Рабочая АООП НОО по предмету «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике  (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения и в соответствии с авторской программой «Математика»1-4 классы», под редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2013 г.; авторы программы: М.Н. Перова,  В.В. Эк.

Т.В. Алышева. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений в двух частях.  Москва, «Просвещение», 2016 г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

школа № 9 г. Новороссийска

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от  29.08.2017 года протокол № 1

Председатель______/___________

подпись руководителя ОУ                      ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету:  Математика

Уровень образования (класс): начальное общее 2 класс

Количество часов: 68

Учитель: Пушкарева Татьяна Васильевна

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике  (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения и в соответствии с авторской программой «Математика»1-4 классы», под редакцией В.В.Воронковой. Москва, «Просвещение», 2013 г.; авторы программы: М.Н.Перова,  В.В.Эк.

        

        Пояснительная записка.

      Индивидуальная программа   по предмету  «Математика»  обучения на дому составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью;
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Также использованы:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1-4 классы) под редакцией Воронковой В.В., автор программы М.Н. Перова, В.В.Эк, издательство Москва "Просвещение"2013г., допущено Министерством образования и науки РФ.
  2. Т.В. Алышева. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений в двух частях.  Москва, «Просвещение», 2013г.

Цель: подготовить обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи:

  • формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обоснование выбора содержания

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

Общая характеристика учебного предмета «Математика»

        Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Рабочая программа  по математике для  2  классов разработана с учетом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.

Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учётом познавательных и возрастных возможностей учащихся. В процессе обучения осуществляется  постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.

При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению  знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому программа предусматривает дифференцированный  подход к учащимся,  так же существенной чертой коррекционно-развивающего образовательного процесса на уроках математики является индивидуально-групповая и индивидуально ориентированная работа, направленная на коррекцию индивидуальных проблем развития обучающегося.

Обучение математике носит практическую направленность и  тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа составлена для индивидуального обучения на дому ученика  2 «А» класса Буланова Руслана.

Учебный план обучения на дому предусматривает 2 часа в неделю, всего 68 часов. Индивидуальная программа составлена с учетом индивидуальных, психофизических особенностей обучающегося и по медицинским показаниям. Содержание программы рассмотрено на МО учителей начальных классов 28.08.2017г.  и утверждено на педсовете 29.08.2017г. Приказ № 1.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика».

Личностные результаты.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные        (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностными результатами изучения предмета «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • уважительное отношение к семейным ценностям;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
  • навыки сотрудничество с взрослыми  и сверстниками;
  • установка на здоровый образ жизни.

Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе является сформированность следующих умений:

  • использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основой логического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, наглядного представления данных в разной форме (таблица, схемы), записи и выполнения алгоритмов;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми  выражениями. Решать текстовые задачи, выполнять алгоритмы в игре, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, цепочками.

К концу обучения во втором классе ученик должен:

 называть:

  • предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
  • натуральные числа от 1 до 5 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
  • число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
  • геометрическую фигуру (треугольник, квадрат, куб, шар);

различать:

  • число и цифру;
  • знаки арифметических действий;
  • круг и шар, квадрат и куб;
  • многоугольники по числу сторон (углов);
  • направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);

сравнивать

  • предметы с целью выявления в них сходства и различий;
  • предметы по размерам (больше, меньше);
  • два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);

распознавать:

  • геометрические фигуры;

моделировать:

  • отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на»
  • ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание);

характеризовать:

  • расположение предметов на плоскости и в пространстве;
  •  расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
  • результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
  • предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);

классифицировать:

  • распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;

упорядочивать:

  • предметы (по высоте, длине, ширине);
  • числа (в порядке увеличения или уменьшения);

Базовые учебные действия

1. Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

2. Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

3. Регулятивные:

  • работать с учебными принадлежностями  и организовывать рабочее место
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.

4. Познавательные:

  •  выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  •  устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  •  делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  •  пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями (знаково-символические);
  •  умение писать.

Содержание учебного предмета.

Пропедевтика.

Свойства предметов. Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Сравнение предметов. Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).

Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).  Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих. Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Положение предметов в пространстве, на плоскости. Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Единицы измерения и их соотношения. Единица времени - сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Геометрический материал. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. 

Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10-20. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Арифметические действия. Сложение, вычитание неотрицательных целых чисел.

Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.

Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).

Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Геометрические формы в окружающем мире.

Перечень учебно-методической литературы:

  1. Авторская программа по математике для 1- 4 кл., авт.: М.Н.Перова, В.В. Эк. (Программы для подготовительного, 1- 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. – М.:Просвещение, 2010- 192с.);
  2. Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы / авт.-сост. А. А. Шабанова.- Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Математика: коррекционно-развивающие задания и упражнения / авт. сост. Е. П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. В.В.Эк. Обучение математике, учащихся младших классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. – М.: 1990

СОГЛАСОВАНО                           Заместитель  директора по УКР

___________________/_________ подпись                     расшифровка подписи

       

 ____________

          дата

СОГЛАСОВАНО                        

Протокол заседания МО                    

от  28.08.2017г  

   

_______________/____________________

подпись                        расшифровка  подписи  

                                      руководителя МО  ОУ        

        

Таблица тематического распределения количества часов

 «Математика».  2 класс.

        №

п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

I

Повторение.                                                                  

26ч

II

Первый десяток.

39ч

2.1

Названия, обозначение, действия с  числами  1,2

11ч

2.2

Название, обозначение, действия с  числом  3.

11ч

 2.3

Название, обозначение, действия с  числом  4

 

2.4

Название, обозначение, действия с  числом  5 .

III

Геометрический материал

ИТОГО

68ч

п/п

Тема раздела, урока.

Кол-во

часов

I

Повторение.                      

26ч

1

Свойство предметов: размер, форма. Знакомство с понятием «цвет».                          

1

2

Геометрические фигуры. Круг.                                                                                          

1

3

Понятия: большой - маленький. Сравнение предметов по размеру:  больше – меньше.                        

1

4

Одинаковые, равные по величине.                                                                                              

1

5

Пространственные понятия: слева - справа.                              

1

6

Пространственные понятия: в середине, между.

1

7

Геометрические  фигуры. Квадрат.                                      

1

8

Пространственные понятия: вверху - внизу, выше - ниже, верхний - нижний, на, над,  под.                                                                                                        

1

9

Понятия: длинный – короткий. Сравнение предметов.  Понятия: длиннее – короче.                      

1

10

Пространственные понятия: внутри - снаружи, в, рядом, около.                                                                                                

1

11

Геометрические фигуры. Треугольник. Различение геометрических фигур (круг,  квадрат, треугольник).              

1

12

Понятия: широкий - узкий. Сравнение предметов шире - уже, одинаковой (равной) ширины.                                      

1

13

Пространственные понятия: близко - далеко, ближе - дальше, к, от.                                            

1

14

Геометрические фигуры: прямоугольник.  Различение геометрических фигур.                

1

15

Понятия: высокий - низкий. Сравнение предметов: выше-ниже, одинаковой (равной) высоты.                                        

1

16

Глубокий - мелкий,  глубже - мельче.  Сравнение.                  

1

17

Положение предметов в пространстве. Впереди - сзади,  перед, за.                                    

1

18

Отношение  порядка следования: первый - последний,  крайний,  после, следом,  следующий за.  

1

19

Понятия толстый - тонкий. Сравнение предметов по признакам: толще - тоньше.      

1

20

Временные понятия. Сутки: утро, день, вечер, ночь, рано, поздно.

1

21

Понятия движения: медленно - быстро.                                          

1

22

Понятия: тяжелый - легкий.  Сравнение предметов  по массе тяжелее - легче,  одинаковые (равные)  по тяжести.                  

1

23

Количественные понятия: много - мало, несколько.                      

1

24

Сравнение предметов по количес тву: один - много,  ни одного.  

1

25

Временные понятия: давно - недавно. Сравнение по возрасту:  молодой - старый, старше - моложе.                                      

1

26

Сравнение предметов по их количеству больше - меньше, столько же (равное количество).                                    

