Конспект урока по математике "Связь умножения и сложения"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Шишкина Анастасия Алексеевна

Конспект урока по математике "Связь умножения и сложения", целью которого является вспомнить (повторить) смысл действия умножения, совершенствовать вычислительные навыки, закрепить навыки решения задач; развивать внимание, математическое мышление, математическую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx57.93 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 3

Тема урока: Связь умножения и сложения

Тип урока: урок-путешествие

Цели: 

образовательные: вспомнить (повторить) смысл действия умножения, совершенствовать вычислительные навыки, закрепить навыки решения задач; развивающие: развивать внимание, математическое мышление, математическую речь;

воспитывающие: побуждать интерес к предмету, воспитывать трудолюбие.

Планируемые результаты:

предметные: заменять сложение умножением, решать задачи на умножение и обратные задачи;

метапредметные: контролировать и оценивать свою работу и её результат, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать и делать выводы;

личностые: формировать мотивацию достижения результата, стремление к совершенствованию своих знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

- Давайте возьмемся за руки (дети берут соседа по парте за руки) и подарим друг другу улыбку. Посмотрите на слайд, давайте вместе прочитаем слова.

Всё на месте, всё в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Каждый хочет получать

На уроке только: «5»!

(Дети садятся)

- Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, куда мы сегодня отправимся на уроке.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Куда мы сегодня отправимся?

- Верно! В осенний лес (слайд).

- Откройте тетради запишем дату и классную работу (демонстрация на доске).

  1. Актуализация усвоенных знаний и умений.

- Захлестнула нас осень своими ароматами, и решили мы остановится на опушке леса (слайд). Присели на пенёчке, а из-под него вылез маленький гномик в красном колпачке. Гномики – великие математики.  Поэтому они любят детей, которые хорошо считают. Давайте сделаем маленькую разминку и убедим гномика в своих силах.

- Записываем только ответы в строчку и через клеточку.

  1. Найдите сумму чисел 46 и 47. (93)
  2. Увеличьте 26 на 34. (60)
  3. Уменьшите 30 на 12. (18)
  4. Вычитаемое 27, разность 13. Чему равно уменьшаемое? (50)
  5. Я задумала число, прибавила к нему 50 и получила 80. Какое число я задумала? (30)
  6. К какому числу нужно прибавить 89, чтобы получилось 90? (1)
  7. На сколько нужно уменьшить 80, чтобы получилось 68? (12)
  8. Первое слагаемое 25. Сумма 54. Чему равно второе слагаемое? (29)
  9. Из 85 вычесть 50. Получится… (35)
  10. Найди разность чисел 79 и 36. (43)

- Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Правильные ответы на слайде (слайд). Проверьте друг друга. Поставьте оценку зелёной ручкой.

Критерии на слайде (слайд)

Без ошибок – «5».

1-2 ошибки – «4».

3-5 ошибок – «3».

- Обменяйтесь обратно тетрадями.

- Встаньте те, кто получил оценку «5». Молодцы! Вы были очень внимательны.

- Встаньте те, кто получил оценку «4». Вы поработали хорошо, И вам есть к чему стремится.

- Встаньте те, кто получил оценку «3». Не унывайте, у вас в следующий раз все получится.  

- Гномик убедился, что вы – великие математики. Нам пора идти дальше.

  1. Постановка учебной задачи и темы урока.

- Посмотрите, что у нас на дороге (слайд).

- Камень. А на нем надпись (учитель открывает запись на доске).

28+18+8

35+5+13+17

3+3+3+3+3

- Какая сумма лишняя и почему?  

- Верно. Каким действием можно каменеть сложение одинаковых чисел?

- Запишите себе последнюю строчку в тетрадь и давайте заменим.

- Как заменим? (Запись на доске 3+3+3+3+3=3*5)

- Посмотрите еще раз на запись в тетради.

-Кто может сформулировать тему урока?

- Итак, тема урока «Связь сложения и умножения».

 (Учитель открывает листы с темой на доске)

- А что же вы хотите сегодня узнать на уроке?

- Хорошо! Давайте определим цели нашего урока:

(Учитель открывает карточки с целями урока на доске: вспомнить смысл действия умножения и учится заменять сложение умножением).

  1. Первичное закрепление в знакомой ситуации.

- Откройте учебник на с. 18. Прочитайте задание рядом с красной стрелкой.

- В записи 3*4 что обозначает число 3? (какое число повторяется)

- Что обозначает число 4 (сколько раз оно повторяется)

6*3 Аналогично.

- Сделаем вывод: что такое умножение? (сложение одинаковых слагаемых)

- Посмотрите, кто встретился нам на тропинке? (слайд)

- У зайчика для нас телеграмма от лесных жителей. Давайте хором прочитаем, что там написано. (слайд) «Мы жители лесного царства нашли кленовый листок с числами. Нам очень интересно в нем разобраться». Ребята, посмотрите №1 на с. 18. Это примеры, и кто-то их уже решал, но листок был умыт осенним дождём, и некоторые числа в нём стерлись. Давайте попробуем их восстановить.

(выполнение с доской, 1 ученик у доски с комментированием)

- Лесные жители благодарят вас за помощь и разъяснение (слайд). У них остался к вам только один вопрос: всегда ли можно сложение заменить умножением?

- Верно, ребята!

- Идем дальше. Вот тропинка свернула, и мы оказались на грибной поляне (слайд). Так и хочется здесь скорее грибы собрать. Давайте встанем и их соберём.

