Главные вкладки

    Формирование учебной мотивации и положительного отношения к учебной деятельности через подготовку творческих домашних заданий в начальной школе
    статья (1 класс) по теме

    Бендер Екатерина Сергеевна

    Статья о творческих домашних заданиях в начальной школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_1.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование учебной мотивации и положительного отношения к учебной деятельности через подготовку творческих домашних заданий в начальной школе

                                                                     Учитель начальных классов                          

                                                                     Лицея № 597 С-Петербурга

                                                                     Бендер Екатерина Сергеевна

            

    Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Поэтому повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих личностей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение оно имеет в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах только начинают формироваться приемы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.

            Развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно работать происходят как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ.

            Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Он происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы.

            Чаще даются общие задания классу.  Для одних оно может быть легким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом к учебной деятельности в целом. Умение доводить начатое дело до конца, лучше формируется через творческие домашние задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

            Творческие домашние задания можно давать в следующих случаях:

    1. при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные задания;
    2. при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам и т.д.

    Предлагая творческие домашние задания, учитывают:

    1. способность к учебной деятельности (быстро ли схватывает учебный материал, глубоко ли его осмысливает);
    2. умеет ли выразить свою мысль;
    3. познавательную активность (проявляет ли интерес к знаниям);
    4. организованность в работе (умеет ли доводить начатое дело до конца);
    5. отношение родителей к учебе ученика, к советам учителя.

    Творческие домашние задания позволяют в значительной мере активизировать внимание, восприятие, память, мышление, воображение и волевые усилия на протяжении всего урока и особенно в процессе изучения нового учебного материала.

    Творчески работающие учителя предлагают учащимся задания, выполнение которых требует не простого заучивания и не повторение пройденной на уроке работы, а активизации умственной деятельности и самостоятельного применения на новом материале тех способов и приемов работы, которым обучались учащиеся на уроке. Так, если на уроке учащиеся обучались умению сравнивать или наблюдать, то домашнее задание может включать сравнение тех или иных событий, фактов, явлений, наблюдения предметов и явлений и т.п. Задания творческого характера даются обычно в виде отдельных поручений: собрать числовой материал, который может быть использован для составления задач на уроке; провести наблюдения над явлениями окружающей жизни, которые будут предметом изучения на ближайшем уроке; подобрать стихотворение, пословицы, крылатые слова, рисунки на определенную тему. Выполнение таких заданий готовит учащихся к активному и сознательному восприятию нового учебного материала на уроке, содействует возникновению и развитию познавательных интересов, творческой активности и самостоятельности учащихся, укреплению желания учиться, формированию у них определенных умений и навыков, обеспечению связи обучения с жизнью. Кроме того, подобные домашние задания могут внести в жизнь школьника элементы культурного время препровождения и тем самым содействовать организации целенаправленной жизни и деятельности учащихся дома. Такого рода домашние задания дают возможность учителю управлять общим развитием учащихся и за пределами класса.

    Домашние задания чаще всего выполняются к следующему уроку, но они могут быть рассчитаны и на более длительное время – на неделю – две. Например, сконструировать какую-нибудь модель, провести наблюдение за прорастанием семян растений. Задания рассчитанные на длительное время, приучают учащихся распределять свое время, планировать работу.

    Творческие домашние задания позволяют учащимся работать в соответствии с уровнем своей подготовки, содействуют развитию у них индивидуальных способностей и склонностей, расширению и углублению знаний учащихся и развитию их познавательного интереса.

     Однообразные задания типа: «Дома выполните упражнения №…Решите задачу №… Прочитайте статью и подготовите ее пересказ» и т.п. – порождают у учащихся отрицательное отношение к домашней учебной работе, а нередко и к учебной деятельности в целом. Творческие домашние задания повышают эффективность домашней учебной работы,  а в начальных классах в особенности. Они требуют от учащихся напряжения не только интеллектуальной, но и эмоциональной, волевой, практической сферы д В последнее время подчеркивается  необходимость развития индивидуальных способностей учащихся, создания благоприятных условий для всестороннего их развития, для воспитания творческой личности. Сделать это в рамках урока трудно. Поэтому работу по развитию творческих способностей, начатую на уроке, необходимо продолжать и в домашней  работе. Творческие домашние задания принципиально отличаются от заданий обычного урока по целям, стоящим  перед учителем, и перед учащимися. Основные цели урока -  выработать умение и отработать определенные навыки письма, чтения, счета и т.д. Цель творческих домашних заданий – не только отработка умений и навыков, но и воспитание творческой личности. Эти задания способствуют развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания и т.д. Они побуждают детей к активности, самостоятельности.

            Чтобы выполнить такие домашние задания ученик должен не только хорошо знать программный материал, но и это главное, - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности уметь фантазировать. При выполнении творческих домашних заданий ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку.

            При выполнении творческого домашнего задания не все задания данные учителем  должны быть выполнены каждым учеником. Пусть из пяти предложенных учителем заданий будет выполнено одно-два. Главное, что все ученики думали, творили, мыслили, искал нужные пути решения, и у них появился интерес к подобной работе. На таких домашних заданиях у ребенка больше возможности подумать, поразмышлять, выбрать задание интересное для себя. Особенностью творческих домашних заданий является разнообразие видов заданий, что является непременным условием эффективности домашней учебной работы.

            Благодаря творческим домашним заданиям ребенок превращается из объекта деятельности в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно - потребностная сфера. Именно творчество является одним из приемов создания положительного отношения к всему процессу учения, и в частности к домашней учебной работе.

            В числе условий повышения эффективности всего учебного процесса важным является обеспечение максимальной эффективности в работе каждого ученика после урока, при выполнении домашних заданий, если высокое качество занятий на уроке будет подкрепляться и углубляться правильно организованной учебной работой дома.

            При задании творческих домашних заданий учитываются особенности, свойственные детям разных типологических групп, особенности общего и речевого развития, памяти, интересы и склонности детей, а также продвижение ребенка в овладении программным материалом.

            Анализ школьной практики позволяет констатировать, что учителя часто не придают должного значения содержанию домашней учебной работы. При этом творческие задании практически не используются, такой подход к домашней учебной работе не учитывает как потребности процесса обучения, так и особенности различных групп детей. Только осуществление нового подхода позволит изменить роль ученика в системе обучения, будет содействовать превращению всего учебного процесса в процесс активной, творческой деятельности, как учителя, так и учащегося.

    Resource id #5002

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

      В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

    "Подготовка домашних заданий в начальной школе" ( для родителей)

    Даны рекомендации по подготовке домашних заданий для начальной школы...

    Творческие домашние задания в начальной школе.

    Домашние задания есть неотъемлемая часть учебного процесса обучения. Надо признаться , что эта часть нелюбима школьниками . Во- первых, это дополнительная к учебным занятиям в школе нагрузка и порой ...

    Творческие домашние задания в начальной школе.

    Домашние задания есть неотъемлемая часть учебного процесса обучения. Надо признаться , что эта часть нелюбима школьниками . Во- первых, это дополнительная к учебным занятиям в школе нагрузка и порой н...

    Творческие домашние задания в начальной школе.

    Творческие домашние задания являются , являются одной из составляющих здоровьесберегающих технологий. Радость , в любом виде труда школьника зависит от создания достигнутого. Радость возникает если...