Математика 2 класс "Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Шанькина Екатерина Андреевна

Конспект по математике 

Тема: Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 07.04.2022

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Класс:

Учебный предмет: Математика

Образовательная система: УМК «Школа России»

Тема: Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

Содержательная: познакомить с приёмом деления, основанном на связи между компонентами и результатом умножения

Деятельностная: формировать умения решать задачи на деление, основанное на связи между компонентами и результатом умножения

Задачи:

Дидактические:

  1. Совершенствовать вычислительные навыки
  2. Развивать умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
  3. Закреплять навыки устных и письменных вычислений

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.
  3. Развивать умение определять цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.
  4. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  5. Формировать умение делать вывод в совместной работе.
  6. Формировать умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других.
  7. Формировать умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.

Воспитательные:

  1. Формировать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Вычислительные навыки
  2. Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
  3. Навыки устных и письменных вычислений

Личностные:

  1. Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Интерес к предмету, воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.
  3. Умение делать вывод в совместной работе.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.
  2. Умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  2. Умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других.

Оборудование: учебники - ???, презентация

План урока:

1.Этап мотивации (2 мин.)

1.1.Приветствие

1.2. Этический заряд

2.Этап актуализации и пробного учебного действия (6 мин.)

2.1. Устный счет

2.2. Работа над задачами

3. Этап выявления места и причины затруднение (6 мин.)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин.)

5.  Этап реализации построенного проекта(20 мин.)

5.1. Работа с иллюстрациями учебника

5.2. Работа с правилом на стр. 60

6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи(8 мин.)

6.1. Работа по учебнику №1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2 мин.)

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности


Этап фрагмента урока их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации УД

Планируемые результаты

1. Этап

мотивации

Задача:

включение уч-ся в деят-ность на личностно-значимом

уровне «Хочу, потому что

могу» ИЛИ: создание

условий для возникновения у обучающихся внутренней

потребности включения в

УД

1.1.Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Андреевна, и сегодня урок математики у вас проведу я.

1.2. Этический заряд

- Ребята, у вас на столах лежат кружочки, зеленого и красного цвета, если у вас хорошее настроение, и вы готовы приступить к работе, поднимите зеленый кружок, а если у вас нет настроения, и вы не хотите работать, поднимите красный.

Приветствуют учителя

Фронтальная

Фронтальная

Л1, Л2

2.  Этап актуализации

пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для

«открытия нового знания», и выявление затруднений

индивидуальной

деятельности

каждого учащегося

2.1.Устный счет

- В начале урока  проведём устный счёт.

1) Какое число надо увеличить на 7, чтобы получить 18?

2) На сколько число 62 больше числа 42?

3) Найдите сумму чисел 44 и 7.

4) Из числа 46 вычтите сумму чисел 10 и 6.

5) Первый множитель 2, второй множитель 6. Чему равно произведение?

6) Уменьшите 91 на 26.

7) В классе было 15 человек. Из библиотеки вернулось ещё 5 человек. Сколько человек стало в классе?

8) Три класса посадили 17 деревьев. Один класс посадил 6 деревьев, другой-4 дерева. Сколько деревьев посадил третий класс?

- Назовите компоненты при сложении, вычитании, умножении, делении.

2.2. Работа над задачами

- Ребята, обратите внимание на слайд.

- На слайде представлены выражения, я буду зачитывать вам задачи, а вы подумайте и скажите какое выражение подходит.

5*4       20:5        20:4

1) В одной неделе 5 рабочих дней. Сколько рабочих дней в 4 неделях?

2) В автобус посадили 20 детей по 4 человека в ряд. Сколько рядов заняли дети?

3) На витрине 20 морковок, по 5 морковок в каждом пучке. Сколько пучков морковок на витрине.

Выполняют устно на слайде

11

20

51

30

12

65

20

7

5*4

20:4

20:5

Фронтальная

Фронтальный

ПР1, ПР3, П1, К1, Л1, К2

ПР1, ПР3, П1, П2, К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализаучащимися возникшей ситуации ина этой основе выявить места ипричины затруднения, осознать то, в чем именно состоитнедостаточность их знаний, умений или способностей.

