урок математики 1 класс УМК "Школа России" "Вычитание из чисел 6, 7. Состав числа 6, 7"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Реуцкая Елена Борисовна

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: комбинированный урок.

Цель урока для учителя: создать условия для формирования умения решать выражения приёмом вычитания на основе сложения; развивать умения решать задачи, навыков счета.

Цель урока для учеников: познакомиться с приемами вычитания вида 6- □, 7-□; учиться решать задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vychitanie_iz_chisel_6_7._sostav.docx44.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: комбинированный урок.

Цель урока для учителя: создать условия для формирования умения решать выражения приёмом вычитания на основе сложения; развивать умения решать задачи, навыков счета.

Цель урока для учеников: познакомиться с приемами вычитания вида 6- □, 7-□; учиться решать задачи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • - обучить приёмам вычитания на основе знаний состава числа;
  • - формировать умение решать выражения;
  • - закреплять навыки решения задач в одно действие.

Развивающие:

  • - развивать речь учащихся;
  • - развивать психические процессы;
  • - развивать навык самооценивания.

Воспитательные:

  • - воспитывать активность, усидчивость в процессе учения;
  • - воспитывать уважение к товарищам.

Формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения;

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку, работать в паре и группах.

Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.

Личностные: уметь делать выбор, как поступить, опираясь на общие для всех правила поведения.

Планируемые результаты

Предметные:

  • осваивать приемы вычитания 6-□, 7-□.
  • выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием;
  • использовать математическую терминологию при чтении и составлении числовых равенств;
  • в результате практических действий и наблюдений решать задачи изученных видов, анализировать действия при решении задач, использовать знаково-символические средства;

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  •  выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результату исследования;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказаться;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, ладошки, индивидуальные листы, электронное приложение к учебнику М. И. Моро и др., Математика, 1 класс.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация познавательной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность.

Слайд 2 Приветствие учащихся

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.
Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

1 учебная задача для учителя:

проверить готовность класса; эмоциональный настрой на урок.

Слайд 3

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё (видят),

Уши внимательно слушают и всё (слышат),

Голова хорошо (думает),

А наши пальчики нам (помогают).

2 учебная задача для учителя: создание положительной мотивации.

Давайте  «Поздороваемся ладошками!».

- Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (Указательный)

Большого (средний)

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью)

На партах у вас лежат ладошки, они будут вашими помощниками.

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

Закрасить большой пальчик, по своему эмоциональному состоянию.

Личностные УУД:

Самоопределение, умение соотносить поступки с принятыми правилами.

2. Подготовка к восприятию нового материала

 Цель: повторение изученного материала. Обеспечение мотивации обучающихся для изучения новой темы.

 

 

Слайд 4 Фронтальная работа

1 учебное задание:

1 учебная задача для учителя: формировать правильное написание цифр

Отгадай:

Коль у замочка дужка есть,

Похож замок на цифру? (6)

Я такую кочергу

Сунуть в печку не смогу.

Про нее известно всем,

Что она зовется (7).

Письмо цифр (часть учащихся)

6 7 6 7 6 7 6 7

Индивидуальная работа.

1. Работа у доски, расселяем «жильцов» в домики.  Состав числа 6, 7.

Приложение 1 (Двое учащихся)

2. Работа на компьютере. ЭОР – состав числа 6 (1 учащихся)  Приложение 2

2 учебное задание:

2 учебная задача для учителя: развивать умение использовать математическую терминологию.

Слайд 5 Арифметический диктант:

1. Закрась красным цветом число, которое больше  числа 6 на 4

2. Закрась синим цветом число, соседи которого 8 и 10

3. Закрась зелёным цветом число, которое получится, если из 7 вычесть 4

4. Закрась жёлтым цветом число, которое получится, если 5 увеличить на 3

5. Закрась голубым цветом число, которое на 2  меньше 6

6. Подчеркни одной чертой число, предшествующее  3

Слайд 6

3 учебное задание:

3 учебная задача для учителя:

подвести учащихся к формулированию темы и цели урока.

6 = 5 + 1       7 = 5 + ...      7 = 6 +...

6 – 5 = ...      7 – 5 = ...      7 – 6 = ...

- Что общего у данных заданий?

- Что можете сказать по данным заданиям?

- Попробуйте определить тему нашего урока.

Учитель фиксирует тему урока.

- Какую цель вы можете поставить перед собой на этом уроке? Что вы должны уметь к концу урока?

Учащиеся сидят правильно, в тетрадях записаны цифры.

Оценивают свою работу.

Проверка работы у доски.

Самопроверка.

Закрасить указательный пальчик.

Ученики закрашивают ответы на листочке.

Контроль-оценка: обмениваются тетрадями, оценивают соседа по парте.

Закрашивают средний пальчик.

Ученики проговаривают выражения, называя компоненты сложения;

 сравнивают запись на листочках и на экране;

 высказывают предположения, делают вывод.

Учащиеся высказывают предположения, формулируют тему и цель урока с помощью учителя.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; выполнение пробного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Коммуникативные УУД: использование критериев для обоснования своего суждения; аргументация своего мнения; учет разных мнений.

Физкультминутка

Цель: снять статическое напряжение, изменить вид деятельности.

Слайд 7 Приложение 3

Офтальмотренаж «Лови шарик»

Выполняют зарядку для глаз.

4. Восприятие нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

 Слайд 8 Фронтальная работа

На слайде даны вопросы:

1. На сколько 1 меньше 6?

2. На сколько 7 больше 5?

3. На сколько 3 меньше 7?

4. На сколько 6 меньше 7?

5. На сколько 5 меньше 7?

6. На сколько 6 больше 5?

- Каким действием мы ответим на такие вопросы?

Нужно записать и вычислить.

