Разработка урока: "Точка. Линия.Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Кучеряева Вера Николаевна
Технологическая карта урока математики и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

ФГОС, Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Учебник. 1 класс.

Тема урока: Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч

Основная цель: Сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая», «отрезок», «луч» и научиться правильно их изображать.

Задачи: 1.Уточнить и обобщить геометрические представления детей, полученные ими в дошкольном возрасте; 2. Учить использовать в речи слова «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок», «луч»; 3. Развивать пространственное воображение; внимание учащихся, наблюдательность, сообразительность, стремление к точности и аккуратности.

Планируемые результаты:

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; осознание   собственной успешности при изучении темы; умение выслушивать своего товарища при работе в паре.

Метапредметные умения:

Познавательные: определять геометрическую фигуру: точка, прямая и кривая линии и обосновывать своё мнение; сравнивать геометрические фигуры и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении заданий.

Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью; оценивать правильность выполнения действий; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога; оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; умение работать в паре.

Предметные умения: называть геометрическую фигуру; распознавать геометрическую фигуру на плоскости; выполнять построение геометрической фигуры: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч.

Тип урока: Знакомство с новой темой.

Литература.

Моро М. И. и др. «Математика». Учебник. 1 класс. Ч. 1. М.: «Просвещение», 2014 г.

Поурочные разработки по математике к УМК («Школа России) 1 класс

Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: здоровье сберегающая технология, объяснительно-иллюстративный метод, деятельностный метод (исследовательская технология).

Оборудование урока:

Для учителя: учебник, доска, интерактивная доска.

Для учащихся: учебник, тетрадь.

Ход урока:

Этапы урока,

учебные задачи

Содержание урока

Формируемые УУД

Планируемые предметные результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный: подготовка учащихся к работе.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

- Проверьте, всё ли необходимое для нашего урока есть у вас на парте?)

- Отлично. Присаживайтесь, мы готовы начинать.

Настраивает учащихся на работу. Создаёт положительный эмоциональный фон занятия. Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учеников.

Дети приветствуют учителя.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Личностные

*готовность к уроку

*самоопределение

*Мотивация на успех

Психологический настрой.

2. Актуализация знаний.

Учитель:

 - В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодится! 
Тот, кто хочет много знать, 
Должен сам все постигать! 

- Ребята, вы согласны с этим стихотворением?

- Чтобы много знать, нужно часто изученное повторять. Давайте же потренируем свои знания.

- Сейчас мы с вами поиграем в «Засели домики», для этого нам потребуется вспомнить из каких чисел состоит число 5 и 4.

- Давайте заселим эти домики жителями-числами. По одному выходим к доске, называем ответ и записываем его, выходим по колонке.

2

1

3

                        5                        4

4

3

2

1

- Сколько нужно прибавить к 3 чтобы получить 5? К 4? К 1?

Доп.: (сосчитай от 1 до 5, от 4 до 1, от 3 до 5, от 1 до 10

Назови следующее по счету число числу: 4,2,5,1.

Назови предшествующее по счету число числу: 5,3,2,4.

Назови соседей числа: 2, 4)

- Молодцы ребята! Посмотрим, справитесь ли с таким заданием.

- Внимательно слушайте загадки в стихах.

Тишка – кот такой глупышка,

Очень рыбу любит Тишка.

На рыбалке побывал,

Два пескарика поймал,

Щуки две и два ерша.

Жизнь у Тишки хороша!

Кто быстрее сосчитал,

Сколько рыбок кот поймал? (6)

- Кто со считал сколько рыбок поймал кот? (при необходимости перечитать)

На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов? (3)

По тропинке в лесок

Покатился колобок.

Встретил серого зайчишку,

Встретил волка, встретил мишку,

Да плутовку лису

Повстречал он в лесу

Отвечай поскорей

Сколько встретил колобок зверей. (4)

Проведение разминки. Создание мотивации урока.

Выполняют задания для разминки.

Вспоминают ранее изученное

Личностные

*Мотивация на успех

Коммуникативные

*умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Регулятивные:

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

3 Определение темы и целей урока

- Внимательно посмотрите на экран. Найдите недостающую фигуру.

(большой треугольник, в нем черный квадрат)

- Кто знает, как называются фигуры, которые мы сейчас рассматривали? (круг, квадрат. треугольник).

