Деление с остатком
план-конспект урока по математике (3 класс)

Метель Галина Григорьевна

                       

Цель урока :

-создание условий для самостоятельной учебной деятельности учащихся, направленной на открытие приема деления с остатком.

Задачи:

-рассмотреть случаи деления с остатком, формировать умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение ,применять изученные правила при выполнении нового задания;

- закреплять знание связей между компонентами и результатом действия умножения и деления, умение выполнять табличное деление и умножение;

- развивать целенаправленность внимания, память, слуховое и зрительное восприятия, умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль и самооценку;

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнения других и отстаивать своё;

-создавать условия для формирования познавательного интереса к математике, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.                             

Оборудование:

 -учебник «Математика» 3 класс   Моро

-тетрадь, фишки, раздаточный материал, смайлики;

- памятки с алгоритмом деления с остатком;

-карточки для контроля знаний, индивидуальные карточки;

-презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_konspekt_uroka_delenie_s_ostatkom_metel.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 3

имени Евгения Игнатьевича Крупнова

г. Моздока Республики Северная Осетия - Алания

363760, РСО - Алания, г. Моздок, ул. Советов, 6 Тел: 8 (86736) 3-10-70, 3-20-86, 3-37-94 ИНН 1510011450; КПП 151001 001; к/с 03234643906300001000 в ГРКЦ НБ РСО - Алания Банк России г. Владикавказ; БИК 019033100; Е-mail:

Исх. от « » ноября 2023г. №

Конспект открытого урока: «Деление с остатком»

Предмет: математика

Тема: «Деление с остатком».

Дата проведения урока- г

3 класс авторы

Тип урока: Открытие нового знания

Цель:

-создание условий для самостоятельной учебной деятельности учащихся, направленной на открытие приема деления с остатком.

Задачи:

-рассмотреть случаи деления с остатком, формировать умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение ,применять изученные правила при выполнении нового задания;

- закреплять знание связей между компонентами и результатом действия умножения и деления, умение выполнять табличное деление и умножение;

- развивать целенаправленность внимания, память, слуховое и зрительное восприятия, умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль и самооценку;

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнения других и отстаивать своё;

-создавать условия для формирования познавательного интереса к математике, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Оборудование:

-учебник «Математика» 3 класс Моро

-тетрадь, фишки, раздаточный материал, смайлики;

- памятки с алгоритмом деления с остатком;

-карточки для контроля знаний, индивидуальные карточки;

-презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока

I. Организационный этап.

Мотивирование к учебной деятельности.

- Встали все ровно. А теперь повернитесь друг к другу,

улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачной работы на сегодняшнем уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Все решай, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори все четко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

- А теперь посмотрите на меня. Кто из вас желает стать успешным?

-Что для этого надо сделать? (познавать, узнавать).

-Значит, вперед! Сегодня мы сделаем еще один шаг к достижению этой цели.

-Сядем за парты правильно, спину держим прямо.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

А сейчас мы проведём небольшую разминку.

-Я предлагаю поиграть в игру «Математическое лото».

1)Работа по индивидуальным карточкам.

- Ребята. У вас на столах есть карточки с числами. Я называю пример из таблицы умножения. Если у вас есть число, которое является ответом, вы закрываете его жетоном.

27 36 48 56 72

27 35 49 63 64

25 28 42 56 81

18 20 24 42 63

18 36 42 54 72

Примеры: 8 х 6, 6 х 6, 7 х 5, 6 х 9, 4 х 5, 7x7

3 х 8, 4 х 7, 9 х 9, 8 х 8, 7 х 6, 7x8

2) Подведение итога разминки.

-А теперь давайте проверим нашу работу. У каждого в карточке должно остаться не закрытым одно число, если это так, значит, вы все посчитали правильно.

-Встаньте у кого так.

-Молодцы. По вашим результатам видно, что вы хорошо знаете таблицу.

-А какое ещё, арифметическое действие мы можем выполнить, зная таблицу умножения?

+ Да, это деление.

3)Повторение знаний компонентов

30:5=6

- Посмотрите на выражение и назовите, как называются числа при делении?

