Технологическая карта урока по математике 3 класс
учебно-методический материал по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза В.П.Трубаченко г. Вольска Саратовской области"
Технологическая карта урока математики в 3 классе
«Решение задач»
Подготовила учитель начальных классов
Инзырёва Наталья Анатолбевна
г. Вольск
2017
Предмет: Математика
Класс: 3
Учебник (УМК): «Школа 2100», Математика Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких 3 класс
Тема урока: Доли. Решение задач на нахождение числа по доли и доли по числу.
Основные цели:
1)уточнить понятия: доля, дробь, знаменатель;
2)повторить и закрепить действия с долями (сравнение);
3)решать задачи на нахождение числа по доли и доли по числу;
4) тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.
.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | - Перед вами фраза, прочитайте и объясните ее значение. На ошибках учимся. -Если мы заговорили об ошибках и своем отношении к ним, то какой тип урока по вашему у нас сегодня будет? -В чем особенность этого урока? -Совершенно верно. Какую цель на урок каждый из вас поставит перед собой? -Тогда немедля ни секунды приступаем к работе. | Дают пояснение фразы. -Урок закрепления знаний или рефлексия. -В том, что мы будем фиксировать свои ошибки и отрабатывать их самостоятельно. -Зафиксировать свои возможные ошибки и самостоятельно их отработать. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний, умений и навыков. | -Прежде всего давайте вспомним темы, над которыми мы работали на прошлых уроках. -Сегодня мы продолжим работу по данной теме. Работа фронтальная с проверкой (Образец на доске) а) – Объясните, что показывают числа, записанные под каждым рисунком? 1/3, 1/6, 1/12, 1/8, 1,2 б) Выберите истинное высказывание 1/20, 1/7, 1/3,1/10,1/16,1/2 в) Расположите доли в порядке возрастания: 1/20, 1/7, 1/10, 1/3, 1/16, 1,1/5 г) Реши задачу. 1/5 верёвки составляет 5 м. Какой длины верёвка? Выбери правильную модель к задаче Длина веревки – 5м 1/5часть веревки - ? м 5м 1/5 Выбери правильное решение задачи
2.5*5=25 (м) длина веревки | -Доли. Арифметические действия с долями. Решение задач на нахождение доли по числу и числа по доли. | Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся |
3.Самостоятельная работа №1. 4. Локализация места затруднения. | На выполнение работы отводится 10 минут. 1) Запиши дробь к каждому рисунку. а) б) в) г) 2)Запиши полученные дроби в порядке убывания. 3)Реши задачу. В книге 60 страниц. Ученик прочитал 1/3 книги. Сколько страниц прочитал ученик? 4) Половина дыни весит 3 кг. Сколько весит целая дыня? После выполнения работы учащиеся сверяют решения с подробным образцом, данным на доске. По мере проверки учащиеся подчёркивают карандашом место несовпадения с предъявленным образцом и заполняют второй столбец своей таблицы. Если задание выполнено точно так же, как на образце, то в таблице против соответствующего номера они ставятся знак "+", а если есть расхождения, то фиксируют их знаком "?" № задания Выполнено ("+", или "?") Образец.
3.Ответ: ученик прочитал 20 страниц. 4. Ответ: дыня весит 6 килограммов. Тем учащимся, которые верно выполнили задание, предлагается эталон для того, что бы они ещё раз проанализировали свою работу. Эталон. 1) Запиши дробь к каждому рисунку. а) Ромб разделён на 2 равных частей, закрашена 1 часть, закрашенная часть составляет ½. б) Прямоугольник разделён на 6 равных частей, закрашено 1 часть, закрашенная часть составляет 1/6. в) Прямоугольник разделён на 4 равные части, закрашено 1 часть, закрашенная часть составляет ¼. г) Прямоугольник разделён на 12 равных частей, закрашена 1 часть, закрашенная часть составляет 1/12. 1.Запиши полученные дроби в порядке убывания. -Мы знаем, что чем больше знаменатель, тем меньше доля. Следовательно для того чтобы записать дроби в порядке убывания, нужно начать с наименьшего знаменателя. 1/2, 1/4,1/6,1/12 2.Решение задачи. - Записываем краткое условие к задаче, для этого находим «ключевые слова» и арифметическое пояснения к ним. Вся книга – 60 стр. 1/3 кн. - ? стр. - Чертим отрезок, который обозначает «целое», т.е. вся страницы книги – это 60 стр. - Делим весь отрезок на 3 равные части, так как ученик прочитал 1 третью часть от всей книги. - Закрашиваем эту часть, отмечаем дробью.
