Технологическая карта урока математики «Деление с однозначным частным с остатком» (УМК «Перспектива», 4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)
Цель урока: формирование умения выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом
Задачи урока
Дидактические:
- Уметь выполнять деление столбиком, используя алгоритм;
- Уметь делить с остатком, делить с однозначным частным на основе прикидки
Развивающие:
- Развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь;
- Развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики;
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
- Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
- Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
Дата: 26.01.21 Школа: МАОУ СОШ № 104 Класс: 4 «б» Урок: 2 Время: 8:55-9:35 Кабинет: 203 | Студент: Боронина Елена Группа: 41 Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна Руководитель практики: Кузнецова Дарья Витальевна |
Тема урока «Деление с однозначным частным с остатком»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование умения выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом
Задачи урока
Дидактические:
- Уметь выполнять деление столбиком, используя алгоритм;
- Уметь делить с остатком, делить с однозначным частным на основе прикидки
Развивающие:
- Развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь;
- Развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики;
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
- Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
- Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно -значимом уровне | Словесный (слово учителя) | Осуществляется психологический настрой учителя учащимся на работу. - Прозвенел звонок весёлый, | Слушают. Настраиваются на работу. Улыбаются друг другу. | Л.: мотивация к учебной деятельности | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Практический (упражнение), проблемный, моделирование (аналитический) | Осуществляется проверка домашнего задания. – Что вы изучали на прошлом уроке? - Я желаю вам успеха! Что вам поможет его добиться? - Какие задания вы выполняли дома? (Деление многозначных чисел с однозначным частным и деление с остатком.) - Как связаны между собой при делении с остатком делимое, делитель, частное и остаток. - Что вы повторили? - Какой смайлик сейчас начнёт действовать? Учитель предоставляет работу пробного действия. – Используя алгоритм деления с остатком, найдите за 1 минуту частное и остаток от деления чисел 2038 и 406. - Что в задании нового? - Какое частное должны получить? | (Деление многозначных чисел с однозначным частным.) (Делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток) (Смайлик, который будет пробовать выполнять новое задание.) (Делимое и делитель многозначные числа, а предыдущих примерах делитель однозначное число.) (Однозначное.) | М: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, | Меловая доска Карточка Д-6 Учебное пособие | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный (беседа, рассуждение) | Предоставляется возможность учащимся самим назвать тему урока. - Предположите, какая тема урока? Предлагается самостоятельно поставить цели урока. Поощрение учеников. |
(Деление многозначных чисел с остатком. Построить алгоритм для решения выражения) Отвечают. (Узнать, как выполнять деление с остатком многозначных чисел). | П: постановка и формулирование проблемы Р: целеполагание | Презентация. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный (частично-поисковый), репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) | Решение пробного действия. – Какие результаты получились у вас из пробного действия? Учащиеся называют свои ответы, учитель фиксирует их на доске. - Кто может доказать, какой результат верный? - В чём у вас затруднение? – Проанализируйте результаты выполнения пробного задания. - Что будете делать? - А почему не смогли сразу выполнить задание или его обосновать? Осуществляет работу в паре. - На каждой парте лежат карточки. Вам нужно в паре подумать и из них составить верный алгоритм. После мы с вами проверим этот алгоритм и решим пример по вашему алгоритму. У вас 3 минуты. - Итак, какой алгоритм у вас получился? Учитель вывешивает алгоритм на доску. - Сейчас один ученик у доски попробует решить этот пример по алгоритму, а вы записываете в тетради. – Итак, первый шаг – прикидка и нахождение возможного частного. Выполните. – Каким будет следующий шаг? – Назовите следующий шаг в этом алгоритме. – Что надо сделать дальше? – Сравните новое произведение и делимое. – Позволяет ли этот шаг алгоритма получить ответ? – Значит, что следует сделать вместо этого шага? – Какими в нашем случае будут кратное k и остаток r? – Значит, какой шаг надо добавить? – Как продолжается алгоритм, если остаток меньше делителя? – А что же делать, если «нет»? – А как проверить, правильный ли ответ при делении чисел с остатком вы получили? - Итак, подошел ли наш алгоритм? - Молодцы. Вы составили верный алгоритм. | Отвечают. Отвечают. (Разберёмся, почему так получилось.) (У нас нет алгоритма деления многозначных чисел с остатком.) Составляют алгоритм. Отвечают. (2038 : 406 ≈ 2000 : 400 = 5. Возможное частное равно 5.) (Умножить возможное частное на делитель.)