Статья "Альтернативная коммуникация"
статья

Хмелева Алина Вадимовна

Статья о видах альтернативной коммуникации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативная коммуникация

Дети с аутизмом требуют постоянной поддержки взрослых, и родители способны эффективно адаптировать ребенка в социум. Но этого мало. Детям с РАС, нужна специализированная помощь. Они не умеют общаться с окружающими, просить о чем-то, делиться впечатлениями и т.п.

Не смотря на разнообразие языковых способностей у детей с РАС, нарушения в области социальной коммуникации и прагматики речи встречаются у всех без исключения, независимо от возраста и уровня развития.

Нарушения в области социальной коммуникации происходят в двух основных областях: 1) способность к совместному вниманию 2) способность к использованию и восприятию символов. Поскольку совместное внимание развивается до появления первых слов, нарушения в данной области могут считаться более фундаментальными, кроме того, ряд лонгитюдных исследований приводит данные в пользу наличия связи между совместным вниманием и развитием речи.

Значительная часть детей с РАС так и не может освоить функциональную речь, те же, кто все-таки начинает говорить, все равно в той или иной степени на протяжении жизни сохраняют проблемы в области языкового развития и коммуникации.

Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или  заменяющие  обычную речь  людям,  не  способным  удовлетворительно объясняться с помощью речи. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её  развитию.

Цели использования альтернативной коммуникации:

  • построение функционирующей системы коммуникации;
  • развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию;
  • развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

Альтернативная коммуникация может:

  • использоваться постоянно;
  • временно замещать речь;
  • использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её  развитию.  

Виды альтернативной системы коммуникации:

1.Топографический тип - этот вид включает в себя язык жестов, мимику и

телодвижения,  движение  пальцев  рук,  составляющих  слова,  и  разговорной вокальной речи.

2.Селективный тип - используются символы: выбор символа или карточки из ряда  других  символов,  данный  вид  опосредован  дополнительными  приспособлениями (книги, ноутбуки, электронные платформы, карточки) и требует хороших навыков визуального восприятия и сканирования.

Выбор подходящей системы коммуникации может существенно облегчить обучение ребенка, а также подтолкнуть развитие вокальной речи. Некоторые исследования показывают, что систем коммуникации селективного вида - таких, как выбор символа или карточки из ряда других символов, намного меньше преимуществ, чем топографических системах коммуникации (языке жестов, мимики и телодвижений, движений пальцев рук составляющих слова, и разговорной вокальной речи, разумеется). Но в топографических системах коммуникации есть свои недостатки - они требуют хорошей моторики, и координации мышц - для того, чтобы окружающие могли понять эти жесты. Кроме этого, выбор данной системы коммуникации значительно ограничивает круг людей, с которыми можно общаться, т.к. большинство людей не знакомы с языком жестов и не понимают большинство из них. Поэтому, принятие решения о выборе подходящей системы коммуникации должно основываться на начальных навыках ребенка - в области визуального восприятия, мелкой моторики, разнообразия мотивационных факторов и областей интереса, а также первичных навыков коммуникации - спонтанного взгляда, приближения к окружающим людям, и так далее.

Рассмотрим некоторые из методов альтернативной коммуникации подробнее: 

1.   PECS - распространенный  метод  альтернативной  коммуникации  для невербальных детей и взрослых с аутизмом. Система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.

Коммуникационная  система  обмена  изображениями  или  PECS — это  модифицированная  программа  прикладного  поведенческого  анализа  (ABA)  по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с аутизмом — некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь. Обучение системе PECS происходит в естественной для ребенка среде, в классе или дома, во время его типичных занятий в течение дня. Обучение  ребенка  такой  коммуникации  происходит  с  использованием положительной  поведенческой  поддержки.

Техники обучения включают различные стратегии АВА, такие как объединение в цепь, подсказки, моделирование и модификации окружающей среды. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями. Необходимо помнить, что перед началом использования карточек PECS с детьми РАС, в первую очередь нужно установить контакт с ребенком.

2.  Мануальные  знаки  (жесты).  Жест - движение  рукой  или  другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. К этой системе относятся  жестовые  языки  глухих.  Жестовые  языки  имеют  собственную  грамматику,  их  система словоизменения и порядок слов отличаются от устного языка. Жестовые языки необходимо  отличать  от  жестовых  систем,  вторые  сконструированы  так,  чтобы передавать устную речь слово в слово, то есть копировать ее. К системе мануальных знаков можно отнести и естественные жесты, используемые при общении людей друг с другом. Для изучения и запоминания жестов можно использовать альбом с крупными картинками  или  фотографиями,  изображающими  эти  предметы  или  действия.

3. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств, которые помогают людям выразить себя. К таким устройствам относятся, например, электронные коммуникативные  доски,  устройства  с  подсветкой  и  движущимся  указателем, специальные клавиатуры, а также, устройства, которые основаны на современных компьютерных технологиях, с экранами и искусственной речью (например, планшеты). Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации,  всегда  нужно  помнить  о  том,  что  это  долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половину пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее  удовольствие  ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальное общение подростков - современный вид коммуникации или социальная ограниченность.

Работа предназначена для беседы с родителями на тему: "Виртуальное общение - современный вид коммуникации или социальная ограниченность"...

Тема: «Развитие навыков коммуникации у детей с особыми потребностями»

Методический материал о языке жестов как способе альтернативной коммуникации с детьми с ограниченными возможностями....

Конспект урока по предмету "Коммуникация, правила социального поведения" на тему "Прфессии. Повар".

Конспект урока "Прфессии. Повар" может быть использован на уроках окружающего мира или развития речи в начальной школе....

Конспект интегрированной НОД по коммуникации во второй младшей группе, тема "Зайки-попрыгайки"

1. Упражнять детей в правильном и четком произношении звука З, звукоподражаний и слов с этим звуком; закрепить произношение звука З во фразовой речи....

Рабочая программа образовательной облости "Коммуникация" для группы кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Коммуникация»  разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. ...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...