Конспект урока по математике "Приёмы письменного умножения"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о приёмах письменного умножения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_pismennogo_umnozheniya.docx108.05 КБ

Предварительный просмотр:

УМК, название и автор учебника: УМК «Школа России», «Математика» (Моро М. И., Бантова М. А.)

Тема урока: «Приёмы письменного умножения».

Цель урока: создание условий для формирования представлений о приёмах письменного умножения.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

-актуализировать знания о компонентах умножения;

-актуализировать знания об умножении трехзначных чисел на однозначные;

-актуализировать знания о переводе одних единиц измерения в другие;

-познакомить с приёмом письменного умножения многозначных числе на однозначные;

-научить выполнять письменное умножение многозначных чисел на однозначные;

-повторить решение составных задач.

Предметные:

-знают компоненты умножения;

-умеют выполнять умножение трехзначных чисел на однозначные;

-умеют переводить одни единицы измерения в другие

-знают приём письменного умножения многозначных чисел на однозначные;

-умеют выполнять письменное умножение многозначных чисел на однозначные;

-умеют решать составные задачи.

Развивающие:

-развивать способности к самостоятельному целеполаганию и определению смыслов собственной деятельности;

-развивать умение по планированию и организации учебной деятельности;

-развивать умение находить информацию, выделять главное, существенное;

-развивать умение по саморегуляции деятельности;

-развивать рефлексивные способности.

Метапредметные

  • познавательные:

-ориентируются в своей системе знаний;

-умеют анализировать, делать выводы.

  • регулятивные:

-умеют определять цель и задачи урока;

-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;

-планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • коммуникативные:

-оформляют свои мысли в устной и письменной форме;

-читают и понимают прочитанное;

-сотрудничают при работе в группах и парах.

Воспитательные:

воспитывать положительное отношение к урокам математики.

Личностные:

положительно относятся к урокам математики.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности*

Примечания

Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Антоновна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Сядьте ровно, выпрямите спины. Не забывайте, что на уроке мы работаем только по поднятой руке. У вас на столе лежат карточки. Не трогайте их, пока я не попрошу вас об том.

30 с

Мотивация к учебной деятельности

(самоопределение к учебной деятельности)

Предлагаю вам начать сегодняшний урок с цитаты великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Прочитайте ее.

«Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит»

О чем говорится в этой цитате? Согласны ли вы с ней?

Запишите, пожалуйста, в тетради дату, 1 декабря, и «Классная работа».

Что вы можете сказать о числе 1?

Это число четное или нечетное?

Однозначное или многозначное?

Почему?

На каком месте в числовом ряду оно стоит?

Назовите соседа числа 1.

Ребята, вы знали, что 1 декабря отмечается всероссийский день хоккея.

Первый хоккейный матч прошел в 1875 году в Канаде. С тех пор игра только набирала популярность, и сейчас она известна во многих странах мира. Первая хоккейная шайба была квадратная, и только со временем приняла привычную нам круглую форму. Современные шайбы изготовлены из специальной резины, а перед матчем их замораживают, чтобы они не пружинили. При сильных ударах шайба может достичь скорости 193 км/ч – это больше скорости автомобиля на трассе!

Важно учить математику, поскольку это полезно для нашего ума.

Согласны.

Нечетное.

Однозначное.

Потому что записывается одной цифрой.

На первом.

2.

Ф

И

2 мин

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии

(технология проблемного обучения)

Сегодня мы потренируемся красиво писать цифру 1. Внимательно посмотрите видео и послушайте алгоритм.

Начинаем писать маленькую палочку немного выше и правее центра клетки, ведем линию вверх к правому верхнему углу клетки. Затем пишем большую палочку от верхнего правого угла почти до середины нижней стороны клетки.

Пропиши у себе в тетрадях строчку цифр 1. Цифры записывайте через клеточку.

Выберите самую красивую цифру 1 и обведите ее карандашом.

Ребята, посмотрите на экран. Давайте для начала вспомним, как переводить единицы измерения. Сколько будет 3 т 256 кг в кг?  И т.д.

