Зависимость учебного процесса от организации физкультурно-оздоровительной работы.
методическая разработка по теме

Дубинина Марина Анатольевна

       Эффективность учебного процесса в школе зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место отведено проведению малоподвижных игр на переменах. Проведение динамических подвижных перемен способствует лучшему восприятию учебного материала, физическому развитию и воспитанию волевых качеств; в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zavisimost_uchebnogo_processa_ot_organizacii_fizkulturno.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зависимость учебного процесса от организации физкультурно-оздоровительной работы.

Эффективность учебного процесса в школе зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место отведено проведению малоподвижных игр на переменах. Проведение динамических подвижных перемен способствует лучшему восприятию учебного материала, физическому развитию и воспитанию волевых качеств; в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность.

Цель:

использование комплексных оздоровительных мероприятий во время учебного процесса.

Задачи:

Знакомство и изучение русских народных игр.

Развитие умственных способностей детей, их волевых качеств.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Игры малой подвижности

Игры большей подвижности

Игры в камешки

Спортивная семейная игра

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

Краски

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки—краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится: «Тук-тук!» — «Кто там?» — «Покупатель».— «Зачем пришел?» — «За краской». — «За какой?» — «За голубой». Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.

Правило. Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

Указания к проведению. Игра проводится с детьми как в помещении, так и на прогулке. Хозяин, если покупатель не отгадал цвет краски, может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке». Если играет много детей, нужно выбрать четырех покупателей и двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди.

Фанты

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и говорит:

Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

Да и нет не говорите!

После этого он задает детям разные вопросы, а сам старается, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «Черный, белый, да, нет.»

Ведущий ведет примерно такой разговор:

«Что продается в булочной?» — «Хлеб».— «Какой?» Чуть-чуть не ответил игрок: «Черный и белый», да вовремя вспомнил запрещенные слова и сказал: «Мягкий». — «А какой хлеб ты больше любишь, черный или белый?» — «Всякий».— «Из какой муки пекут булки?» — «Из пшеничной». И т. д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает водящему фант. В конце игры все, кто остался без фанта, выкупают его.

Правила.

1. На вопросы играющие должны отвечать быстро, ответ исправлять нельзя

2. За каждое запрещенное слово играющий платит ведущему фант.

3. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими.

4. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

Указания к проведению

Игру можно провести на лесной полянке или в тенистом уголке игровой площадки. В игре принимают участие не более 10 человек, все дети имеют по нескольку фантов. Они должны внимательно слушать вопросы водящего и, прежде чем ответить, подумать.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания: спеть песню, загадать загадку, прочитать стихи, рассказать короткую смешную историю, вспомнить пословицу и поговорку и т. д. Самой трудной в этой игре является роль ведущего, поэтому вначале эту роль выполняет воспитательница. Фанты могут выкупаться после того, как проиграет 5 человек.

Колечко

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.

Правила.

1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.

2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» — с закрытыми глазами.

3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

Указания к проведению. Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2—3 водящих.

Молчанка

Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики.

 По свежей росе, по чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами и потешками, шуточным стихотворением. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Правила.

1. Ведущий не должен играющих трогать руками.

2. Фанты для играющих должны быть разными по цвету, форме.

Указания к проведению. Игру можно проводить в разных условиях. Разыгрывать фант можно и сразу, как только кто-то из играющих рассмеется, улыбнется или заговорит. Это снимает напряжение, которое создается у детей в игре.

Веревочка

Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

Правила.

1. Играющие должны веревку держать двумя руками.

2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.

Телефон

Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово следующему игроку и так до последнего играющего.

После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребенок может выполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда.

Летит — не летит

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании летающего — платит фант.

Иногда играют и так: все становятся в круг и при назывании летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.

Камешек

Дети сидят на скамейке или стульях, ладони у всех сложены вместе и лежат на коленях. Ведущий с камешком в руках обходит участников игры и делает движение, точно кладет камешек каждому из них в руки. Одному из играющих он действительно незаметно кладет камешек, затем отходит от скамейки и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот, у кого камешек, подбегает и показывает его. Теперь он будет ведущим. Но если играющие заметили, кому положен камешек, они могут этого игрока задержать. В этом случае ведущим остается прежний.

Правила.

1. Камешек нужно стараться положить незаметно, чтобы никто не знал, у кого он.

2. Игрок с камешком не должен выходить раньше слов: «Камешек, ко мне!»