- А где мы часто встречаемся с этими фигурами? (в математике)

- Сегодня ребята, у нас необычный урок: урок-путешествие в математическую страну, название которой вы прочитаете на воротах этого города. (Слайд 3).

- Верно, это Геометрия, часть великой науки Математики. Посмотрите-ка, а кто живет в этой стране! Вы узнали их? Верно, это наши знакомые: круг, треугольник, квадрат. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями этой страны.

- Ребята, а может кто-нибудь знает, что такое Геометрия? (– это раздел математики, в котором изучаются различные геометрические фигуры и их свойства)

Дает задание, подводящее к теме занятия

Выполняют задание

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные

*умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Познавательные:

*Строить логическое рассуждения

Регулятивные:

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Личностные:

*воспринимать речь учителя, одноклассников

Учащиеся настроены на работу на уроке, осознают цель работы и результат, которого должны достигнуть.

4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о письменном делении.

5. Физкультминутка

- У каждого из вас, на парте есть карандаш и листочек бумаги. Возьмите карандаш и поставьте его на лист (учитель то же самое выполняет на доске мелом).

- Что сделал карандаш? (оставил след).

- Этот след и есть точка – геометрическая фигура. (Слайд 4)

- В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (Слайд 4 по щелчку)

-Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые)

-Прямые линии похожи на натянутые верёвочки, а верёвочки, которые не натянули, – это кривые линии.

-Сколько прямых линий? (2)

- Сколько кривых? (3)

Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!» (Слайд 5 по щелчку)

-Очень интересно сталь точке посмотреть на неё. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился луч. (Слайд 5 по щелчку)

-Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

-Испугалась точка: «Что же я наделала?» Хотела она убежать, да ка назло наступила опять на луч. (Слайд 5 по щелчку)

-И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец.

 -Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.

-Какие же геометрические фигуры живут в стране геометрии? (точка, прямая линия, кривая линия, луч, отрезок) (Слайд 6 по щелчку)

-Кто догадался, что мы будем делать в стране Геометрии? (учиться распознавать  и  чертить прямую линию, луч, отрезок)

Деятельность учителя: Разбирает с учащимися упражнения, предложенные в учебнике. Беседует с учащимися.

Деятельность учеников: Выполняют упражнение и отвечают на вопросы учителя.

- Давайте мы с вами немного отдохнём? Встаём со своих мест. Встаём по удобнее. Начинаем нашу физкультминутку.

Математику люблю.

Спину ровно я держу.

Вправо, влево наклоняюсь,

Как прямая, выправляюсь.

Руки в стороны раздвину,

Вверх ладошки подниму

И отрезок покажу.

Раз присядем, два присядем

И на место тихо сядем.

Начинает вводить новую тему. Проводит физкультминутку, выполняя упражнения вместе с учащимися.

Работают с учебником и отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя и выполняют задания

Принимают активное участие в физкультминутке

Регулятивные:

* умение планировать пути достижения целей

Познавательные:

* осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

*строить логическое рассуждение

Коммуникативные:

*Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, описывать объект

*работать индивидуально и в группе,находить общее решение

*Умение участвовать в учебном диалоге

Личностные:

*проявлять интерес к выполнению задания

*выражать положительное отношение к процессу познания

Учащиеся настроены на работу на уроке, осознают цель работы и результат, которого должны достигнуть.

6. Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача.

- Что вы узнали о прямой линии? (она не имеет ни начала , ни конца. Она бесконечная) (Слайд 7 по щелчку).

- А чем от нее отличается луч?/ отрезок? (имеет одну точку/ имеет 2 точки)

- В стране Геометрии есть большая помощница в рисовании линий. Чтобы узнать кто это послушайте загадку:

В тетради я бываю

Косая и прямая

В другом совсем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)

- Молодцы! Это правда линейка. Положите линейку на парту, скоро она вам понадобится.

- Открывайте учебник на странице 40. (показываю страницу учебника)

- Кто скажет о какой линии мы с вами еще не говорили? (кривая)

- А чем она отличается от прямой? (у нее не ровная форма, чертиться без линейки)

- А теперь откройте свои печатные тетради. Мы будем тренироваться чертить жителей Геометрии!

