Конспект открытого урока по математике в 4 классе "Сложение и вычитание величин".
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Магомедова Анастасия Валерьевна

Интегрированный урок по математике "Сложение и вычитание величин ",знакомит учащихся с новой темой и с древним городом России - Дербентом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vychitanie_i_slozhenie_velichin.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Магомедова Анастасия Валерьевна

                                             учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

                                                                                                         МБОУ «СОШ №1»,Р.Д.,г. Каспийск.

Интегрированный урок по математике и окружающему миру в 4 классе.

Тема урока: «Вычитание и сложение величин»
Цели урока :

Образовательные:

1.Познакомить детей с  приемом письменного сложения и вычитания величин;

 -Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи;

 - Повторить единицы длины, массы, времени;

 - Знакомство учащихся с самым древнейшим городом России – Дербентом.

 - Сформировать представление обучающихся о родном крае;

Развивающие:

- развивать умения анализировать и на основе анализа строить выводы.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к своему краю.

Ход урока:
1. Орг. момент.

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

Прозвенел звонок и смолк, 
Это начался урок! Здравствуйте! 
Садитесь! Спины, плечи распрямили, 
Ножки ставим ровненько, 
Руки сложим по порядку, 
Левую на парту, правую наверх

-Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. На уроке я вам желаю успеха, ведь нам предстоит большая и продуктивная работа.
2. Минутка чистописания. 2015,2000  
- Прочитайте числа.  Дайте характеристику этим числам.
 Назовите соседей этих чисел. Пропишите числа и отметьте самое красивое число на ваш взгляд.
 Кто-то может быть знает какое событие связано с этими числами? (19 сентября 2015 года отпраздновал уникальную дату - 2000 лет. .). 

Сегодня мы совершим заочное путешествие в самый древний из существующих в настоящее время городов России. Это самый настоящий музей под открытым небом.

 Не забудем взять с собой быстроту мыслей, находчивость, смекалку, сообразительность, взаимопомощь.

Там волшебница - математика подарит нам новые знания, а за одно и проверит то, что мы уже умеем и знаем.

3.Актуализация знаний учащихся. Устный счёт.

Дорога дальняя, поэтому заданий будет много.

 А теперь разомнёмся и узнаем тему сегодняшнего урока.
Посмотрите на таблицу. В ней зашифровано слово. Угадайте его.

464

9

4600

443

447

6

380

36

Н

38 000 : 100

Ч

453 - 6

И

678 - 235

В

458 + 6

Е

80 : 16 + 4

И

600 * 10 : 100

Н

93*1000

Ы

36 : 1 – 20

Пока мы разгадываем тему,  3трое ребят поработают по карточкам.

1 ученик (у доски)                                  

4 века = … лет                                

200 кв. м = … а

3 сут. 2 ч =…  ч                

2 800 кв.дм = …  кв.м

600 сек = …  мин                                  


2 ученик ( у доски)

15т 2ц … 15200кг
3км … 3050м
120мин … 2ч 45мин
2см … 2дм

8 ц 05 кг … 805ц

3 ученик

8 м 6 мм = ... мм 
6781 м = ... км ... м 
973 дм =... м ... дм 
83 мин =... ч... мин
4 ч 34 мин = ... мин                         

Какие величины вы знаете? 

Длина

 

- В каких еще единицах измеряется длина?  (мм, см, дм, м - карточки с единицами измерения  длины). Выберите и расположите в порядке возрастания.

Какие величины ещё знаете?

 

Масса

 


- В каких еще единицах измеряется масса? Выберите и расположите в порядке возрастания. (г, ц, т, - карточки с единицами измерения  массы).

 

Время

 

 

- В каких еще единицах измеряется время?  (с, ч, сут., мес., г., век  - карточки с единицами измерения времени). Расположите в порядке убывания.

 

Площадь

 

 

- Какие еще единицы площади вам известны?  (кв.мм, кв.см, кв.дм, кв.м, кв.км, а - карточки с единицами измерения  площади). Расположите в порядке убывания.

А кто скажет, сколько сейчас лет Дербенту ?