  1. Физминутка.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята.

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны)

Вон на дереве орех

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания – руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь –

Дети сели отдохнуть.

  1. Первичное закрепление в измененной ситуации.

- Ребята, что еще мы с вами собирали помимо грибов?

- Верно. Посмотрите, именно орехи стали причиной спора двух белочек, готовящихся к зиме (слайд).  Одна белочка срывала по 4 орешка 2 раза, а другая – по 2 орешка 4 раза. И теперь они поссорились, каждая из них думает, что собрала больше.

- Скажите, ребята, кто из них собрал больше орешков?

Верно, поровну. Почему? Докажите. (4*2=2*4 – от перестановки множителей произведение не меняется)

- Какое это свойство умножение? (переместительное)

- Посмотрите, белочки снова лучшие подружки. Благодаря вам, ребята, они теперь знают переместительное свойство умножения.

- В благодарность они дарят вам корзинку брусники (карточки), на обратной стороне которой написаны равенства и неравенства. Ваша задача их проверить, если нужно исправьте знаки сравнения. Это задание вы выполняете в парах. Затем мы вместе проверим.

(Учитель раздает из корзины карточки в виде брусники, на обратной стороне задание)

2*3>3*2            2*7=7*3          5*2=5+2

2*8=8*2            5*3=4*5          3*4<4*3

Проверка устно.

- Нам пора идти с вами дальше. Прислушайтесь. Что вы слышите? (Слайд – трели синицы).

- Верно, синицы просят нас приглядеть за птенцами, пока они собирают корм на зиму. Посмотрите, птенцы у нас прямо в учебнике на с. 18 №4. Давайте его выполним.

Чтобы составить задачу, нужно вспомнить её части. Из каких частей состоит задача? (на доске учитель открывает карточки: условие, вопрос, решение и ответ).

- Составим задачу, которая решается умножением.

(У доски выполняет 1 ученик с комментированием)

В 4 гнёздах по 2 птенца. Сколько всего птенцов?

Сделаем схематический рисунок.

2*4=8 (пт.)

Ответ: всего 8 птенцов.

- Какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать – известным).

- Что было известно в этой задаче? (сколько было гнезд и сколько было птенцов в каждом гнезде)

- Что было неизвестно? (сколько всего птенцов)

- Попробуйте составит обратные задачи. Это задание вы будете выполнять в группах (разделение на группы).

- Сначала повторим правила работы в группах. Прочитаем хором со слайда (слайд).

  1. Работают все члены группы.
  2. Говорим в полголоса, чтобы не мешать другим.
  3. Внимательно слушаем друг друга, не перебиваем.
  4. Один ученик защищает работу группы, говорит громко и четко.

Проверка устно.

Вывелись 8 птенцов, по 2 птенца в каждом гнезде. В скольких гнёздах вывелись птенцы?

В 4 гнёздах вывелось 8 птенцов. В каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде?

- Каким действием будем решать эти задачи?

- Каждый решит самостоятельно 1 любую обратную задачу.

(2 человека самостоятельно у доски)

Проверка.

           

8:2=4 (гн.)

Ответ: в 4 гнездах вывелись птенцы.

                         

8:4=2 (пт.)

Ответ: 2 птенца было в каждом гнезде.

- Синицы говорят вам спасибо. Все птенцы остались в своих гнездышках, и не один не выпал.

  1. Пояснение домашнего задания.

- Посмотрите, куда мы пришли (слайд).

- Верно, мы пришли к дому. Пора посмотреть задание на дом. Могу порекомендовать вам выполнить дома №2, №5 на с. 18.

- Наша прогулка в осенний лес подошла к концу.

  1. Подведение итогов.

- Какая тема была сегодня на уроке?

- Давайте вернемся к целям урока.

- Прочитайте первую цель.

-Что такое умножение?

- Прочитайте вторую цель.

- Что показывает первое число в записи умножения?

- Что показывает второе число?

- Достигли мы целей урока?

9. Рефлексия.

- У вас на парте лежат листочки оранжевого и желтого цвета, давайте украсим ими дерево, которое сейчас на доске. Прикрепите, пожалуйста, оранжевый листочек, если вы поняли тему и можете объяснить другим. Прикрепите, пожалуйста, желтый листочек, если вы поняли тему, но испытываете трудности, чтобы её объяснить.

- Посмотрите, какое красивое осеннее дерево нас получилось.

- А очень рада, что большинство из вас поняли тему урока.

 - Я предлагаю опять встать и взяться за руки. Подарим друг другу улыбку и поблагодарим друг друга за урок. Спасибо за совместную работу!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1" 4 класс "Школа России"

Конспект урока по математике по теме "Умножение и его свойства.Умножение на 0 и 1" 4 класс, по программе "Школа России"Описываю все этапы урока, универсальные учебные действия,формы и методы ....

Конспект урока : «Вычисление результата умножения с помощью сложения»

Предмет: МатематикаКласс: 2Тема урока: «Вычисление результата умножения с помощью сложения»Цели урока: - закреплять умение заменять сложение вычитанием...

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."...

Конспект урока по теме «Удобный способ сложения и вычитания. Проверка сложения» 3 класс. УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока по теме: «Удобный способ сложения и вычитания. Проверка сложения» 3 класс....

Технологическая карта урока математики "Связь умножения со сложением" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний о связи умножения со сложением. Задачи урокаДидактические:сформировать представление о связи умножения и сложения одинаковых слагаемых;соверше...