+30-делимое, 5-делитель, 6-частное.

- Как найти неизвестное делимое?

+ Надо делитель умножить на частное.

-А как найти неизвестный делитель?

+ Надо делимое разделить на частное.

-Правильно. Как вы считаете, зачем мы это повторяли?

( Наверное, эти знания нам сегодня пригодятся на уроке)

4)Подведение к теме урока.

Практическая работа:

Работа в группах

-У вас на парте лежат яблочки, их надо разложить всем участникам группы.

- Послушайте задачу:

Маше надо поделить 12 яблок между 4 детьми поровну. Сколько яблок получит каждый ребёнок?

- Можем ли мы решить данную задачу?

+Да.

-Что у вас получилось?

+Каждый ребёнок получил по3 яблока.

-Каким арифметическим действием решается задача?

+Делением.

Работа в тетради

-Откроем тетради, подпишем число, классная работа.

-Запишите решение этой задачи в тетради и на доске.

-А если мы возьмём ещё одно яблоко и так же разделим между вами?

-Что у вас получилось?

+ По 3 яблока и 1 осталось.

- Можем ли мы решить данную задачу?

+Нет.

III. Выявление места и причины затруднения и выход из него

Фиксация затруднения.

- Ребята, почему возникло затруднение?

( Потому что 13 нельзя разделить на 4 поровну.

- А кто смог получит ответ?

+ Учитель записывает варианты ответов на доску.

-Докажи правильность решения с помощью правила.

- Значит, какого правила, мы не знаем?

+Деление с остатком.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Уточнение темы урока. Составление плана.

-Значит, какая же будет тема урока?

+Деление с остатком.

Слайд 1.

-Какую цель мы поставим перед собой?

+узнать, что такое деление с остатком

+составить алгоритм деления с остатком

+выяснить, как называются числа при делении с остатком

+научиться находить значения данных выражений

Слайд 2.

V. Реализация построенного проекта.

В некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно и в этом случае часть остаётся, поэтому такое деление называется деление с остатком.

-Итак, мы 13 : 4 =3(ост.1)

-А как же могут называться числа при делении с остатком?

-Первое число мы делим?

+Значит - это тоже делимое.

-На второе - делим?

+Значит – это делитель.

_-Число, которое получается мы полностью разделили?

+Нет. Значит - это неполное частное. А то, сколько осталось - это остаток. Слово остаток в математике принято писать сокращённо: ост.

Слайд 3.

- Что же надо делать, чтобы найти значение данного выражения?

+Составить алгоритм деления с остатком.

- Давайте вместе подумаем, какой алгоритм деления с остатком у нас должен получиться.

- Можем мы по таблице умножения это выполнить?

+Нет

1) Значит надо подобрать такое число, которое делится на 4 и меньше 13

+Это число 12

2) Разделю это число на делитель и найду частное.(12:3=4)

3) Вычесть это число из делимого и получить остаток 13-12=1

4) 1;chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5C+%3C%5C+ 3

-Следовательно, можно ли разделить 1 на 3

+Нет.

Какой мы сделаем вывод?

+Остаток всегда меньше делимого.

-А теперь откройте учебник стр.99 и проверим, правильно ли мы сделали вывод.

(Дети читают вслух вместе с учителем правило в рубрики «Обрати внимание » )

- Добились мы поставленной цели?

+Да, мы составили алгоритм.

- Что ещё необходимо сделать?

+Потренироваться в нахождении значений подобных выражений.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Задание для пробного действия.

1)Игра «Передай флажок»

Работа у доски по цепочке (с проговариванием вслух).

-Выполнять будем №4 с. 99 два столбика. Прочтите первую часть задания . Кто задание, расскажет вслух.

+Выполняя это задание о чём необходимо помнить.

+Таблицу умножения.

+Что остаток должен быть меньше делителя.

-Начнём выполнять с 1 ряда

+ Делим 5 на 2 с остатком. Вспоминаем, какое число делится на 2 до 5 без остатка. Это 4. Следовательно, 4:2=в частном получим 2. Ищем остаток 5-4=1. Сравниваем остаток 1;chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%3C%5C+2. Значит, деление с остатком выполнено, верно.

