Технологическая карта урока по математике 3 класс
учебно-методический материал по математике (3 класс)

 Инзырёва Наталья Анатольевна

Учебно - методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_urok_matematiki_3_klass.docx71.91 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Средняя  общеобразовательная  школа № 4 имени Героя Советского Союза В.П.Трубаченко  г. Вольска Саратовской области"

Технологическая карта урока математики в 3 классе



«Решение задач»

Подготовила учитель начальных классов

Инзырёва Наталья Анатолбевна

г. Вольск

 2017


Предмет:  Математика   

Класс:  3       

Учебник (УМК):  «Школа 2100», Математика Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких 3 класс

Тема урока: Доли. Решение задач на нахождение числа по доли и доли по числу.

Основные цели:

1)уточнить понятия: доля, дробь, знаменатель;

2)повторить и закрепить действия с долями (сравнение);

3)решать задачи на нахождение числа по доли и доли по числу;

4) тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.

.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Перед вами фраза, прочитайте и объясните ее значение.

На ошибках учимся.

-Если мы заговорили об ошибках и своем отношении к ним, то какой тип урока по вашему у нас сегодня будет?

-В чем особенность этого урока?

-Совершенно верно. Какую цель на урок каждый из вас поставит перед собой?

-Тогда немедля ни секунды приступаем к работе.

Дают пояснение фразы.

-Урок закрепления знаний или рефлексия.

 -В том, что мы будем фиксировать свои ошибки и отрабатывать их самостоятельно.

-Зафиксировать свои возможные ошибки и самостоятельно их отработать.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний, умений и навыков.

-Прежде всего давайте вспомним темы, над которыми мы работали на прошлых уроках.

-Сегодня мы продолжим работу по данной теме.

Работа фронтальная с проверкой (Образец на доске)

а) – Объясните, что показывают числа, записанные под каждым рисунком?

hello_html_14126b56.gif

1/3, 1/6, 1/12, 1/8, 1,2

б) Выберите истинное высказывание

1/20, 1/7, 1/3,1/10,1/16,1/2

в) Расположите доли в порядке возрастания:

1/20, 1/7, 1/10, 1/3, 1/16, 1,1/5

г) Реши задачу.

1/5 верёвки составляет 5 м. Какой длины верёвка?

Выбери правильную модель к задаче

Длина веревки – 5м

1/5часть веревки - ? м

1/5

Выбери правильное решение задачи

  1. 5:5 =1 (м) длина веревки

2.5*5=25 (м) длина веревки

 -Доли. Арифметические действия с долями. Решение задач на нахождение доли по числу и числа по доли.

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

3.Самостоятельная работа №1.

4. Локализация места затруднения.

На выполнение работы отводится 10 минут.

1) Запиши дробь к каждому рисунку.

а)http://festival.1september.ru/articles/613910/img1.gif б)http://festival.1september.ru/articles/613910/img1.gif в) http://festival.1september.ru/articles/613910/img1.gif г)hello_html_14126b56.gif

2)Запиши полученные дроби в порядке убывания.

3)Реши задачу.

В книге 60 страниц. Ученик прочитал 1/3 книги. Сколько страниц прочитал ученик?

4) Половина дыни весит 3 кг. Сколько весит целая дыня?

После выполнения работы учащиеся сверяют решения с подробным образцом, данным на доске. По мере проверки учащиеся подчёркивают карандашом место несовпадения с предъявленным образцом и заполняют второй столбец своей таблицы. Если задание выполнено точно так же, как на образце, то в таблице против соответствующего номера они ставятся знак "+", а если есть расхождения, то фиксируют их знаком "?"

№ задания

Выполнено

("+", или "?")

Образец.

  1. 1/2; 1/6; 1/4; 1/12.
  2. 1/2; 1/4; 1/6; 1/12.

3.Ответ: ученик прочитал 20 страниц.

4. Ответ: дыня весит 6 килограммов.

Тем учащимся, которые верно выполнили задание, предлагается эталон для того, что бы они ещё раз проанализировали свою работу.

Эталон.

1) Запиши дробь к каждому рисунку.

а) Ромб разделён на 2 равных частей, закрашена 1 часть, закрашенная часть составляет ½.

б) Прямоугольник разделён на 6 равных частей, закрашено 1 часть, закрашенная часть составляет 1/6.

в) Прямоугольник разделён на 4 равные части, закрашено 1 часть, закрашенная часть составляет ¼.

г) Прямоугольник разделён на 12 равных частей, закрашена 1 часть,

закрашенная часть составляет 1/12.

1.Запиши полученные дроби в порядке убывания.

-Мы знаем, что чем больше знаменатель, тем меньше доля. Следовательно для того чтобы записать дроби в порядке убывания, нужно начать с наименьшего знаменателя.

1/2, 1/4,1/6,1/12

2.Решение задачи.

Записываем краткое условие к задаче, для этого находим «ключевые слова» и арифметическое пояснения к ним.

Вся книга – 60 стр.

1/3 кн. - ? стр.

Чертим отрезок, который обозначает «целое», т.е. вся страницы книги – это 60 стр.

Делим весь отрезок на 3 равные части, так как ученик прочитал 1 третью часть от всей книги.

- Закрашиваем эту часть, отмечаем дробью.


 Задачи на доли

Рассуждаем: в задаче один знак ?, значит будет 1 действие. Нам нужно найти часть от целого. Чтобы найти долю, нужно число целого разделить на число частей.