Учитель просит рассказать подробно, как найти ответ на вопрос.

Работа с кассой.

Учащиеся отвечают на вопросы полным ответом.  

 Чтобы узнать, на сколько 6 больше 5, мы из 6 вычтем 5. Записываем 6-5. Мы знаем, что 6, это 5 и 1, значит 6-5=1.

Учащиеся формулируют вывод совместно с учителем.

Вывод: чтобы произвести вычитание из числа 6 и 7, нужно вспомнить состав числа 6 и 7.

Познавательные УУД: структурирование знаний; извлечение из текста необходимой информации; осознанное  и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

5. Закрепление нового материала

Цель: усвоение нового способа действий на основе решения задач.

Работа в группе

1 учебное задание

1 Учебная задача для учителя: формировать умение решать задачи.

Решение задачи в учебнике стр. 30 №2

Чтение задачи. Учитель задает наводящие вопросы.

Текст задания: Вера сделала 6 закладок для книг. Она подарила брату 2 закладки.

Сколько …?

Работа в парах

2 учебная задача

Учитель предлагает на выбор 2 задачи стр. 30 № 3

Задание: по рисунку необходимо восстановить условие задачи.

На слайде показано правильное решение задачи. Слайд 9

Учащиеся определяют, задача это или нет, самостоятельно формулируют вопрос, составляют схему к задаче, решение, записывают ответ. Работа выполняется на больших листах, один из группы обосновывает, почему была выбрана та или иная схема, решение.

Группы, которые не согласны с чем либо, высказывают своё мнение, приводят аргументы.

Контроль-оценка: закрасить безымянный пальчик.

Дети договариваются, какую задачи будут решать, как будут решать задачу, как изобразить в тетради, аргументируют выбор знака действия, записывают решение и ответ в своих тетрадях.

Ученики сравнивают своё решение с эталоном, оценивают при помощи светофора:

красный - всё правильно,

жёлтый – ошибка,  зелёный не справились с заданием.

В заключении дети совместно с учителем делают вывод.

Вывод: чтобы правильно решить задачу, необходимо внимательно её прослушать (прочитать), определить, задача это или нет, составить схему к задаче, решение, записать ответ.

Познавательные УУД: Извлечение из текста необходимой информации, моделирование и преобразование моделей разного типа; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные УУД: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; достижение договоренностей и согласование общего решения.

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело.

Физкультминутка

Цель: снять статическое напряжение, изменить вид деятельности.

 Развитие ориентировки в схеме тела.

Поднимите правую руку.

Поднимите левую руку.

Опустите левую руку.

Опустите правую руку.

Правую руку поднимите вверх, а левую – вперед.

Левую руку положите на живот, а правую на голову  и т.п.

Молодцы, вы все выполнили правильно.  

Упражнение «Хлопки»  Приложение  3     

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели.

1 учебная задача

1 учебная задача для учителя: формировать умения работать с геометрическим материалом.

1. Начертите красный отрезок 7 см, а синий отрезок на 1 см короче.

Сравните отрезки.

Сколько см синий отрезок?

2. Для учащихся с высоким уровнем задание повышенной сложности стр. 30 № 4 Практическая работа

Дети выполняют задание в тетради, сравнивают отрезки, сравнивают с образцом.

Слайд 10

Дети показывают, как выполнили задание Закрашивают безымянный палец

Регулятивные УУД: контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД:  использование знаково-символических средств, выполнение действий по алгоритму.

7. Рефлексия.

Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание  метода построения, границ применения новых знаний.

Слайд 11

Каким  действием вы сегодня пользовались больше всего?

Как называются его компоненты?

Какие цели ставили перед собой?

Смогли ли их достигнуть?

Покажите, какое у вас настроение сейчас, изменилось ли оно.

Оцените свою работу на уроке. Что получилось?

Вы видите результат урока. Почему именно солнышко?

 Завтра опять наступит новый день. Мы опять встретимся, чтобы узнать что-то новое, а самое главное – где используем приём вычитания числа из суммы. Этот процесс  в математике непрерывный.

Ученики высказывают мнения, подводят итоги урока, оценивают свою работу на уроке при помощи светофора.

Я понял все.  

Я понял  не все.

Я многое не понял.  

Закрашивают мизинец своего эмоционального состояния.

Прикрепили свои  ладошки на доску.

Солнышко и его лучи.

Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание успешности/неуспешности в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения

Список источников информации:

1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика 1 класс, 2 часть. Учебник. – М.: «Просвещение», 2016.

2. Стихи о цифрах http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/stikhi/stikhi-pro-tsifry/89-stikhi-pro-tsifru-6 , http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/stikhi/stikhi-pro-tsifry/91-stikhi-pro-tsifru-7 .

3. Презентация  к уроку в программе Power Point.

4. Офтальмотренаж «Лови шарик» Составитель Скитиба О. В., учитель начальных классов.

5.Физминутка«Хлопки» https://www.youtube.com/watch?v=eINAFvpVPOA 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики потеме"Сложение и вычитание трехзначных чисел"

Урок математики  в  3   классе по УМК « Школа 2100» - технология развивающего обучения с  совместно разделенной формой организации учебной деятельности учителя и детей и сами...

Урок математики 3класс"Сложение и вычитание трехзначных чисел"

Урок математики  в  3   классе по УМК « Школа 2100» - технология развивающего обучения с  совместно разделенной формой организации учебной деятельности учителя и детей и сами...

Урок математики. Тема «Сложение и вычитание двузначных чисел. Приёмы устных вычислений».

Цели: познакомить с новым приёмом рациональных вычислений; развивать математическую речь; прививать интерес к математике.Планируемые результаты: дети научатся применять приёмы рациональных вычислений...

Учебно- методический комплект по математике на тему:«Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7.» 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по математике на тему:«Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7.»...