда можно добиться  уважения. Ты любишь пирожки с фруктовой начинкой, тогда отправляйся к бабушке и попросись к ней садовником. Она рада будет угощать тебя пирогами хоть каждый день.

  • Работа над задачами.

Обрадовался Волк, согласился. И нас в  гости приглашал.

Вот смотрите: на садовом участке Волк посадил 8 кустов смородины, а крыжовника - на 5 кустов меньше.

 Закрась красным цветом кусты смородины, зелёным - кусты крыжовника.

(Работа в тетради. Кусты обозначены рядами кругов.)

Выбери и обведи выражение, которое  показывает сколько кустов крыжовника на садовом участке.

8-3      8-2      2+1      8-5      8-6      10-7

После выбора объяснить, что обозначает каждое число.

- На каждой схеме выбери два отрезка, которыми можно обозначить кусты смородины и кусты крыжовника.

А)                                                                      Б)

                                                                 

        

- Отметить на каждой схеме отрезок, который обозначает 5 кустов.

  • - Физминутка

Пока  задачу мы решали

По небу тучи побежали.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам.       ( Шаги на месте)

Гром! Гром! Как из пушек. Нынче праздник для лягушек.         ( Прыжки на месте)

Град! Град  град.  Все под крышами сидят.      ( Хлопки над головой)

Только Волк наш сидит в луже, ловит рыбку нам на ужин.    (Наклоны - удим рыбу)

  • Продолжаем работать над задачей.

- Соедини вопрос с условием, чтоб получилась задача.

Волк поймал 5 карасей и 2 окуня.

Волк поймал 5 карасей, а окуней на 2 больше.

Сколько окуней поймал Волк?

Выбери  схему:

        

- Отметь на схеме отрезок обозначающий 2 окуня.

Самостоятельная работа.

-Запиши выражение, указывающее на количество пойманных окуней.

-Будет это выражение решением задачи? Зачеркни неверный ответ.  

да                             нет

Варианты ответов выносятся на доску и обсуждаются. Проверить фишками и графом.

-Какое правило употребили при проверке: Прибавление числа 2 , обратно вычитанию числа      2, а вычитание числа 2 обратно прибавлению числа 2.

  • Итог урока.

-Почему наш Волк стал хорошим?

-Правильно. Он трудился. Какую работу он делал? А какую работу выполняли мы?

-Волк научился быть полезным, а чему научились мы в результате  выполнения наших заданий?

-Какой совет вы могли бы дать друзьям, которые хотят, чтобы их уважали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок:математика 1 класс "Составление и решение задач на сложение и вычитание"

Аннотация к уроку математики в 1классе (1-4). УМК "ШКОЛА РОССИИ"Тема:Составление и решение задач на сложение и вычитание.  Цель: формирование умения моделировать  решение простых задач.Задач...

Урок математики 1 класс по теме "Закрепление изученного. Решение текстовых задач, примеров на сложение и вычитание в пределах 10, сравнение чисел в пределах 10"

Учащиеся учатся решать задачи изученных видов; решать примеры на сложение и вычитание чисел 1,2,3; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить средства и способы её осуществлени...