Главные вкладки

    «Технология поддержки родителей в повышении психолого-педагогической компетентности»
    консультация на тему

    Гужикова Лариса Ишхановна

    повышение эффекта семейной социализации дошкольников с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участниками социального взаимодействия творческого потенциала, целенаправленное и систематическое повышение психолого-педагогической компетентности родителей по разным направлениям социализации детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         

    Консультация

    для воспитателей

    «Технология поддержки родителей в повышении психолого-педагогической компетентности»

                                                                   

                                                                                                                                  Воспитатель Гужикова Л.И.

                                                                                                                      МАДОУ Детский сад №7 «Сказка»

                                                                                                                                            г.о.Троицк в г. Москве

    2015-2016 учебный год

         Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет собой микромодель общества. В семье закладываются основы различных аспектов социальной культуры: семейно-бытовой, нравственно-этической, психосексуальной, народной, национальной, этнической, правовой. Наиболее эффективно это происходит в том случае, если родители готовы к выполнению своей воспитательной функции в семье и владеют достаточным уровнем психолого-педагогической компетентности.
        Основная цель взаимодействия детского сада с семьей по данному направлению – повышение эффекта семейной социализации дошкольников с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участниками социального взаимодействия творческого потенциала, целенаправленное и систематическое повышение психолого-педагогической компетентности родителей по разным направлениям социализации детей.

         Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

         Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сотрудничестве они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

         В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», а также «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

         Технология поддержки родителей в повышении психолого-педагогической компетентности включает в себя пять последовательных этапов, отражающих общую структуру рефлексивной самоорганизации.

    Первый этап. Самоопределение к развитию себя как родителя. Данный этап является ключевым, так как предполагает осознанное вхождение родителей в образовательную деятельность. На начальном этапе проводится мониторинг первичных информационных запросов и образовательных потребностей каждой семьи. Одна из главных задач данного этапа – поддержка родителей в нахождении смысла в повышении психолого-педагогической компетентности. С этой целью используются анкетирование, беседы, интервью, опросы и др. На данном этапе папы и мамы знакомятся с возможными способами и формами родительского образования, ресурсами детского сада в сфере психолого-педагогической поддержки родителей. Для этого используем «Журнал для родителей», презентации деятельности различных служб детского сада и пр. Помимо традиционных способов, для современных родителей могут быть актуальны такие дистанционные способы получения информации, как ознакомление с Интернет-сайтом детского сада (со специальной рубрикой, посвященной родительскому образованию). Основными итогами первого этапа должны стать: появление у родителей мотивации к повышению психолого-педагогической компетентности, осознание ими различных возможностей и способов образования и самообразования, формирование представлений о ресурсах детского сада в сфере психолого-педагогической поддержки семьи.

    Второй этап. Конкретизация образовательных запросов родителей. С целью индивидуализации и конкретизации образовательных запросов родителей создаются условия для осознания и фиксирования родителями затруднений в воспитании и развитии своих детей («что меня тревожит как родителя?»; «в чем я испытываю затруднения?»). Вместе со специалистами (воспитателями, педагогами-психологами) родители пытаются разобраться в причинах своих затруднений и конкретизировать цели и задачи своего педагогического образования («каковы причины моих затруднений?»; «что я еще не знаю (не умею) как родитель?»). Толчком для родителей к осознанию имеющихся затруднений в воспитании ребенка, к потребности в дополнительной информации и действиях по решению проблем, могут послужить различные события и, связанные с ними, ситуации (например, беседы с другими родителями, консультация с психологом, наблюдения родителей за ребенком в общении с другими детьми, участие в совместных детско-родительских мероприятиях детского сада, определенное семейное событие и др.). На данном этапе используем такие формы работы как индивидуальные беседы, консультации, совместные детско-родительские мероприятия, эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач (наблюдение за играми и занятиями дошкольников, поведением собственного ребенка и др.). Важным итогом поддержки родителей на втором этапе являются: конкретизация образовательных запросов родителей («чему я хочу научиться?», «каких знаний, умений мне не хватает для успешного воспитания ребенка?»).

