Технологическая карта урока математики на тему:: « Вычитание вида 17 – и 18 – »
план-конспект урока по математике (1 класс)

Данная технологическая карта урока математики соответствует требованиям ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_vychitanie_ispravlennaya.docx50.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Мугазиевой Джамили Ибрагимовны

Тема урока: « Вычитание вида  17 – https://documents.infourok.ru/9eb2a13c-8ba1-47b2-b6ad-3a97f1bd7d04/0/image001.gif и 18 – https://documents.infourok.ru/9eb2a13c-8ba1-47b2-b6ad-3a97f1bd7d04/0/image001.gif»

Класс, УМК: 1 класс, «Школа России»

Цель урока: : Создание условий для формирования умения учащихся вычитать однозначные числа из чисел 17 и 18 с переходом через десяток.. 

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • знать алгоритм нахождения разности по частям, уметь находить разность вида 17-8, 17-9, и 18-9
  • уметь использовать вычитание при решении задач.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: уметь работать в парах и группах; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Личностные: имеют представления о причинах успеха в учёбе.

Задачи урока:

Дидактические:

  • познакомить  с вычислительным приёмом вида 17-[ ] и 18-[ ];
  • учить вычислять значение выражения вида 17-[ ] и 18-[ ];
  •  закреплять алгоритм устного вычитания.

Развивающие:

  • Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.
  • Формировать умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.
  • 3. Формировать умения владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

Воспитательная:

  • воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование учителя: компьютер, учебник

Оборудование обучающихся: тетрадь, учебник

Педагогический инструментарий: ИКТ, здоровьесберегающие технологи.

Ключевые понятия: вычитание, состав чисел 17 и 18

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

1.     Мотивация к учебной деятельности (Организационный момент).

Беседа

 - Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. 

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Джамиля Ибрагимовна

- Какой урок у нас сейчас с вами будет?

- Проверьте всё ли готово к уроку?  Учебник по математике, тетрадь, пенал.

 Математика - очень трудная наука.

- Чему мы учимся на уроках математики?

- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем себе удачи на уроке.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Нужно учиться и прикладывать к этому усилия, тогда все получится.

Да, но математика нужна.

-Считать.

Ф

Самоконтроль

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 

 - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по одной известной сказки.

СЛАЙД 2

- Отгадайте что это за сказка.

- Бежит по дорожке

Без ручек, без ножек,

Румяные щечки и кругленький бок

Знакомый нам с детства, друзья,…

(Колобок)

- Чтобы наша сказка началась. Мы с вами подготовим нашу руку к письму. Выполним минутку чистописания.

- Для этого я загадаю вам волшебное число. Слушайте внимательно!

В этом числе 1 десяток и 7 единицы.

СЛАЙД 3

- Правильно, число 17

-Послушайте еще одну загадку о другом волшебном числе

- В этом числе 1 десяток и 8 единицы. Что это за число?

-Правильно, число 18.

 Что мы знаем про данные числа?

- Эти числа однозначные или двузначные? Почему?

- Назовите мне соседей данных чисел.

- Сколько в числе 17 десятков и единиц?

А в числе 18?

- Открываем тетради.

СЛАЙД 4

- Я тетрадочку открою

И с наклонном положу.

Я, от вас, друзья не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду, прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

- Какая сегодня дата? (12 апреля)

- записали дату.

- Наша сказка начинается…

- Жили-были дед и баба. Испекла баба Колобка, положила на окошко остужаться. Надоело Колобку лежать. Спрыгнул он с окошка и покатился по тропинке с песенкой:

Ла-ла-ла-ла…

СЛАЙД 5

- Катился – катился, а навстречу ему Заяц.

- Хорошо поёшь, дружок, но если ты решишь задание, то я тебя в путь дорожку отпущу. А задание такие:

СЛАЙД 6

- 17 увеличить на 1

- 16 уменьшить на 9

- Отпустил Заяц Колобка. Покатился тот по дорожке, песенку поёт. А навстречу ему Волк. Что бы Волк его не съел,

Колобочек наш запел:

Волк говорит: «Песни петь ты не спеши, ты задание реши!

