Урок математики "Площадь прямоугольника"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Материал для урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_ploshchad_pryamougolnika.docx28.67 КБ
Office presentation icon ploshchad_pryamougolnika.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

УМК «Школа России»

Тема урока: «Площадь прямоугольника»
Цели урока:

-Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с  формулой площади прямоугольника.

-Обеспечить усвоение способа нахождения площади прямоугольника.

-Совершенствовать практические вычислительные навыки, навыки решения задач изученных видов

- Подвести детей к осознанию  основных понятий длина, ширина, периметр, площадь.

-Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

Создать условия для:

-формирования интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности и учебному материалу;

- формирования рефлексивного отношения к учебе.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

- уметь работать по коллективно составленному плану;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками  результаты учебных действий;

-ориентироваться на страницах учебника в работе с новым материалом;

- обобщать и систематизировать знания о геометрических фигурах;

- устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

-учитывать точку зрения одноклассников;

-распределять роли в паре и группе;

-учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-осуществлять учебное сотрудничество.

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология деятельностного подхода.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, презентация, карточки-задания ;

Учебник «Математика» 3 класс 1 часть, авт. М. И. Моро и др. изд. «Просвещение», 2016 г.

Педагогические технологии:

Проблемно-диалоговый метод

Групповые технологии

Игровые технологии

Технология проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- групповая;

- работа в парах;

- индивидуальная;

- самостоятельная.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!

2. Актуализация знаний

-. Устный счет.

1.Найдите в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения.

- 6,18,17,12, 41

24,30,16,11,28

2. Уменьшите на 4 
6,18,17,12, 41
– Увеличить на 7 
24,30,16,11,28

2)Повт. табл. умножения 7: Игра «Кто быстрее»

3) Школьники посадили 3 ряда берез по 8 берез в каждом ряду, и еще им осталось посадить 6 берез. Сколько всего берез надо было посадить?

3. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока, постановка целей, учебных задач.

-Послушайте математическую сказку.

Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: противоположные стороны равны, все углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»

- Как же тебя зовут? – спрашивали её.

- А зовут меня просто….(Прямоугольник)

- Как догадались? (Признаки прямоугольника: противоположные стороны равны, все углы прямые)

- Найдите среди данных фигур прямоугольники.

- О какой фигуре мы сегодня будем говорить? (О прямоугольнике)

- Посмотрите на два прямоугольника, которые я держу в руках. Что вы о них можете сказать? Как определить, площадь какого прямоугольника больше? (на глаз, способом наложения фигур, меркой – см2)

- Что это значит см2?

- Зачем нам надо уметь находить площадь прямоугольника? (поклеить обои, покрасить пол, поклеить потолок).

- Всегда ли в жизни удобно сравнивать площади прямоугольников этими способами?

- Какая проблема возникла? (найти более удобный способ нахождения площади прямоугольника)

- Сформулируйте тему урока. («Площадь прямоугольника»)

- Какова цель урока? Цели урока:

  • Познакомимся с нахождением площади прямоугольника
  • Сформируем умения находить площадь прямоугольника
  • Развиваем умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы
  • Воспитываем формирование навыков самоанализа.

- Давайте на сегодняшний урок составим план нашей работы.

  1. Вывести формулу нахождения площади прямоугольника

2. Тренироваться на упражнениях.

4. Открытие нового знания

- Начертите в тетради прямоугольник с длиной 8см и шириной 5 см. Разбейте его на см2. Назовите чему равна его площадь. Запиши. Оцени.(S= 40 см2)

- Сколько квадратных см укладывается в нашем прямоугольнике? (40 см2)

- Как же узнать, сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике?

(8х5 = 40 см2)

- Что обозначает число 8? (Длину - 8см)

- Что обозначает число 5? (Ширину - 5см)

- Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника?(Площадь прямоугольника равна: длину умножить на ширину)

- А я нашла площадь этого прямоугольника так: 8 * 5 = 40 см2

- Можно ли таким способом найти площадь прямоугольника?

- Какой вывод можно сделать?(чтобы найти площадь надо длину умножить на ширину или наоборот)

5.Работа с учебником.

- Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.60. Мы сделали такой же вывод, как и авторы учебника?

- Это правило можно записать в виде формулы. Давайте подумаем как?

- Площадь в математике принято обозначать буквой –S. Длина прямоугольника – а. Ширина – в. Как узнать площадь? (S = а*в)

Вот вы сами и вывели формулу нахождения прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь любого прямоугольника.

