Урок по математики на тему "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Позднякова Алина Ивановна

Сложный, но интересный урок в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._delenie_s_ostatkom.docx33.74 КБ
Файл parnaya_rabota.docx13.24 КБ
Файл formula_uspeha.docx12.27 КБ
Файл tselepolaganie.docx12.11 КБ
Файл yabloki.docx245.56 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образование я науки брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально педагогический колледж»

Конспект пробного урока

по математике в 3 классе

Специальность 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс IV, группа 41Н

Позднякова Алина Ивановна

Руководитель: Шупикова В. М.

Дата ___________                                                                                  

Оценка _________

Подпись учителя _________                                                                

Трубчевск

2023 г.


Дата: 30.01.2023

База практики: МБОУ «Городецкая» СОШ

Класс: 3

Учитель: Шупикова Валентина Михайловна

Студентка: Позднякова Алина Ивановна

Учебный предмет: Математика

Образовательная система: УМК «Школа России»

Тема: Деление с остатком

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

Содержательная: познакомить учащихся с конкретным смыслом деления с остатком

Деятельностная: формирование умения выполнять деление с остатком с опорой на схематический рисунок

Задачи: 

Дидактические: 

  1. Закрепить умение выполнять табличные случаи умножения и деления
  2. Научить решать примеры на деление с остатком
  3. Решать задачи изученных видов.

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.
  3. Развивать умение определять цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.
  4. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  5. Формировать умение делать вывод в совместной работе.
  6. Формировать умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других.
  7. Формировать умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.

Воспитательные:

  1. Формировать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Планируемые результаты: 

Предметные:

  1. Умение выполнять табличные случаи умножения и деления
  2. Умение решать примеры на деление с остатком
  3. Умение решать задачи изученных видов

Личностные:

  1. Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Интерес к предмету, воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Метапредметны:

Познавательные: 

  1. Умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.
  3. Умение делать вывод в совместной работе.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.
  2. Умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  2. Умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других.

Оборудование: учебники, презентация, карточки «Светофор», карточки с заданиями

План урока:

1.Этап мотивации (2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Составление формулы успеха

2.Этап актуализации и пробного учебного действия (6 мин.)

2.1. Математический диктант

2.2. Сравнение выражений

3. Этап выявления места и причины затруднение (6 мин.)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин.)

5.  Этап реализации построенного проекта(20 мин.)

6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи(8 мин.)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2 мин.)

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности


Этап фрагмента урока их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации УД

Планируемые результаты

1. Этап

мотивации

Задача:

включение у-ся в деят-ть на личностно-

значимом

уровне «Хочу,

потому что

могу» ИЛИ:

создание

условий для

возникновения у

обучающихся внутренней

потребности включения в

УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Ивановна, и сегодня урок математики у вас проведу я.

1.2. Составление формулы успеха

- Ребята, перед тем как начать наш урок, я предлагаю выбрать три качества, которые помогут вам добиться успеха на уроке. Посмотрите на доску и давайте вместе составим формулу успеха.

Внимательность. Лень. Эгоизм. Трудолюбие. Взаимопомощь. Усталость. Злость

- Какие же качества больше всего подходят? (внимательность, трудолюбие, взаимопомощь)

- Давайте же вставим их в формулу (выходит ученик и переносит нужные качества в формулу).

- Молодцы! Я надеюсь, что мы сегодня добьемся на уроке успеха, так как нам помогут такие качества: внимательность, трудолюбие и взаимопомощь.

Приветствуют учителя и составляют формулу успеха

Фронтальная

Л1, Л2

2.  Этап актуализации

пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для

«открытия нового знания», и выявление затруднений

индивидуальной

деятельности

каждого учащегося

- Сегодня на уроке вы будете открывать новые математические тайны. Предлагаю не терять времени и отправиться в путь за новыми математическими знаниями и умениями.

2.1. Математический диктант

- Предлагаю устроить разминку в форме математического диктанта.

- Ребята, у вас на столах лежат половинки листочков. Подпишите их. Сейчас я буду диктовать вам примеры на знания таблицы умножения и деления, а вы записывать только ответы. Начнем!

56:8          6*7

36:9          9*8

54:6          7*8

72:9          4*7

63:7          8*8

- Ребята, посмотрите на слайд. Проверьте правильность выполнения задания.

- Если вы не допустили ни одной ошибки – поставьте 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3, 5 и более ошибок – 2.

- Сдайте, пожалуйста, листочки.