Мережа

Выбирают двух рыбаков, остальные играющие садятся в кружок, сложив кисти рук вместе. Они изображают берег реки, а сложенные на коленях руки — мережи. Один из рыбаков ходит вдоль берега, в руках у него маленькая рыбка. Он опускает свои руки с рыбкой в мережи и незаметно кладет ее кому-то из играющих. Второй рыбак должен угадать, у кого рыбка. Если он не угадал сразу, то ему разрешается назвать имена, еще 2—3 детей. Первый рыбак садится на место, второе опускает рыбку в мережу, а тот, у кого нашли рыбку, идет угадывать.

Море волнуется

По числу играющих ставятся стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Все участники игры садятся на стулья. Водящий говорит: «Море волнуется». Играющие встают и бегают вокруг стульев. «Море утихло»,— говорит водящий, и дети занимают свободные места. Кто-то останется без места, так как один стул занимает водящий. Тот, кто прозевал, идет водить.

Правила.

1. Играющим не разрешается бегать близко около стульев.

2. Занимать свободное место можно только после слов: «Море утихло».

Соломинки

Соломинки рассыпают на столе, участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, неосторожно выбирая соломинку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры. Кто из играющих взял больше соломинок, тот и побеждает.

Правила. 1. Соломинки по столу рассыпают или бросают с небольшой высоты.

2. Брать их можно рукой или длинной соломинкой на конце с крючком.

Указания к проведению. Соломинки делают одинаковой толщины и длины (10—15 см). На каждого играющего должно быть до 10 соломинок.

Дятел

Дети собираются на площадке, выбирают водящего — дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встает посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел отвечает:  «Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму».

С этими словами юн быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он дятел. Игра повторяется.

Солнце и месяц

Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сговариваются, кто из них будет месяц, а кто солнце.

Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота. Играющие поют песенку:

Шла, шла тетеря,

Шла, шла рябая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом:

Старшего, меньшого,

Среднего, большого.

С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь — к солнцу или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем, Или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.

Литература:

Журнал «Начальная школа» № 7 2007 год

М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры»

Игры большей подвижности

Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых  - физическое развитие  и оздоровление детей,  используется преимущественно термин  «подвижные игры».

Семь основных условий  подвижной игры:

-движение;

-физическая раскованность и свобода;

-общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»

-состязательность, которая приводит к  «колебанию духа между надеждой и страхом»

-наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил, игра противоречит сама себе»

-лёгкость, которую приобретает каждый её участник;

-ограниченность во времени – «у каждой игры должен быть свой конец, так как затянувшаяся игра надоедает»

Подвижные игры в учебном процессе  начальной школы применяют строго  целенаправленно, с учётом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания. Подвижные игры должны эффективно содействовать нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций  и систем организма учащихся с учётом возраста, а также формированию правильной осанки.

Особенность методики проведения подвижных игр на уроках состоит в том, что между подвижными играми и другими упражнениями, включаемыми в урок, должна быть обеспечена тесная  организационно-методическая преемственность и взаимосвязь. Надо правильно определять место  выбранной игры среди  других упражнений и учитывать возможную её длительность.

Название

Место проведения

Игровой  инвентарь

Преобладающие  задачи

Ход игры

«Вызов номеров»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь – флажок  или набивной мяч для обозначения  места поворота.

Воспитание внимания, развитие быстроты и ловкости движений, чувства товарищества.




Количество игроков – 10 – 20 человек. Играют две команды, которые выстраиваются  в колонну по одному у стартовой  линии. В 15 метров от неё против каждой команды обозначается место поворота. Капитаны распределяют игроков по номерам.  Ведущий называет  номера. Игроки, услышав свой номер,  бегут к точке поворота, обегают  его и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко, вторым – два очка. Победившая команда определяется в конце игры по количеству набранных   очков.

  «Жмурки»














Спортивный зал, пришкольная площадка..

Инвентарь не требуется.

Воспитание внимания, развитие быстроты и ловкости движений.

Ведущий назначает  ведущего – жмурку.  Он встаёт на середину  команды (площадки), ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Затем  все дети разбегаются по команде, а жмурка старается кого– нибудь  поймать . При виде  какой – либо опасности играющие должны предупредить  жмурку словом «огонь».Если игра проходит на открытом воздухе, то выбирают равную площадку и очерчивают   границы, за которые играющие выходить не имеют права. Поймав кого – нибудь, жмурка передаёт свою роль пойманному. Играющий, переступивший  условленную черту, считается сгоревшим и обязан  заменить жмурку.

«Ноги от пола»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь не требуется.

Воспитание внимания,

развитие  быстроты и ловкости движений.