6.Физкультминутка  «Гимнастика для глаз»

7.Применение нового знания. Первичное закрепление

Работа по учебнику с.61 №3(1)

- Вычислите площадь прямоугольника, длина которого 9см, а ширина - 2см. Выполняется задание с комментированием.

Проверка по слайду (самоконтроль)

Исследовательская работа

- Какими еще могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью?

 (3 см и 6 см)

-Площадь каких прямоугольников равна 30 см2?

8. Включение новых знаний в систему

Работа по учебнику с.61 №4

- Прочитаем задание и выполняем.

-Почему площадь квадрата нашли таким же способом, что и площадь прямоугольника? (потому, что квадрат – это прямоугольник с равными сторонами)

-Какая должна быть формула?  (S = а * а)

- Что вы скажите о множителях? (одинаковые)

9. Физкультминутка «Мы чертёжники».

-Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.

10. Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо.

Людям каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)

Предлагаю вам побыть в роли строителей. Постройте дом, пользуясь математическими знаниями. (Дети из цветного картона строят у доски дом, работа в группах по карточкам)

А) Кто знает, с чего начинается строительство дома? (Со строительства фундамента – 1 группа)

Задача.

Длина прямоугольника 8см, а ширина в 2 раза меньше. Чему равна площадь прямоугольника? (32 см2).

Б) Следующий этап в строительстве дома. (возведение стен – 2 группа)

- Выразить в указанных единицах измерения

2 дм 4 см = …см       78 см = …дм …см

5 см 6мм = … мм       39 дм = …м …дм

В) Следующий этап в строительстве дома. (возведение крыши – 3 группа)

- Какой формы крыша? (Треугольной)

- Найти периметр треугольника – крыши со сторонами 12см, 8 см и 8 см

Г) В доме должны быть окна. (Окна – 4 группа)

- Какую форму имеет окно (квадратную)

- Найдите площадь окна, если сторона квадрата 2 см.

- Д) Возведем печь. (печь – 5 группа)

- Какую форму имеет печная труба? (прямоугольную)

- Найдите площадь печной трубы, если ширина 3 см, а длина1 см.

Е) Сделаем ворота.

Задача № 6 с. 61 (выполняется самостоятельно)

Взаимопроверка.

Ж)Откуда мы заходим в дом? С калитки.

Работа в парах:

Найдите периметр прямоугольника, если ширина 4 см, а длина 6 см.

Дом построен! Легко ли быть строителем? Пригодятся ли математические знания строителям? У кого из вас возникло желание быть строителем?

7. Рефлексия урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Как найти площадь прямоугольника?

Ребята, послушайте одну притчу.

Шёл мудрец и встретил 3 работников.

« Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.

Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».

Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания. Оценки за урок.

8. Домашнее задание

Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ «ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА» Выполнила: учитель начальных классов МКОУ «АСОШ ЦО п. Центральный» Мишина О. Н.

Слайд 2

6, 18, 17, 12, 41 6, 18, 17 , 12, 41 24, 30, 53, 11, 28 24, 30, 53 , 11 , 28

Слайд 3

Уменьшить на 4 6, 18, 12, 60, 41 2 14 8 56 37 Увеличить на 7 24, 30, 16, 11, 28 31 37 23 18 35

Слайд 4

Устный счёт 7 х 4 6 8 3 5 9 28 42 56 21 35 63

Слайд 5

Школьники посадили 3 ряда берез по 8 берез в каждом ряду и еще им осталось посадить 6 берез. Сколько всего берез надо было посадить? 30 8*3+6= 30 (б.) Ответ: 30 берез

Слайд 6

2 5 3 Это прямоугольники Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур? Противоположные стороны равны Все углы прямые

Слайд 7

Найдите среди данных фигур прямоугольники 1 2 3 4 5 6

Слайд 8

Нахождение площади прямоугольника: Путём наложения фигуры на фигуру Меркой - 1 см 2 ?

Слайд 9

Какую единицу измерения площади вы знаете? 1 см 2 Найдите площади данных фигур 5 см 2 8 см 2 4 см 2

Слайд 10

Нахождение площади прямоугольника

Слайд 11

План работы 1. Вывести формулу нахождения площади прямоугольника 2. Тренироваться на упражнениях

Слайд 12

8 5 Ширина прямоугольника Длина прямоугольника 8 * 5 = 40 (см 2 ) 5 * 8 = 40 (см 2 )

Слайд 13

Алгоритм нахождения площади прямоугольника: 1. Измерить длину. 2. Измерить ширину. 3. Найти произведение полученных чисел (в одинаковых единицах)

Слайд 14

Формула вычисления площади прямоугольника: S пр = a * b, где a – длина прямоугольника, b – ширина.