- Записываем:

1) 60: 3 = 20 (стр.) третья часть книги

Читаем вопрос к задаче, формулируем и записываем ответ:

Ответ: ученик прочитал 20 страниц.

Дополнительное задание: 2 задачи на карточках  по выбору.

Задача №1

Мама испекла 24 пирожка. В первый день дети съели 1/6 всех пирожков, во второй день 1/3 всех пирожков, а остальные пирожки они съели в третий день. Сколько пирожков съели дети в третий день?

Задача №2

От куска ленты длиной 50 см отрезали 1/10 часть, а от куска ленты длиной 30 см отрезали 1/5 часть. На сколько меньше отрезали от первого куска, чем от второго?

С остальными учащимися проводится следующая работа.

– Кто допустил ошибку в № 1?

– Кто допустил ошибку № 2?

– Кто допустил ошибку при решении задачи?

– Какую цель вы ставите для себя на этом уроке? (Определить причину ошибки и исправить её)

Выполняют работу.

Проверяют работу.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические -  формулирование проблемы

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

5.Построение проекта выхода из затруднения.

6.Обобщение причин затруднений во внешней речи.

7. Самостоятельная работа №2.

-Что, значит, определить причину ошибки?

-Что показывает знаменатель дроби, как правильно записать дробь?

-Как вы будете исправлять ошибку?

-Если у вас возникнет затруднение, что необходимо сделать?

– Определив свойство, при использовании, которого вы допустили ошибку, занесите результаты в третий столбик таблицы. Приступайте к работе.

Учитель последовательно выясняет у кого из детей, на какие понятия и правила были допущены ошибки и эти понятия и правила проговариваются во внешней речи.

-Выполните вторую самостоятельную работу, выбирая из заданий только те, в которых допустили ошибки.

Если вы допустили ошибку в №1, то возьмите конверт № 2 и выполняйте задание:

1) По рисунку запиши дроби.

hello_html_14126b56.gif

2) Придумай 3 своих дроби и сделай рисунок. Поднеси на проверку к учителю.


Если вы допустили ошибку в №2,то только поставьте знак в карточке №2.

Придумай 3 своих верных высказываний.

Поднеси на проверку к учителю.

1/6, 1/8,1/12,1/10,1/4,1/12

Если вы допустили ошибку в №3, то решите задачу из карточки №3 (запиши краткое условие, схему, решение, ответ к задаче).

Поднеси на проверку к учителю.

3)Арбуз весит 16 кг. Сколько весит половина арбуза?

Эталон

№1

hello_html_14126b56.gifhello_html_14126b56.gifhello_html_14126b56.gif

1/12,1/2, 1/3, 1/6, 1/12

№2

1/6, 1/8, 1/12,1/10, 1/2

№3

Арбуз весит 16 кг. Сколько весит половина арбуза?

Весь арбуз – 16 кг,

1/2арбуза - ? кг

16 кг

1) 16:2 = 8 (кг) половина арбуза

Ответ: половина арбуза весит 8 килограммов.

-Определить, на какое правило допущена ошибка. 

-Чем больше знаменатель, тем меньше доля;

- чтобы найти часть от целого доли, нужно число целого разделить на знаменатель;

-чтобы найти число целого, нужно число доли умножить на знаменатель.

Надо переделать задание и опять сравнить с образцом.

Если у меня возникнет затруднение, я найду нужный алгоритм и памятку, повторю правило, на которое допущена ошибка, и снова выполню задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта. Если им удаётся самостоятельно исправить ошибку, они заполняют четвёртый столбик таблицы. По окончании работы учащиеся получают эталоны и ещё раз анализируют свою работу.

.

Выполняют работу.

Записывают.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

8. Рефлексия деятельности.

8. Домашнее задание.

- Какая была цель нашего урока?

- Те, кто допускал ошибки при выполнении задания, какая перед вами стояла цель?

- Кто из вас достиг цели?

- Дайте анализ своей деятельности.

-Домашнее задание вы выберете для себя сами. По какому принципу вы это будите делать?

- Повторить понятие доли, способы сравнения долей. Решать задачи на нахождение доли по числу и числа по доле.

- Найти ошибку, понять её причину и исправить.

- Учащиеся высказываются.

- Учащиеся по желанию делают анализ по плану, предложенному им:

1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок;

2) Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (перечислить ошибки);

3) Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними;

4) Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с помощью эталона;

5) Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой;

6) Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их);

7) Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера);

8) В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их);

9) Мне необходимо поработать над…

Из предложенных пунктов учащиеся выбирают те, которые соответствуют их деятельности

-Мы для себя возьмем задание для отработки того затруднения, которое для себя зафиксировали.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха:

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Приложение


Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я знаю, как найти долю числа.

4) Я знаю, как найти число по доле.

5) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...

Технологическая карта урока по математике 1 класс.Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть стр. 104-105;

Тип урока- изучение нового материала. Тема урока:  "Задача".План урока.1.Организационный момент.2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.3. Изучение нового материала.4. Первичное закре...

Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"

Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"...

Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Школа России» Тема урока: Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить со знаками >, <, =; научить выполнять записи с этими знаками; закреплять знания состава чисел, развивать умение рассуждать.Планиру...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...

Технологическая карта урока по математике на тему : "Нумерация. Класс единиц и класс тысяч"

Технологическая карта урока по математике  на тему : "Нумерация. Класс единиц и класс тысяч" 4 класс...