2.2. Сравнение выражений

- Ребята, теперь посмотрите на доску. Здесь записаны выражения. Как вы думаете, что нам надо с ними сделать? (сравнить)

- Правильно! Ваша задача: сравнить данные выражения и записать их в тетрадь. К доске пойдет, и выполнит это задание самостоятельно …

14*6 … 16*4          90:5 … 80:4

23*4 … 19*5          51:17 … 95:19

- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Поднимите руку, кто согласен с … .

- Молодцы!

Учащиеся в карточках обводят правильные ответы

Учащиеся самостоятельно выполняют задание

Фронтальная

Индивидуальная

 

Индивидуальная

Фронтальная

П1, К1, Л1, К2

К1, К2, П1, П2, Р2

Л1, Л2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то.

- Ребята, давайте, перейдем к следующему заданию. Проверим, как вы умеете решать примеры на деление и работать в парах. У вас на столе лежит синяя карточка. Вам необходимо, работая в паре решить примеры и найти лишний пример.

14 : 7       18 : 4

56 : 4       72 : 6

64 : 2      30 : 5

- Почему нельзя разделить 18:4 ?

- Как вы думаете, можем мы решить эту проблему?

Учащиеся работают с карточками

Фронтальная

Парная

К1, К2, Р2,

П2

Л2

4.  Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача:

постановка целей

учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств

их реализации.

- Как вы думаете, какая тема урока? (вывешивается на доску)

- Хорошо, но тему сегодня, я сформулирую немного по другому: «Необычный способ деления».

- Какую цель поставим перед собой? (научиться решать примеры на деление с остатком)

- Ребята, сейчас мы с вами спланировали нашу деятельность

Планирование деятельности

Фронтальный

П3, Р1, Р2, К1

Л2

5.  Этап

реализации

построенного проекта

Задача: построение учащимися

нового способа действий и

формирование

умений его

применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение,

так и при решении задач такого

класса или типа вообще.

5.1. Открытие нового способа деления

- Давайте узнаем, как можно разделить 18 на 4.

- Я предлагаю вам самим сделать открытие, ведь когда сам - это интереснее. Давайте рассуждать.

- Посмотрите на доску. Что здесь изображено? (яблоки)

- Сколько яблок? (18)

- Давайте, попробуем разделить эти яблоки на 4 человек

- Что нужно сделать? (яблоки нужно разделить поровну, 18 разделить на 4)

(К доске вызвать 4 человека)

- Разделите яблоки между собой поровну.

- Сколько яблок досталось каждому ребёнку? (Каждому ребёнку досталось по 4 яблока)

- Сколько осталось яблок на тарелке? (на тарелке осталось 2 яблока)

-Сколько разделили без остатка? (16)  Почему? (делится по таблице умножения)

-Что важно знать при делении? (таблицу ×)

-Так сколько раз по 4 содержится в 18? (4 ост. 2)

- В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 18:4= 4 (ост. 2) (учитель проговаривает)

- Ребята, но сегодня я научу вас записывать этот пример в столбик. (учитель показывает, как записывается пример в столбик)

 - Запишите решение к себе в тетрадь.            

- Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.

- Сравните остаток и делитель? (остаток меньше делителя)

- Какой можно сделать вывод? (Мы разделили число 18 на 4, у нас получилось 4, осталось 2.)

- Кто знает, как называется действие, которое мы сейчас выполнили? (Деление с остатком.)

- Назовите делимое. (18)

- Назовите делитель. (4)

- Назовите частное. (4)

- Что такое 2? (Остаток)

- При делении с остатком результат записывают двумя числами. Первое число называют частным, второе – остатком.

5.2. Работа с правилом в учебнике

- Теперь, пожалуйста, откройте учебник на странице 26. Разберем правило.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, проговаривают алгоритм деления с остатком, составляют его, изучают новые приемы деления

Фронтальная

Фронтальная

Парная

ПР1, ПР3, П1, П2, П3, Л1, К1, К2

ПР1, ПР2,

П1, П2, П3, Л2, К1, К2

6.  Этап первичного закрепления

с проговариванием во внешней речи

Задача:

усвоение учащимися

нового способа действия при

решении

типовых

задач.

- Ребята, сейчас я предлагаю проверить наши знания на практике. Найдите упражнение 1. Давайте запишем его в тетрадь. К доске пойдет…

—  Рассмотрите первый пример.

—  Какое самое большое число до 15 делится на 2 без остатка? (14)

—  Сколько получится, если 14 разделить на 2? (7)

—  Сколько останется? (1)

(Дети решают примеры с комментированием вместе с учителем)

- Ребята, кто справился с этим заданием и понял, как действует наш алгоритм?

