Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому» 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Мир природы  и  человека» (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской программой «Мир природы и человека» 1-4 классы», под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013г.. 

  • Н.Б. Матвеева «Живой мир». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2017г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное   казенное  общеобразовательное  учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9

г. Новороссийск

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от  29.08.2017 года протокол № 1

Председатель_________/_________

        подпись руководителя ОУ          ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету: Мир  природы и человека

Уровень образования (класс): начальное общее  2 класс

Количество часов: 34

Учитель:  Пушкарева Татьяна Васильевна

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Мир природы  и  человека» (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской программой «Мир природы и человека» 1-4 классы», под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013г.

Пояснительная записка.

Рабочая АООП НОО по предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся с умственной отсталостью вариант  1 составлена на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

Так же использованы:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
  • Н.Б. Матвеева «Живой мир». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013г.

Цели: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;   понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы             и человека.

Задачи:

  • Уточнять имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.
  • На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
  • Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
  • Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.
  • Формировать знания обучающихся о природе своего края.
  • Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.

Обоснование выбора содержания

Знакомство с началами наук дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Мир природы и человека» создает фундамент значительной части предметов основной школы: биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Общая характеристика учебного предмета

«Мир природы и человека»

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью раздела «Естествознание» и реализуется в урочной деятельности в соответствии с правилами и нормами САНПИНа.

На изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе по учебному плану  отводится:

• количество часов в неделю - 1;                                                                                                                                                                • количество часов в год – 34.  

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Мир природы и человека».

        Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные        (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

готовность к безопасному и бережному  поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

  • Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,

процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

  • Сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты

окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

  • Сформированность умения работать с информацией, представленной в

разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема);

  • Способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в

учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения.

Базовые учебные действия:

Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные:

  • входить и выходить из учебного помещения  со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.);
  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видородовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • читать.

Содержание учебного предмета.

Сезонные изменения в природе.

Временные изменения. Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Долгота дня и ночи в летнее и зимнее время.                

Времена года. Осень. Осень. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Растения и животные осенью. Занятия людей осенью. Одежда. Обобщающий урок по теме «Осень».

Времена года. Зима. Зима. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Растения и животные зимой. Одежда людей, игры детей. Занятия людей зимой. Обобщающий урок по теме «Зима».

Времена года. Весна. Весна. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Растения и животные весной. Одежда людей, игры детей. Занятия людей весной. Обобщающий урок по теме «Весна».

Времена года.  Лето. Лето. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Растения и животные летом.

Неживая природа. Неживая природа. Вода. Свойства воды. Вода горячая и холодная. Температура воды. Вода в природе. Атмосферные осадки. Значение воды.  

Живая природа.

Растения. Комнатные растения. Части растений. Жизнь растений. Виды растений. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода.

Животные. Разнообразие животных. Кошка и рысь. Породы кошек. Собака и волк. Породы собак. Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Человек. Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Питание человека. Продукты питания. Правила питания. Профилактика отравлений.

Уровни овладения предметными результатами.

Минимальный уровень:

  • представления о назначении объектов изучения;
  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (видо - родовые понятия);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
  • ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
  • составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
  • развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
  • знание отличительных существенных признаков групп объектов;
  • знание правил гигиены органов чувств;
  • знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
  • ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
  • проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
  • выполнение доступных природоохранительных действий;
  • готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Балловая система оценки сформированности БУД

Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;                                            3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

Основная литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений                 VIII вида. 0-4 классы / Под ред. Кандидата психологических наук, профессора

И.М. Бгажноковой. - М: Просвещение, 2013.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений                       1-4 классы, под редакцией В.В.Воронкова. – М., Просвещение, 2010 г.

3. Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. «Живой мир». 2 класс.  Учебник                  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2013 г.

Дополнительная литература:

1.Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию.- М.: Интелект – Центр, 2005.

2. М.Ю. Гаврикова   Коррекционно -  развивающие  занятия.  Развитие  речи                              (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007.

3.Е.Д.Худенко, Е.В. Останина Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.

4. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя.- М: «Первое сентября», 2002.

СОГЛАСОВАНО                           Заместитель директора по УКР

______________ /_____________ подпись      расшифровка подписи        ____________

     дата                               

СОГЛАСОВАНО                        

Протокол заседания МО                    

от  28.08. 2017г      

_____________/ ______________

   подпись             расшифровка  подписи  

                              руководителя МО ОУ

     

Тематическое планирование по предмету «Мир природы»

2класс.

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

I

Сезонные изменения в природе.  

16ч

1.1

Временные изменения.

1.2

Времена года. Осень.

1.3

Времена года. Зима.

 1.4

Времена года. Весна.

 1.5

Времена года. Лето.

 II

Неживая природа.

 III

Живая природа.

15ч

 3.1

Растения.

 3.2

Животные

3.3

Человек.

Итого.

34

Название темы

Кол-во

часов

I

Сезонные изменения в природе.  

1.1

Временные изменения.

1

Влияние солнца на смену времен года. Сутки.                              

1

2

Долгота дня и ночи в летнее и зимнее время.                

1

1.2

Времена года. Осень.

3

Осень. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

1

4

Растения и животные осенью.

1

5

Занятия людей осенью. Одежда.

1

6

Обобщающий урок по теме «Осень».

1

1.3

Времена года. Зима.

7

Зима. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

1

8

Растения и животные зимой.

1

9

Одежда людей, игры детей. Занятия людей зимой.

1

10

Обобщающий урок по теме «Зима».

1

 1.4

Времена года. Весна.

11

Весна. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

1

12

Растения и животные весной.

1

13

Одежда людей, игры детей. Занятия людей весной.

1

14

Обобщающий урок по теме «Весна».

1

 1.5

Времена года.  Лето.

 15

Лето. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

1

 16

Растения и животные летом.

1

 II

Неживая природа.

17

Неживая природа. Вода. Свойства воды.

1

18

Вода горячая и холодная. Температура воды.

1

19

Вода в природе. Атмосферные осадки. Значение воды.  

1

III

Живая природа.

3.1

Растения.

20

Комнатные растения. Части растений.

1

21

Жизнь растений. Виды растений.

1

22

Уход за комнатными растениями.

1

23

Огород. Овощи. Овощи в питании человека.  

1

24

Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.

1

25

Уход за растениями сада и огорода.

1

3.2

Животные.

26

Разнообразие животных.

1

27

Кошка и рысь. Породы кошек.

1

28

Собака и волк. Породы собак.

1

29

Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

1

3.3

Человек.

30

Гигиена тела человека.

1

31

Органы пищеварения.

1

32

Питание человека. Продукты питания.

1

33

Правила питания.

1

34

Профилактика отравлений.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике  (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образ...

Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая  программа разработана на основе  примерной программы  по русскому языку (1-4 классы),  включенной в содержательный  раздел примерной  адаптированной  основн...

Рабочая АООП НОО по предмету «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике  (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования...

Рабочая АООП НОО по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по чтению (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающих...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с умственной отсталостью

Конспект коррекционно-развивающего занятия по окружающему миру для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) В.1 (1-2 к...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Окружающий мир» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований Федераль...