Чем интересен квадрат? Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления. Урок-исследование в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Конспект открытого урока по математике в 3 классе с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_interesen_kvadrat.docx53.03 КБ
Файл chem_interesen_kvadrat_prezentatsiya_k_uroku.pptx409.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Грицовская средняя школа имени Д. С. Сидорова»

Чем интересен квадрат?

Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления

Урок-исследование по математике в 3 классе.

Автор Плетнева Е. В.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

п. Грицовский, 2014 г.

Чем интересен квадрат?

Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления

Урок-исследование по математике в 3 классе.                  

Задачи:

  • закреплять умение решать задачи;
  • составлять таблицы умножения 7 и на 7, соответствующие случаи деления;
  • способствовать продвижению учащихся в общем развитии, воспитанию познавательного интереса к предмету, развитию внимания, памяти, мышления; содействовать воспитанию любознательности, творческой активности, стремления познавать новое.

Планируемые результаты

Предметные:

  • составлять таблицы умножения 7 и на 7;
  • различными способами вычислять соответствующие случаи частного;
  • решать текстовые задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, на кратное сравнение и нахождение периметра квадрата, составлять задачи;
  • совершенствовать навыки сложения в пределах 100, табличного умножения и деления

Метапредметные:

  •  понимать и сохранять в памяти  учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
  •  работать в паре: участвовать в обсуждениях, оценивать точку зрения товарища;
  • оценивать результаты своей деятельности

Личностные:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – допустимая часть решения любой задачи

Оборудование

Презентация к уроку, ноутбук, проектор; раздаточный материал: стоклеточные квадраты, перфокарты для чисел, кратных 7, схемы-задания для исследования числового квадрата; шахматная доска.

Ход урока:

I.  Организация учащихся.

- Сегодня у нас, ребята, урок-исследование. Математическое исследование – работа творческая. Это поход в изумительно красивый мир математики, в котором числа и фигуры причудливыми узорами и закономерностями переплетаются, образуя целые горы фактов, проблем и открытий. Чтобы успешно провести наше исследование, понадобятся наблюдательность, изобретательность, твёрдые знания математических закономерностей, упорство и труд.

II. Мотивация познавательной деятельности.

 – Угадайте одно из слов темы нашего исследования:

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нём – прямой.

Все четыре стороны

 Одинаковой длины.

Вам его представить рад:

А зовут его … (квадрат).

Тема урока: «Чем интересен квадрат?»

Как бы вы ответили на этот вопрос?

 III.  Актуализация знаний.

- Для того, чтобы открывать тайны квадрата, необходимо потренироваться в  вычерчивании этой фигуры.

Возьми линейку, карандаш

И начерти квадрат.

Да повнимательней следи,

Чтоб не был кривоват.

Отметим стороны  в длину:

Пять сантиметров пусть.

Теперь задание, и ты

Внимательнее будь.

Ты сумму всех его сторон,

Пожалуйста, найди.

И самый быстрый способ ты

В решенье приведи.

Самостоятельная работа учащихся. Проверка.

- А с какими особенными квадратами мы работали на уроках математики? (Таблицей Пифагора, магическими квадратами).

IV. Организация познавательной деятельности.

Сообщение исторических сведений о магических квадратах.

1) - Перед вами копия гравюры немецкого художника Альбрехта Дюрера, созданная  1514 году. Если вглядеться внимательно в её правый верхний угол, увидишь квадрат размером 4х4 – пример того, что математики называют магическим квадратом четвёртого порядка. (Слайд № 2)

2) – А это изображение считается самым древним магическим квадратом. Говорят, что он впервые появился в Китае примерно за 2200 лет до нашей эры. Под названием Ло Шу он до сих пор используется как талисман. Числа, дающие в сумме 15, здесь обозначены не цифрами, а точками. (Слайд № 3)

Актуализация знаний.

- Думаю, квадрат интересен уже тем, что  быту мы пользуемся предметами такой формы. Скажите, какими? (Картины, подушки, наволочки, кафельные и другие плитки для ремонта квартиры, салфетки, скатерти, …)

 - А для каких игр используется квадратное поле? (Шахматы, шашки, нарды, пятнашки, «крестики-нолики», «Морской бой», «Эрудит», …)

Решение задач.

 В одной пачке 50 бумажных салфеток, а в другой в 2 раза больше. Сколько салфеток во второй пачке?

