Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по математике (3 класс)

Чернышова Любовь Николаевна

 Род имён существительных

Создание условий для развития умения определять род имени существительного.

 Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Как определить род имён существительных?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imyon_sushchestvitelnyh.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическаякарта урока  русского языка  по теме: «Род имён существительных»  УМК «Школа России»

Тип урока

Открытие нового знания.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тема урока

 Род имён существительных

Цель

Создание условий для развития умения определять род имени существительного.

Задачи

 Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Проблема

Как определить род имён существительных?

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация

- Круги для Снеговика (для работы в группе)

- Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)

- Карточки для «Групповой почты»

Формы работы

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций,  игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришло много гостей. Поприветствуем их.

В некотором царстве, словесном государстве, есть страна Морфология, в которой живут части речи.

- Скажите, какие части речи живут в этой стране?

- В гостях у какой части речи вы были на предыдущих уроках русского языка.(кластер)

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок,

проверяют свою готовность к уроку.

- Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

- У имени существительного.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

2

Самоопределение к учебной деятельности.

Сегодня мыповторим и познакомимся с новыми знания об этой части речи.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

-Начнем наш урок со стихотворения.Сначала я его вам прочитаю. Слушайте внимательно:

«Зимний вечер»
Бурямглоюнебо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.

-Кто автор?

- А теперь выпишите все имена существительные и  обозначать орфограммы.. Будьте очень внимательны.

Поднимите руки, кто готов прочитать выписанные слова.

(Учитель выбирает ребёнка.)

- Кто согласен/не согласен?

(Если ребёнок выписал не все слова, учитель спрашивает другого ребёнка, и тот дочитывает пропущенные слова.)

- (Слайд 2). Верно, все записанные вами слова на доске. Объясните написание орфограмм.

- Хорошо. А теперь докажите, что выписанные слова – имена существительные.

Открывают тетради, записывают число  и классная работа

-А.С.Пушкин

Записывают слова.

Поднимают руки.

Читает слова, которые записал:

Часть, речи, существительное: вечер, буря, мглою, небо, вихри, зверь, дитя, кровле, соломой ,путник, окошко.

В слове вечер вторая гласная безударная, значит - безударная гласная в корне слова.

Проверочное слово к слову ВЕЧЕР:

вечЕря, вечЕрний, вечЕрять.

В слове дитя -

Соломой - словарное слово.

Окошко - окна.

- Они все отвечают на вопросы «кто?» или «что?» и обозначают предмет.

Регулятивные:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные:

- адекватно оценивать собственные знания.

.

3

Актуализация знаний.

-Проверим, какие знания у вас имеются по этой теме на данный момент. Перед вами карточки с утверждениями. Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если нет, то «-».

- Имя  существительное – это часть речи? 
- Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? 
- Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? 
- Имена  существительные  обозначают действие предмета? 
- Имена  существительные  обозначают  предмет? 

- Имя существительное бывает только одушевлённым.

- Имя существительное изменяется по числам.

 - Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

Имена существительные можно разделить на 3 группы: мужского, женского и среднего рода.

(составление кластера)

Учащиеся работают на индивидуальных карточках-табличках.

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познаватьновое.

Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

4

Фиксация затруднения в деятельности.

Выявление места и причины затруднения.

На все ли вопросы вы смогли ответить? Какие утверждения вызвали у вас затруднения?

Итак,над каким утверждением мы будем работать?

 Кто догадался и сформулирует тему нашего урока?

Цель нашего урока: открытие новых знаний.

Какие задачи поставим?

- Действительно, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

Чтобы вы сами смогли определить эти три группы,  я предлагаю вам выполнить следующее задание:

Задание для пробного действия.

На доске написаны словосочетания:

добрая мама    

добрый папа  

доброе утро

-Что вы заметили?

Почему так произошло?

-Последние три утверждения, в которых говорится о роде имени существительного.

-Тема урока: « Род имени существительного»

Задачи определяют дети:

узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)

научиться… (определять род имён существительных)

применить…  (новое знание при выполнении заданий)

Одно прилагательное у всех существительных, а окончание разное.

5

Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

1.Построение проекта выхода из затруднения.

- Проблема:   используя данное противоречие,  дополните каждый ряд ещё одним словом и запишите в листочках

Работа в парах

1.добрая мама, девочка.

2.добрый папа, дядя  

          3.доброе утро, солнце

2. Открытие нового знания.

По - какому признаку  вы дополнили слова в первой группе?

(Опорные слова-она , моя)

Какие будут ваши предложения  относительно второй группы?

(Опорные слова-он , мой)

По - какому признаку вы дополнили  слова третьей группы?