Дети строятся по кругу. В центре  круга встаёт ловишка, назначенный педагогом. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по комнате. Ловушка бегает за  играющими, стараясь запятнать кого–нибудь. Нельзя  пятнать того, кто, убегая,  встанет на гимнастическую скамейку или, приподняв ноги, сядет на пол т.е. тех, у кого ноги не на полу. Тот, кого ловишка коснулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я  ловишка! » Новому  ловишке  не разрешается  сразу же касаться рукой прежнего. Если ловишка долго не может никого запятнать, то педагог  говорит:

 « Раз, два, три – в круг скорей беги!»

Дети строятся в круг, здесь назначается новый ловишка  и игра возобновляется.

«Западня»  

Спортивный зал, пришкольная площадка.  

Инвентарь не требуется.

Воспитание внимания,

развитие  быстроты и ловкости движений.

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, внешний- в другую. По сигналу ведущего оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подаётся вторая команда, руки отпускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге останется мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется.

«Пятнашки мячом»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь - мяч

Развитие ловкости, умение ориентироваться в пространстве, точности и быстроты движений

Все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре- водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мячом любого игрока, который после этого сам становится водящим. Игровой кон продолжается 6-8 мин, после чего необходимо детям дать небольшой перерыв.

«Круговая лапта»















Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь - мяч

Разитие ловкости, чувства дистанции, точности и быстроты движений.

Количество игроков- 6-15 человек. Двое водящих находятся за границами условной площадки на расстоянии 10-12 м, все остальные - в центре площадки. Водящие, перебрасывая мяч друг другу, стараются запятнать тех, кто находиться на площадке. Те, в кого попали мячом, выбывают из игры, но их могут выручить те играющие, которые поймали мяч. Выигрывает тот, кто последним останется на площадке. Водящими становятся двое, первыми выбывшие из игры. Игра повторяется 3-4 раза, с небольшими перерывами для отдыха.

«Змейка»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь не требуется.

Развитие координации коллективных действий, умения ориентироваться  в пространстве

Количество игроков 6-7 человек.5-6 участников, взявшись друг за друга, выстраиваются в колонну – змейку. Водящий становится перед змейкой и старается запятнать последнего. Стоящий в змейке первым – капитан - преграждает путь водящему: широко расставляет руки, ставит заслоны, выполняет различные движения туловищем. Змейка следует за капитаном и помогает преградить путь водящему. Если водящий запятнал игрока, замыкающего колонну, он становится капитаном, а запятнанный игрок- водящим. Игру можно повторять несколько раз, с небольшими перерывами для отдыха.

«Зеркало»

Спортивный зал, пришкольная площадка.








Инвентарь не требуется.

Развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

а) Повторение одиночных движений вслед за следующим.

б) Воспроизведение вслед за ведущим  серии движений в определённой последовательности.

в) Имитация движений животного, птицы, насекомого, названого ведущим и др.Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

«Лохматый пёс»












Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь не требуется.

Развитие быстроты реакции, формирование имитационных способностей.

В игре принимают участие 8-2 игроков. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне.  Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пёс

В лапки свой уткнувши нос

Тихо, мирно он сидит,

Может, дремлет, может, спит.

Подойдём к нему, разбудим и посмотрим - что же будет?

Дети тихо подходят к псу, и хлопают в ладоши. «Пёс» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим – псом.

«Нептун  и рыбки»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь – стулья(их количество должно быть на один меньше числа играющих)

Развитие произвольности, координации, точности, быстроты движений, умения ориентироваться в пространстве

Стулья устанавливаются по кругу спинками внутрь. Один из играющих выполняет роль Нептуна, который  ведёт за собой  «рыб», точно повторяющих за ним различные движения. Например, на  море «появляются волны», «надвигается буря» и т.д. И  вдруг  раздаются слова: «вода зеркально – гладка». При этих  словах дети бегут к стульям, стараясь занять место. Одному из игроков, стул не достанется, и тогда он становится  ведущим  Нептуном.

«Услышь своё  имя»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь

 -мяч

Развитие быстроты реакции

Количество игроков 5 – 15 человек. Играющие стоят  в кругу спиной друг другу. У одного из игроков мяч, он бросает мяч назад – вверх и называет чьё – либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч. Выигрывает тот, кто поймал  мяч большее количество раз.

«Птицы»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь не требуется.

Развитие быстроты реакции, произвольности движений.

Дети по считалке выбирают «хозяйку» и «ястреба», остальные – птицы .Хозяйка тайком  от  ястреба даёт название каждой птице: « Ты – кукушка, ты – ласточка….» Прилетает ястреб. Хозяйка спрашивает:

--зачем  пришёл?