1

II

Первый десяток.

2.1

Названия, обозначение, действия с  числами  1,2

11ч

27

Число и цифра 1.                        

1

28

Соотношение количества предметов с цифрой «1». Числовой ряд:1.                        

1

29

Число и цифра 2. Образование числа 2. Знак  «+».                      

1

30

Соотношение количества предметов с цифрой «2».          

1

31

Числовой ряд от 1до 2. Место числа 2 в числовом ряду.  Порядковые числительные: первый, второй.                          

1

32

Сравнение числа 1 и 2. Сравнение количества предметов. Знаки «<», «>».                                            

1

33

Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение количества предметов. Знак «=».                                                                      

1

34

Понятие «пара».  Знак «-».        

1

35

Составление и решение примеров в пределах 2. Знакомство   с монетами  1р. и  2р.                    

1

36

Знакомство со структурой задачи. Решение задач на         нахождение суммы  и остатка.                                          

1

37

Действия с числами в пределах 2 (решение простых арифметических задач).            

1

III

Геометрический материал

38

Геометрический материал: шар.                                                                                      

1

2.2

Название, обозначение, действия с  числом  3.

11ч

39

Число и цифра 3. Образование числа 3.                                        

1

40

Числовой ряд: 1,2,3. Место числа 3 в числовом ряду.                      

1

41

Сравнение чисел в пределах 3. Порядковые числительные: первый, второй, третий.            

1

42

Соотношение количества предметов с цифрой «3».          

1

43

Числа и цифры 1,2,3. Отношения "больше", "меньше" для чисел, их запись с помощью знаков: <,  >.                                                  

1

44

Решение  примеров  на  нахожде- ние  суммы  и  остатка.                                                              

1

45

Состав числа 3. Прямой  и обратный счет.                            

1

46

Арифметическое действие: сложение. Переместительный закон сложения. Решение приме ров на нахождение суммы.  

1

47

Арифметическое действие: вычитание. Решение примеров на нахождение  остатка.                  

1

48

Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка.  

1

49

Сложение чисел. Присчитывание по 1.                                              

1

III

Геометрический материал

50

Геометрический материал:  куб.                                            

1

 2.3

Название, обозначение, действия с  числом  4

 

51

Число и цифра 4. Образование числа 4.                                        

1

52

Числовой ряд от 1до 4. Место числа 4 в числовом ряду.          

1

53

Сравнение чисел в пределах 4. Соотношение количества предметов с цифрой «4».          

1

54

Решение примеров на нахождение суммы и остатка.                        

1

55

Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка.  

1

56

Присчитывание по 1. Состав числа 4 из двух слагаемых.                                  

1

57

Таблица сложения  в пределах 4. Решение примеров.                    

1

58

Действия с числами в пределах 4.                                

1

III

Геометрический материал

59

Геометрический материал: брус.                                          

1

2.4

Название, обозначение, действия с  числом  5 .

60

Число и цифра 5. Образование числа 5. Прямой и обратный счет.  

1

61

Числовой  ряд от 1 до 5.  Место числа 5 в числовом  ряду.  Порядковые  числительные  в пределах 5.                              

1

62

Соотношение количества предметов  с цифрой. Решение примеров на нахождение остатка.                                    

1

63

Сравнение чисел в пределах 5. Знаки «<»,  «>».                          

1

64

Составление и решение задач   на нахождение суммы  и остатка.          

1

65

Присчитывание по 1.  Состав числа 5 из двух слагаемых.  Решение примеров.                  

1

66

Действия  с числами  в пределах  5.

1

67

Таблица сложения  в пределах 5.  Решение примеров.                  

1

68

Решение примеров на нахождение суммы и остатка.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому» 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Мир природы  и  человека» (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основ...

Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике  (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образ...

Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая  программа разработана на основе  примерной программы  по русскому языку (1-4 классы),  включенной в содержательный  раздел примерной  адаптированной  основн...

Рабочая АООП НОО по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по чтению (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающих...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету  «Математика» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Ро...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка.Программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе следующих документов:1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Рос...