( Опорные слова-оно, мое.)

Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?

Действительно, у  имён существительных можно определить род.

Давайте обратимся к нашему учебнику и проверим  наше  открытие.

Грамматическая сказка о том,  как у существительных род появился.(видео)

- Что нового узнали из сказки?

Кому было трудно?Научиться и применять.

Какие действия мы выполняем чтобы определить род существительного?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Открывают учебник на стр 25 и читают правила.

Учащиеся слушают сказку.

Ответы детей.

Регулятивные УУД:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

6.

Физминутка.

Называю слова, внимательно слушаете.

Ребенок, озеро, лестница, река,, книга, камыш, сосна, земляника, снег, яблоко, дерево, воробей, рука, подснежник, ученик.

Существительное мужского рода – присаживаемся, женский род – хлопок, средний род – топаем ногами.

7

Первичное закрепление во внешней речи.

Работа по учебнику стр.25 упр. 39.

Откройте учебник. Прочитайте, что нужно сделать?

Только заменим местоимения графическим обозначением рода имен существительных(м.р., ж.р.,с.р.)

Оценивание.(сами на полях в тетради)

Какого рода бывают имена существительные?

- Прочитать.

-Разделить слова на 3 группы:

Он                      она                   оно

Дядя                 волна                 гнездо

Стол                 тётя                   пальто

Дедушка          земля                  море

Мальчик          девочка             солнце

Диван                метель             платье

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

8.

Самостоятельная работа.

Работа в группах

Есть языки, где вообще нет родов – английский, китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.

-Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки.

-Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

(дети называют)

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

1 группа лепит к нашему снеговику  ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую

 2 группа лепит к нашему снеговику 2 ком,  т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка)

3 группа (эксперты) лепит к нашему снеговику 3 ком,, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую (солнце, небо, облако)

Проверка.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

Учащиеся работают в группах.

1 группа – существительные мужского рода: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

2 группа - женского рода: метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

3 группа - среднего рода: солнце, небо, облако, веселье, волшебство

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе  (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

9

Игра «Круговая почта»

Работа в группах

Зима – замечательное время года со своими зимними забавами, праздниками. Многие из вас  писали письма Деду Морозу и отправляли их по почте. И сейчас мы поиграем в игру «Круговая почта»

 У вас на столе лежат карточки со словами. Первый ученик определяет род первого слова и передаёт карточку соседу. Следующий должен проверить правильность рода своего товарища и определить род второго слова и.т.д.  

 - Эксперты (гости, присутствующие на уроке) проверьте, пожалуйста, правильность выполненного задания. Слово экспертам.Оцените работу ребят в группах. Все учащиеся определили род имен существительных без ошибок.

Возвращаемся к задачам нашего урока.

Возвращение к кластеру.

Учащиеся определяют род имени существительного и передают карточку «по цепочке».

Коммуникативные УУД:- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

10

11.

Рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание

Итог урока.

-Ребята, а как вы считаете, справились ли вы с 3 задачей, поставленной в начале урока?применить…  (новое знание при выполнении заданий

(Вернуться к цели и задачам урока.)

Продолжите мои утверждения.

  1. Я узнал….
  2. Я понял что…
  3. Было трудно…
  4. Я научился…
  5. Я смог….
  6. Было интересно узнать…
  7. Меня удивило….
  8. Мне захотелось…

Вы сегодня хорошо поработали и в награду вам Памятки.

Домашнее задание: на выбор

- выписать из словаря по 5 существительных каждого рода;

-нарисовать по 3 предмета каждого рода;

-найти значение слова род в толковом словаре.

Выполнив все задания правильно вы получите оценку «5», 2 задания- «4», 1 задание «3».

- найти з

Дети отвечают на вопрос учителя.

Продолжают утверждения

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...

Технологические карты. Русский язык.3 класс.

Технологические карты. Русский язык.3 класс. УМК "Школа России"...

технологическая карта русский язык 1 класс "Заглавная буква в именах собственных"

технологическая карта урока в 1 классе , программа школа России. наглядные материалы прилагаются....

Технологические карты. Английский язык, 4 класс, УМК Верещагиной И.Н.

Материал будет полезен учителям английского языка, работающим по УМК  Верещагиной И.Н....

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100 Тема"Проверочнвя работа № 3 « Буква непроизносимых согласных в корне слова»...

технологическая карта Русский язык

технологическая карта с 1 по 5 урок 3 класс под редакцией Канакиной, Горецкого...

Технологическая карта Русский Язык

4 классУМК «Школа России»Русский язык  Технологическая карта ...