- Начнем мы с прямой линии. Есть ли у нее концы? (нет)

- Это значит, что точек мы на ней ставить не будем. Прикладываем линейку, проводим карандашом. (Слайд 8 по щелчку)

- Как же начертить луч? (точка, а от нее линия)

- Ставим заметную точку, к ней прикладываем линейку, проводим карандашом.

- Чем же отличается отрезок? (две точки на конце)

- Ставим две точки, соединяем их по линейке. (Слайд 9 по щелчку)

- А как же нарисовать нам кривую линию? (зигзаг без точек)

- Отлично! У вас в тетрадке должно появиться 4 фигуры. У всех так?

Деятельность учителя: Дает задание, задает вопросы, работает на доске

Деятельность учащихся: слушают задания и выполняют, отвечают на вопросы.

- Кажется наши пальчики немного устали. Разомнем их?

Пальчиковая гимнастика "Дождик"

Дождик, дождик              Стучи пальчиками поочерёдно
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,                          
Сжимаем и разжимаем кулачки
Вся земля
От воды размокла...

- Я для вас подготовила последнее задание! Оно поможет вам окончательно запомнить жителей Геометрии, а также проявить фантазию и порисовать. (раздаю шаблоны)

- Посмотрите внимательно на картинку. Кто сможет сказать какие линии похожи на те, с которыми мы познакомились? (солнечный луч=луч, горизонт=прямая, тучка=кривая и т.д.)

- Ваше задание дорисовать картинку, можно разрисовать. А когда вы и ваш сосед закончит, расскажите друг другу какие элементы вы добавили, и что это за фигуры (пример –еще лучи, дождик, речка и т.д.)

Доп.: - Сколько прямых линий можно провести между 2 точек? (1) (Слайд 10 по щелчку)

- А сколько кривых? (много)

- А через 1 точку сколь ко можно провезти линий? (много)

Выполняют упражнение
Отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

* осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

*строить логическое рассуждение

Регулятивные:

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Результат усвоения знаний

7 Подведение итогов

- Вот наш урок и подошел к концу. Ребята, а что для вас нового было на уроке?

- Кто назовет нам как называются эти линии? (слайд 11)

- Где в жизни встречаются прямые линии? Кривые линии? Луч? Отрезок?

- Что на уроке вам больше всего понравилось?

Задает вопросы, подводит итог урока

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке

Познавательные:

* осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

*строить логическое рассуждение

Регулятивные:

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Результат усвоения знаний

9.Организационное завершение урока

-В тетради на полях нарисуйте смайлика (веселого – если все вас устроило, вы довольны, вам комфортно; безразличного – если были непонятны вам ваши ощущения от урока; грустного – если считаете, что у вас ничего не получилось или соответствующее настроение) 

- Спасибо вам за вашу работу, рисунки оставьте себе на память. До свидания!

Ученики встают с мест.

Прощаются с учителем


Анализ Урока Математики

Дата._26 сентября 2016г______Кучеряева Вера Николаевна____________

Тема, цель, задачи

                Анализ работы

Рекомендации

+

Тема урока:

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч

Основная цель: 

Сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая», «отрезок», «луч» и научиться правильно их изображать.

Задачи:

1.Уточнить и обобщить геометрические представления детей, полученные ими в дошкольном возрасте;

2. Учить использовать в речи слова «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок», «луч»;

3. Развивать пространственное воображение; внимание учащихся, наблюдательность, сообразительность, стремление к точности и аккуратности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Автор: Кучеряева Вера Николаевна

Слайд 3

Прямая линия Луч Отрезок

Слайд 4

! Прямую линию мы проводим по линейке.

Слайд 5

! Отрезок мы проводим по линейке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок".

Урок математики в 3 классе, в рамках которого учащиеся знакомятся с понятиями «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок»; учатся различать и строить прямые и кривые линии; продолжают работу по...

Урок математики в 1 классе "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч".

Урок математики в 1 классе "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч". УМК "Школа России"....

Презентация к уроку математики "Точка.Кривая линия.Прямая линия.Отрезок" 1 класс УМК "Школа России"

презентация подготовлена для методической разработки из пособия Е.П,Фефиловой, Е.А.Поторочиной "Поурочные разработки по математике 1 класс"...

Точка,Кривая линия.Прямая линия.Отрезок.Луч

презентация по теме" Точка,Кривая линия.Прямая линия.Отрезок.Луч"...