- На слайде представлены равенства и рисунки

4*2=8                      2*3=6                     3*5=15

- Прочитайте равенства, называя компоненты умножения.

- Подберите к этим равенствам рисунки.

- Составьте к этим данным равенствам еще по два выражения.

- Какое правило вы использовали при составлении?

Дети работают совместно с учителем

Если произведение разделить на один из множителей,  получится другой множитель.

Фронтальная

ПР1, ПР2, К1, К2, Р2,

П2

Л2

4.  Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача:

постановка целей

учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств

их реализации.

-Так может кто-нибудь уже догадался, какой теме будет посвящен сегодняшний урок? (Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения)

- Какую цель мы для себя поставим? (Научиться выполнять деление, основанное на связи между компонентами и результатом умножения)

-Что мы для этого должны сделать? Какие задачи поставим перед собой?

Планируют свою деятельность

Фронтальный

П3, Р1, Р2, К1

Л2

5.  Этап

реализации

построенного проекта

Задача: построение учащимися

нового способа действий и

формирование

умений его

применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение,

так и при решении задач такого

класса или типа вообще.

5.1. Работа по учебнику

- Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 73-ей. Посмотрите на 1.

- Рассмотрите первый столбик выражений. Используя произведение, найдите частное. (Произведение чисел 4 и 3 равно 12. Делим произведение 12 на первый множитель 4 и получаем второй множитель 3. Делим произведение 12 на второй множитель 3 и получаем первый множитель 4.)

- Второй и третий столбик решите самостоятельно, затем мы проверим.

(Произведение чисел 6 и 5 равно 30. Делим произведение 30 на первый множитель 6 и получаем второй множитель 5. Делим произведение 30 на второй множитель 5 и получаем первый множитель 6.

Произведение чисел 10 и 2 равно 20. Делим произведение 20 на первый множитель 10 и получаем второй множитель 2. Делим произведение 20 на второй множитель 2 и получаем первый множитель 10)

Дети вместе с учителем разбирают первый столбик выражений

Фронтальная

Фронтальная

ПР1, П1, П2

К1, К2, П1, П2

6.  Этап первичного закрепления

с проговариванием во внешней речи

Задача:

усвоение учащимися

нового способа действия при

решении

типовых

задач.

6.1. Работа по учебнику №1

- Ребята, прочитайте задачу номер 3 на странице 73-ей. Вслух прочитает…

- Сколько стоит 1 тетрадь?

- Что нужно узнать в задаче?

- Сделайте схематический чертеж к задаче

ООО
ООО
ООО
ООО
ООО

- Давайте запишем решение задачи

3 * 5 = 15 (р.) − стоят 5 тетрадей.
Ответ: 15 рублей

- Составьте две обратные задачи.

Задача 1.
Пять тетрадей стоят 15 рублей. Найди цену одной тетради?
Решение:
15 : 5 = 3 (р.) − цена одной тетради.
Ответ: 3 рубля

Задача 2.
Цена тетради 3 р. Сколько тетрадей можно купить на 15 рублей?
Решение:
15 : 3 = 5 (тетрадей) − можно купить на 15 рублей.
Ответ: 5 тетрадей.

Дети решают задачу

3 руб.

Сколько стоят 5 тетрадей

 

Фронтальный

ПР1, ПР2, П1, П2, П3, Л2, К1, К2

7.  Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достиже-ния цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- Ребята, обратите внимания, у вас на столах лежат карточки.

- Посмотрите, что вы на них заметили?

- Хорошо,  вам нужно соедините стрелками связанные друг с другом равенства. Решите это самостоятельно, затем мы сверим с эталоном. (Слайд)

6 * 4 = 24           5 * 7 = 35               9 * 8 = 72

72 : 9 = 8           72 : 8 = 9                35 : 5 = 7

35 : 7 = 5           24 : 4 = 6                24 : 6 = 4

- Хорошо, оцените свою работу, подняв зеленый кружок, если у вас все получилось без ошибок или красный кружок, у кого это задание вызвало затруднения.        