3 т 256 кг = … кг

12 ц 40 кг = … кг

5374 кг = … т … кг

6 км 432 м = … м

1927 м = … км … м

С этим заданием вы справились быстро, молодцы! И вас уже ждет следующее задание. Какое действие выполняется в этих примерах?

Верно, это умножение. А как называются числа (компоненты) при сложении?

Решите примеры у себя в тетради и сверьте ответы с ответами на экране (примеры появляются поочередно)

326*4

512*5

3475*7

Все ли примеры вы смогли решить? Почему?

3256 кг

1240 кг

5 т 374 кг

6432 м

1 км 927 м

Умножение.

Первое слагаемое, второе слагаемое, произведение.

Последние пример не решили. Потому что мы еще не умеем умножать многозначные числа на однозначные.

Ф

5 мин

Построение проекта выхода из сложившейся ситуации (тема, цель, задачи)Постановка цели и задач урока

Вы можете предположить тему нашего сегодняшнего урока?

Да, тема нашего урока: «Приёмы письменного умножения многозначных чисел на однозначные».

Какую цель мы поставим?

А что нам нужно, чтобы достичь цели? Да, нам нужен план. Но пункту плана перепутались. Помогите мне восстановить порядок.

  1. Узнать, как письменно умножать многозначные числа на однозначные.
  2. Научиться письменно умножать многозначные числа на однозначные.
  3. Применить полученные знания.

Умножение многозначных чисел на однозначные.

Познакомиться с приёмами письменного умножения многозначные чисел на однозначные.

Ф

1,5 мин

Открытие новых знаний (реализация построенного проекта)

Что нам нужно сделать в первую очередь, чтобы достичь цели?

Давайте для начала вспомним, как умножать трехзначное число на однозначное. Например, нам нужно умножить 432 на 3. Каким образом мы будем умножать письменно? Как оформим запись?

Про трехзначное число на этапе актуализации.

В какой последовательности будем умножать?

Верно. А теперь давайте превратим наше трехзначное число в многозначное. Допишем цифру 5 в разряде тысяч и получим число 5432.

Как вы думаете, изменится ли оформление записи при письменном умножении?

А изменится ли последовательность умножения? После чего мы будем умножать тысячи?

Давайте попробуем вместе выполнить умножение. Что будем умножать сначала?

Что запишем в произведении?

Что делаем дальше?

Что запишем?

Какое число мы получили в итоге?

Запишите решение в тетради.

Как вы думаете, если мы будем брать числа больше, например 73415, будет ли изменяться порядок умножения?

Откройте учебник на странице 77. Прочитайте правило рядом с красной чертой.

Как выполняется умножение любого многозначного числа на однозначное?

Верно мы с вами предположили, когда решали примеры?

А теперь посмотрите на пример под правилом и сравните решение с тем, которое выполнили мы. Правильно мы решили пример?

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Как нужно работать в парах?

Посмотрите, под правилом есть запись решения еще одного выражение: 2 т 375 кг * 3. Вам нужно будет в парах объяснить друг другу, как выполнено умножение в этом случае.

Расскажите, что у вас получилось.

Молодцы, вы верно справились с этим заданием!

Какой пункт плана мы выполнили?

Ребята, а что это появилось на экране? Это часть грамоты. И в течение всего урока, верно выполняя задания и пункты плана, мы будем собирать части, чтобы в конце получить настоящую грамоту.

Что мы будем делать дальше, чтобы достичь цели?

Посмотрите на номер 333. Что нужно сделать? В каких случаях мы будем использовать перестановку множителей?

Сейчас вы по одному человеку будете выходить к доске и решать пример, а остальные в это время будут решать примеры в тетрадях.

Изображение выглядит как стол  Автоматически созданное описание

Молодцы! Давайте вернемся к плану. Какой пункт мы выполнили?

И за это вы получаете еще одну часть грамоты. Что мы будем делать дальше?

Но для начала предлагаю немного отдохнуть и размяться. Повторяйте движения.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Узнать, как письменно умножать многозначные числа на однозначные.

Будем умножать в столбик. Сначала запишем трехзначное число, а под ним однозначное. Единицы под единицами.