 Назовите дату.

4. Постановка проблемы.

Что мы умеем делать с величинами? (сравнивать, преобразовывать).

Посмотрите на экран, что предлагают сделать?

-  Вычислите значения этих выражений. Кто может это сделать?

638 мм + 152 мм

26 дм 3 см  + 12 дм 5 см

6 т 486 кг + 29 м 37 см

- Почему вы думаете, что в третьем выражении допущена ошибка? ( Разные именованные слагаемые)

- Значит, складывать можно только одинаковые величины.

- А можно ли производить другие вычислительные действия с именованными числами?

– Выполните вычитание величин:

53км 650м + 63км 720м

- Я вижу, что это задание вызывает у вас затруднение в нахождении быстрого ответа.

5.Постановка темы и задач урока.

- Определите тему  сегодняшнего урока?

- Какие цели можно перед собой поставить?

  1. Учиться складывать и вычитать величины.

       2. Переводить одни единицы измерения в другие.

       3. Тренироваться в решении задач с величинами.

     - А что нам поможет решить эти задачи? (наши знания, учебник)

6.Совместное «открытие» нового.

- Как вы думаете, какой способ поможет быстрее найти значение этого выражения?

- Составим алгоритм решения:

1. Заменю крупные единицы мелкими.

2. Выполню действие столбиком.

3. Заменю мелкие единицы крупными.

53км650м + 63км720м=53650м + 63720м=117370м

Именно таково расстояние от нашего города Каспийск до Дербента, которое мы с вами смогли успешно преодолеть. «Закрытые врата», «Ворота Кавказа», «Ворота всех ворот» – как только не называли этот город.

Чтение информации на стр. 67 учебника.

7. Первичное закрепление.

Какие величины можно складывать и вычитать? Как складывать и вычитать величины?

Работа по учебнику: № 332-с комментированием, остальные в парах.

- Чтобы узнать, где мы остановились, надо выполнить задание.

Чему учились при выполнении этого задания?

Крепость Нарын-Кала

Еще одной древнейшей достопримечательностью некогда большого города Дербента принято считать крепость Нарын-Кала. Именно эта крепость стала основой «Закрытых ворот». Она имеет двойные стены, которые спускаются до самого Каспийского моря. С трех сторон крепость окружена мощными утесами, на протяжении всей стены крепости через каждые 25 метров расположены башни.

Крепость защищала проход в Персию. Сегодня крепость Нарын-Кала памятник истории и архитектуры и внесена в число памятников наследия ЮНЕСКО.

Работа в группах.

Для выполнения следующего задания надо вспомнить алгоритм решения.

  1. Заменю крупные единицы мелкими.
  2. Выполню действие столбиком.
  3.  Заменю мелкие единицы крупными.

Выполнив  вычисления вы сможете познакомиться и с другими достопримечательностями  этого города.

1 карточка.

12 м 86 см + 3 м 45 см =16 м 31 см

2 карточка.
5 ч 48 мин + 35 мин = 6 ч 23 мин

3 карточка.

45 т 275 кг – 18т 130 кг = 27 т 145 кг

4 карточка.
26 кг 350 г – 24 кг 002г = 2 т 348 кг

5 карточка.

45 км 530 м + 37 км 370 м = 82 км 900 м

6 карточка.

3 ч 15 мин – 45 мин = 2 ч 30 мин

Дербентские бани

Среди многочисленных рынков, мечетей и караван-сараев расположены старинные бани, созданные в эпоху средневековья. Это были центры общественной жизни. Бани работали для всех жителей города.  Самой знаменитей является Девичья баня.

Ханский дворец

Приехав в Дербент, нельзя не посетить знаменитый ханский дворец. Он был построен при Фет-Али-Хане. Дворец построили на самой вершине, над городом. Он отличается богатейшим убранством и красотой.    