-за птицей.

-за какой?

Ястреб называет, например, кукушку. Если названной ястребом  птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба.   Игра продолжается , пока ястреб не поймает всех птиц.

«Догони свою пару»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь не требуется.

Развитие быстроты реакции, произвольности движений.

Игроки встают парами на одной из сторон игровой площадки: один впереди, другой - сзади  (отступя 2 -3 шага). По сигналу ведущего первые быстро  перебегают на другую сторону  площадки, вторые их ловят  (каждый свою пару . При   повторении игры дети меняются ролями.

«Найди себе пару»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь не требуется.

Развитие быстроты реакции, произвольности движений.

Игроки встают в пары, взявшись за руки, и идут по площадке. По сигналу ведущего они разбегаются  по всей площадке. По второму сигналу  они должны найти своего товарища. Проигрывает пара, которая больше всех искала друг друга.

«Встань правильно»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь не требуется.

Развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности, совершенствование умения ориентироваться.

Заранее  следует познакомить играющих  с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться. По первому  сигналу  педагога  игроки команд разбегаются  в разные стороны, по второму  - все должны построиться в указанном месте.

Варианты построения:

а) Взявшись  за руки в командах, ранее составленных педагогом, в шеренгах.  

б) В общем круге или отдельных кругах.

в) В отдельных колониях в виде квадрата.

Побеждает команда, сумевшая  первой правильно занять своё место.

«Хитрая лиса»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь не требуется.

Развитие ловкости, быстроты. координации, воспитание честности, творческого воображения, умение себя вести в коллективе  товарищей.

На одной стороне площадки  проводится линия – «Дом лисы». Играющие располагаются по кругу на расстоянии одного шага друг от друга.

Педагог  предлагает играющим закрыть глаза и, обходя круг за спинами детей, дотрагивается до одного из играющих, который и становится «Хитрой лисой». Затем детям предлагается открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст  ли она себя чем нибудь? Играющие 3 раза спрашивают хором:

«Хитрая лиса где ты?».При этом все играющие смотрят на друг друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят:

«Хитрая лиса,  где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину  круга, поднимает руку и  говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. После того как  лиса поймает 2-3 человек, учитель говорит: «В круг!».


«Кот идёт»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь  скамейка

Развитие ловкости, быстроты. координации и скорости движения, воспитание выносливости

Среди играющих  выбирается «кот». Он в углу зала в своём «доме». Остальные игроки – «мыши», они размещаются  по залу в «норах».

Руководитель выходит на середину зала  и говорит:

Мышки, мышки, выходите,

Поиграйте, попляшите,

Выходите поскорей,  

Спит усталый кот – злодей.

Мышки выбегают на  середину  площадки и начинают  приплясывать со словами:

Тра – та – та, тра – та – та,

Не боимся мы кота.

По сигналу руководителя «Кот идёт!» все мыши застывают. Если  кто – нибудь  из мышек шелохнулся, кот забирает её к себе в дом.  Кот ловит мышек до тех пор пока руководитель не скажет «Кот ушёл». Пойманные мышки не принимают участия  в игре до смены нового кота.

«Красная Шапочка»  







Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь

–красный колпачок, картонная полумаска волка

Развитие внимания. сообразительности, творческого воображения.

У водящего – «волка» - картонная полу маска, а  у  убегающего красный полу колпачок . Кто наденет его, тот становится «Красной Шапочкой». Этого игрока и должен ловить волк. Но кранный колпачок можно передать другому игроку. Тогда волк должен уже догонять новую красную шапочку. Когда волк поймает её, он передаёт ей свою маску и идёт играть.

«Космонавты»

Спортивный зал, пришкольная площадка.

Инвентарь

 -обруч

Развитие быстрой реакции, внимания. умения движения, воспитание выносливости

Дети берутся за руки, идут по кругу и хором повторяют:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам

На какую захотим  -

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

 С последним словом  все разбегаются  и стараются занять места (обруч, кружок) в из ракет. В каждую из ракет могут сесть только два космонавта. Опоздавшие  собираются в центре  круга,  а занявшие свои места объявляют свои маршруты (например, Земля – Луна – Земля, Земля – Марс – Земля и др.). Эти названия можно заранее написать  на борту ракет сокращённо: З.Л.З.,  З.М.З. и т.д. Затем  все собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось   при проектном повторении совершить больше полётов. Преждевременно  бежать к ракетам и сталкивать  товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.

