Главные вкладки

    “Воспитание этических навыков у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната”
    рабочая программа по теме

    Адышкина Валентина Степановна

    Представление собственного педагогического опыта воспитателя      

    ГКС(К)ОУ   «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат   VIII вида Адышкиной В.С.  

    «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающий тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо»  

                                                     В.А. Сухомлинский

    ”В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья”.(И.Ф. Свадковский 1977, – 11).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    “Воспитание этических навыков у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната”

     «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающий тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо»  

                                             В.А. Сухомлинский

    ”В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья”.

    (И.Ф. Свадковский 1977, – 11).

    Актуальность проблемы

    На рубеже ХХ и ХХI веков в  России произошли события, которые привели не только к позитивным переменам, но и ко многим негативным явлениям. Было нарушено духовое единство общества, произошло разрушение ценностей старшего поколения, изменились жизненные приоритеты молодежи, на первый план в качестве ценностей выдвинулось богатство, насилие, секс и т.п.

    Современное российское общество снова обращается к своей духовной культуре и нравственности. В посланиях президента России Федеральному собранию РФ было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям».

            И, хотя, нравственное развитие и становление  личности продолжается на протяжении всей жизни человека, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в образовательных учреждениях.

    Воспитанники школы-интерната  для детей с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.     

               Проанализировав основные проблемы воспитания детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ОВЗ, опираясь на опыт других педагогов, работающих над этой проблемой, учитывая свои наблюдения, я пришла к выводу о необходимости создания в школе интернате программы   “Воспитание этических навыков у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната”.

    При разработке программы я опиралась на модель воспитательной системы нашей школы-интерната  для детей с ОВЗ.  Её главная цель – воспитание гуманной личности, ориентированной на общечеловеческие духовные ценности, обладающей высоким уровнем гражданского и национально самосознания, социальной адаптабельностью  и предприимчивостью, способной к творчеству, самоанализу и самореализации в дальнейшей жизни.

    Концептуальность

              Так как “воспитание есть, в сущности, самовоспитание” (Л.С. Выготский), то роль воспитателя очевидна: создать условия, благодаря которым ребенок захочет стремиться к саморазвитию, самоопределению и самореализации, опираясь на собственные силы и помощь взрослых. Поэтому разработанная мною программа базируется на следующих принципах:

    1. Принцип природосообразности. (Становление личности идет с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития).
    2. Принцип целостности и непрерывности учебно-воспитательного процесса. (Целостности как существенной характеристике ребенка соответствует и целостность воспитательного процесса, т.е. единство учебного и дополнительного образования, внеклассной деятельности и общения детей).
    3. Деятельностный принцип. (Коллективное творческое воспитание через проведение коллективных творческих дел (К. Т. Д.). 
    4. Принцип гуманизма. (Вся воспитательная и коррекционная деятельность строится на гуманизации отношений детей и взрослых).
    5. Культурно-средовый подход. ( Расширение образовательно-воспитательного пространства школы за счет педагогизации среды).
    6. Социально-педагогическая поддержка детства и семьи. (Оказание реальной помощи обучающимся, воспитанникам в получении полноценного образования и воспитания, социальная защита детства).

          Теоретическая база 

       Программа  “Воспитание этических навыков у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание духовно-нравственного гражданина и патриота своей Родины с активной жизненной позицией.

             Предлагаемая программа представляет собой теоритическую модель программы, в которой в единстве и взаимосвязи спроектированы цели, содержание, формы, методы организации воспитательного процесса и прогнозируемые результаты.

              Данная программа построена по линейному принципу, т.е. каждая         последующая тема как бы продолжает предыдущую. Темы конкретизированы подпунктами и скомпонованы в блоки.

              Программа учитывает школьные традиции и ритуалы. Она включает воспитательно-образовательный процесс весь арсенал средств и возможностей семьи, воспитательного потенциала освоенной социальной среды и опирается на такие педагогические подходы к воспитательной деятельности как “педагогика сотрудничества”, “педагогика успеха”, “согласованная педагогика”.

         Обучение школьников этикету опирается на уже имеющиеся у них знания и жизненный опыт, которые способствуют формированию навыков культурного поведения в обществе и семье. Учитываются возрастные особенности обучающихся, воспитанников.

    В изучении своей проблемы я использую программу

    • «Становление», разработанной Министерством образования РФ.

    В данной программе подробно описываются формы проведения занятий нравственно-этического воспитания. Некоторые из них  использую для практической деятельности:

    - беседы,

    - практические занятия.

    • А так же идеи Головиноц Т.Н.,  Грошенкова И.А., Миловской С.М., применяю в своей практике.
    • Программу Точилиной Л.Н. Программа включает в себя темы, актуальные для формирования эстетических навыков и общей культуры умственно отсталых школьников.

    Из данной программы я выделила и взяла на вооружение следующие задачи:

    1. Повышение уровня общего развития и культуры воспитанников.
    2. Коррекция межличностного общения.
    3. Формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах.
    • “Становление и развитие личности”. ( Авторы: Л.А. Галкина и В.И. Березовская)
    • Проблема нравственности нашла отражение в работах Н.М. Болдырева, А.М. Архангельского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, О.С. Газмана, В.А. Караковского и  других.

