Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы
статья по теме

Любушкина Лариса Владимировна

Выявление творческих способностей учащихся.

Создание ситуаций успеха.

Задания для развития творческого мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы

Современное общество предъявляет человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов.

Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! - инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя.

Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.

Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки.

Второе условие - раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.

Третье условие - упорный труд. Способности не получают в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.

Четвертое - это интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.

Как уже было выше сказано, педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха. 

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Технологические операции создания ситуаций успеха.

1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получится...»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте о…»

4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

Использовать задания для развития творческого мышления возможно на разных этапах урока. Они могут выполняться индивидуально, но наиболее эффективна в начальный период обучения групповая работа.

Чаще всего задания даются в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного учебного занятия не способны проявлять умственную деятельность.

Материал для чистописания может стать хорошей основой для дальнейших заданий. Чистописание: по пи пе :

Задания:

Вспомните слова, которые

начинаются на слог по (пи, пе:);

начинаются со слога пол (пил, пен:);

заканчиваются буквами оп (сироп, галоп:);

в своей записи имеют буквы п, е, с (песок, пёсик, персик,:).

Придумайте предложение, в котором все слова будут начинаться с буквы п. Например: Петя пошёл по полю.

Придумайте предложения, слова в которых начинаются с букв В П С П.

Например: Ваш пёсик - самый пушистый. Ваня пошёл смотреть передачу.

Данные задания должны быть ограничены по времени и обязательно должны проверяться.

Возможны варианты проверки:

- беглости (количество слов): дети называют количество слов, которые успели вспомнить и записать, ученик, который записал больше всех, читает слова;

- оригинальности (слово, которое встречается в классе один раз): дети читают слово, которое, по их мнению, вспомнили только они, все остальные поднимают руку, если и они вспомнили это слово.

Первоначальная проверка может быть в группе, а далее индивидуально. Разнообразные виды проверки способствуют развитию интереса к этому этапу, а также занятия не формируют стереотипное мышление.

В ходе проверки обогащается словарный запас обучающихся. Все, кто смог вспомнить менее пяти слов, дополняют свои записи, совершенствуя при этом и орфографические навыки. При проверке возможно использование орфографических словарей.

Таким образом, можно составить задания при написании любых сочетаний букв. В 4 классе дети уже сами составляют подобные задания.

Работы подобного характера не должны оцениваться учителем отметкой, только словесное одобрение и поощрение.

При изучении слов с непроверяемым написанием можно использовать следующие задания:

составьте и запишите предложение с данным словом;

составьте и запишите предложение со словами собака и карандаш (слова лучше брать те, которые не подходят друг другу по смыслу);

подберите как можно больше прилагательных к данному слову,

например: собака - лохматая, большая, добрая;

составьте рассказ с данными словами: ворона, собака, дерево, молоко;

придумайте как можно больше вариантов, как можно использовать пальто, например: Укрыться пальто как одеялом. Положить вместо матраса. Укрыться от дождя. Повесить на дверь, если дует. При прыжке с горы расправить как парашют. Сделать из пальто огородное пугало.

После выполнения каждого задания следует групповое обсуждение, в котором выбираются самые остроумные и оригинальные ответы.

Ещё одним заданием является "Развивающий канон", который можно использовать на этапе изучения новой темы для актуализации знаний или как альтернативное домашнее задание.

"Развивающий канон - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями"

При выполнении этого задания учащимся нужно проанализировать элементы правой и левой частей канона, выявить их взаимосвязь и найти недостающий элемент.

стол             1                подкова   4                ворона        о

тетрадь  ?                корова     ?                поляна        ?

очки             2                икра         2                собака        а

Ответ: 2 (количество слогов)   1 (место буквы к)    я (ударение)

К одним и тем же словам дети составляют самые разнообразные каноны, например:

стол            4         ?        Д        4

тетрадь 7         Т        Б        6

очки            ?         О         ?        ?

Ответы: 4 - количество букв в слове, С - начало слова, С - стекло (материал), 4 - количество звуков.

Следующие задания рассчитаны на развитие детской фантазии, языкового чутья, умения сочинять рассказы, сказки, стихи.

Установление ситуативных связей между предметами.

Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: газета-верблюд.

- Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

- Что написано в газете про верблюдов?

- Почему читая газету, ты сутулишься как верблюд?

Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными.

Можно использовать следующие пары слов: банка-река, ножницы-дорога, линейка-книга, огонь-раковина, карандаш-замок, шляпа-мост.

Игра «Определение»

В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашки, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать руками.

Учимся придумывать сказки.

Первый этап - придумать окончание или начало сказки, придумать как можно больше заглавий к сказкам или рассказам.

Второй этап - сочинение сказок по опорам.

Метод контрольных вопросов облегчает процесс творчества. Так же он позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки.

Например: (Кто это был?). Жил - был зайчик. (Как выглядел?) Он был маленький, беленький и очень одинокий. (Куда пошёл?) Решил он найти свою маму. Поскакал мимо елочек на опушку леса. (Кого встретил?) Вдруг видит, навстречу ему какой-то зверь идёт на длинных ногах и с большими рогами и т.п.

Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.

В эту игру можно играть вдвоём: поочереди то один, то другой пишут ответы на вопросы.

Процесс стихосложения вызывает у школьников неподдельный интерес. Начинать эту работу можно с рифмования слов, сочинения чистоговорок.

Сочинение чистоговорок, как правило, проходит на положительном фоне, со смехом, шутками и большим желанием, так как нет ничего страшного, если ребёнок ошибётся, ведь это экспромт.

Упражняться в стихосложении можно по заданным рифмам.

Например: ______________ пойду

                   ______________ найду

                     _____________ птичка

                     _____________ синичка

Игра "Я начну, а ты продолжи" предполагает досказывание строчек.

Например:     Учитель: Осень золотая в гости к нам пришла:

                        Ученик: Раскрасила деревья, ненастье принесла.

Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. В творческих тетрадях дети могут записывать стихи, песни, загадки, частушки собственного сочинения, сопровождая их иллюстрациями. Именно в этой работе дети, шаг за шагом, открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.

Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Именно сочинение высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работают ученики над следующими темами сочинений: "Если бы я был волшебником", "Приключение кленового листочка в осеннем лесу", "Представьте, что весна не наступила", "Монолог мухомора" и др.

Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: "Письмо президенту", "Письмо другу. Однажды со мной случилось:", "Письмо моей семье", "Письмо моему учителю" и т.д.

Чувства детей, как правило, раскрепощены. Они откровенно делятся своими переживаниями. Но добиться отклика в душе ребёнка - это полдела. Вторая и основная задача научить школьника ярко, красочно рассказывать о переживаемом.

Сочинение по картине в начальной школе - одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.

Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желательного результата. Поэтому задания, направленные на развитие творческих способностей, должны составлять систему, позволяющую формировать потребности в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.

Наиболее подходящей формой для занятий по развитию творческих способностей является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков или факультативных занятий. Достоинствами таких форм занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.

Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.

2. Возрастает интерес к изучению русского языка.

3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.

4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.

5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, школьных и районных.

Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время должны помнить:

 - Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события.

 - Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное.

 - Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».

 - И самое главное – творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...

«Развитие познавательной активности детей на уроках русского языка»

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Тема по самообразованию:"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".

Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.            ( ...

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературы....

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка.

Статья поможет развитию познавательной активности учащихся на уроках русского языка....