Главные вкладки

    Особенности первого года обучения.
    материал (1 класс) на тему

    Елена Александровна Макеева

    Советы родителям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_pervogo_goda_obucheniya.docx18.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. «Особенности первого года обучения»

    Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое  обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.  С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.  Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь  его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.

     Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит,  как будет  учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание как  для ребёнка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит научить его читать, считать и писать.

     Однако, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и       прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребёнка к школе.

     Конечно, научить ребёнка читать, считать и писать можно, но главное, чтобы      дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.  Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности в обучении; среди них значительно   больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев      отмечается нарушение состояния здоровья, и прежде всего психоневрологической сферы.

     Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. В практике каждого учителя имеется достаточно много примеров, когда в класс приходят хорошо читающие и считающие дети, но проходит полгода - и их "обгоняют" те, кто не умел ни читать, ни считать. Это происходит из-за того,    что такие дети часто не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу похвалой, т.е. не работает       с ним "один на один". Поэтому важен не только объём тех знаний, которые        имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткости    представлений

      Давайте познакомимся с Особенностями современного первоклассника

     Часто слышишь от родителей: "Что нужно делать с ребенком, чему его сейчас учить?"  Ответ прост:

     - первое и главное - умению слышать и слушать;

     - заниматься общим развитием ребенка, а не учить его считать до 100 и более,

     - развивать мелкую моторику рук, обратите внимание рук, а не руки. Рабочими должны быть обе руки.

     Дети должны знать:

    - название нашей страны и её столицы;

     - название родного города, села, свой адрес.

     Дети должны иметь представление:

     - о всенародных праздниках;

     - о труде людей в городе и сельской местности.

    - - иметь представление о сезонных изменениях в природе;

     - определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

     - иметь представление о домашних и диких животных;

     - о перелетных и зимующих птицах;

      - о лесных ягодах и грибах;

     - об овощах и фруктах;

     - о деревьях, кустарниках и цветах.

     Дети должны уметь:

     - сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

     - называть материалы, из которых они изготовлены;

     - сравнивать по длине, высоте, ширине;

     - ориентироваться на листе бумаги;

     - различать форму предметов;

     - составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

     

    - понимать значение понятий "вчера", "сегодня", "завтра";

     - знать дни недели, их последовательность;

     - уметь называть месяцы года.

     - проводить прямые, не дрожащие линии;

     - "видеть" строку и писать в ней;

     - видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

     Также  дети   должны уметь:

     - прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

     - точно ловить и кидать мяч;

     - на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

     - застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

     -  должны уметь рассказывать о своей семье.

    Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников

          - В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

           -  Первоклассники отвлекаются  быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

            - Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

            -Для детей характерна высокая     утомляемость

    Советы родителям: 

       -   Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если  наблюдаете возникновение  психологических, логопедических проблем сразу озвучивайте и обращайтесь к учителю и специалистам  

    -    Формируйте у будущего школьника ряда простых и сложных привычек : Привычка здороваться или прощаться, благодарить за оказанную помощь или услугу; привычка вежливого обращения к другому.

      -  Приучайте детей к самообслуживанию : собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой …  и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.

    - Прежде всего, каждый день интересуйтесь школьными событиями. Знания детей не оцениваются баллами. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку получил?», спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем занимались на уроке чтения?» и т.д.  

    - Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибками. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость  жизни и радость познания

     - Помните: для ребенка что-то не уметь и не знать – нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

    - Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим..

     -   Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова "за", "над", "под").

    - Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

    - Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация первоклассников к первому году обучения.

    Статья об успешной адаптации первоклассников первого года обучения....

    Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения.

    Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников....

    Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения

    Цель данной работы.Выявить группу риска первоклассников, адаптация которых связана с нарушением поведения и успеваемости.На основе анализа литературы по теме исследования разработать коррекционно-разв...

    Особенности первого года обучения

        Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит,  как будет  учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание,  как...

    Специфика организации подвижных игр обучающихся с ОВЗ (с нарушениями зрения) первого года обучения во внеурочной деятельности: планирование, методические приемы обучения

    Особенности обучения незрячих и слабовидящих детей подвижным играм во внеурочное время. Планирование адаптированных подвижных игр и игровых упражнений с обучающимися с ОВЗ (с нарушениями зрения) перво...

    Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первого года обучения) "Времена года"

       Задачи: повторение и закрепление лексики по темам «Цвета»; изучение новой лексики по теме: «Времена года»; формирование умение понимать на слух речь учителя и одноклассников;развит...

    В помощь начинающим инструкторам детско-юношеского туризма: подготовка к походу, работа с детьми первого года обучения. Особенности подготовки к водному походу. Тест.

    Методическое пособие для начинающих инструкторов детско-юношеского туризма. Подготовка к походу. Работа с детьми первого года обучения. Особенности подготовки к водному походу. Тест....