Конспект урока по математике "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Боровская Наталья Михайловна

Конспект урока по математике в 3 классе "Деление с остатком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3_klass.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Класс: 3Г

Учитель:  Боровская Наталья Михайловна

Тема урока: «Деление  с остатком»

УМК Школа России, Моро М.И., Волкова С.И.

Тип учебного занятия: урок «открытия»  новых знаний

Форма проведения урока:  урок – путешествие

Цель: Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком для расширения представления детей об операции деления

Задачи урока:

1.Образовательные:

- Познакомить обучающихся с  делением числа с остатком;

- Формировать практические навыки деления числа с остатком;

2.Развивающие:

- Развивать логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения; культуры речи и эмоций учащихся;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

Планируемый результат:

Предметные умения

- Сформировать практические навыки деления числа с остатком,  

- Вывести алгоритм деления числа с остатком

- Закреплять навыки владения приёмами табличного и  внетабличного  умножения и деления.

Познавательные УУД:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать объекты;
  • Учиться определять свои границы знания / незнания

Регулятивные УУД:

  • Создавать возможность планирования совместно с учителем своих действий;
  • Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
  • Осуществлять самоконтроль.
  • Учиться формулировать цель деятельности на уроке

  Коммуникативные УУД:

  • Создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками;
  • Отвечать на вопросы учителя

Личностные УУД:

  • Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;
  • Способствовать развитию самооценки;
  • Формировать уважительное отношение к мнению другого человека;
  • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Технологии: 

- Игровые

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор, ПК.

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация, раздаточный материал, тесты, конверты с заданиями разного уровня, математические веера, рыбки, кораблик.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Планируемые результаты

1.

Организационный

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Начинаем ровно в срок, наш любимейший урок!!!

Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!

Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!

-Ребята,  отгадайте загадку:

Паровозик без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел-

Прямо по морю пошел!

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в морское путешествие. Путешествие далекое и интересное. Наш путь будет лежать через моря и океаны, мимо таинственных островов, где нас ждут необыкновенные приключения.

- Какие качества пригодятся нам для успешной работы  (смекалка, воображение, собранность, творчество).

Ребята, во время путешествия могут произойти различные ситуации, поэтому нам нужно к путешествию как следует приготовиться.

Путешественники ведут бортовые журналы, в которых записывают все, что с ними происходит, это будут наши тетради, а также некоторые ведут личные дневники. У нас они тоже будут. У вас на партах лежат листы самооценки, в которых вы будете оценивать себя во время путешествия. Давайте вспомним, как мы это будем делать. Если с заданием справились-+, не совсем –/, не справились-.

 - Итак, сделаем первую запись: дата, вид работы (классная).

- А кто на корабле главный? (капитан)

- А кто  помогает капитану? (команда)

- Так вот, вы будете командой, а я  Вашим капитаном. Начинаем наше путешествие из порта « Устный счёт»

Приветствие

Отгадывают загадку.

Оценивают свое настрой на урок

Знакомятся с листом самооценки

Запись в рабочей тетради.

Кораблик

Слайд №1

Лист самооценки

Регулятивные УУД:

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности своей работы

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

2.

Устный счет

Цель этапа: формировать навыки быстрого устного счёта.

1)Длина синего кита 32 метра, китовая акула в 4 раза меньше.  Какой длины китовая  акула?

2) Длина яхты 10м, а парусник в 2 раза длиннее. Какой длины парусник?

3) Рыба-меч живет 6 лет, а дельфин-26 лет. На сколько лет дольше живёт дельфин, чем рыба-меч?

4)Когда аквалангисты исследовали дно моря, то заметили 50 морских обитателей. 35 из них были осьминоги, а остальные – морские звёзды. Сколько морских звезд заметили аквалангисты?

5)У рыбы с усами 3 зуба  умножить на любимую оценку ученика? Какое число получится?

Оцените свою работу в листах самооценки!

Индивидуальная работа

Математические веера у каждого обучающего-ся

Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли в устной форме

3.

Постановка учебной задачи

Цель:  Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог.

 Создание проблемной ситуации.

- Ребята, пока вы работали с листами самооценки, наш корабль натолкнулся на подводные камни. Перед вами камни с математическими выражениями, нужно данные выражения разбить на группы. Подумайте, как можно это сделать? Можно советоваться в парах. (на камнях выражения: 10*2, 3*5, 4*4, 10:5, 27:9, 18:2, 9:4.

-Почему остался один камень? ( Мы не знаем этот вид деления)

- Мы встречались раньше с таким случаем деления? (нет)

- А остальные как называются? (Табличные случаи)

- Посоветуйтесь в парах, может быть у вас будут варианты решения?

 (Выслушиваются варианты решения)

-Вы хотите научиться решать такие выражения?

- Значит, какую цель поставим на урок?

- (Если всё решили, цель конкретная научиться решать выр-я с остатком)

-Сформулируйте тему нашего урока?  («Деление с остатком»)

Образец записи деления с остатком на доске:

14 : 4 = 3 (ост.2)

Решают выражения, сталкиваются с проблемой

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания ( Мы должны научиться решать примеры и задачи с остатком.)     

Отвечают на вопросы

Смотрят, запоминают

Ставят перед собой цели и задачи

Слайд №2

Содержа-тельная рефлексия

(осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы)

Слайд №3

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

- формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению математики

4.

Работа по теме урока. «Открытие» нового знания.

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с алгоритмом деления числа с остатком, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, построение алгоритма.