ИГРЫ В КАМЕШКИ

Популярной в России в свое время была игра в камешки. Называли ее по-разному: кремушки, галанцы, просферы. Для игры дети берут пять камешков величиной с лесной орех, круглой или овальной формы, с гладкой поверхностью. Такие камешки удобно взять в руку, легко рассыпать во время игры на столе. (Можно использовать для игры также желуди и т.д.).

Перед игрой дети по взаимному согласию или считалке устанавливают, кому за кем бросать камешки. Но есть и особый жребий, когда все играющие берут пять камешков, слегка подбрасывают вверх, поворачивают руки ладонями вниз и пытаются поймать их на тыльную сторону руки. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Затем участники игры садятся в кружок у стола, у каждого свои камешки. Место, где проходит игра, называется коном. Очередь игроки ведут «по солнцу», т. е. справа налево.

Среди игр в камешки есть простые, когда дети выполняют только одну фигуру (такие, как «Грудка», «Жары», «Мостик»), и трудные, когда дети выполняют несколько фигур Комбинация фигур бывает сложной, и не всегда всем играющим они удаются, но частое повторение игры дает свои результаты.

Эти игры увлекательны и полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость рук и пальцев, точную координацию движений.

Жары

Пять камешков игрок берет в руку, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх. И пока он летит, нужно успеть прикоснуться пальцами одного из лежащих на столе камешков. Если несколько камешков лежат вместе, можно коснуться одновременно всех и успеть поймать падающий камешек. Камешки, которых коснулся играющий, откладывают в сторону.

Верты

Та же самая игра, но рассыпанные камешки нужно перевернуть или просто сдвинуть с места.

Мостик

Дети кладут в ряд по четыре камешка близко друг к другу. Пятый камешек бросают вверх, быстро берут со стола четыре камешка и ловят пятый.

Из руки в руку

Та же игра, но нужно успеть взять со стола как можно больше камешков и, прежде чем поймать брошенный камешек, переложить их в другую руку.

Грудка

В правую руку дети берут по пять камешков, один бросают вверх, а четыре грудкой кладут на стол и ловят той же рукой брошенный камешек. Камешек подбрасывают вверх еще раз, быстро берут лежащие на столе четыре камешка и ловят брошенный.

Игра заканчивается, когда все играющие выполнят фигуру.

На подолик

Играющий рассыпает на столе по четыре камешка, пятый подбрасывает вверх. Прежде чем поймать брошенный камешек, нужно успеть один камешек взять со стола и переложить на колени, подол платья. Игра повторяется до тех пор, пока играющие не поднимут все камешки и не переложат их на колени.

Через реку

Та же игра, но камешек бросают из-под левой, вытянутой вперед руки.

Мены

Четыре камешка игрок рассыпает на столе, пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих камешков и успеть поймать брошенный. Один из двух камешков снова бросают вверх, а второй быстро кладут на стол; вместо него нужно взять следующий и поймать брошенный. Игра заканчивается, когда все камешки играющие обменяют.

Одиночка

Ребенок берет пять камешков в руку. Один из них подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх, быстро берет со стола один камешек и ловит брошенный. Игру повторяют несколько раз, пока не соберут со стола все камешки.

Двойка

Ребенок держит пять камешков в руке. Один из них бросает вверх, два камешка быстро кладет на стол и ловит брошенный вверх. В руке осталось три камешка. Еще раз играющий бросает один камешек вверх, два оставшихся камешка кладет на стол и ловит тот, который бросил. В третий раз камешек подбрасывается вверх, а со стола нужно успеть взять два камешка и поймать брошенный. В четвертый раз при подбрасывании надо взять остальные два камешка.

Тройки

В правой руке игроки держат по пять камешков, один подбрасывают вверх, а четыре кладут на стол, но так, чтобы три лежали вместе, а один отдельно, и ловят камешек, брошенный вверх. Камешек подбрасывают еще раз вверх. Прежде чем его поймать, нужно успеть взять сначала три камешка со стола.

   Камешек подбрасывают снова вверх, быстро берут со стола оставшийся камешек и ловят брошенный.

Чет и нечет

Один из играющих берет в горсть несколько камешков, бросает их вверх и, повернув руку ладонью вниз, ловит камешки на тыльную сторону одной руки. Прикрыв пойманные камешки другой рукой, спрашивает у играющих: «Чет или нечет?» Кто не угадал, платит фант. Тот, кто отдал все свои фанты, выходит из игры.

Царапки

Для игры нужно 40 камешков. Все камешки кроме одного, кладут на кон. Первый игрок подбрасывает один камешек и, прежде чем поймать его, быстро берет с кона столько камешков, сколько успеет, ловит брошенный. Поймав его, играющий откладывает все камешки в сторону, кроме одного, снова подбрасывает один камешек и, пока он летит, опять берет с кона камешки.

