Устные вычисления на уроках математики в начальных классах. Их роль и значение.
статья по математике (2 класс)
Важной особенностью на уроках математики в начальных классах является практически ежедневное проведение устной вычислительной работы. В большинстве случаев этот вид деятельности учителя используют на первом этапе урока. Трудно переоценить значение проведения устных вычислений в целостном формировании у учащихся знаний, умений и навыков по математике. Статья предлагается для учителей начальной шолы, в качестве помощи для активизации мыслительной деятельности учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Устные вычисления на уроках математики в начальных классах. Их роль и значение.
Зорькина Ольга Васильевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 427 Кронштадтский район
г. Санкт-Петербург
Важной особенностью на уроках математики в начальных классах является практически ежедневное проведение устной вычислительной работы. В большинстве случаев этот вид деятельности учителя используют на первом этапе урока. Трудно переоценить значение проведения устных вычислений в целостном формировании у учащихся знаний, умений и навыков по математике.
Основная задача этого вида деятельности – подготовка учащихся к дальнейшей работе на уроке, активизация их внимания, сосредоточенное и целенаправленное выполнение задания каждым учеником.
Для выполнения этой задачи и плодотворной работы каждого ребёнка учитель может и должен использовать различные формы и методы обучения, но с обязательным применением разнообразной наглядности, развивающих игр, раздаточного материала. При регулярности данной работы учащиеся привыкают работать в высоком темпе, увлечённо, самостоятельно и, что очень важно, видеть сразу результат своей деятельности.
Приведу примеры некоторых заданий и наглядность, которые я использую в устной вычислительной работе на уроках математики.
1. Карточки на все возможные случаи сложения и вычитания в пределах 20.
2. Карточки на все случаи табличного и внетабличного умножения и деления с ответами на обратной стороне. Все эти карточки так же использую как готовое решение, по которому надо составить задачи различных видов и решить; их удобно использовать и для отработки разных способов чтения одного и того же выражения, что делает математическую грамотную речь учащихся более красивой и выразительной.
3. «Ромашка» - веер в виде цветка с подвижными лепестками на которых нанесены числа от 0 до 9 и знаки «+», «-», «=», «х», «:» у каждого ученика. Дети передвигают лепестки «ромашки» руками, находят нужный ответ (происходит развитие сразу двух видов памяти) и показывают учителю. Очень важное значение этого пособия в том, что учитель сразу видит кто из детей допустил ошибку и может тут же дать возможность ученику устно доказать свой ответ и найти верное решение. Если ученику трудно справиться с заданием, то на помощь приходят другие ребята, поэтому ни один неверный ответ не остаётся без правильного решения и доказательства. Практика показывает, что даже самые «слабые» ученики принимают очень активное участие в этой работе. Аналогичную работу можно проводить в парах по принципу «Я – учитель, ты – ученик» и наоборот. Такая форма работы развивает ещё большую активность, воспитывает ответственность и уверенность. Огромное количество заданий здесь можно использовать: показать предыдущее и последующее числа, найти «соседей» числа, наименьшее и наибольшее однозначные числа, наименьшее двузначное число, любое двузначное число по заданию или по своему выбору и назвать его (прочитать); показать, с помощью какого знака можно увеличить или уменьшить число на несколько единиц, уменьшить или увеличить число в несколько раз, решение и ответ устных задач в одно действие и т.д.
4. «Абак» на три разряда (единицы, десятки, сотни) у каждого ученика. Прекрасно помогает в проведении опережающего обучения устной нумерации чисел в пределах 100, затем 1000. Опыт работы с этим пособием показывает, что уже в 1 классе дети чётко и безошибочно могут прочитать и записать заданное число (двузначное), а во 2 классе - трёхзначное, выбрать сами любое число и прочитать его, великолепно слышат и понимают какой-либо пропущенный разряд (например: число, в котором 4 сотни и 5 единиц; число, в котором одинаковое количество сотен, десятков и единиц и т.д.).
С «ромашкой» и «абаком» дети очень любят работать в парах, с удовольствием выполняют задание своего товарища, а что ещё важнее – могут сами дать задание своему соседу.
5. Наборное полотно и «математический» пенал со счётным материалом в 4-5 групп геометрических фигур по 10 штук в каждой, является очень важным наглядным пособием в 1 классе при изучении устной нумерации чисел в пределах 20, при сложении и вычитании в пределах 20, при решении простых задач, при сравнении групп предметов, при отработке понятий «больше на», «меньше на», «столько же», «равно»; во 2 классе при отработке понимания конкретного смысла умножения и деления.
6. Карточки к решению и составлению задач. На них могут быть изображены: выражения, по которым надо составить условие задачи и поставить вопрос, а затем вычислить результат; могут быть рисунок и числа в кармашках, может быть просто рисунок, а задание – составить задачу, вставить возможные числа, может быть просто краткая запись и т.д.
С особым интересом дети выполняют задание, когда простую задачу нужно изменить в составную. Эти задания прекрасно развивают математическую речь учащихся, логическое мышление, что за чем идёт и можно ли это поменять местами. Учащиеся учатся не только говорить сами, но и быть внимательными, слушая ответ своего товарища.
Большой интерес у учащихся вызывает работа с карточками, в которых есть пропуск знака и числа типа: 7… =12. Для быстрой проверки знаний учащихся по отдельным темам использую индивидуальные карточки по 10 примеров в каждой (чтобы можно было использовать карточки постоянно, дети пишут только ответы на отдельных листочках).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных технологий при формировании устных вычислений на уроках математики
В материале представлены различные подходы к организации устного счета...

Методическая разработка. Устные вычисления на уроках математики "Табличое умножение и деление".
В методическую разработку включены содержательно-логические задания с добавлением материала, повышающего итерес к математике и другим предметам. Интересный позавательный материал....

Устные вычисления на уроках математики
Одной из основных задач преподавания курса математики является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Качество вычислительных умений определяется знан...

«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)
Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....

Устные вычисления на уроках математики в начальных классах "А знаешь ли ты..."
Содержательно-логические задания и познавательный справочный материал направлены на развитие интереса не только к математике,но и к другим предметам....
Устный счет на уроках математики в начальных классах.
Сборник дидактического материала для устного счета. 1-4 класс...

Статья. Значение и виды устного счёта на уроках математики в начальной школе
В статье приведены примеры, как разнообразить устный счёт на уроках математики в начальной школе....