  В магазине «Венёвский текстиль за полгода было продано 32 подушки с синтетическим наполнителем, а пуховых в 4 раза меньше. Сколько всего подушек продали?

С синтетическим наполнителем – 32 подушки

Пуховых - ?, в 4 раза меньше

  } Всего - ?

1) 32:4=8(п.) – пуховых.

2) 32+8=40 (п.)

Ответ: всего 40 подушек продали.

 Для ремонта купили 8 десятков штук настенной плитки и 2 десятка штук напольной плитки. Во сколько раз больше купили настенной плитки?

(Решение задач записывается в тетрадях: №1 и №3 – самостоятельно, с последующей проверкой, №2 – с комментированием на доске).

- Послушайте стихотворение об этом предмете (показывает шахматную доску):

Вся в квадратах – белых, чёрных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точёных –

Деревянные войска.

Люди их передвигают.

Коротают вечера.

Люди в шахматы играют –

Гениальная игра.

- Кто из вас может придумать задачи о шахматах и шашках?

 Для игры в шахматы выставляют 2 ряда пешек, по 8 фигур в каждом. Сколько всего пешек?

На шахматном поле 16 пешек и 4 ладьи. Во сколько раз ладей меньше, чем пешек?

 На шахматном поле 8 рядов клеток, по 8 клеток в каждом ряду. Сколько всего клеток?

Задачи решаются устно.

Физкультминутка.

 Работа со стоклеточными квадратами - раздаются каждому ученику. (Слайд № 4, Приложение 4)

 Наблюдение.

-  В этом стоклеточном квадрате числа расставлены просто по порядку. Но слово «просто» может ввести в заблуждение: на самом деле этот квадрат – довольно сложное сооружение. Кроме всего прочего он иллюстрирует тот факт, что в нашей системе счисления мы считаем десятками. Досчитав до 9, мы начинаем пользоваться теми же цифрами, добавив 0.

 Повторение нумерации чисел, конкретного смысла умножения, изученных случаев табличного умножения и деления. Работа в парах на одном квадрате.

а) Закрасьте клетки с числом, в котором 4 десятка 6 единиц, 3 десятка 7 единиц;

б) число 11 взять 2 раза, 3 раза, 4 раза, 5 раз;

в) 7 · 4         21 : 3        5 · 3       6 · 2

    6 · 3         12 : 2        2 · 2        3 · 4

В результате на квадрате получается рисунок. Дети демонстрируют результат работы и сверяют его с эталоном (Слайд № 5)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

 Продолжение наблюдения.

- Чем отличается мой квадрат от ваших? (Слайд № 6)  (Размером, цветом некоторых столбиков)

- От того, что числа в стоклеточном квадрате расположены по 10 в ряд, возникают некоторые красивые узоры. Например, все чётные числа располагаются по столбцам, так же как и числа, делящиеся на 5 (Слайд № 7). Ответы из других таблиц могут давать совершенно неожиданные узоры. (Приложение 2) Я предлагаю вам исследовать их дома.

 Повторение известных случаев умножения числа 7. Работа в парах – закрашивание клеток второго квадрата: 7·1, 7·2, 7·3, 7·4, 7·5, 7·6. Сверка с эталоном (Слайд № 8).

Знакомство с неизученными случаями умножения числа 7:

а) накладывание поверх числовых квадратов цветных квадратов с прорезанными «окошками» на месте чисел, кратных 7 (Слайд № 9, Приложение 3).

-Числа, делящиеся на 7, располагаются по следам шахматного коня!

(Учитель показывает  фигуру Коня и его ход на квадрате:

 – Конь – самая хитрая фигура на шахматной доске. Ходит он в любую сторону так: два поля прямо, потом одно поле вбок. Или одно поле прямо, потом два поля вбок. Слайд № 10)

Прыгнет Конь. Подковы - звяк!

Необычен каждый шаг:

Буква Г и так и сяк.

Получается зигзаг.

б) Запись в тетрадь примеров из таблицы умножения числа 7 и соответствующих случаев деления:

7·7=49                     7·8=56               7·9=63

49:7=7                     8·7=56               9·7=63

                                 56:7=8               63:7=9

                                 56:8=7               63:9=7

в) Установка на запоминание.

V.  Итог урока.

- Вот такая интересная фигура – квадрат, особенно если внутри он заполнен числами.

VI. Рефлексия.

- Кто испытал удивление на уроке? Чем были удивлены? Что понравилось?