Если играющий не поймал брошенный камешек вверх, игру начинает второй игрок. Кто больше поднимет камешков, тот и считается победителем.

СОВРЕМЕННЫЕ ВАРИАНТЫ ИГР В КАМЕШКИ

Упражнения с камешками

1. Перебрасывать камешек друг другу, ловить двумя руками.

2. Перебрасывать камешек друг другу, ловить поочередно правой и левой рукой.

3. Перебрасывать камешек из руки в руку.

4. Подбрасывать и ловить камешек правой рукой.

5. Подбрасывать и ловить камешек левой рукой.

6. Подбрасывать камешек правой, а ловить левой рукой.

7. Подбрасывать камешек левой, а ловить правой рукой.

Игры:

1. Дети стоят друг от друга на расстоянии одного шага, лицом в круг. Камешек передают одной рукой по кругу: сначала в правую, а потом в левую сторону. В зависимости от числа играющих камешков может быть три 'и более штук. Тот, кто уронил камешек, выходит из игры. Игра повторяется несколько раз.

2. Та же игра, но дети камешки друг другу перебрасывают.

3. Пять камешков лежат на столе. Один из них играющий подбрасывает вверх, быстро ладонью этой же  руки стучит по столу, ловит брошенный камешек и перекладывает его в левую руку. Так он подбрасывает камешки один за другим, стучит ладонью по столу, старается каждый брошенный камешек поймать и переложить в левую руку.

4. Пять камешков лежат на столе. Каждый играющий по очереди подбрасывает один из них вверх, быстро хлопает в ладоши, ловит брошенный камешек и кладет его на стол. Так он подбрасывает камешки один за другим, хлопает в ладоши, ловит их и кладет на стол. Выигрывает тот, кто, поочередно подбрасывая, поймает все камешки раньше других.

5. Пять камешков лежат на столе. Один из них играющий подбрасывает вверх, ловит его и перекладывает в левую руку. Так поочередно он подбрасывает все камешки, в левую руку перекладывает только те, которые поймал.

6. Четыре камешка ребенок рассыпает на столе, один держит в руке. Подбрасывает его вверх, быстро берет камешек из лежащих на столе и ловит брошенный вверх. Из двух камешков в руке играющий должен один переложить в левую руку. Так, подбрасывая камешек вверх, ребенок берет один за другим камешки со стола, старается поймать брошенный. Если камешек поймал, перекладывает его в левую руку. Выигрывает тот, кто первый заканчивает игру.

7. Пять камешков лежат в левой руке. Один камешек играющий подбрасывает, ловит правой рукой. Пойманный камешек кладет на стол. Подбрасывая левой рукой второй камешек, ловит его правой и кладет на стол. Игра заканчивается, когда один из играющих все камешки, подбрасывая и ловя таким образом, переложит на стол.

8. Камешки лежат на столе на небольшом расстоянии друг от друга. Играющий берет один камешек левой рукой, бросает его вверх, а ловит правой. Берет левой рукой второй камешек, подбрасывает его вверх, ловит правой. Так играющий, подбрасывая один за другим камешки левой рукой, ловит их правой, перекладывая на стол.

Вариант. Та же игра, но камешки играющий подбрасывает вверх правой рукой, а ловит их левой.

9. Камешки на столе лежат парами на некотором расстоянии друг от друга так, чтобы их удобно было брать. Играющий подбрасывает один камешек вверх, быстро берет со стола пару камешков и ловит брошенный. Из трех камешков в руке два он кладет на стол, но в стороне от кона. Еще раз подбрасывает один камешек вверх, берет со стола другую пару камешков и ловит брошенный. И так первый играющий выполняет фигуры, пока не уронит камешек. Тогда игру начинает следующий ребенок.

По договоренности,  на кон играющие кладут от 3 до 6 пар камешков.

Вариант. Та же игра, но камешки на столе кладут тройками.

10. На столе рассыпаны камешки. Один камешек играющий берет в левую руку, подбрасывает его вверх, а правой рукой со стола берет один камешек и этой же рукой ловит брошенный. Два камешка из правой руки он кладет на стол, но в стороне от кона. Первый играющий выполняет фигуры, пока не уронит камешек. Игру по очереди начинает второй игрок, а первый дожидается своей очереди.

На кон можно положить от 5 до 10 камешков по договоренности.

Литература:

Журнал «Начальная школа» № 7 2007 год

М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры»

Семейная игра «Папа, мама, я – спортивная семья».

Цель: создать условия для проведения совместной игры родителей  и детей.