    Авторы  раскрывают сущность основных понятий нравственного воспитания, способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной.

    Ведущая педагогическая идея

              За счет создания в группе и микросоциуме надлежащих педагогических условий, обеспечить воспитание личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей и возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования

    Становление нравственных принципов, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном развитии и совершенствовании культурного уровня.

    Для этого нужно:

    - Создать здоровьесберегающее пространство и оптимальные условия для развития каждого обучающегося, воспитанника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.

    - Познакомить воспитанников с общечеловеческими нормами нравственности, основами этики и культуры общения.

    - Формировать традиционное миропонимание и мировоззрение, познание окружающего мира во всем его многообразии и сложности.

    - Способствовать осознанию обучающимися, воспитанниками ценностей человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

    - Содействовать формированию у детей волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели.

    - Помогать обучающимся, воспитанникам в принятии и развитии системы высших, построенных на уважении и любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе. В восстановлении традиционного образа семьи, как величайшей святыни, традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.

    - Способствовать развитию у воспитанников познавательных интересов и потребности в освоении национальной культуры; воспитывать чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, уважения к другим народам и их культурам и умение взаимодействовать с ними на принципах толерантности.

    - Воспитывать достойного гражданина России, формировать патриотическое сознание и самосознание, потребность в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины, развитию её материальной и духовной культуры.

    - Оказывать помощь обучающимся, воспитанникам в обретении способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности.

    - Развивать творческую и социальную активность воспитанников. Способствовать возрастанию их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива.

    - Формировать нравственные отношения в детском коллективе.

    - Уделять особое внимание коррекции речевой и эмоциональной сфер обучающихся, воспитанников.

    - Подготовка к самостоятельной жизни в условиях рынка;

    - Формирование ценностных установок;

    - Подготовка выпускника для поступления в учреждения профобразования.

    Оптимальность и эффективность средств

    Для оптимальности и эффективности нравственного воспитания  должны быть созданы благоприятные условия:

    - нравственного становления и развития “я” личности каждого конкретного обучающегося, воспитанника;

    - развития социально-адаптивных возможностей личности, гражданского и национального самосознания, способности к самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни;

    - коррекции различных проявлений речевого дефекта и обусловленных ими отклонений в психо-физическом развитии воспитанников;

    - сохранения и укрепления здоровья воспитанников, овладения навыками основ безопасности жизнедеятельности

    Системообразующий вид деятельности – воспитательские занятия, часы общения.

               Изучив инновационные технологии по духовно-нравственному воспитанию, я провела наблюдение за деятельностью обучающихся, воспитанников и пришла к выводу, что в большей мере им интересны дискуссии, ролевые игры, дебаты, часы общения, занятия по интересам, этические беседы, тренинги, моделирование и решение ситуаций с последующим исследованием, использование ИКТ, целевые прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д. Поэтому отдаю им предпочтение при проведении занятий по воспитанию этических навыков.

               Воспитательские занятия, посвященные вопросам этики, дополняю организацией практического опыта, который позволяет закрепить навыки культуры поведения.

             Каждое занятие по воспитанию этических навыков у обучающихся, воспитанников с ОВЗ:

    - расширяет круг их знаний из этики, эстетики, психологии, т.е. знакомит с миром (просветительская функция);

    - способствует формированию у школьников определенных отношений к объектам окружающей действительности, выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей, т.е. помогает оценивать мир (ориентирующая функция);

    - переводит разговор о жизни в область реальной практики воспитанников (направляющая функция).

    Результативность опыта

    Осуществляю работу над нравственно-этическом воспитанием в системе внеурочных мероприятий. Перед нами стоят важнейшие задачи по воспитанию

    - основных понятий: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость, деликатность, толерантность, культура речи, мода, красота, гармоничность, честь, достоинство, совесть, порядочность, рыцарство;

    - иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;

    - соблюдать школьный этикет;

    - обладать культурой речи;

    - соблюдать правила нравственного поведения в школе, дома и в общественных местах;

    - уметь одеваться в соответствие с событием и ситуацией, со вкусом использовать косметику, определить тип своей прически;

    - уметь культурно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки;

    - знать и иметь навыки приема гостей дома;

    - владеть столовыми приборами и способами употребления различной пищи;

    - уметь дружить, любить и правильно распределять семейные обязанности;

    - знать, что в дружбе и любви нужно больше отдавать, чем брать;

    - в общении быть вежливым, тактичным, уважать другие вкусы и взгляды;

    - быть толерантным, уважать в любом человеке человека;

    - уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятиями порядочности, чести и достоинства;

    - знать заповеди Божии;

    - стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.

             Обучающиеся, воспитанники  с ограниченными возможностями здоровья должны быть социально адаптированы и подготовлены к независимой жизни в обществе,  дальнейшему профессиональному самоопределению.