Сначала умножим единицы, потом десятки, потом сотни.

Нет, изменится только первый множитель.

Нет. После сотен.

Будем умножать сначала единицы.

6

Умножаем десятки.

9.

Умножаем сотни, записываем 2, один запоминаем.

Умножаем тысячи, получаем 15, прибавляем 1, записываем 16.

16296.

Нет.

Так же, как и умножение трехзначного числа на однозначное: сначала единицы, потом десятки, потом сотни и т.д.

Да.

Правильно.

Слушать друг друга, не ругаться, не шуметь.

Сначала переводим тонны в килограммы. Получаем 2375 кг. Затем число 2375 умножаем на 3. Умножаем сначала единицы, потом десятки, потом сотни, потом тысячи. Получаем 7125 кг. Переводим в тонны, получаем 7 т 125 кг.

Первый.

Научимся письменно умножать многозначные числа на однозначные.

Выполнить умножение. Когда первый множитель – однозначное число, а второй – многозначное.

Второй.

Применять полученные знания.

Ф

И

П

Первичное закрепление во внешней речи

(устные ответы на вопросы учителя по новому материалу-проверка знаний по новой теме)

Давайте вспомним, как умножаются многозначные числа на однозначные. Кто расскажет правило?

Предлагаю вам умножить числа 7327 на 6. Я буду записывать на доске, а вы будете устно рассказывать, в какой последовательности выполнять умножение и какие цифры записывать.

Молодцы! Вы получаете еще часть грамоты.

Ребята, с каким арифметическим действием мы сегодня работаем? Как обозначается умножение на письме? Верно, точкой. Но так же знак умножения может выглядеть как крестик или как звездочка. Самый старый из них – крестик. Он очень похож на букву х или латинскую х. Чтобы не путать знак умножения с буквой, крестик предложили заменить на точку. Так и появилось современное наиболее популярное обозначение умножения.

Умножение многозначных чисел на однозначные производится так же, как и умножение трехзначного числа на однозначное: сначала единицы, потом десятки, потом сотни и т.д.

Сначала умножаем единицы, получаем 42, записываем цифру 2, 4 запоминаем. Умножаем десятки, получаем 12, прибавляем 4, получаем 16. 6 записываем, 1 запоминаем. Умножаем сотни, получаем 18, добавляем 1, получаем 19. Записываем 9, 1 запоминаем. Умножаем тысячи, получаем 42. Прибавляем 1, получаем 43 и записываем.

Ф

3 мин

Обобщение и систематизация знаний учащихся

(самостоятельная работа по эталону: разноуровневые задания- технология дифференцированного обучения – проверка умений по новой теме)

А теперь предлагаю вам решить задачу. Прочитайте про себя задачу №334. *Имя*, прочитай задачу вслух, а все остальные внимательно следят. Теперь задачу прочитаю вам я.

Перескажите задачу.

Какой главный вопрос задачи?

Что означает число 40?

Что означает число 6?

Что означает 1 м 80 см?

Что означает 10 м 20 см?

Сначала составим краткую запись условия задачи. Кто хочет выйти к доске?

Было – 40 м

Отрезали - ?, п. 6 шт., по 1 м 80 см, н. 10 м 20 см

Осталось – ?

Теперь предлагаю вам в группах обсудить, как решать эту задачу. Не забывайте о правилах работы в группах.

Кто готов рассказать, в какой последовательности мы будем решать задачу?

У остальных групп получилось так же или вы нашли другие способы решения?

Отлично. Теперь давайте решим эту задачу. Один человек будет решать у доски, а остальные самостоятельно в тетради.

  1. 1 м 80 см = 180 см

180 * 6 = 1080 (см) – потребовалось на простыни.

  1. 10 м 20 см = 1020 см

1080 см + 1020 см = 2100 см = 21 (м) – потребовалось на наволочки и простыни.

  1. 40 м – 21 м = 19 (м) – осталось

Ответ: 19 м ткани осталось.

Все справились с задачей? Сверьте своё решение с решением на доске. У вас всё верно? Молодцы! За выполнение этого задания вы получаете еще одну часть грамоты.