(Сравнить произведение и делимое.) (Подобрать новое возможное частное. В данном случае произведение меньше делимого, поэтому возможное частное следует увеличить: 406 • 6 = 2436.) (2436 > 2038. Произведение не равно делимому. Получается, что 2030 < 2038 < 2436.) (Нет, так как нельзя подобрать точного значения частного.) (Деление с остатком.) (k = 2030, r = 2038 – 2030 = 8.) (Надо найти остаток, для этого из 2038 надо вычесть 2030. Остаток равен 8.) (Записывается ответ, так как в этом случае получается искомое частное и остаток: 2038 : 406 = 5 (ост. 8) (Надо подобрать другое неполное частное, увеличив или уменьшив прежнее на 1.) (По формуле деления с остатком: 406 ⋅ 5 + 8 = 2038 – верно.) (да) | Р: познавательная инициатива П: анализ, синтез, сравнение, обобщение П: поиск необходимой информации | Учебное пособие Презентация | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Практический (упражнение) | Зрительная гимнастика. Производится проверка изученного. - Задание №2 у вас в тетрадях. Прочитаем его. - Что нужно сделать? - 1 вариант делает 1 столбик, 2 вариант 2 столбик. Индивидуальная работа. - К доске выйдут 2 человека, запишут по одному выражению, но один будет использовать алгоритм, а другой будет делить столбиком. Производится проверка. - Давайте с вами проверим. Какие ответы у вас получились? - Все ли согласны? - Как вы думаете, каким способом лучше решать? - Я тоже так считаю. Так как у каждого способа можно сделать проверку. | Говорят. Выполняют. Отвечают. - Любым | Р: выполнение учебного действия К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К: аргументация своего мнения | Учебное пособие | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический (упражнение) | Объяснение индивидуального задания. - У вас сейчас тоже самое задание, но 3 столбик будет выполнять 1 вариант, а последний 2 вариант. Выполняете вы его на листках. Подпишите фамилию и имя. - Вы можете решать любым способом, но после решения выражения у вас должна быть записана проверка. На задание у вас есть 5 минут. Проверка с эталоном. - Обратите внимание на экран. Это те ответы, которые у вас должны были получиться. Листочки сейчас у вас соберут. У вас не должно быть исправлений после проверки. | Слушают. Выполняют. | П: построение логической цепи рассуждения | Учебное пособие | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение"открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический (упражнение), взаимопроверка | Дает задание на экране. – Из данных примеров выберите и решите по выбору любой один пример, для которого применим алгоритм, построенный на сегодняшнем уроке. 879 : 125 = 867 : 216 = 875 : 125 = 864 : 216 = – Что интересного вы заметили? – Значит, как его можно назвать? - Что обязательно рассматривается при выполнении деления с остатком? - Какое условие должно выполняться? – Прочитайте задачи № 5, стр. 35. – Ответьте на первый вопрос. Самостоятельная работа. - Первому варианту предлагается решить задачу (а), а второму варианту – задачу (б). Самопроверка проводится по образцу Д–11 (2). | Учащиеся выполняют задание самостоятельно. 879 : 125 = 7 (ост. 4) 875 : 125 = 7 (ост. 0) (Построенный алгоритм позволяет выполнять как деление с остатком, так и деление нацело.) (Общий алгоритм деления многозначных чисел с однозначным частным.) (Остаток сравнивается с делителем.) (Остаток меньше делителя.) (В этих задачах похожие данные, но первая задача на работу, а вторая – на движение. Обе задачи решаются по формуле произведения.) | Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция Л: смыслообразование | Учебное пособие Учебное пособие Карточка Д-11 | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный (аналитический) | Задает вопросы по пройденной теме. – Какой была ваша цель на уроке? – Цель урока достигнута? Учитель задает вопросы по оцениванию на уроке. - Поднимите руку, кто сегодня работал хорошо и сможет объяснить эту тему другим, и сам выучил эту тему. - Спасибо, до новых встреч. Урок окончен. | (Построить алгоритм деления многозначных чисел с остатком для случая, когда частное является однозначным числом.) (Да, мы построили алгоритм и показали, что он применим для всех случаев деления с однозначным частным). Поднимают. | П: рефлексия способов и условий действий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока математики Тема: «Приёмы нахождения частного и остатка», 3 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: научиться находить частное и остаток разными способами; учить находить результат деления с остатком способом подбора наибольшего делимого; формирован...
Технологическая карта урока математики "Деление с однозначным частным с остатком" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цель урока: формирование у учащихся навыка выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом.Задачи урокаДидактические:Формировать у учащихся пр...
Технологическая карта урока математики "Деление на двузначное и трехзначное число" (УМК Перспектива, 4 класс)
Цель урока: закрепление умений учащихся делить на двузначное и трехзначное число, закрепление умений решать текстовые задачи.Задачи урокаДидактические: 1. Актуализировать у учащихся знание алгор...
Технологическая карта урока математики "Деление на двузначное и трёхзначное число" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятие «деление на двузначное и трёхзначное число».Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о делении на двуз...
Технологическая карта урока математики "Деление многозначного числа на трехзначное число" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: развитие знаний обучающихся о делении многозначного числа на трехзначное число.Задачи урока:Дидактические:1. Развивать и систематизировать знания обучающихся о делении многозначного числа ...
Технологическая карта урока математики "Деление на однозначное число углом" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель деятельности учителя:Создание условий для знакомства обучающихся с алгоритмом записи деления уголком.Задачи урока:Дидактические:1. Учить выполнять деление уголком двузначного числа на однозначное...
Технологическая карта урока математики "Деление с однозначным частным (с остатком)" (4 класс)
план-конспект занятия...