             В классном коллективе, группе взаимоотношения должны строиться, основываясь на вежливости, уважении, толерантности.

    В своей воспитательной деятельности использую следующие  направления в работе с воспитанниками: 

    1.Нравственное воспитание

    – отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;

    -- духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;

    - газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;

    - экскурсии в храм, краеведческий музей;

    - обогащение духовной культуры через тематические праздники («Рождество», «Масленица», «Пасха»)

    Приложение 1.”Ай да красны девицы!” 

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/10/16/ay-da-krasny-devitsy

    Приложение 2. “Посидим у самовара”

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/11/19/posidim-u-samovara

    Приложение 3. «Мы живем среди людей».

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/11/my-zhivem-sredi-lyudey

    Приложение 4.”Последний звонок”.

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2015/09/11/posledniy-zvonok

    - деятельность в области формирования правовой культуры;

    - знакомство с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности.

    - Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ.

    2.Патриотическое воспитание

     - воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;

    Приложение 5. «Моя малая Родина» 

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2014/04/14/insar

    - «Что значит быть гражданином своей страны?»; «День Защитника Отечества» и др.

    3.Охрана здоровья и физическое развитие - создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания; формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей;

    Приложение 6. «Курить не модно, модно не курить» 

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/01/11/kurit-ne-modno-modno-ne-kurit

    Приложение 7. «Правильное питание» 

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/04/15/pravilnoe-pitanie

    Приложение 8. «Чистота и порядок»

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/09/11/chistota-i-poryadok

    -«Дети, помните о том, что нельзя шутить с огнем»; «Слагаемые здоровья», «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления» и др., а также веселые старты и подвижные игры в течение года.

    4.Трудовое воспитание - воспитание положительного отношения к труду; вооружение основными самообслуживающими навыками труда; развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики;

    -- формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.

     «Путешествие в мир профессий», «О рабочих руках и трудолюбии», «Деньги и их значение» и др., экскурсии на предприятия; практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.

    5.Художественно-эстетическое воспитание у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям и традициям; формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.

    -организация и проведение праздников:

    Приложение 9. Праздничного концерта «О, женщина, краса земная». 

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2015/09/11/o-zhenshchina-krasa-zemnaya

    Приложение 10. «Новый год». 

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/15/pernatye-druzya">Новый год

    Приложение 11.”Весенние именинники”

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2014/04/15/vesennie-imeninniki">Весенние именинники

    Приложение 12.“Пернатые друзья и помощники”

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/15/pernatye-druzya

    - «Легенды о цветах»; «Знаменитые художники Мордовии. Ф.Сычков»; участие воспитанников в концертах, конкурсах, выставках; экскурсии в природу.

    - формирование культуры семейных отношений;

    - развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид);

    Приложение 13. «О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ»

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/11/o-vkusah-ne-sporyat-o-manerah-nado-znat

    Несомненно, существует ряд трудностей, связанных с неспособностью самостоятельно применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

     Но все же наблюдается динамика в культуре поведения, прослеживаются успехи в эстетическом воспитании. У воспитанниц развиваются нравственные качества: доброжелательность, дружелюбие,  честность.

    Работа по воспитанию этической культуры дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной, работа в данном направлении будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:

    1. Создание общей системы работы, связанной с нравственно-этическим воспитанием.
    2. Продолжение разработки темы.

    Обобщение педагогического опыта 

    Работа по этим направлениям на данный момент кажется мне приоритетной, и именно в этой области обмен опытом представляется особенно важным.

    Это происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах  в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий.

    Приложение 14. «Коррекционные возможности нравственного воспитания детей с ОВЗ». Выступление на семинаре по дефектологии.

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/09/11/korrektsionnye-vozmozhnosti-nravstvennogo-vospitaniya

    Приложение 15. ”Формирование самоконтроля у учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения и воспитания” Выступление на семинаре по дефектологии.

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/09/11/formirovanie-samokontrolya-u-uchashchihsya-s-narusheniem

    Приложение 16. ”Педагогическое взаимодействие –важнейшее условие эффективности образовательного процесса”. Выступление на педагогическом совете.

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/09/11/pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-vazhneyshee-uslovie


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание эстетических качеств личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Эстетическая культура человека, связана с его мировоззрением, гражданственной зрелостью, отношением к труду, общественному долгу. Вот почему проблема формирования гармонической личности т...

    Экологическое воспитание и просвещение для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Данный материал является методической разработкой. Включает элементы современных педагогических технологий, применяемых к учебной программе.Состоит из теоретического блока и разработок конкретных меро...

    Программа воспитательной работы «Радуга здоровья» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

    Программа "Радуга здоровья" ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья. чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков...

    Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

    Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

    Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

    Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....

    Формирование экологической культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через воспитательную работу с элементами проектной деятельности

    Все уже давно осознали, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько уметь научить пользоваться этими знаниями  для решения различных жизненных задач. Научить  приоб...

    Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.

    Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков  у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе....