Технологическая карта урока по математике на тему " Деление с остатком (открытие новых знаний)" 3 класс "Школа России"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Глазырин Данил Михайлович

Предварительный просмотр:

Школа: №148                                                                                                                                                                                  Учитель: Утарбекова Д.К

Класс: 3 «Д»                                                                                                                                                                          Студент: Глазырин Данил,43 гр.

                                                                                                                                             

Время: 8:00-8:40

Кабинет:214

Дата: 24.02.17                                                                                                                                                                        

Конспект урока по математике на тему:

 «Деление с остатком».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток; способствовать актуализации и закреплению полученных знаний на предыдущих уроках.

Личностные: положительное отношение к математике, учебе в целом; развивают наблюдательность, внимание, память, математическую речь, коммуникативные навыки.

Предметные: учатся выполнять деление с остатком; совершенствуют  вычислительные навыки.

Оборудование: Математика: 3 класс, 2 часть, М.И. Моро. Школа России, презентация.

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

1 мин

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приветствую вас на уроке математики. Всё ли готово к уроку? Давайте проверим. Я буду называть, что нам понадобится на уроке, а вы кладите руку на названный мной предмет: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь на печатной основе, пенал.

- Все готовы? (Да.)

- Хорошо, молодцы. Тогда начинаем наш урок.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас

Математика сейчас.

Пожелаем всем удачи –

За работу в добрый час!

Откройте тетради, запишите число.

Сегодня 24 февраля. Классная работа

Приветствовать учителя, настраиваться на работу на уроке.

Записывать в тетрадь число.

Л: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.

2. Актуализация знаний учащихся.

Словесный — ответы на вопросы;

Наглядный — рассматривание иллюстрации;

Практический. Устный счет.

                                       

3 мин.

Ребята, работаем по группам:

1. «Весёлые примеры».

Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске.

1 группа:

Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)

Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?

 (54 : 9 = 6)

Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

2 группа:

Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)

Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)

Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)

3 группа:

 У рыбы с усами3 зуба  умножить на число гномов у Белоснежки.

(3 • 7 = 21)

Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.

(50 : 10 = 5)

Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)

Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.

Работать по группам

Решать примеры

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

3.Постановка и решение учебной задачи.

Метод-словесный;

практический.

Прием: постановка целей  и задач урока

10 мин

На доске вы видите кораблики с примерами. Давайте мы с вами эти кораблики отправим на острова с номерами 3, 4, 5.

Приглашаю к доске по 1 человеку, чтобы распределили кораблики по островам.

11:3

3) 28:4,    12:4,   27:9

4) 36:9,    24:6,   20:5

5) 35:7     20:4    45:9

- Все кораблики отправлены на острова?

- Какой остался? (11:3) Почему? (в таблице умножения с числом 3 нет ответа 11)

-На какое действие пример? (деление)

- Назовите компоненты при делении.

Давайте решим с помощью корабликов этот пример.

Учитель переворачивает корабли и острова, добавляет еще один.

- Мы будем распределять 11 корабликов на 3 острова, т.е. 11 разделим на 3.

- Что сделаем сначала? (Возьмем 3 кораблика и распределим их по одной в 3 острова)

- Остались еще кораблики? Сколько? (8)

- Что сделаем  дальше? (снова возьмем кораблики и разложим их по 3 одной в три острова)

- Сколько осталось корабликов? (5)

- Можно ли еще разложить по островам? Разложите.

- Сколько осталось? (Два)

- Можно ли поровну разложить 2 кораблика в 3 острова? (нет)

- По сколько корабликов получилось в каждой куче? (по 3 кораблика)

- Сколько осталось? (2)

- Какой вывод сделаем? (Что  мы распределили 11 корабликов в 3 острова и в результате получилось по 3 корабля и 2 осталось)

- Кто знает, как называется действие, которое мы с вами выполнили? (Деление с остатком)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Деление с остатком»)

А, какую цель, и задачи мы поставим перед собой?

Цель:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток

Задачи:

-учатся выполнять деление с остатком;

- совершенствуют вычислительные навыки.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют задачи урока.

Решать примеры

Р:  умение ставить  учебную задачу;

- развивать навыки проблемно-поисковой деятельности.

К: умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

4.Решение частных учебных задач

Метод: словесный;

практический

Прием: решение примеров с комментированием и проверкой

Прием: решение задач

15 мин

Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток,

   А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм)

Памятка

Как разделить число с остатком.

  • Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
  • Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  • Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

- Мы с вами сейчас только что разделили 11 на 3, сейчас вместе попробуем разделить 17 на 5.

- Мы с вами можем разделить любое число, просто в  некоторых случаях остается остаток.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа

С новой строчки  запишите устное выражение 17:5=

Решение записывается ниже:

- какое ближайшее число до 17 делится на 5 без остатка? (число 15)

- Делим 15 на 5. Сколько получится? (3)

- Какое число мы делили? (17) Все число разделили? (15)

- Как узнать, сколько осталось разделить? (из 17 вычесть 15)

- Значит 17: 5 будет 3  в остатке 2.

- Вернемся к нашему примеру. Записывается это так:

17:5=3 (ост. 2)

- Давайте запишем это в столбик: (учитель комментирует запись: единицы под единицами, десятки под десятками…)

17    5

15    3

  2

- Прочитайте информацию на с.26.

- Найдите № 1, давайте прочитаем разными способами.

- Решим примеры на деление с остатком.

8:3   13:2    17:4    18:5    13:4

На доске записаны числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

- Посмотрите на доску. Разделите числа, записанные на доске на 2.