XI. Домашнее задание. Домашнее задание: сделать карточки-сорбонки с  примерами, записанными в тетради,  учить табличные случаи умножения и деления. Исследовать другие числовые узоры в стоклеточном квадрате. (Дети получают листы с напечатанными узорами – Приложение 2).

Приложение 1 

Материал для продолжения исследования стоклеточного квадрата

и закрепления навыков сложения  в пределах 100  

на последующих уроках и во внеурочной деятельности.

- Выберем в наших стоклеточных квадратах квадрат 4х4:

1

2

3

4

11

12

13

14

21

22

23

24

31

32

33

34

Посчитаем сумму угловых чисел: 1+4+31+34=70

А теперь посчитайте сумму четырёх средних чисел: 12+13+22+23=70

А какую сумму дадут числа, выделенные на схемах:

1

2

3

4

11

12

13

14

21

22

23

24

31

32

33

34

1

2

3

4

11

12

13

14

21

22

23

24

31

32

33

34

1

2

3

4

11

12

13

14

21

22

23

24

31

32

33

34

1

2

3

4

11

12

13

14

21

22

23

24

31

32

33

34

- Имеет ли значение, какой квадрат 4х4 выбран?

- Имеет ли значение, каков размер выбранного квадрата? Давайте сравним суммы отмеченных чисел для квадрата 3х3:

1

2

3

11

12

13

21

22

23

1

2

3

11

12

13

21

22

23

1

2

3

11

12

13

21

22

23

- Можно выбирать также другие квадратные участки: 5х5, 6х6, 7х7 для исследований. А ещё четвёрки чисел из прямоугольников, взятых внутри стоклеточного квадрата.

Приложение 2

Исследуй числовые узоры в стоклеточном квадрате

Приложение 3

7

14

21

28

35

42

49

56

63

70

77

84

91

98

Приложение 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-исследование по математике в 3 классе Чем интересен квадрат? Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления Выполнила Плетнева Е.В., МОУ « Грицовская СШ имени Д.С. Сидорова» п . Грицовский , 2014 г.

Слайд 2

Из истории магических квадратов Г равюра « Меланхолия» немецкого художника Альбрехта Дюрера. 1514 год

Слайд 3

Из истории магических квадратов Ло Шу ( кит. трад . 洛書 , упр. 洛书 , пиньинь : luò shū ) Был известен ещё в Древнем Китае , первое изображение на черепаховом панцире датируется 2200г. до н.э. .

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Слайд 6

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Слайд 7

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Слайд 8

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Слайд 9

7 14 21 28 35 42 49 56 63 70 77 84 91 98

Слайд 10

7 14 21 28 35 42 49 56 63 70 77 84 91 98

Слайд 11

Исследуй числовые узоры в стоклеточном квадрате

Слайд 12

Интернет – ресурсы: http://www.kakprosto.ru/kak-841357-magicheskiy-kvadrat-kak-eto-rabotaet#ixzz3q8aJHBy5 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/ Магический_квадрат http://www.e-reading.life/bookreader.php/92134/Suhin_-_Shahmaty_dlya_samyh_malen%27kih.html http://pixers.ru/fotooboi/peshka-85194756


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления". 2 класс. Конспект урока и презентация к уроку.

Программа "Школа России"Конспект урока на тему  "Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления"Цель урока:-Составить таблицу умножения числа 3 и рассмотреть соответствующие случаи деления, п...

Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления

Цель урока:Составить таблицу умножения числа 3 и рассмотреть соответствующие случаи деления, пользуясь таблицей умножения 3.Задачи:- совершенствовать умение решать задачи, анализировать и делать вывод...

Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления

Урок математики. "Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления"...

Урок математики тема: "Умножение 6 на 6, соответствующие случаи деления"+презентация

Цели:Обучающие: повторить таблицу умножения до 6, составление таблицы умножения шести и на 6 и соответствующие случаи деления;Развивающие: совершенствовать вычислительные навыки, развивать вычислитель...

Технологическая карта урока по математике в 3 классе по теме"Умножение 7, на 7,соответствующие случаи деления"

Конспект открытого урока по математике в 3 классе по теме "Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления". Урок прошел в соответствии с требованиями ФГОС, в основе котороголежит системно-деятельн...

Технологическая карта урока математика 2 класс "Таблица умножения на 5 и соответствующие случаи деления"

Технологическая карта урока математика 2 класс "Таблица умножения на 5 и соответствующие случаи деления"...