Технологическая карта урока математики «Деление с однозначным частным с остатком» (УМК «Перспектива», 4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Боронина Елена Александровна

Цель урока: формирование умения выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом

Задачи урока

Дидактические:

  1. Уметь выполнять деление столбиком, используя алгоритм;
  2. Уметь делить с остатком, делить с однозначным частным на основе прикидки

Развивающие:

  1. Развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь;
  2. Развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики;
  3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дата: 26.01.21

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс: 4 «б»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35   Кабинет: 203

Студент: Боронина Елена

Группа: 41

Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна

Руководитель практики: Кузнецова Дарья Витальевна

Тема урока «Деление с однозначным частным с остатком»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом

Задачи урока

Дидактические:

  1. Уметь выполнять деление столбиком, используя алгоритм;
  2. Уметь делить с остатком, делить с однозначным частным на основе прикидки

Развивающие:

  1. Развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь;
  2. Развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики;
  3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

 Включение в учебную деятельность на лчностно -значимом уровне

Словесный (слово учителя)

Осуществляется психологический настрой учителя учащимся на работу.

- Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать!

- Ребята, урок начнём с улыбки. Меня зовут Елена Александровна. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
- Я хочу, чтобы у вас было хорошее настроение весь день.

Слушают.

Настраиваются на работу.

Улыбаются друг другу.

Л.: мотивация к учебной деятельности

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический (упражнение), проблемный, моделирование (аналитический)

Осуществляется проверка домашнего задания.

– Что вы изучали на прошлом уроке?

- Я желаю вам успеха! Что вам поможет его добиться?

- Какие задания вы выполняли дома? (Деление многозначных чисел с однозначным частным и деление с остатком.)

- Как связаны между собой при делении с остатком делимое, делитель, частное и остаток.

- Что вы повторили?

- Какой смайлик сейчас начнёт действовать?

Учитель предоставляет работу пробного действия.

– Используя алгоритм деления с остатком, найдите за 1 минуту частное и остаток от деления чисел 2038 и 406.

- Что в задании нового?

- Какое частное должны получить?

(Деление многозначных чисел с однозначным частным.)
(Дружная работа, внимательность)

(Делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток)

(Смайлик, который будет пробовать выполнять новое задание.)

(Делимое и делитель многозначные числа, а предыдущих примерах делитель однозначное число.)

(Однозначное.)

М: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника,

Меловая доска

Карточка Д-6

Учебное пособие

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (беседа, рассуждение)

Предоставляется возможность учащимся самим назвать тему урока.

- Предположите, какая тема урока?

Предлагается самостоятельно поставить цели урока.
- Какие цели мы с вами можем поставить на урок?

Поощрение учеников.


Отвечают.

(Деление многозначных чисел с остатком. Построить алгоритм для решения выражения)

Отвечают.

(Узнать, как выполнять деление с остатком многозначных чисел).

П:  постановка и формулирование проблемы

Р: целеполагание

Презентация.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный (частично-поисковый), репродуктивный (объяснительно-иллюстративный)

Решение пробного действия.

– Какие результаты получились  у вас из пробного действия?

Учащиеся называют свои ответы, учитель фиксирует их на доске.

- Кто может доказать, какой результат верный?

- В чём у вас затруднение?

– Проанализируйте результаты выполнения пробного задания.

- Что будете делать?

- А почему не смогли сразу выполнить задание или его обосновать?

Осуществляет работу в паре.

- На каждой парте лежат карточки. Вам нужно в паре подумать и из них составить верный алгоритм. После мы с вами проверим этот алгоритм и решим пример по вашему алгоритму. У вас 3 минуты.

- Итак, какой алгоритм у вас получился?

Учитель вывешивает алгоритм на доску.

- Сейчас один ученик у доски попробует решить этот пример по алгоритму, а вы записываете в тетради.

– Итак, первый шаг – прикидка и нахождение возможного частного. Выполните.

– Каким будет следующий шаг?

– Назовите следующий шаг в этом алгоритме.

– Что надо сделать дальше?

– Сравните новое произведение и делимое.

– Позволяет ли этот шаг алгоритма получить ответ?

– Значит, что следует сделать вместо этого шага?

– Какими в нашем случае будут кратное k и остаток r?

– Значит, какой шаг надо добавить?

– Как продолжается алгоритм, если остаток меньше делителя?

– А что же делать, если «нет»?

– А как проверить, правильный ли ответ при делении чисел с остатком вы получили?

- Итак, подошел ли наш алгоритм?

- Молодцы. Вы составили верный алгоритм.

Отвечают.

Отвечают.

(Разберёмся, почему так получилось.)

(У нас нет алгоритма деления многозначных чисел с остатком.)

Составляют алгоритм.

Отвечают.

(2038 : 406 ≈ 2000 : 400 = 5. Возможное частное равно 5.)

(Умножить возможное частное на делитель.)(Сравнить произведение и делимое.)

(Подобрать новое возможное частное. В данном случае произведение меньше делимого, поэтому возможное частное следует увеличить: 406 • 6 = 2436.)

(2436 > 2038. Произведение не равно делимому. Получается, что 2030 < 2038 < 2436.)

(Нет, так как нельзя подобрать точного значения частного.)

(Деление с остатком.)

(k = 2030, r = 2038 – 2030 = 8.)