- Рассуждаем: в задаче один знак ?, значит будет 1 действие. Нам нужно найти часть от целого. Чтобы найти долю, нужно число целого разделить на число частей. - Записываем: 1) 60: 3 = 20 (стр.) третья часть книги - Читаем вопрос к задаче, формулируем и записываем ответ: Ответ: ученик прочитал 20 страниц. Дополнительное задание: 2 задачи на карточках по выбору. Задача №1 Мама испекла 24 пирожка. В первый день дети съели 1/6 всех пирожков, во второй день 1/3 всех пирожков, а остальные пирожки они съели в третий день. Сколько пирожков съели дети в третий день? Задача №2 От куска ленты длиной 50 см отрезали 1/10 часть, а от куска ленты длиной 30 см отрезали 1/5 часть. На сколько меньше отрезали от первого куска, чем от второго? С остальными учащимися проводится следующая работа. – Кто допустил ошибку в № 1? – Кто допустил ошибку № 2? – Кто допустил ошибку при решении задачи? – Какую цель вы ставите для себя на этом уроке? (Определить причину ошибки и исправить её) | Выполняют работу. Проверяют работу. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации |
5.Построение проекта выхода из затруднения. 6.Обобщение причин затруднений во внешней речи. 7. Самостоятельная работа №2. | -Что, значит, определить причину ошибки? -Что показывает знаменатель дроби, как правильно записать дробь? -Как вы будете исправлять ошибку? -Если у вас возникнет затруднение, что необходимо сделать? – Определив свойство, при использовании, которого вы допустили ошибку, занесите результаты в третий столбик таблицы. Приступайте к работе. Учитель последовательно выясняет у кого из детей, на какие понятия и правила были допущены ошибки и эти понятия и правила проговариваются во внешней речи. -Выполните вторую самостоятельную работу, выбирая из заданий только те, в которых допустили ошибки. Если вы допустили ошибку в №1, то возьмите конверт № 2 и выполняйте задание: 1) По рисунку запиши дроби. 2) Придумай 3 своих дроби и сделай рисунок. Поднеси на проверку к учителю. Если вы допустили ошибку в №2,то только поставьте знак в карточке №2. Придумай 3 своих верных высказываний. Поднеси на проверку к учителю. 1/6, 1/8,1/12,1/10,1/4,1/12 Если вы допустили ошибку в №3, то решите задачу из карточки №3 (запиши краткое условие, схему, решение, ответ к задаче). Поднеси на проверку к учителю. 3)Арбуз весит 16 кг. Сколько весит половина арбуза? Эталон №1 1/12,1/2, 1/3, 1/6, 1/12 №2 1/6, 1/8, 1/12,1/10, 1/2 №3 Арбуз весит 16 кг. Сколько весит половина арбуза? Весь арбуз – 16 кг, 1/2арбуза - ? кг 16 кг 1) 16:2 = 8 (кг) половина арбуза Ответ: половина арбуза весит 8 килограммов. | -Определить, на какое правило допущена ошибка. -Чем больше знаменатель, тем меньше доля; - чтобы найти часть от целого доли, нужно число целого разделить на знаменатель; -чтобы найти число целого, нужно число доли умножить на знаменатель. Надо переделать задание и опять сравнить с образцом. Если у меня возникнет затруднение, я найду нужный алгоритм и памятку, повторю правило, на которое допущена ошибка, и снова выполню задание. Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта. Если им удаётся самостоятельно исправить ошибку, они заполняют четвёртый столбик таблицы. По окончании работы учащиеся получают эталоны и ещё раз анализируют свою работу. . Выполняют работу. Записывают. | Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения. Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка |
8. Рефлексия деятельности. 8. Домашнее задание. | - Какая была цель нашего урока? - Те, кто допускал ошибки при выполнении задания, какая перед вами стояла цель? - Кто из вас достиг цели? - Дайте анализ своей деятельности. -Домашнее задание вы выберете для себя сами. По какому принципу вы это будите делать? | - Повторить понятие доли, способы сравнения долей. Решать задачи на нахождение доли по числу и числа по доле. - Найти ошибку, понять её причину и исправить. - Учащиеся высказываются. - Учащиеся по желанию делают анализ по плану, предложенному им: 1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок; 2) Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (перечислить ошибки); 3) Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними; 4) Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с помощью эталона; 5) Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой; 6) Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их); 7) Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера); 8) В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их); 9) Мне необходимо поработать над… Из предложенных пунктов учащиеся выбирают те, которые соответствуют их деятельности -Мы для себя возьмем задание для отработки того затруднения, которое для себя зафиксировали. | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха: Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка. |
Приложение
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я знаю, как найти долю числа. | |
4) Я знаю, как найти число по доле. | |
5) Мне необходимо поработать над… | |
перечисли темы для доработки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"
Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...
технологическая карта урока по математике. Тема "Закрепление изученного материала по разделу : Устные способы вычислений в пределах 100" 2 класс в классе с учащимся с овз
урок с включением в учебный прцесс учащегося с овз...
Технологическая карта урока по математике 1 класс.Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть стр. 104-105;
Тип урока- изучение нового материала. Тема урока: "Задача".План урока.1.Организационный момент.2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.3. Изучение нового материала.4. Первичное закре...
Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"
Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"...
Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Школа России» Тема урока: Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить со знаками >, <, =; научить выполнять записи с этими знаками; закреплять знания состава чисел, развивать умение рассуждать.Планиру...
Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.
Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...
Технологическая карта урока по математике на тему : "Нумерация. Класс единиц и класс тысяч"
Технологическая карта урока по математике на тему : "Нумерация. Класс единиц и класс тысяч" 4 класс...