Структура учебных заданий и ситуаций, направленная на формирование математической грамотности младших школьников
консультация по математике (3 класс)

Москвичева Наталья Станиславовна

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

• «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

• приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» ФГОС НОО

«Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:

1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;

2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;

3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_uchebnyh_zadaniy_i_situatsiy.docx106.61 КБ

Предварительный просмотр:

Структура учебных заданий и ситуаций, направленная

на формирование математической грамотности младших школьников

п/п

Учебные задания

Пример задания

1-й компонент математической грамотности –

понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач;

 задачи профориентационного направления, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, швее, воспитателю и т.д.

оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

1.

  1. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.

3 класс. Задание. У Алины 15 рублей, а у Юли 25 рублей. Сколько наклеек они смогут купить вместе, если одна наклейка стоит 4 рубля?

Задача от домохозяйки

Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 100 г. Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов составляет 40 г., а масса редиски в 5 раза меньше массы огурцов?

Задача от продавца

 В магазин привезли 100 кг апельсинов. Все апельсины разделили на 4 доли. В первый день продали 2 доли, а во второй день 1 долю. Сколько килограммов апельсинов осталось в магазине?

Задача от врача.

Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 1 таблетке 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

2.

  1. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.

3 класс. Задание. Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 9 и 10 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 8 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?

Задача «Доска почета». 3 «В» класс, в составе 27 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета свои фотографии. Размеры доски 1 м х 1 м (100 см- 100 см).

Фотографии квадратной формы со стороной 20 см.

 Сколько фотографий ребята могут разместить на доске? Фотографии скольких человек из класса не поместятся на доску?

3.

Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Анализ ситуации как житейской помогает избежать трудностей в расчетах, предупреждает типичную ошибку – потерю действия в решении задачи.

Задание. Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер. Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.

Задача. К новогоднему празднику для украшения зала дети хотят изготовить гирлянды из одинаковых по размеру и форме цветных фонариков. Они планируют на каждой гирлянде поместить по 9 фонариков и знают, что из одного листа цветной бумаги получается 2 таких фонарика. Хватит ли им для изготовления 4 таких гирлянд 16 листов бумаги? На сколько меньше фонариков надо размещать на каждой гирлянде, чтобы изготовить 4  одинаковые по количеству фонариков гирлянды и не покупать новые листы бумаги?

4.

Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа.

Задача от водителя. Может ли быть расстояние между городами Смоленск и Брянск – 500 км. Если на поездку требуется 20 литров бензина, автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км?

Задача от воспитателя лагеря

В летнем лагере 90 детей и 10 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?

5.

Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.

Численность обучающихся 3 класса в 2010 году составляла 98 человек, а в 2019 году – 57 человек. На сколько человек уменьшилось  количество обучающихся 3 класса за 9 лет?

2-й компонент математической грамотности –

способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.

1.

Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями – работа с математическими объектами.

В 1981 году простой карандаш стоил 3 коп. Сколько карандашей можно было купит на 1 рубль?

2.

Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах – числах, величинах, геометрических фигурах – упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин.

Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира -80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм * 8 дм; репродукция картины – 30 см * 20 см; цветной календарь – 55 см * 6 дм?

3.

Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач. (Составление схем к задаче, кратких записей, занесение данных в таблицу, отметка стрелками направление на схеме и т. п.). В данных заданиях применяется метод математического моделирования. Математическое моделирование, объединяя в себе практически все приемы мыслительной деятельности, обеспечивает готовность учащихся использовать математические знания в различных учебных и повседневных ситуациях

На берегу реки требуется построить водонапорную башню для снабжения водой двух сел так, чтобы общая длина труб от водонапорной башни до обоих сел была наименьшей. С помощью рисунка покажите, как это можно сделать?

Для оборудования нового кафе привезли 90 стульев. Хватит ли этих стульев, если в кафе 9 четырёхместных столиков, 5 восьмиместных и 2 двухместных?

3-й компонент математической грамотности –

владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

1.

Задания на понимание и применение математической символики и терминологии. ( Применение знаков и символов +, -, больше, меньше; умение понимать разницу между понятиями « увеличить (уменьшить) на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы измерения длины, меры объема, веса.

Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения:

1) Расстояния от Смоленска до Вязьмы (мм, см, м, км);

2) Высоты монеты (мм, см, м, км);

3) Длины парты (мм, см, м, км).

Используя знаки действий и, если необходимо, скобки, запиши число 10 четырьмя тройками.

2.

Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений)

Докажи с помощью примера следующие утверждения:

  1. Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны;
  2. Некоторые однозначные числа не делятся на 2;
  3. В некоторых четырехугольниках все стороны равны.

3

Задания семейно-практического содержания. Например, «Один день из жизни семьи»

  1. Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?

«Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты.

C:\Users\89232\Desktop\2e09157bc6bf72f64b4f7de3897b0dd8_M.jpgC:\Users\89232\Desktop\4290a576ba4208f68a63b1fc115c1899.pngC:\Users\89232\Desktop\fb65220994fccb571c2bab31e46cc7c1.png

Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке продуктов в магазине?  Укажи номер карты.

Для чего нужна карта «Лента»?

«ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код.

Расшифруй код при помощи шифра.

1 цифра

Частное чисел 42 и 7

2 цифра

Сумма чисел 10 и 5 деленная на 3

3 цифра

Произведение чисел 135 и 0

4 цифра

Во сколько раз 24 больше 8

 Что может произойти, если пин-код будет введен неверно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики

Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках  мат...

Мастер-класс «Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

laquo;Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать ...

Мастер-класс "Формирование математической грамотности младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Цель мастер-класса - ознакомление педагогов  с опытом работы по формированию и оценке математической грамотности младших  школьников....

Выступление на тему: «Упражнения для формирования математической грамотности младших школьников»

Выступление на тему:«Упражнения для формирования математической грамотности младших школьников»...