Разработка урока по теме: «Многогранники»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Шевченко Наталья Викторовна

Урок математики в 4 классе по теме "Многогранники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_mnogogranniki.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики ( 4 класс)

        

Тема: Многогранники

Цель урока: 1. Ввести понятия «многогранник», «грани»,

                           «вершина», «ребро».

                       2. Развивать умения выделять главное в  познава-

                           тельном объекте; содействовать развитию  

                           пространственного воображения учащихся.

                        3. Воспитывать чувство взаимопомощи,

                            ответственности, аккуратности и интерес

                            к геометрии.  

Применяемые УУД:

 Личностные:

Смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (что  побуждает, для чего);

Самоопределение, т.е. готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно,

      усвоено, а что еще нет;

Планирование – последовательность действий с учетом конечного результата;

Оценка – осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество -        проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Оборудование: плоские фигуры, объёмные фигуры, карточки

                            с заданиями, спички, пластилин, развёртки

                            объёмных геометрических фигур,

                            учебник, тетрадь.

Форма проведения: работа в группах.


Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация.

-Здравствуйте,ребята! Я приглашаю вас на урок математики.

-Перед вами лежат листочки,на которых написаны части предложения. Составьте  из них пословицу.

День, прошёл  ,впустую ,если , ты , не узнал ,ничего ,нового.

-Постараемся, чтобы сегодняшний  день принес вам что-то  новое.

Работа в парах.

Составили пословицу

«День прошёл впустую, если  ты не узнал ничего нового».

2.Актуализация .

Математическая разминка.

1)Задание.Фронтальная работа.

На доске:  1см               10см

        1дм           10мм

                   1м                        10дм

                    1км              100см

                    1мм        1000м

-Что можно  сделать с этими единицами длины?

-Расположите  в порядке возрастания, начиная с наименьшей  единицы длины.

-Установите  соотношение  между  единицами  длины

2)Задание.

Работа с геометрическим материалом.

-На уроках математики в 1, 2, 3 классах мы изучали различные плоские геометрические фигуры, а также учились их строить.

-Я предлагаю вам задания в группах :построить в координатном углу плоские фигуры по данным координатам, но сначала вспомним праила работы в группах.

Группа 1.

-Построить фигуру, если известны координаты:

  А (0;2)   В (2;5)   С (9;2)

Группа 2.

-Постройте фигуру, если точки  А (3;2)  В (6;5) С (3;5), Д (6;2) .

Группа 3.

- Постройте фигуру, если известны координаты её вершин

   А (2;3)   В (2;6)   С (5;8)     Д (8;6)    К (8;3)     М (5;1)

- Проверка (каждая группа зачитывает свои задания, а учитель задаёт вопросы)

-1 группа:  Какая фигура у вас получилась?

- 2 группа:  Назовите координаты противоположных вершин.

                    -Какая фигура у вас получилась?

                  - Как по-другому называется эта фигура?

3 группа:   Какая фигура у вас получилась?

- Как можно назвать эти фигуры?

                МНОГОУГОЛЬНИКИ  

- Нам известно, что все многоугольники имеют вершины, стороны и углы.

- Назовите и покажите их.

 - А как ещё можно назвать эти фигуры, какие они? (плоские)

Выполняют задания, тренирующие  мыслительные операции.

Ответы детей.

(попарно сравнивать,

Расположить в порядке  возрастания-убывания,

Установить  соотношение между ними,

 складывать,

вычитать)

В тетрадях: мм, см, дм ,м, км

1см      10см

1дм      10мм

1м         10дм

1км       100см

 1мм       1000м

Дети вспоминают правила работы в группе.

Работа в группах

От каждой группы выходят ученики и показывают свои результаты

1 группа:  треугольник

2 группа:квадрат

 3 группа:   шестиугольник

3. Постановка учебной задачи.

  - Модели  геометрических   фигур представлены у вас на столах.

- Рассмотрите фигуры внимательно и назовите их сходства и различия.

-Что общего между этими фигурами?

- Из каких многоугольников состоит поверхность каждой из них?

- Как назвать эти фигуры, поверхность которых состоит из многоугольников, одним словом?

МНОГОГРАННИК

-Как думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (Дети формулируют вопросы, которые учитель выносит на доску в виде кластера или на слайд).

- Что такое многогранник?

-Из каких элементов  он сосотоит?

-Как можно построить многогранник?

  1)Загадка.

Первые упоминания об этих фигурах  ещё  были известны  три тысячи  лет  до нашей эры  в Египте и Вавилоне.

Математиков  поражала  их  красота, совершенство  и гармония.

Ученые  считали  эти фигуры  божественными.

