8 фактов о влиянии музыки на работу головного мозга
материал

Воронежская (Бутко) Светлана Анатольевна

Материал для родительского собрания класса в ДМШ и ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_faktov_o_vliyanii_muzyki_na_rabotu_golovnogo_mozga.docx21.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

8 фактов о влиянии музыки на работу головного мозга

                                                                «Без музыки жизнь была бы ошибкой»

                                                                                                      Фридрих Ницше

             На вопрос «Какова роль музыки в жизни человека?» существует множество ответов. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с рядом новых научных исследований, проливших свет на еще один малоизведанный аспект — влияние музыки на работу головного мозга.

1. Может ли музыка сделать нас счастливее?

            Согласно мнению американского теоретика музыки Джеральда Левинсона (Jerrold Levinson), музыкальный язык является не менее выразительной системой коммуникации, нежели обычный человеческий язык как предмет изучения лингвистики.

             Поскольку музыка несет в себе гораздо более мощный эмоциональный заряд, чем реальные жизненные события, современные психологи все чаще прибегают к использованию музыкотерапии. Объяснить ее положительное влияние на состояние человека можно хотя бы тем, что реакции нашей нервной системы на жизнерадостные и сентиментальные музыкальные произведения совершенно разные. К примеру, участники недавнего эксперимента, прослушав короткую композицию, интерпретировали нейтральное выражение лица как счастливое или грустное в зависимости от того, какую мелодию услышали.

            Эмоции, возникшие под влиянием музыки, можно условно разделить на два вида — воспринимаемые и прочувствованные. Это значит, что человек способен понять настроение музыкального произведения, даже если ему никогда не приходилось испытывать подобные ощущения в реальной жизни. Так, при психологических расстройствах депрессивного характера веселая музыка только усугубляет состояние человека, тогда как грустные мотивы, наоборот, возвращают в жизнь яркие краски. :)

2. Как фоновый шум влияет на креативность?

            Чтобы не сойти с ума со скуки во время работы над каким-то до боли знакомым заданием — за выполнение какого вы, вполне возможно, получаете солидное материальное вознаграждение — вы надеваете наушники, выставляете нужную громкость, выбираете необходимый список воспроизведения и жмете кнопку «play», ведь так? Как бы то ни было, когда речь идет о работе, требующей активации правого полушария, громкая музыка вряд ли сможет помочь.

             Как оказалось, средний уровень шума является своеобразным катализатором творческих способностей. Усложняя процесс обработки информации, фоновый шум стимулирует абстрактное мышление и настраивает мозг человека на креативный рабочий режим. Именно поэтому общественные места — кафе, летние площадки, набережные, парки и т. д. — так привлекают творческих личностей.

             При высоком уровне шума мозг человека слишком перегружен, так как пытается не только абстрагироваться ото всех отвлекающих факторов, но и обработать информацию настолько качественно, насколько это возможно.

3. Можно ли определить характер человека, зная его музыкальные предпочтения?

            Результаты данного исследования, проведенного учеными Heriot-Watt University (HWU), впервые доказали, что между предпочитаемыми человеком музыкальными жанрами и его характером существует  определенная зависимость.

            Ученые пришли к следующим выводам:

  • поклонники блюза креативны, общительны, вежливы и высокомерны;
  • среди любителей джаза чаще всего встречаются творческие, приветливые люди с завышенной самооценкой;
  • фанаты классической музыки относятся к интровертному типу личности, но несмотря на это, имеют высокое чувство достоинства и незаурядные творческие способности;
  • почитатели рэпа общительны и слегка эгоистичны;
  • к числу любителей оперы принадлежат вежливые, открытые, творческие личности;
  • фанаты кантри-энд-вестерна отличаются своим трудолюбием и умением легко находить общий язык с окружающими;
  • поклонники регги (reggae) имеют высокую самооценку, креативны и общительны, но вот трудолюбие — это точно не про них;
  • любители ритмичной танцевальной музыки относятся к экстравертному типу личности, обладают определенными творческими способностями, но не отличаются хорошими манерами;
  • у фанатов инди (indie) заниженная самооценка, они не трудолюбивы и зачастую плохо воспитаны;
  • почитатели болливуда (музыка из индийских фильмов) очень отзывчивы и дружелюбны;
  • очень часто у любителей тяжелой музыки — хэви-метал (heavy metal), хардкор и т. д. — заниженная самооценка, но они имеют большой творческий потенциал.

4. Стоит ли слушать музыку во время вождения?

