Главные вкладки

    Статья (1 класс) на тему:
    В помощь родителям первоклассника

    Сборник различных материалов просветительского характера, анкеты, советы, рекомендации, памятки для родителей будущих первоклассников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Готовы ли  Вы отдать своего ребенка в школу?

    Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологическое настроение родителей к началу обучения. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.

    1. Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
    2. Вы опасаетесь, что придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?
    3. Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
    4. Вы думаете, что он не сможет быть лучше всех?
    5. Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
    6. Вас волнует вопрос, будет ли «первый» учитель внимательным к Вашему ребенку?
    7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?
    8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?
    9. Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?
    10. По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
    11. Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
    12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
    13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
    14. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?
    15. Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?



    Предварительный просмотр:

    Дети учатся жить у жизни

    Продолжите высказывание

    1. Ребенка постоянно критикуют, он…
    2. Ребенок живет во вражде, он учится…
    3. Ребенка высмеивают, он становится…
    4. Ребенок растет в упреках, он…
    5. Ребенок растет в терпимости, он…
    6. Ребенка хвалят, он учится быть…
    7. Ребенок растет в честности, он учится быть …
    8. Ребенок растет в безопасности, он учится верить…
    9. Ребенка поддерживают, он учится…
    10. Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить…

    1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
    2. Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
    3. Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
    4. Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
    5. Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
    6. Ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
    7. Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
    8. Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
    9. Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
    10. Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире


    Предварительный просмотр:

    Значимость нового этапа  в жизни ребенка

    Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

    Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

    В этот же период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
    Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).

    Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

    В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.




    Предварительный просмотр:

    Новые правила

    Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

    Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

    Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в  первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

    Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.



    Предварительный просмотр:

    Памятка родителям первоклассника

    Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

    Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

    Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 

    Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением, 

    Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

    Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

    Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.  

    С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 

    Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.



    Предварительный просмотр:

    Уважаемые родители!

    Попробуйте ответить на вопросы, самостоятельно проанализировать ответы, сделать выводы и при необходимости провести коррекцию по улучшению эмоционального настроя ребенка и вашего отношения к новому этапу в жизни.

    Попробуйте спрогнозировать успешность начального этапа школьного обучения.

    1. Хочет  ли  Ваш  ребёнок  пойти  в школу  и   почему?

    ____________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    2.Как  Вы оцениваете  уровень  готовности  Вашего  ребёнка  к школе и почему?

    ____________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    3.Как  Ваш  ребёнок  выполняет  задания взрослых (оцените его старательность, аккуратность,  организованность и т.д.)? (по 10 бальной шкале)

    ____________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    4.Какова  реакция  Вашего  ребёнка  на замечания  взрослых (спокойная,  заинтересованная,  пассивная,  агрессивная, непредсказуемая и т.п.?

    ____________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    5.Какова  реакция  Вашего  ребёнка  на собственные  неудачи (переживание, подъём активности, спад  активности, пассивность, равнодушие и т.п.)?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6.Проявляет ли Ваш  ребёнок любознательность и  стремление  узнать  больше? Каким  образом  это  проявляется______________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    7.С какими трудностями  Вы  и  Ваш  ребёнок  можете  столкнуться  в  первом  классе?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    Психофизиологическая зрелость

    Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

    Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.
    По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению).

    Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

    Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами
    и пр.

    Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

    У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

    Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

    Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Став школьником, приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок  учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Постоянный контроль и помощь со стороны родителей позволит ребенку успешно справляться со всеми новыми  требованиями.  Очень многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.



    Предварительный просмотр:

    Режим дня первоклассника

    Важным моментом успешного обучения и воспитания является правильная организация учебной и внеурочной деятельности первоклассника.

     Соблюдение режима дня – это физиологическое и психологическое здоровье ребенка.

    Элементы режима

    понедельник

    вторник

    среда

    четверг

    пятница

    суббота

    воскресенье

    Во сколько лег спать?

    Во сколько встал?

    С какого и по какое время выполнял домашнее задание?

    С какого и по какое время гулял?

    С какого и по какое время смотрел телевизор?

    С какого и по какое время играл в компьютер?

    С какого и по какое время  занимался спортом?

    С какого и по какое время читал художественную литературу?

    С какого и по какое время занимался в кружках по интересам?



    Предварительный просмотр:

    Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня

    1. Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
    2. Кормить ребенка перед школой и после сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
    3. Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
    4. Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание;
    5. Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок;
    6. Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
    7. Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашнего задания;
    8. Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
    9. Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
    10. Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять домашнее задание;
    11. Сидеть за компьютером и телевизором более 40-45 минут.
    12. Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
    13. Ругать ребенка перед сном;
    14. Не проявлять двигательной активности в свободное от уроков время.
    15. Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
    16. Не прощать ошибки и неудачи ребенка.



    Предварительный просмотр:

    Советы родителям первоклассников

    1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
    2. Не торопите, умение рассчитывать время – ваша задача, и если это вам плохо получается, то вины ребенка в этом нет.
    3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака; до школьного завтрака ему придется много работать.
    4. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. Д. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
    5. Забудь фразу «Что сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жажда поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не отталкивайте, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
    6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет обо всем.
    7. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать «взбучку» и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
    8. Не обсуждайте действия учителя в присутствие ребенка, даже, если преподаватель не прав.
    9. После школы не торопите садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.
    10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимо 10-15 минут «переменки».
    11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на отметках.
    12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий. «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
    13. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать, только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
    14. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологам, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
    15. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
    16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и  спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношений, не обсуждать предстоящую контрольную и т.д.

                 Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

    Желаю Вам – родителю первоклассника: успехов в овладении новой ролью «Мой ребенок-первоклассник», положительных эмоций, взаимопонимания с учителем. Я не сомневаюсь, что наше сотрудничество принесет только позитивные результаты.



    Предварительный просмотр:

    Ученик в детском коллективе

    1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
    2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
    3. Не дерись без причины.
    4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть,  это не стыдно.
    5. Играй честно, не подводи товарищей.
    6. Не дразни никого, не канючь, два раза ни у кого ничего не проси.
    7. Будь внимательным везде и всегда.
    8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
    9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
    10.  Старайся быть аккуратным.
    11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давать вместе пойдем домой.
    12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В помощь родителям будущих первоклассников.

    Любого родителя ,рано или поздно ,волнует вопрос: как подготовить ребёнка в школу? Несколько советов и рекомендаций и ..вперёд в огромный мир- мир знаний! Удачи!...

    В помощь родителям первоклассников

    Тесты и упражнения для будущих первоклассников....

    Полезные советы (в помощь родителям первоклассников)

    Данный материал поможет родителям первоклассников справиться с первыми школьными проблемами...

    В помощь родителям первоклассников

    Как помочь своему ребенку адаптироваться в школе....

    В помощь родителям будущих первоклассников.

    В этой папке содержится материал, который поможет родителям в сборе и подготовке детей в школу. Советы педегога, психолога, перечень нужных вещей для начинающего ученика....

    В помощь родителям будущих первоклассников

    В документе содержится список советов родителям, которые помогут им подготовить ребенка к поступлению в первый класс....