Домик Петра 1

 Не менее интересен для туристов сохранившийся в Дербенте домик Петра 1. Этот музей был открыт сравнительно недавно, в 2015 году. Музей ассоциируется с именем Великого Российского Императора Петра 1.Многие недоумевают почему, однако, следует отметить, что Петр 1 побывал в Дербенте. Это произошло при персидском походе 1722 года. Царь возглавлял русскую армию и когда он прибыл в Дербент, местные жители приняли его радушно и дружественно.Царь во время похода жил в землянке, но позже на этом месте в 19 веке был построен павильон с памятными колоннами и надписью над входом. Внутри павильона была установлена стеклянная витрина, сквозь которую можно было разглядеть фундамент той землянки, в которой жил царь. Сейчас на этом месте открыт музейный комплекс, в котором хранится много артефактов того времени и археологических находок, среди которых пули, монеты и даже украшения.

Дербентский  маяк

 Город в древности был крупным портом. Впервые упоминание о порте появилось в арабских документах 9 века. Дербент окружен горами, до настоящего времени акватория его является опасной. На данном участке Каспия всегда сильные ветра и наличие маяка просто необходимо. Маяк в Дербенте появился в 1851 году, так как именно тогда увеличились объемы морских перевозок, появилась пассажирская линия. Маяк  является в России самым южным. Построен он как восьмиугольная башня с деревянным фонарем. Высота маяка составила 18,5 метров. За время существования маяк подвергался реставрации, так как был поврежден при землетрясении в 19 веке. Сегодня Дербентский маяк является частью  исторического наследия.

Стена Даг-Бары

 Территория крепости Нарын-Кола огорожена каменной стеной Даг-Бары, длина которой 42 километра. Стена начиналась от города и через рощи и долины уходила в горы. Именно поэтому обойти ее было невозможно. В настоящее время крепость и стена входят в состав музея-заповедника.

Мечеть Джума

Крупнейшим памятником истории и культуры, расположенным в Дербенте, можно считать мечеть Джума. Этой мечети более 19 столетий. Она является древнейшим свидетельством развития ислама. На протяжении всего времени мечеть неоднократно перестраивалась, на сегодняшний день она насчитывает 46 башен и 9 ворот.

Проверка.

Повторение алгоритма.

Физ-ка

Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками, 
Будто машем мы флажками. 
Разминаем наши плечи. 
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) 
Руки в боки. Улыбнись. 
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) 
Приседанья начинай. 
Не спеши, не отставай. (Приседания.) 
А в конце — ходьба на месте, 
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) 

8. Повторение изученного.

В Дербенте мы побывали, путешествие продолжается. Но чтобы отправиться решим задачу.

Два поезда отошли от одной станции в противоположных направлениях. Один проехал 36км860 м, а другой – на 3км 720 м меньше. На каком расстоянии оказались один  от другого?

С.69 №4      Примеры. ( по вариантам)

     5 648        37 829            135 508               6 078

+   2 794     + 62 307         +  48 324            + 8 932

     7  835        20 591              34 085               7 509

   16  277      120 727           217  917             22 519

Самопроверка.
9. Итог урока. 
Наше путешествие подошло к концу. .
(Слайд с незаконченными предложениями)_
Я учился…

Я хотел бы больше…

Оказывается, что…

10.Выставление оценок.

 

Интегрированный урок по математике и окружающему миру в 4 классе на тему : «Вычитание  и сложение величин»

Магомедова Анастасия  Валерьевна учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории. МБОУ «СОШ№1»  г .Каспийск, Республика Дагестан ,368300,Орджоникидзе 8

Nastul_mag@mail.ru –электронный адрес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление" с использованием компьютерных технологий

Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание  в пределах 10. Закрепление"  в форме урока-путешествия с использованием компьютерных технологий построен в со...

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Конспект открытый урока по математике.2 клас. Тип урока: ОНЗ. Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода. Тип урока ОНЗ....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Сложение и вычитание величин 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Сложение и вычитание величинЦели деятельности учителя:- формирование математических действий сложения и вычитания величин;- развитие навыка перевода одних единиц изме...

Конспект открытого урока по математике Тема: «Проверка сложения вычитанием». 2 «А» класс

Урок ознакомления с новым материалом и первичного закрепления новых знаний.ТЕМА:  «Проверка сложения вычитанием»...