Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.
консультация по математике на тему

Плеханова Тамара Викторовна
Самостоятельные работы - необходимое условие развития мышления школьников, воспитания их и познавательной активности, и самостоятельности, а также привития навыков полезного учебного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2017.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение

общеобразовательная  школа № 1

г.о. Тольятти

Исследовательская работа по самообразованию

Тема: Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

                                 

 Составила:  Плеханова Тамара Викторовна

2016-2017 уч.год

Самостоятельные работы - необходимое условие развития мышления школьников, воспитания их и познавательной активности, и самостоятельности, а также привития навыков полезного учебного труда.

Актуальность темы.
 

   В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том,

   чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том,

   чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Дело это

   не простое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе.

        Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная

   деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и

   практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.

   Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на

   уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают

   работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках

   математики  необходимо опираться на самостоятельную работу учеников,

   самостоятельное рассуждение, умозаключение.

         Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для

   выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен

   постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как

   ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление

   ошибок.
   Все шире и шире входит самостоятельная работа в практику школы, различные

   ее виды. Учителя стремятся вооружить учащихся соответствующими умениями,

   используя для этого и классные занятия, и дополнительные занятия, и

   домашние занятия.
  
Объект исследования.

       Организация учебно-воспитательного процесса по математике в начальной

   школе.
  
Предмет исследования.

     Организация самостоятельной работы. Методика выполнения самостоятельной

   работы в 4-ем классе.
  
Цель исследования.

    Доказать, что при правильной методике организации проведения

самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей.
   Гипотеза

     Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и

   использовать на уроках различные ее виды, то у детей вырабатывается

   самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более

   трудные задания.
   Задачи исследования.

     1. Изучить литературу по проблеме исследования

     2. Определить уровень сформированности навыков самостоятельной работы в   исследуемом предмете.

     3. Определить систему упражнений работы по формированию навыков

       самостоятельной работы в 4 классе.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Замечено, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо в начальных классах. В своей работе я хочу осветить вопросы о правильности организации самостоятельной работы, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.   В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.

Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.

Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.

Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок. При правильной методике организации проведения самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей.   Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроках различные ее виды, то у детей вырабатывается самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более трудные задания.

С/р. - активный метод обучения. Основные признаки с/р. на уроках математики - это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя, выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность и усилие учащихся, специальное время для выполнения задания.

. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. С/р. всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работ всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

Как метод обучения с/р. чаще применяется на уроках и дома с целью закрепления знаний и формирования умений. Однако опыт учителей и эксперименты убедительно доказывают её эффективность и при достижении других целей. Материал, доступный для самостоятельного изучения дети могут усвоить на уроке. С/р. используются с целью повторения, систематизации, проверки знаний. Существенную роль в организации самостоятельной деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках математики могут использоваться такие технические средства, как учебные пособия (счетный материал, геометрические фигуры и т. д.), сборники задач и упражнений, учебник. Большую роль в с/р. на уроках математики играет учебник. Учебник как средство организации с/р. на уроках математики, обладает большими формирующими возможностями. Учитель при организации с/р. на уроке наряду с д./З. может использовать и учебник, с которого могут быть выбраны задания для с/р.

Педагогическая ценность с/р. зависит и от того, каким образом организована деятельность учащихся. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.

Учащиеся при выполнении с/р. не всегда могут получить своевременную помощь от учителя, поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место с/р., формы и методы её организации. Только в этом случае с/р. будет выполняться учащимся сознательно. При этом необходимо продумывать уровень сложности и объем работы, трудности, возможные ошибки, которые могут возникать у детей в ходе её выполнения. В с/р. детей большое место занимает репродуктивная деятельность.

Обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учет меры сложности для каждого ребенка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития.

Успешность выполнения задания зависит от развития воли ребенка, навыков саморегуляции действий   детей. Важно уметь вовремя прийти на помощь, поддержать желание выполнить работу до конца, снять напряжение и усталость. Минутный отдых, переключение внимания вызывают эмоциональный подъем, активизируют мышление, позволяя вновь сосредоточиться на выполнении задания.

Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно.

Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержат задания разной трудности.

Можно выделить следующие виды с/р. на уроках математики:

1. работы, организуемые с целью изучения нового материала;

2.     работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;

3.     работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;

4.          обобщающие с/р.;

5.          проверочные с/р.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу.

Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике

Традиционно с/р. рассматривается как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он должен проявить при этом максимум усилий ответственности, рассчитывая на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Под индивидуальной с/р. следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Этот подход –примечательная черта демократизации обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

В данной статье освещены вопросы  правильной  организации  самостоятельной работы учащихся на уроках,  т. к. она  служит  эффективным  средством  формиров...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, пр...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Практика работы с детьми умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) показала, что у данной категории учащихся очень низкий уровень самостоятельности на уроках математики. У учащихся с инте...