 

Физкультминутка

Цель: Создание условий для снятия утомляемости обучающихся, их релаксации

Смотрите, как разыгралось море, какие страшные волны, а кто знает, как называется такая погода на море, когда сильный и ветер и большие волны?

 ( шторм)

- Это опасно для корабля? (да).

- Давайте успокоим это море

Для этого решим задачу:

 Моряки поймали 10 крупных рыб. Решили разделить на 3 корабля поровну. Сколько рыб получит каждый корабль?

- Смогли полностью разделить число 10 на 3? (нет)

- Сколько раз по 3 содержится в 10? (покажем на доске) -3 раза.

- Сколько останется? (1)

Покажите на интерактивной доске ( раскладывают рыбок)

Теперь покажем на числовом луче.

Давайте запишем выражение:

10:3=3(ост.1)

Ответ: по 3 рыбки получит каждый корабль, 1 рыбка останется.

Алгоритм деления с остатком:

Ребята, а можно  ли выполнить деление с остатком, не используя рисунок каждый раз?. Конечно можно, но для этого надо выполнять определённое правило или алгоритм.  

- Давайте составим алгоритм деления с остатком. Что такое алгоритм? (последовательность действий)

- Но сначала вспомним, как называются  компоненты при делении (делимое, делитель, частное)

1.Подбираем ближайшее к делимому число, которое можно разделить без остатка.

2.Находим частное.

3.Находим остаток.

Давайте вернемся к нашим выражениям

14 : 4 = 3 (ост.2)

10:3=3(ост.1)

- Сравните остатки и делитель, что о них можно сказать? (остаток должен быть меньше делителя)

Вывод: Остаток всегда меньше  делителя.

Значит не обязательно раскладывать предметы, рисовать и не всегда это можно сделать, надо просто вспомнить таблицу умножения. Вот как важно знать таблицу умножения.

- Молодцы! Шторм начал стихать, но чтобы море совсем успокоилось, нам надо ещё с вами поработать.  

- Какие остатки могут получиться, если мы будем делить любые числа на 4,5,7?

Молодцы, с заданием справились, продолжим наше плавание.

 Физкультминутка «Волны плещут в океане»

Волны плещут в океане. 

Что там чудится в тумане? 

Это мачты кораблей. 

Пусть плывут сюда скорей! 

Ой, ребята, кто это? (дельфин). Он предлагает нам поработать с учебником.

(работа в группах) раздаточный материал

Делят фигуры, записывают выражение

Работа с интерактивной доской.

Оценивают себя

Отвечают на вопрос

2 ученика у доски работают

Алгоритм деления с остатком.

Работа с интерактивной доской

Выполняют движения

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №  6

Поэтапно прикрепляем на доске.

Слайд №  7

Слайды №8,9,10

Слайд №11

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

5.

Первичное закрепление

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

1. Работа с учебником (№2, стр.26.   )один и тот же ученик по алгоритму

Впереди опасность. Ребята вы знаете, что это? ( Айсберги.)

Что такое айсберг –  это ледяная глыба, плывущая в море . Нам нужно их обойти.

2. Задание на выбор ( У вас на партах лежат по 2 конверта. Что вы заметили? Один конверт обычный, другой- со звёздочкой. Что это значит? ( в конверте со звёздочкой задания повышенного уровня)

- Возьмите любой конверт и выполните задание.

- Ребята, поднимите руки, кто выбрал задания базового уровня, почему?

- Оцените свою работу в листах самооценки.

Чтобы успешно вернуться нам из путешествия и чтобы наше судно благоприятно причалило к берегу,  мы должны проверить, насколько хорошо  усвоили нашу сегодняшнюю тему. Для этого выполним самостоятельную работу.

Объясняют

Выполняют задания по алгоритму.

Слайд №12

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

6.

Первичный контроль.

Самостоятельная работа

Цель: Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

8:3=2  (ост…)

11:3=3  (ост…)

12:5=2 (ост…)

10:4=2 (ост…)

13:2=6 (ост…)

Выполняют самостоятельную работу

Проверяют, оценивают в парах.

Слайд №13

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

7.

Подведение итогов урока 

Цель: уметь давать оценку и уметь анализировать достижения поставленной цели.

- Понравилось вам наше путешествие?

   Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые  

   открытия на этом уроке.

- Какое открытие вы сделали на уроке? (Научились выполнять деление с остатком)

- Расскажите, как выполнить деление с остатком?  (надо узнать, сколько раз делитель «уместится» в делимом, и сколько единиц останется лишних, т.е. пойдут в остаток)

- Каким должен быть остаток при делении? (остаток должен быть меньше делителя)

 -В какое путешествие вы хотели бы отправиться в следующий раз?

8.

Рефлексия деятельности

Цель: Создание условий для рефлексии

А теперь посмотрите на лист самооценки- у кого все + - поднимите руки, вы сегодня молодцы, а остальным надо подтянуться!

- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились выполнять деление с остатком и можете помочь другим.

Вы считаете, что научились выполнять деление с остатком, но иногда вам нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке.

Поселим наших рыбок на волны. А первую рыбку поселю я. Сегодня на уроке вы были активными, внимательными, поэтому я вами довольна.

Прикрепляют рыбок.

Рыбки на волнах.

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

9.

Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание выполнения домашнего задания

№5, стр.26 (учебник)

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Деление с остатком" (закрепление), 3 класс

Урок построен в виде "путешествия" . Программа " Школа России"...

Конспект урока "ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО" Школа России 4 класс

Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений выполнять деление на двузначное число с остатком, решать задачи и уравнения, находить значения буквенных выражений, развитию логического мышлени...