 О какой фигуре говорится ?(ПИРАМИДЫ)

Пирамида Хеопса- крупнейшая  из  египетских  пирамид, единственное  из  семи   чудес  света, сохранившаяся  до наших  дней.

-Является  ли  пирамида- многогранником?

2)Работа с учебником.

- Работа по учебнику  С. 100, правило.

- А как называется каждый из многоугольников в многограннике? (грани)

- Кто сможет показать на фигуре эти грани?

- Как называются стороны многогранника? (рёбра)

- Какую ещё часть не назвали? (вершина)

- Верно, молодцы!

- Вот так выглядит чертёж многогранника.

  Кажется, что фигура сделана из стекла.

На столах у учащихся объемные фигуры: куб, параллелепипед, пирамиды.

   

Пирамида-многогранник, т.к.

Поверхность состоит из многоугольников-треугольников и основание-прямоугольник- граней.

Вершины многоугольников –вершины многогранника, стороны  треугольника и прямоугольника –ребра  многогранника.

4.Практическая деятельность учащихся

1)Узнавание  в  объектах  окружающего мира геометрических  форм, с. 100 з.№2

2)Моделирование.

1)- Ребята, откройте учебник  на с. 102, з.№7.  (Используя палочки и пластилин, сделайте модели многогранника, выполняют работу в грппах)

- Посчитайте число вершин, граней, рёбер своих получившихся фигур. Сравните свои фигуры с образцом.на рисунке.

Из предсталенных предметов ребята  называют те, которые по форме похожи  на многоугольник.

Работа в группах

- Отчёт каждой группы о проделанной работе.

  5.Физминутка

 «Качания головой» упражнение стимулирует мыслительные процессы:

дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение.  (15 раз)

«Ленивые восьмёрки» упражнение активизирует структуру мозга, улучшает память, повышает внимание: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости  «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

 «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения):  моргайте на каждый вдох и выдох)

«Отдых для глаз» упражнение укрепляют мышцы век, способствуют кровообращению: плотно закрыть и  широко открыть глаза.

 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Тетрадь.

 1)Работа в тетрадях  на печатной   основе,с.62,№200 

–Найдите  многогранники и отметьте значком.

2) С.62№201

-Выделить видимые рёбра многогранника красным карадашом, а  невидимые синим.

 

Самостоятельное выполнение с

фронтальной проверкой.

После выполнения -самопроверка по образцу.

(слайд на экране)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Если разрезать эти фигуры с вершины до основания, то получится вот такая развёртка.

- У вас на столах лежат развёртки фигур и инструкция                       с заданием.

  Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задания.

  Инструкция

  1. Соберите модель многогранника.
  2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника
  3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.

Работа в группах.

Собирают многогранники при помощи развёртки, данные  заносят в таблицу о количестве вершин, граней, рёбер многогранника.

8.Рефлексия   учебной  деятельности

-Подведем  итог  урока. Вернемся к пословице…….

И узнаем ,впустую прошёл наш  урок  или нет.

ПРОДОЛЖИМ  ФРАЗУ:

-НА УРОКЕ Я УЗНАЛ…….

-На уроке  я  повторил….

-На уроке  я  научился……

- Как вы думаете, для чего же мы изучаем эту тему, пригодится ли она вам в жизни?

- Где мы можем использовать эти знания?

Фронтальный  опрос

9. Домашнее задание

-Попробуйте дома выполнить развертку  любого многогранника и собрать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики . Тема «Многогранники».

Урок математики в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века" .Данный урок является первым  по теме "Многогранник".Образовательные задачи:ввести понятия"многогранник", "грань","вершина","реб...

Системно-деятельностный подход на уроке математики в 4 классе по теме «Многогранник», УМК «Начальная школа XXI века»

В моей творческой разработке представлен  проект урока математика для 4 –го  класса, УМК «Школа XXI века»,  по теме «Многогранник». Целью моей творческой разработки стало желание ...

Урок по математике. Тема: "Многогранники" 4 класс

Презентация по математике. Тема: "Многогранники"...

Конспект открытого урока по математике по теме "Многогранник".

Задачи урока:1.       Образовательные:       научиться узнавать многогранники и их элементы (грани, вершины, рёбра);...

Проект урока математики по теме "Многогранник", 4 класс, "Начальная школа ХХI века".

Урок по теме "Многогранник" проводится в 4 классе по УМК "Начальная школа ХХI века".Тип урока: урок изучения нового.Цель:познакомить с понятием "многоранник", научить рас...

Урок математики по теме "Многогранники"

Урок математики по теме "Многогранники" 4 класс УМК Начальная школа 21 века...

Конспект урока по теме "Многогранники"

Данны конспект разработан для урока математики в 4 классе по теме: "Многогранники" (программа - Начальная школа 21 в)Цень урока - создание условия для формирования понятия "многогранник...