-Ребята, что будем делать? Нужна помощь, поможем?

СЛАЙД 10

- Посмотрите внимательно на примеры на слайде  попробуйте их решить

13-4=

14-5=

15-6=

16-7=

17-8=

17-9=

18-9=

 Отгадывают сказку.

- Разгадывают число для минутки чистописания.

- Рассказывают про число 17 и 18.

- Записывают дату в тетради и прописывают числа 17 и 18 до конца рабочей строки.

-Двузначные

-16 и 19

1 десяток и 7 единиц

1 десяток и 8 единиц

-Решают примеры, но не могут решить последние три примера и сталкиваются с затруднением

И

Презентация, геометрические фигуры

Самоконтроль

III Выявление места и причины затруднения 

СЛАЙД 9

- Скажите какие примеры лишние? Почему?

- Правильно, примеры 17-8, 17-9 и 18-9=

лишние примеры, потому что мы не умеем вычитать из чисел 17 и 18.

Что нам нужно сделать, чтобы научиться правильно решать примеры с вычитанием?

17-8

17-9

18-9

Ф

Геометрические фигуры: квадрат и прямоугольник

 

Взаимоконтроль

IV Построение проекта выхода из затруднения 

Беседа

Давайте сформулируем цель нашего урока. Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на уроке? Чему мы будем учиться? 

Тема нашего урока звучит так:

«Вычитание вида  17 – https://documents.infourok.ru/9eb2a13c-8ba1-47b2-b6ad-3a97f1bd7d04/0/image001.gif и 18 – https://documents.infourok.ru/9eb2a13c-8ba1-47b2-b6ad-3a97f1bd7d04/0/image001.gif»

План:

1. Узнаем, как находится разность вида  17 – https://documents.infourok.ru/9eb2a13c-8ba1-47b2-b6ad-3a97f1bd7d04/0/image001.gif и 18 – https://documents.infourok.ru/9eb2a13c-8ba1-47b2-b6ad-3a97f1bd7d04/0/image001.gif

2. Выполним упражнения.

3. Проверим себя.

4. Оценим свою работу на уроке.

ФИЗМИНУТКА.  

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.

-

Ф

Презентация

Взаимоконтроль

V Реализация построенного проекта 

Беседа

 

-Но Волк не угомонится никак! Говорит, что не понимает, как вычитать из числа 17.

17-8

Работа с кружочками на стр.88

I. . Представим число 8 в виде суммы удобных слагаемых 7 и 1.   Из семнадцати вычесть семь, получится десять, из десяти вычесть один, получится девять.

-Посмотрите на числовой домик рядом с этим выражением и ответьте, какое число мы вставим в пустое окошко?

-9. Правильно

-Давайте вспомним правило:

«Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое»

-Это так?

 – Можно ли по-другому решить данное выражение? (Да.)

II. Семнадцать  – это сумма чисел восемь и девять.

Если из суммы числа 17 вычесть первое слагаемое 8, то получится второе слагаемое 9.

Аналогично рассматривается разность 17-9

Запись таблицы вычитания из числа 17.

В тетрадях учащиеся записывают таблицу:

17-8=9          17-9=8

-Волк не угомонится опять никак! Говорит: «Не понимает, как вычитать из числа 18»

18-9

СЛАЙД 14-15

Например, кто-то из учащихся предлагает способ:

  1. Представим число 9 в виде суммы удобных слагаемых 8 и 1.  Из восемнадцати вычесть восемь, получится десять, из десяти вычесть один, получится девять.

-Посмотрите на числовой домик рядом с этим выражением и ответьте, какое число мы вставим в пустое окошко?

-9. Правильно

-Давайте еще раз вспомним правило:

«Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое»

– Можно ли по-другому решить данное выражение? (Да.)

II. Восемнадцать – это сумма чисел девять и девять.

Если из числа 18 вычесть первое слагаемое 9, то получится второе слагаемое 9.

2. Запись таблицы вычитания из числа 18.

В тетрадях учащиеся записывают таблицу:

18-9=9

- Работа с учебником.