Делают самостоятельную работу

Сверяют с эталоном

Оценивают себя

Индивидуальный

Фронтальный

Индивидуальный

ПР1, К1, П1, П2, П3, Л2

8.  Этап включения в систему знаний и повторения

Задача:

повторение и закрепление ранее изученного

Работа по учебнику №4

- Прочитайте задачу №4. Вслух прочитает….

- Составим краткую запись. Что нам известно, что неизвестно?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Что сначала нужно узнать?

Было - ?

Продали – 50 т.

Осталось - ?, на 27 т.

- Сколько знаков вопроса в краткой записи задачи?

- Что это значит?

- Решите задачу по действиям с пояснениями.

Решение:

1)50-27=23(т.) – осталось;

2)50+23=73(т.) – всего.

Ответ: 73 тетради всего было в киоске.

- Ребята, а как вы думаете, можно ли записать эту задачу в одно действие.

- Запишите решение одним выражением.

50+(50-27)=73 (т.).

- Молодцы

Решают задачу вместе с учителем

Нет

Сколько тетрадей осталось в киоске

Два

Два действия в задаче

Фронтальный

ПР2, Р1, Р2, П1, П2, К1, К2

Л1, Л2

9.  Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов

своей учебной

деятельности, осознание метода

построения и границ применения нового способа действия.

- Найдите на стр. 73 рубрику «Проверь себя».

- Два ученика выйдут к доске и на обратной стороне и выполнят это упражнение, все остальные решат в тетрадях самостоятельно.

5 * 4 = 20     20 : 4 = 5     20 : 4 = 5       4 * 5 = 20

- Обменяйтесь тетрадями. Ребята, сверьте свои ответы с эталоном. Верните тетрадь соседу.

-  Поднимите руку, у кого все было правильно.

-  Поднимите руку, у кого были затруднения. В чем у вас были затруднения?

- Какое правило нам помогало решать примеры на деление?

- Как связаны между собой произведение и множители?

- Поднимите руку, кому было все понятно сегодня на уроке.

- Какое задание вам показалось особенно трудным?

- Хорошо, ребята теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание.

Учебник с.73 №8.

- Ребята, а теперь поднимите красный кружок, кому было не интересно на уроке, и он ничего нового не узнал; и поднимите зеленый кружок, если вам понравился этот урок.

- Ребята, мне очень понравилось с вами работать. До свидания!

Решают задачу на закрепление

Фронтальный

ПР1, ПР2, П1, П2, К2

Л1, Л2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики «ПРИЕМ ДЕЛЕНИЯ, ОСНОВАННЫЙ НА СВЯЗИ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ И РЕЗУЛЬТАТОМ УМНОЖЕНИЯ»

Цель урока: познакомить с приемом деления, основанным на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения....

Конспект урока математики «Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование приёма деления, основанное на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;совершенствование вычислительных навыков и навыков решать задачи.Планируемые...

Конспект урока математики "Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: углубление знаний о приеме деления, основанном на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; совершенствование умения находить множители на основе взаимосв...

Конспект урока математики "Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование приёма деления, основанное на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;совершенствование вычислительных навыков и навыков решать задачи.Планируемые...

Конспект урока по математике "Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения", 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с приёмом деления, основанным на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; повторение единиц времени, через создание проблемной ситуации....

Конспект урока математики "Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения" 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умноженияЦель деятельности учителя: углубление знаний о приеме деления, основанном на взаимосвязи меж...

Технологическая карта урока математики «Приём деления, основанный на связи между компонентом и результатом умножения» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: создание условий для закрепления умения находить результат действия деления при помощи примера на умножение; развитие умения учащихся решать задачи умножением и делением.Задачи урокаДидакт...