Дети записывают в тетрадь номер упражнения, затем решают с комментированием решают примеры

Фронтальная

ПР1, ПР2, П1, П2, П3, Л2, К1, К2

 

7.  Этап самостоятельной работы с самопро-веркой по эталону

Задача: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлек-сия достиже-ния цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам самостоятельно решить примеры под номером 2. При затруднении, вы можете воспользоваться таблицей умножения.

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте друг друга.

(Проверка. Самооценка)

Учащиеся самостоятельно выполняют задание с помощью карточки

Индивидуальный

Фронтальный

Фронтальный

ПР1, К1, П1, П2, П3, Л2

8.  Этап включения в систему знаний и повторения

Задача:

повторение и закрепление ранее изученного

- Ребята, сейчас я предлагаю

 Прочитайте задачу.

- Как удобнее оформить краткую запись? (С помощью таблицы.)

- Что обозначают числа 54, 90, 72? (Общее число листов.)

- Что обозначает число 3? (Количество тетрадей.)

- Что надо узнать в задаче? (Сколько таких тетрадей получится из 90 листов, из 72 листов.)

- Что сказано о количестве листов в 1 тетради? (Одинаковое.)

Количество листов в 1тетради

Количество тетрадей

Общее количество листов

? л.

Одинаковое

3 т.

54 л.

? т.

90 л.

? т.

72 л.

- А теперь поработайте в парах, подумайте, как решается задача, и решите её самостоятельно по вариантам.

Проверка: 2 ученика работают за доской, затем объясняют решение задачи.

1 - вариант

1). 54:3=18(л.)- в одной тетради.

2). 90:18= 5(т.)

Ответ: 5 тетрадей получится из 90 листов бумаги.

2 - вариант

        1). 54:3=18(л.)- в одной тетради.

        2). 72:18=4(т.)

        Ответ: 4 тетради получится из 72 листов.

Работают в группе по каждому заданию, затем представляют работу каждой группы

Групповая

Фронтальная

ПР2, Р1, Р2, П1, П2, К1, К2

Л1, Л2

9.  Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов

своей учебной

деятельности, осознание метода

построения и границ применения нового способа действия.

- Ребята, поднимите руку, если вы считаете, что мы достигли нашу цель?

- Поднимите руку ….

- Ребята, что вам больше всего понравилось на уроке?

- Ребята, а теперь поднимите тучку, кому было не интересно на уроке и он нечего нового не узнал; и поднимите солнышко, если вам понравился этот урок и вы узнали много интересного.

- Ребята, мне очень понравилось с вами работать.

Оценивают себя

Оценивают свою работу на уроке

Прощаются с учителем

Фронтальный

Индивидуальный

К2

Л1, Л2



Предварительный просмотр:

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=

14 : 7=            18 : 4=

56 : 4=            72 : 6=

64 : 2=            30 : 5=



Предварительный просмотр:

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

ЛЕНЬ

ЭГОИЗМ

ТРУДОЛЮБИЕ

ВЗАИМОПОМОЩЬ

УСТАЛОСТЬ

ЗЛОСТЬ

УСПЕХ

+  +  +  =



Предварительный просмотр:

ТЕМА:

«Необычный способ деления»

Цель: научиться решать примеры на деление с остатком



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по математике. Тема: Деление с остатком.

учебник МОРО "Математика 3 класс", в 2-х частях.Тема урока: деление с остатком...

Технологическая карта урока/ Предмет: математика Тема: «Деление с остатком»

    ФИО учителя:   Лашина Анна НиколаевнаКласс: 4      УМК  «Гармония»Предмет: математикаТема: «Деление с остатком»Тип урока: урок открытия нов...

Конспект урока по математике "Проверка деления с остатком" 3 класс. Школа России.

Конспект урока на тему "Проверка деления с остатком"...

Урок по математике " Проверка деления с остатком"

Технологическая карта по математике. Урок путешествие с ПДД.Цель урока: научить обучающихся проверке деления с остатком; отработать навык проверки деления с остатком.Цель урока: научить обучающихся пр...

Конспект урока по математике "Проверка деления с остатком" (3 класс)

Конспект урока по математике "Проверка деления с остатком" (3 класс)...

3 класс. Конспект урока по математике Тема: Деление с остатком. Решение задач.

       Проблемы формирования функциональной грамотности очень актуальна, т.к грамотность позволяет формировать целостное видение мира, избегая дробления знаний. Формируя мат...