   

Задачи:

  1. Учить быть сплоченным коллективом.
  2. Развивать физические качества: ловкость, выдержку, быстроту реакций;

 внимание.

    3. Воспитывать дружеские отношения.

В спортивный зал  под звуки марша входят две команды.

В составе каждой команды папа (капитан), мама, сын (дочь) с друзьями

 (всего девять человек).

Ведущий.

 Здравствуйте, уважаемые  гости! Сегодня мы встречаемся в спортивном зале. Сейчас состоится игра между двумя командами.

Название команд придумывают заранее.  Приветствие команд.

 1. Если хочешь быть умелым,

 Ловким, быстрым, сильным, смелым,

Научись любить скакалку,          

 Мячик, обручи и палку!                                        

2. Никогда не унывай!                

 Дух и тело закаляй!    

 Вот здоровья в чем секрет!          

 Мы вам шлем физкульт-ПРИВЕТ!  

 Ведущий представляет судейскую команду.

 Участники соревнований занимают исходную позицию: выстраиваются

в две колонны перед линией старта

 (папа-капитан впереди, а мама в конце колонны).

Ведущий.

 По традиции при открытии Олимпийских игр зажигается священный огонь, который передается от одного спортсмена к другому, пока факел с  огнем достигнет олимпийской чаши. И мы начнем соревнования с передачи олимпийского огня.

Передача олимпийского огня

 Капитанам вручаются красные флажки. По команде «Марш!» капитаны бегут вперед, обегают финишные стойки и, вернувшись к линии старта, передают флажок следующему игроку своей команды, а сами становятся в конце колонны. Второй игрок, обежав стойку, передает флажок третьему и т.д. По окончании эстафеты капитан (который снова оказывается впереди колонны) поднимает флажок вверх, остальные игроки разводят руки в стороны (это положение финиширования).

Извилистая  «дорожка»

Болельщики (по три человека от каждой команды) становятся в шеренгу и держат обручи напротив команд, образовав два «забора». По команде «Марш!» первые игроки с мячом в руках проходят «дорожку», не пропуская ни одной дыры в «заборе», обегают последний обруч, на обратном пути опять проходят «дорожку» и передают мяч следующему игроку и т.д.

Палка под ногами

Капитан подбегает к стойке, за которой лежит гимнастическая палка, берет ее и возвращается с ней к команде. Вдвоем со следующим игроком они проносят палку под ногами игроков (члены команды подпрыгивают). Капитан остается в конце колонны, а другой игрок, держа в руках палку, бежит к стойке, обегает ее, возвращается к команде и вместе со следующим игроком проделывает то же самое. Эстафета заканчивается, когда последний игрок отдаст капитану палку и тот поднимет ее вверх.

 Пауза для отдыха.

Игра «Доскажи словечко»

1 Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ,

Это мой…….(велосипед)

2. Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд

И мелькают огоньки.

Кто несёт меня?...    (коньки)

3 Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? …   (лыжи)

Между ног

Игроки стоят ноги врозь, скамейка между ногами. У капитанов по два мяча. По команде «Внимание!» капитаны кладут мячи на пол у переднего конца скамейки. По команде «Марш!» каждый капитан берет один мяч и передает его по скамейке между ног второму игроку, затем так же передает

второй мяч. Игроки перекатывают мячи по скамейке, стараясь, чтобы они не выкатились из «тоннеля». Последний игрок берет оба мяча в руки, бежит вперед и занимает место капитана. В это время все игроки подвигаются назад на одно место. Перекатывание мячей по скамейке повторяется и т.д. Как только капитан снова займет свое место впереди, он кладет мячи на пол, команда принимает положение финиширования.

Будь ловким

Участвуют только дети.

Команды сидят на скамейке. Перед каждой командой устанавливается по три препятствия (дуга, скамейка, обруч). По команде «Марш!» первые игроки с эстафетными палочками в руках бегут 3 м к первому препятствию, перепрыгивают его, проползают по скамейке, пролезают в обруч, бегут до стойки

3 м и обегают ее. На обратном пути преодолевают те же препятствия в обратной последовательности, на линии старта передают палочку следующему игроку и садятся на конце скамейки. Остальные повторяют те же действия.

Комбинированный

Все сидят на скамейке. У капитанов - по футбольному мячу, у первых мальчиков — по баскетбольному, у первых девочек — скакалки. По команде «Марш!» капитаны выполняют футбольное ведение мяча до стойки.  У стойки берут мяч в руки, обегают ее и возвращаются назад с мячом в руках. Мальчики выполняют баскетбольное ведение мяча, девочки прыгают через скакалку до стойки, мамы тоже. Участник, закончивший движение, садится в конце скамейки. После возвращения игрока капитан поднимает мяч вверх, а команда принимает положение финиширования.