2 : 2 = 4 6 : 2 = 3

3 : 2 = 1 (ост. 1) 7 : 2 = 3 (ост. 1)

4 : 2 = 2 8 : 2 = 4

5 : 2 = 2 (ост. 1) 9 : 2 = 4 (ост. 1)

- Что вы заметили? (Либо числа делятся на 2 без остатка, либо в остатке получается 1)

- Разделите на 3 следующие числа: 21, 22, 23, 24, 25, 26.

21 : 3 = 7 24 : 3 = 8

22 : 3 = 7 (ост. 1) 25 : 3 = 8 (ост. 1)

23 : 3 = 7 (ост. 2) 26 : 3 = 8 (ост. 2)

- Что вы заметили? (При делении на 3 в остатке получается 1 или 2)

- А при делении на 3 может в остатке получиться 3? Почему? (Остаток должен быть меньше делителя, в ином случае деление можно выполнить еще раз.)

- Значит, какой можно сделать вывод, какое правило при делении с остатком? (При делении остаток всегда должен быть меньше делителя.)

- Молодцы! Откройте свои учебники на стр. 27. Прочитайте правило в красной рамочке.  Это правило нужно выучить.

Самостоятельная работа

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

    56 : 9 =                          45 : 8 =                    96 :16 =

    60 : 5 =                          83 : 40 =                  63 : 5 =

Выполни деление с остатком:

    9 : 4        =                 50 : 9 =              48 : 7 =

  15 : 6 =                 84 : 9 =

- Сейчас проверим как, вы, справились с работой

Найдите № 2, с.26

- Давайте выполним деление. Рисунки составлять не будем.

-Кто желает поработать у доски?

7:3=2(ост.1)

10:4     10:6     11:4     12:3

Решать примеры

Работать по алгоритму

Отвечать на вопросы

Решать примеры

Работать самостоятельно и у доски

Р: обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, средства, контроль, оценка).

П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Л:положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,

Физминутка

1 мин

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

Приседаем столько раз

Сколько рыбок здесь у нас.

Сколько чаек у нас 9

Столько мы подпрыгнем раз.

Повторяют движения

4.Решение частных учебных задач

Метод: словесный;

практический

Прием: решение задач

10 мин

1)Работа в тетрадях на печатной основе с. 34 №2

Взаимопроверка.

2) Найди ошибку.

5:2=2 (ост.2)

12:7=1(ост.5)

10:3=3(ост.1)

11:2=5(ост.2)

24:5=4(ост.4)

Проверка.

Перед задача, давайте прочитаем: (на слайде)

Во время эксперимента, который проводил М.В. Ломоносов, он взял 68 медных шариков , 26 шариков расплавил, а остальные разложил в 5 пробирок. Сколько шариков получилось в каждой пробирке?

Что известно в задаче?  Постепенно на доске - карточки( взял, расплавил, разложил)

Что надо найти? (сколько шариков в каждой пробирке)

Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему? ( не знаем сколько шариков осталось, когда 26 расплавил)

Задачу решает 1 человек с комментированием у доски.

68-26=42(ш.)- осталось, когда 26 расплавил.

42:5=8 ш.(ост. 2)- в каждой пробирке.

(комментарий 2 действия: 42 без остатка не делится на 5; значит, узнаю сколько раз по 5 содержится в 42 ( 8 и 2 остаток). Проверяю: делимое 42 равно произведению делителя 5 и частного8 + остаток 2.

Самостоятельная работа по карточкам.

Вариант 1

18:5

29:7

37:9

23:3

56:9

68:8

50:8

44:6

Вариант 2

28:13

34:10

47:15

75:20

59:28

100:45

90:35

78:12

А теперь поменяйтесь тетрадями, и мы проверим со слайда правильно ли вы выполнили примеры

Решать примеры

Отвечать на вопросы

Решать  задачу

Записывать решение задачи

Работать по карточкам самостоятельно

Делать вывод по заданиям

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

П: строят речевые высказывания

Р: определять и формулировать цель задания, проговаривать последовательность производимых действий, объяснять способы нахождения результатов, используя математическую терминологию, работать по готовому образцу;

отличать верно, выполненное задание от неверного,

исправить ошибки, поняв, в чём причина,

оценивать результаты деятельности;

5. Рефлексия и итог урока

Метод: словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к теме урока, обобщение

3 мин

Что нового узнали? Как проверить деление с остатком?

Умение решать примеры данного вида и выполнять их проверку очень важно для нас сегодня, будет  востребовано в дальнейшей  работе и конечно  ,пригодится вам  всем  в повседневной жизни.

Какое задание было для вас самым интересным?

Поднимите руки те, кто хорошо понял тему и может объяснить её товарищам?

Кому нужна помощь?

Анализируют проделанную работу, оценивают её. Прощаются с учителем.

К:

- аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли.

Р: оценка и самооценка собственной работы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике на тему «Деление и умножение чисел на 10 и на 100»

Тип урока: закрепление изученного материалаЦель: закрепить навыки умножения и деления чисел на 10 и на 100....

Технологическая карта урока по математике на тему «Деление на 10,100,1000» 3 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: формирование умения делить на 10,100,1000,пользуясь правилом приписывать или отбрасывать 0; тренировка умения решать текстовые задачи.Планируемые результатыПредметные: зн...

Технологическая карта урока по математике по теме "Деление с остатком на 10, 100"

Способствовать составлению алгоритма деления числа с остатком на 10, 100,  формированию практических навыков деления, развитию умений решать задачи....