             Учеными было протестировано, как на водителей влияет музыка, выбранная ими самостоятельно, «безопасные» композиции, предложенные исследователями, и полное отсутствие какого-либо музыкального сопровождения. В результате предположения, сделанные учеными до начала эксперимента, полностью подтвердились: водители допустили наибольшее количество ошибок во время езды в сопровождении выбранных ими композиций, чуть меньше опасных ситуаций возникло в отсутствии музыкального сопровождения, ну а музыка, предложенная исследователями, подействовала на водителей наиболее благоприятно.

5. Существует ли связь между музыкой и логикой?

            Как известно, обучение игре на музыкальных инструментах в раннем возрасте благоприятно влияет на дальнейшее развитие ребенка. В 2008 году Мэри Форджерд (Marie Forgeard), Эллен Уиннер (Ellen Winner) и Андреа Нортон (Andrea Norton), преподаватели Сент-Эндрюсского университета (University of St. Andrews), обнаружили, что дети, занимающиеся музыкой около трех лет, превосходят своих сверстников сразу по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запас и логическое мышление.

6. Как классическая музыка влияет на жертв инсульта?

             Эксперимент проводился при участии 16 пациентов, перенесших инсульт правого полушария головного мозга. На протяжении одной недели исследователи вели наблюдение за тем, как классическая музыка, белый шум и тишина влияют на внимательность и визуальное восприятие каждого больного. Полученные результаты фиксировались учеными при помощи специально разработанных визуально-аналоговых шкал (ВАШ, обычно используются для определения степени интенсивности боли). Как и в случаях с креативностью и вождением, тишина не оправдала ожиданий ученых, а вот классическая музыка значительно увеличила длительность концентрации внимания пациентов и улучшила их визуальную память.

7. Почему подслушивать телефонные разговоры вредно?

            В токийском метро есть знак, предупреждающий о том, что телефонные беседы нарушают спокойствие остальных пассажиров. Как выяснилось, этому есть научное объяснение.

            Согласно результатам исследования, проведенного учеными Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego), если человек становится невольным свидетелем подобного «полудиалога», то его внимание рассеивается больше, чем если бы он слышал полноценный разговор.

             В ходе эксперимента 164 волонтерам было предложено расшифровать несколько анаграмм. В это время сами исследователи активно общались между собой или разговаривали по телефону, при этом участники даже не подозревали, что неподобающее случаю поведение психологов было также частью эксперимента.

8. Как сделать тренировки более продуктивными?

              Ученые на протяжении долгих лет исследуют влияние музыки на процесс физических тренировок. К примеру, в 1911 году американский ученый Леонард Айрес (Leonard Ayres) обнаружил, что велосипедисты крутят педали гораздо быстрее, слушая ритмичную музыку, чем когда едут в тишине.

               Так происходит, потому что музыка просто-напросто заглушает сигналы об усталости. Тело, чувствуя физическое истощение, посылает в мозг соответствующие импульсы о том, что мышцам необходимо время для восстановления сил. Музыка, в свою очередь, предопределяет подобные сигналы и мотивирует человека заниматься дольше. Нужно заметить, что музыкальное сопровождение особенно полезно во время тренировок с низкой или умеренной интенсивностью, так как боль, возникающая во время сильных нагрузок, игнорировать практически невозможно.

                Музыкальное сопровождение также помогает человеку распорядиться своим энергетическим запасом наиболее эффективным способом. Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что велосипедисты, слушающие музыку во время тренировки, потребляют на 7% меньше кислорода, несмотря на то, что нагрузка остается неизменной.

Материал: blog.bufferapp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ АССИМЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА .

Примеры  домашних   заданий  с  учетом  психофизиологических  особенностей  учащихся....

ДИФФЕРЕНЦАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОПОРОЙ НА ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Как сделать обучение более эффективным, каким образом обеспечить наиболее успешное обучение  и продвижение в развитии каждого ребенка?Изучая пути решения этого вопроса, в теории и на практи...

Упражнения на развитие полушарий головного мозга

В работе представлена подборка упражнений на развитие полушарий головного мозга.1. Упражнения для снятия эмоционального напряжения. 2. Упражнения, направленные на развитие правого полушария. 3. Упражн...

Материал по логопедии по теме "Локализация высших психических функций в коре головного мозга"

Локализация высших психических функций в коре головного мозга....

Дифференциация обучения по функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Как сделать образовательный процесс более эффективным, каким образом обеспечить наиболее успешное обучение и продвижение в развитии каждого ученика?Любой человек, и взрослый, и ребенок идет своим путе...

Исследовательская работа на тему:«Влияние видеоигр на работу головного мозга»

Практически все учёные считают, что видеоигры вредны для работы головного мозга. Допустим, что это правда. Тогда  нужно дать ответы на вопросы: «Почему видеоигры вредны?», «Как ...