    Третий этап. Проектирование образовательного маршрута. На данном этапе родители вместе со специалистами детского сада осуществляют поиск ресурсов для решения поставленных задач, выбирают наиболее оптимальные способы и средства педагогического образования. При этом ряд образовательных задач и способов педагогического образования могут быть актуальны для всех родителей группы, а ряд задач – только для некоторых. Данный этап предполагает использование таких форм как: организационно-деловые игры, индивидуальные консультации, и др. Таким образом, результатом третьего этапа могут стать образовательный маршрут родителей группы и индивидуальные образовательные маршруты конкретных семей.

    Четвертый этап. Реализация образовательных маршрутов. Это основной этап, который реализуется на протяжении длительного времени. При этом и педагогам и родителям важно понимать, что получаемые родителями знания должны быть не самоцелью, а средством решения возникающих проблем, построения эффективного взаимодействия с детьми. В процессе реализации образовательных маршрутов может осуществляться корректировка целей, средств и форм педагогического образования родителей. Стремлению родителей деятельно участвовать в собственном педагогическом образовании, привносить в обучающие ситуации свой опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствуют активные методы обучения. Среди наиболее популярных из них можно выделить тренинги, креативные игры, решение проблемных задач, игровое моделирование способов родительского поведения, анализ примеров из личной практики семейного воспитания и др.  Для удовлетворения образовательных запросов современных родителей  используются различные Интернет-ресурсы: размещение актуальной и важной информации на сайте детского сада. Результаты четвертого этапа – рост активности родителей в повышении психолого-педагогической компетентности, преодоление ими актуальных затруднений во взаимодействии с детьми.

    Пятый этап. Рефлексия образовательной деятельности. На данном этапе создаются условия для осознания родителями связи между успехами, достижениями ребенка и своим педагогическим ростом. Основные достижения на данном этапе – соотнесение родителями целей педагогического образования и результатов прохождения образовательных маршрутов, возникновение новых образовательных запросов.  Презентация и оценка успехов родителей может осуществляться, например, через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных портфолио, мастер-классов; конкурса «Семья года»; вручение благодарственных писем, грамот, дипломов и др. Итогом  пятого этапа может считаться  возникновение потребности к непрерывному самообразованию в вопросах родительства, развитие способности к самообучению.

         Таким образом, при реализации данной технологии родители проходят все основные шаги полного цикла рефлексивной самоорганизации. Осмысление прожитого опыта помогает им не только освоить эффективные способы взаимодействия со своими детьми, но и включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем. Очевидно, что в ходе такой совместной работы развиваются не только родители, но и сами педагоги. Так, естественным образом формируется единое сообщество «Семья – Детский сад», в котором все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Технология поддержки родителей в повышении психолого-педагогической компетентности Воспитатель: Гужикова Л.И.

    Слайд 4

    В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка », а также «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей »

    Слайд 5

    Технология включает в себя пять этапов: Самоопределение к развитию себя как родителя . Конкретизация образовательных запросов родителей . Проектирование образовательного маршрута . Реализация образовательных маршрутов . Рефлексия образовательной деятельности.

    Слайд 6

    1 этап. Самоопределение к развитию себя как родителя

    Слайд 9

    2 э тап. Конкретизация образовательных запросов родителей

    Слайд 12

    3 э тап. Проектирование образовательного маршрута

    Слайд 15

    4 э тап. Реализация образовательных маршрутов

    Слайд 18

    5 э тап. Рефлексия образовательной деятельности

    Слайд 21

    Таким образом, при реализации данной технологии родители проходят все основные шаги полного цикла рефлексивной самоорганизации. Осмысление прожитого опыта помогает им не только освоить эффективные способы взаимодействия со своими детьми, но и включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем.

    Слайд 22

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повышение психолого-педагогической культуры учителей начальной школы

    Данный материал является долгосрочным проектом, в котором принимают участие, непосредственно, педагоги начальной школы. Результат превзошёл ожидания...Качество образования повысилось!...

    Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...

    Консультация для родителей и педагогов "Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП. Игровая коррекция"

    Консультация для родителей и педагогов "Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП. Игровая коррекция" представлена в форме буклета....

    Методическая разработка открытого занятия для родителей по программе психолого-педагогического направления «Развивающие игры»

    Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение    средняя общеобразовательная  школа  №  89   Калининского  района  Санкт-...

    Бланк согласия родителей учащегося на психолого-педагогическое сопровождение

    Бланк согласия родителей учащегося на психолого-педагогическое сопровождение учащегося...

    Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

    Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...