Пауза для отдыха.

Загадки

  1. Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры-

Помчались с горы.  (Санки )

  1. Король с королевою без корон,

Ладья без вёсел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки,

А рядовые – не человечки..

Белые латы, чёрные латы    

Что за солдаты?  (Шахматы)

  1. Вверх-вниз, вверх-вниз,

 Кататься хочешь-

 На нас садись.    (Качели)

В  «тоннеле» с мячами

Перед каждой командой устанавливается «тоннель» из трех гимнастических обручей. В руках капитанов по одному мячу. По команде «Внимание!» игроки становятся у линии старта. По команде «Марш!» бегут до первого обруча, проходят по «тоннелю», добегают до стойки, обегают ее и возвращаются к линии старта, минуя обручи. Мячи передают следующим игрокам, а сами садятся в конце. Следующие повторяют то же упражнение. Последний игрок передает мяч капитану. Капитан, положив мяч у переднего края скамейки, вместе с командой принимает положение финиширования.

Переправа

В руках у капитанов обручи. По команде «Внимание!» капитан (папа) надевает обруч на себя и следующего игрока (обруч надевается сверху и держится на линии пояса). По команде «Марш!» первая пара, придерживая обруч на заданном уровне, бежит вперед, обегает стойку. Игрок остается за стойкой, а папа бежит за следующим игроком. И так до тех пор, пока все участники будут построены на противоположном конце зала.

Каждая пара начинает бег только тогда, когда наденет на себя обруч.

Поезда

Участвуют папы и мальчики.

На расстоянии 10 м от линии старта стоят стойки. По команде «Внимание!» папа «тепловоз» прицепляет к себе первый «вагон» (первый мальчик держит папу за пояс) и становится на линии старта

. По команде «Марш!» «тепловоз» с «вагончиком» бегают вокруг стойки, затем вокруг скамейки и, подбежав к линии старта, прицепляют к себе второй «вагончик» и т.д. Как только «тепловоз» в полном составе прибудет от стойки, все участники садятся на скамейку, принимают положение финиширования. Если в пути в момент движения произойдет расцепка «вагонов», участники должны остановиться и, сделав сцепление, продолжить движение.

Дружные ребята

У капитанов в руках пакеты с наборами букв (в первом для слова — «Дружные», во втором для слова — «ребята!»). По команде «Марш!» капитаны бегут к лежащим на полу обручам в центре зала, высыпают буквы из пакетов. Капитан 1 команды  отыскивает букву «Д», а капитан 2 команды— букву «эр» и бегом возвращаются к командам. На линии старта они передают первую букву следующему игроку, а сами садятся на скамейку. Второй игрок с буквой бежит к доске у противоположной стены, прикрепляет букву, на обратном пути отыскивает вторую букву слова, передает ее следующему игроку и т.д. Последний участник, который ставит знак восклицания, на обратном пути забирает свой пакет и передает маме, а сам садится сзади. Папа и мама поднимают руки вверх, а дети разводят их в стороны.

Главный судья объявляет итоги соревнований. Команды строятся в колонны, идут навстречу друг другу, пожимая руки, затем выстраиваются в одну шеренгу лицом к зрителям и хором декламируют:

Все вместе:

Мы соперники на поле,

После матча мы друзья!

Мы — спортсмены,

Мы — спортсмены,

Дружная семья.

Победители награждаются «медалями», занявшие второе место получают поощрительные призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по организации физкультурно-оздоровительной работы «Я в мире спорта» для воспитанников 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

Данная программа позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочно...

Использование нетрадиционных форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Охранение и укрепление здоровья учащихся; cовершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизнидополнительное образование детей в области физической культуры...

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Данная стать раскрывает виды, принципы проведения и особенности минуток физического расслабления на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Статья «Специфика организации физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время с младшими школьниками с ослабленным здоровьем»

Программа внеурочной физкультурно - оздоровительной деятельности для младших школьников с ослабленным здоровьем...

Методическая система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с младшими школьниками, педагогами и родителями.

Основной целью методической системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с младшими школьниками, педагогами, родителями в рамках проекта «Комплексная спартакиада» являе...

Методика организации физкультурно-оздоровительной работы в группе продленного дня с детьми , имеющими легкую степень умственной отсталости

Дети с ОВЗ - это дети, которые имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Работа в сфере физического воспитания, с такими детьми, должна быть направлена на создание в учреждении специ...