- Заполнение домика.

-9

-Да

Заполнение домика.

-9

-Решают пример вместе с учителем

Ф

Учебник

взаимоконтроль

VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Игра

Итак, следующее задание выполнить №1 в учебнике на с.88

- Рассмотрите задание. Что нужно сделать?

— Объясните, как вы вычисляли.

- Чтобы из 16 вычесть 7, нужно вычесть 6, и затем 1.

- Чтобы из 16 вычесть 8, нужно вычесть 6, и затем 2.

- Чтобы из 16 вычесть 9, нужно вычесть 6, и затем 3.

-найти значение выражений

1. Чтобы от 17 отнять 8, нужно из 17 вычесть 7, и из 10 вычесть 1

2. Чтобы получить 9, нужно из 17 вычесть 8

3. Если увеличить число 6 на 9, получится 15

Г

Карандаши, презентация

Контроль учителя

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

Задание

-На партах  у вас лежит карточка. Вам нужно будет дописать число, которое пропущено

__-8=9         15-7=__

16-__=8      

17-9=__       18-__=9

Решите самостоятельно в тетради эти примеры.

А теперь проверьте свои ответы по эталону.

У всех получились такие ответы? Молодцы!

Работа с карточками.

 

17-8=9         15-7=8

16-8=8          18-9=9

17-9=8

 Дети самостоятельно выполняют задание в тетради, проверяют и оценивают себя.

 

И

Учебник. Задания на карточке

самоконтроль

VIII  Включение нового знания в систему знаний и повторение

Беседа

- Посмотрите на задачу №3. Давайте составим условие.

О чем говорится в задаче?

Сколько книг было на первой полке?

Сколько книг было на второй полке?

Что нужно найти в задаче?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Каким действием мы это сделаем?

-Какой ответ у вас получился?

- Возьмите карточку. Выполните в парах задание. Здесь вам нужно вставить знак так, чтобы пример был верным.

5__2__3=10

11__1__1=11

5__4__2=7

8__2__5=5

-Что нам нужно сделать?

-Читают задание.

Дети отвечают на вопросы учителя.

О книгах

I полка - 10 книг      на ? книг больше

II полка - 8 книг

На сколько книг больше

Вычтем из большего меньшее

Можем

Вычитанием

10-8=2

На 2 книги больше

5+2+1=10

11-1-1=9

5+4-2=7

8+2-5=5

Ф

учебник

самоконтроль

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Беседа

-- Мы с вами помогли Колобку. Но у Колобка к вам есть вопросы.

-  Чему мы научились на уроке?

- Что было трудно?

- За что вы можете себя похвалить?

- Что вам показалось самым важным на уроке?

- Вспомните, какая была цель нашего урока?

- Как вы думаете, мы достигли цели урока?

- Оцените свою работу на уроке. Зеленый карандаш – я все понял и у меня все получилось. Желтый  – мне было трудно, но я старался. Красный – получилось плохо, я недоволен собой.

 

Отвечают на вопросы учителя.

-Оценивают себя

ф

презентация

Взаимоконтоль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Прибавление и вычитание числа 3".

Технологическая карта урока математики по теме "Прибавление и вычитание числа 3" составлена в соответствии с требованиями ФГОС по ОС "Школа России"....

Технологическая карта урока математики по теме: " Вычитание круглых сотен" (2 класс, УМК Школа России)

Технологисеская карта к уроку математика. Разработана в соотвтствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока математики по теме "Вычитание числа 2"

Урок математики в 1 классе построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО по УМК "Начальная школа XXI века"...

Технологическая карта урока математики по теме «Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок развивающего контроляЦель урока: закрепление знаний применения письменных приемов вычислений с трехзначными числами и умения решать задачи изученных видов.Задачи урокаДидактические:зак...

Технологическая карта урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд по частям: 41-24" - 2 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: Формирование у обучающихся умения вычитать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи урокаДидактические:Сформировать умение...

Технологическая карта урока математики по теме "Вычитание трехзначных чисел: 300-156" - 2 класс (УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд, записыватьоперации вычитания с переход...