Слайд 16

S = 9 * 2 = 18 (см 2 ) S = 2 * 9 = 18 (см 2 ) Исследовательская работа: S = 3 * 6 = 18 (см 2 ) S = 6 * 3 = 18 (см 2 ) Могут ли длины сторон прямоугольника быть другими, но с данной площадью?

Слайд 17

Площадь каких прямоугольников равна 30 см 2 ? 10 см 3 см 6 см 5 см 3 см 8 см 2 см 15 см 5 см 1 см S пр = 6 * 5 = 30 (см 2 ) S пр = 2 * 15 = 30 (см 2 ) S пр = 10 * 3 = 30(см 2 )

Слайд 18

S = 2 * 2 = 4 (см 2 ) S =3 * 3 = 9 (см 2 ) a a a a S = a * a

Слайд 19

Длина прямоугольника 8 см, а ширина в 2 раза меньше. Чему равна площадь прямоугольника? 8:2=4 (см) – ширина прямоугольника 8*4=32 (см 2 ) – площадь прямоугольника Ответ: S =32 (см 2 )

Слайд 20

Выразить в указанных единицах измерения 2 дм 4 см = …см 78 см = …дм …см 5 см 6мм = … мм 39 дм = …м …дм Выразить в указанных единицах измерения 2 дм 4 см =24 см 78 см =7 дм 8 см 5 см 6 мм =56 мм 39 дм = 3 м 9 дм

Слайд 21

Найти периметр треугольника-крыши со сторонами 12 см, 8 см и 8 см 12+8+8=28(см) Ответ: Р=28см 12+8*2=28(см) Ответ: Р=28см

Слайд 22

Найдите площадь окна, если сторона квадрата 2 см. 2*2=4 (см 2 ) Ответ: S= 4 см 2

Слайд 23

Найдите площадь печной трубы, если ширина 3 см, а длина1 см. 3*1=3 (см 2 ) Ответ: S= 3 см 2

Слайд 24

ЗАДАЧА № 6 (СТР. 61) 20 кг 30 кг - ? банок

Слайд 25

1) 20:4=5(кг) -в 1 банке 2) 30:5=6(б.) Ответ: 6 банок потребуется, чтобы разлить 30 кг мёда

Слайд 26

Найдите периметр прямоугольника, если ширина 4 см, а длина 6 см 4+4+6+6=20(см) Ответ: Р=20 см 4*2+6*2=20(см) Ответ: Р=20 см (4+6)*2=20(см) Ответ: Р=20 см

Слайд 27

№ Вопрос и вариант ответа: Ответ: 1 2 3 4 5 6 Х о р о ш о Найдите единицы измерения площади: А) см, М) кг, Х) см 2 Площадь какого прямоугольника равна 24 см 2 ? Ш) 5 см и 2 см, О) 8 см и 3 см, Т) 20 см и 4 см. Как можно вычислить площадь квадрата со стороной 4 см? Б) (4+4)*2 О) 4*4 Г) 2*4 Как можно вычислить площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 2 см? Р) 7+2, О) 7*2, С) (7+2)*2 Чему равна площадь квадрата со стороной 5 см? Ш) 25 см 2 , И) 10 см 2 , В) 15 см Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 7 см? Р) 21 см 2 , И) 20 см, В) 21 см

Слайд 28

Первый ответил: «Я целый день таскал ненавистные камни» Второй ответил: «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу» Третий ответил: «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение»

Слайд 29

Спасибо за урок!

Слайд 30

Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 1 класс. Урок 28. Прямоугольник - Презентация

Математика. 1 класс. Урок 28. Прямоугольник - Презентация Урок 28. Прямоугольник В презентации отображены:    дополнительное задание с анимацией,   дополнительное за...

презентация к уроку "Площадь прямоугольника"

Урок сказка по математике "Площадь прямоугольника"...

Конспект урока "Площадь прямоугольника"

Образовательная цель:  1. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»; «формула нахождения площади»; 2. сформировать умение находить площадь п...

Конспект урока "Диагонали прямоугольника, квадрата"

Конспект урока "Диагонали прямоугольника, квадрата" (М. И. Моро)...

Урок математики "Прямоугольник. Квадрат"

Урок  учит  детей  формулировать определение прямоугольника и квадрата на основе самостоятельного исследования, учит  пользоваться и составлять алгоритмы....

Презентация урока "Площадь прямоугольника"

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади...

Методическая разработка урока математики "Прямоугольник(Квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Урок "прямоугольник(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольнока. Урок сравнение квадрата и прямоугольника....