Ребята, посмотрите в окно. Уже наступила зима, лежит первый снег. Зимой всё в природе белое, чисто и красивое. Но часто случается, что как только сойдет снег, на полянках становится виден мусор. Откуда же он берется? Да, этот мусор оставляют люди, и он так и лежит всю зиму. И нередко остается лежать дальше. Хорошо ли это для природы? Как уберечь природу от мусора?

Сейчас предлагаю вам поработать самостоятельно. Возьмите карточку №1. Там вы видите 3 задания, расположенных в порядке усложнения. Выберите то задание, которое вы хотели бы решить, и решите его.

  1. Решите по образцу:

1642*7

  1642

        7

11494

  1. 6453*9
  2. 2794*5
  3. 5912*3

  1. Соедини пары
  1. 8316*4                 а) 24262

                             б) 19756

  1. 3466*7                 в) 33264

                                         г) 12906

  1. 2151*6

  1. Найди решение с ошибкой. Запиши рядом верное решение
  1. 3427          2) 2365         3)  5614

                  8                    6                     3

          27316            14890             16842

Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте решение с помощью ответов на экране. Поставьте + рядом с правильным решением и – рядом с неправильным. Снова обменяйтесь карточками. У кого все верно?

Сколько метров полотна осталось?

Столько метров в куске полотна.

Количество простыней.

Столько ткани потребовалось на каждую простынь.

Столько ткани потребовалось на наволочки.

Сначала найдем, сколько ткани понадобилось на простыни. Затем найдем, сколько ткани понадобилось на простыни и наволочки вместе. После найдем, сколько ткани осталось.

Его выбрасывают люди.

Плохо.

Выкидывать мусор только в мусорные баки, поднимать и выкидывать мусор в положенные места.

Выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку.

Ф

Г

И

Подведение итогов

Какой пункт плана мы выполнили?

И за это вы получаете последнюю часть грамоты. Молодцы, вы выполнили все задания! За это ваш класс награждается грамотой за успехи в изучении математики.

Мы выполнили все пункты плана, а значит, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы говорили.

Какой была тема урока?

Какую цель мы ставили?

Мы достигли поставленной цели?

Как умножать многозначные числа на однозначные?

Третий.

Приёмы письменного умножения многозначных чисел на однозначные.

Познакомиться с приёмами письменного умножения многозначных чисел на однозначные.

Да.

Умножение многозначных чисел на однозначные производится так же, как и умножение трехзначного числа на однозначное: сначала единицы, потом десятки, потом сотни и т.д.

Ф

2 мин

Рефлексия учебной деятельности

(достижение цели, решение задач,самооценка/самопроверка взаимооценка/взаимопроверка деятельности)

Возьмите карточки, которые я только что раздала. На них изображены геометрические фигуры. Заштрихуйте круг, если вам было понятно и интересно. Квадрат – понятно, но неинтересно. Треугольник – непонятно, но интересно. Прямоугольник – неинтересно и непонятно.

Покажите, что у вас получилось.

И

1 мин

*(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Резерв: № 335, 337.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Письменное умножение многознаяных чисел"

В разработке приведен материал урока по изучению приемов умножения многозначных чисел на круглые числа....

Конспект урока математики " Прием письменного умножения на однозначное число"

КОНСПЕКТ УРОКА  МАТЕМАТИКИТема: Прием письменного умножения на однозначное число.Цели деятельности учителя: формирование знаний  у обучающихся об  алгоритме письменного умножения т...

Конспект урока математики "Прием письменного умножения на однозначное число" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: углубление знаний о письменных приемах умножения на однозначное число, закрепление умения решать задачи изученных видов, распознавать разные виды треугольников.Планируемые р...

Конспект урока математики "Прием письменного умножения на однозначное число" УМК "Школа России" 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: Приём письменного умножения на однозначное число Цели деятельности учителя: ознакомление с приемом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перех...

Конспект урока математики "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное" (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с алгоритмом письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд; развитие устных и письменных вычислительных навыков, умения решать ...