(Надо найти остаток, для этого из 2038 надо вычесть 2030. Остаток равен 8.)

(Записывается ответ, так как в этом случае получается искомое частное и остаток: 2038 : 406 = 5 (ост. 8)

(Надо подобрать другое неполное частное, увеличив или уменьшив прежнее на 1.)

(По формуле деления с остатком: 406 ⋅ 5 + 8 = 2038 – верно.)

(да)

Р: познавательная инициатива

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

П: поиск необходимой информации

Учебное пособие

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический (упражнение)

Зрительная гимнастика.
Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё. Поморгать глазами. Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки. Руки согнуты в стороны – выдох. Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.

Производится проверка изученного.

- Задание №2 у вас в тетрадях. Прочитаем его.

- Что нужно сделать?

- 1 вариант делает 1 столбик, 2 вариант 2 столбик.

Индивидуальная работа.

- К доске выйдут 2 человека, запишут по одному  выражению, но один будет использовать алгоритм, а другой будет делить столбиком.

Производится проверка.

- Давайте с вами проверим. Какие ответы у вас получились?

- Все ли согласны?

- Как вы думаете, каким способом лучше решать?

- Я тоже так считаю. Так как у каждого способа можно сделать проверку.

Говорят.

Выполняют.

Отвечают.

- Любым

Р: выполнение учебного действия

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К: аргументация своего мнения

Учебное пособие

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический (упражнение)

Объяснение индивидуального задания.

- У вас сейчас тоже самое задание, но 3 столбик будет выполнять 1 вариант, а последний 2 вариант. Выполняете вы его на листках. Подпишите фамилию и имя.

- Вы можете решать любым способом, но после решения выражения у вас должна быть записана проверка. На задание у вас есть 5 минут.

Проверка с эталоном.

- Обратите внимание на экран. Это те ответы, которые у вас должны были получиться. Листочки сейчас у вас соберут. У вас не должно быть исправлений после проверки.

Слушают.

Выполняют.

П: построение логической цепи рассуждения

Учебное пособие

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение"открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический (упражнение), взаимопроверка

Дает задание на экране.

– Из данных примеров выберите и решите по выбору любой один пример, для которого применим алгоритм, построенный на сегодняшнем уроке.

879 : 125 =                          867 : 216 =

875 : 125 =                         864 : 216 =

– Что интересного вы заметили?

– Значит, как его можно назвать?

- Что обязательно рассматривается при выполнении деления с остатком?

- Какое условие должно выполняться?

– Прочитайте задачи  5, стр. 35.

– Ответьте на первый вопрос.

Самостоятельная работа.

- Первому варианту предлагается решить задачу (а), а второму варианту – задачу (б). Самопроверка проводится по образцу Д–11 (2).

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

879 : 125 = 7 (ост. 4)
867 : 216 = 4 (ост. 3)

875 : 125 = 7 (ост. 0)
864 : 216 = 4 (ост. 0)

(Построенный алгоритм позволяет выполнять как деление с остатком, так и деление нацело.)

(Общий алгоритм деления многозначных чисел с однозначным частным.)

(Остаток сравнивается с делителем.)

(Остаток меньше делителя.)

(В этих задачах похожие данные, но первая задача на работу, а вторая – на движение. Обе задачи решаются по формуле произведения.)

Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция

Л: смыслообразование

Учебное пособие

Учебное пособие

Карточка Д-11

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (аналитический)

Задает вопросы по пройденной теме.

– Какой была ваша цель на уроке?

– Цель урока достигнута?

Учитель задает вопросы по оцениванию на уроке.

- Поднимите руку, кто сегодня работал хорошо и сможет объяснить эту тему другим, и сам выучил эту тему.

- Спасибо, до новых встреч. Урок окончен.

(Построить алгоритм деления многозначных чисел с остатком для случая, когда частное является однозначным числом.)

(Да, мы построили алгоритм и показали, что он применим для всех случаев деления с однозначным частным).

Поднимают.

П: рефлексия способов и условий действий



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока математики Тема: «Приёмы нахождения частного и остатка», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:  научиться находить частное и остаток разными способами; учить находить результат  деления с остатком  способом подбора наибольшего  делимого; формирован...

Технологическая карта урока математики "Деление с однозначным частным с остатком" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся навыка выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом.Задачи урокаДидактические:Формировать у учащихся пр...

Технологическая карта урока математики "Деление на двузначное и трехзначное число" (УМК Перспектива, 4 класс)

Цель урока: закрепление умений учащихся делить на двузначное и трехзначное число, закрепление умений решать текстовые задачи.Задачи урокаДидактические:  1. Актуализировать у учащихся знание алгор...

Технологическая карта урока математики "Деление на двузначное и трёхзначное число" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятие «деление на двузначное и трёхзначное число».Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о делении на двуз...

Технологическая карта урока математики "Деление многозначного числа на трехзначное число" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: развитие знаний обучающихся о делении многозначного числа на трехзначное число.Задачи урока:Дидактические:1. Развивать и систематизировать знания обучающихся о делении многозначного числа ...

Технологическая карта урока математики "Деление на однозначное число углом" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель деятельности учителя:Создание условий для знакомства обучающихся с алгоритмом записи деления уголком.Задачи урока:Дидактические:1. Учить выполнять деление уголком двузначного числа на однозначное...