Аналогичное рассуждение для других примеров.

Физкультминутка

На болоте 3 лягушки

Двух делили комаров.

Перессорились подружки,

Поругались - будь здоров!

Ни одна не уступает,

Комара не отпускает.

-А вы смогли бы поделить комаров?

(по 1 –лягушкам и 1- отпустили бы)

-Давайте запишем решение задачи в тетрадь.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа.

1)Работа в группах

1 группа

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

56:9 = 6(ост.2)

40:5 =

9:4=

12:6 = 6 (ост. 2)

2 группа

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

40:8 =

37: = 9 (ост. 1)

50:9=5 (ост. 5)

81:9 =

3 группа

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

18:6 =

43:5 = 8(ост.3)

50:6 = 8(ост.2)

36:6 =

4 группа

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

21:7 = 3

37:5 = 7(ост.3)

30:6 =

39:6 = 6(ост.3)

5 группа

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

24:6 = 4

47:5 = 9(ост.2)

17:4 = 4(ост.1)

42:6 = 7

(Дети самостоятельно работают в группах. . Учитель координирует и организует работу группы.)

Подведение итога выполнения работы

Сверка с эталоном (Слайды 4-8)

2) Работа в парах

-Возьмите карточки на парте, выберите любое задание.

- А теперь я вас попрошу объединиться в пары и решить вместе свои примеры

(Дети объединяются в пары).

-Как пишем в тетради?

+Красиво и аккуратно.

- Сядьте за парты правильно, спину держите прямо. Расположите тетрадь на столе так, чтобы руки при письме не свешивались.

- При необходимости, обращаемся к алгоритму вычисления.

Проверка работы:

Проверка по эталону

Слайд ы 9- 10.

3)Игра «Верю- не верю»

-А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Верю или не верю.

Тест «Верно или неверно».

-Если высказывание верное – нарисуйте в тетради зелёный кружок, если неверное - красный .

Выполним тест:

- Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

- 23:3=6 (ост.5)

- При делении на 3 могут получиться остатки 0, 1, 2.

- При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.

Проверка

- Проверьте тест по ключу.

Слайд 11.

- Оцените свою работу на данном этапе урока солнышком.

Если всё правильно – улыбающееся

Если допущены 1-2 ошибки – то серьёзное

Если допущено больше 2 ошибок – грустное солнышко.

-Встаньте, кто нарисовал улыбающееся солнышко.

-А теперь, кто серьёзное солнышко.

-Молодцы.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Итак, наш урок подходит к концу.

- А сейчас давайте с вами вернёмся к цели нашего урока.

- Какую цель ставили? (научиться делить с остатком)

- С каким затруднением столкнулись? (не знали деления с остатком)

- Как вы, считаете, мы, достигли цели?

+ Да.

Докажите.

+ Мы выяснили, как можно делить примеры с остатком.

+Работали с алгоритмом деления

+Называли названия чисел при делении с остатком

+Находили значения выражений данного вида

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Слайд 12.

-Довольны ли вы своей работой?

- У вас на столах лежат смайлики.

Если вам все удалось на уроке – выберите смайлик с улыбкой, если у вас остались неразрешенные проблемы – выберите смайлик с задумчивым выражением, если вам ещё понадобится помощь – выберите смайлик с грустным видом. Переверните смайлик и напишите на нём свою фамилию, а затем опустите этот смайлик в вот эту коробку. После урока я посмотрю, кто из вас нуждается в моей помощи. На дополнительных занятиях мы потренируемся делить с остатком.

-Я тоже очень довольна вашей работой на уроке .

Оценивание.

X. Д/з

-Дома вы будете выполнить в р.т.№143 с.43;

придумать 2 выражения на деление с остатком (по желанию)

-Вам придётся ещё раз потренироваться на деление с остатком.

-Удачи вам в выполнении домашнего задания и спасибо за работу на уроке.

Слайд 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"

Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...

Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3 класс ( 1 – 4 ) по программе М.И.Моро.

Цели: - закреплять знания, полученные на уроке,- совершенствовать умения решать составные задачи,- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически -   мыслить, обогащать мат...

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".

Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".

             Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....