Главные вкладки

    «Вариативно-развивающее образовательное пространство школы 1-ой ступени как условие реализации ФГОС нового поколения»
    методическая разработка на тему

    Швацкая Ольга Николаевна

       Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, безусловно, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире.

    Необходимо  создать  условия (пространство) для самостоятельных действий ученика в заданном направлении. Это организация вариативно - развивающего образовательного пространства как пространства возможностей, ориентированного на развитие ключевых компетентностей, мыследятельностных способностей, накопление социального опыта. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл novaya_papka_3.rar1.73 МБ

    Предварительный просмотр:

    «Вариативно-развивающее образовательное пространство школы 1-ой ступени как условие реализации ФГОС нового поколения»

    О.Н. Швацкая

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия «Сообщество»

    г.Нефтеюганск

         В настоящее время, время информационного бума, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни.

    Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. Сегодня российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии.

    (Слайд 2). 

       Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, безусловно, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире.

    Необходимо  создать  условия (пространство) для самостоятельных действий ученика в заданном направлении. Это организация вариативно - развивающего образовательного пространства как пространства возможностей, ориентированного на развитие ключевых компетентностей, мыследятельностных способностей, накопление социального опыта.

    В рамках этого:

    Школьнику предоставлен веер возможностей для  выбора, способствующий освоению новых способов деятельности в Образовательном пространстве – пространстве возможностей, которое включает в себя  пространство  самостоятельного, продуктивного, ответственного действия ребенка, направленные на   включение их в практики создания новых социальных форм организации жизни, овладению  способов мышления и способностей.

     (Слайд 3). В рамках основной образовательной программы начального общего образования  в нашем учреждении спроектировано образовательное  деятельностное пространство возможностей для  формирования  детского   опыта в мышлении, в коммуникации,  в социализации.

    Данное пространство включает в себя следующие плоскости:

    - плоскость формирования (организация процесса освоения необходимых знаний);

    - плоскость тренировки     (пробы, практики) через мастерские, лаборатории, домашние самостоятельные работы (освоение и присвоение средств, способов  действия);

    - плоскость предъявления (презентации).

    (Слайд 4).

    В требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения на первый план выдвигается задача  развития личности ребенка на основе  освоения универсальных учебных действий .Для их усвоения в нашем образовательном учреждении создано  полидеятельностное образовательное пространство,которое направлено на формирование умение учиться. 

    Реализация основной образовательной программы осуществляется через места образовательной деятельности.

    В учебном процессе это происходит через:

    - Урок  как    место коллективной  работы класса над постановкой   и решением учебных задач.

    - Учебные занятия как  место освоения  способов учения.

    Через организацию индивидуальных, групповых занятий, а именно через:

    - Мастерские как место решения  индивидуальных задач (проблем).

    -Консультации как  место решения  индивидуальных задач  («умные» вопросы).

    Через:

    - Лаборатории как место углубленного изучения материала.

    -Домашнюю  самостоятельную  работу как место  индивидуальной образовательной траектории ребенка.

    - организацию социальных практик, как места освоения и присвоения средств, способов действия: опробования   найденных детьми способов действия, место решения частных практических задач.  

    - решение проектных задач.

    Социальные практики (место освоения и присвоения средств, способов  действия; опробования найденных способов действия, место решения частных практических задач):

    -развивающая суббота;

    -публичное выступление «У всех на виду» место презентации  личных достижений;

    -проектные задачи;

    - «КОД» место (сомнений, оценки и др.)  освоения форм и способов  контроля и оценки

    Внеучебная деятельность (места освоения и присвоения средств, способов  действия):

    (Слайд 5). Внеурочная деятельность представлена воспитательной системой, которая представляет  особый укладом жизнедеятельности ребенка. Одной из ведущей формой воспитательной системы, является школьно-семейный проект «Взрослые и дети», которая включает в себя следующие подсистемы:

    -Ученическое  соуправление «Деловые хлопоты»;

    -Традиционные коллективно-творческие дела ( День здоровья «Мы снова встретились», праздник друзей «День гимназиста», «Наш дом – Россия» (ценности и традиции моего народа, моей страны), фестиваль проектов, церемония награждения «Самоцветы»);

    -В будущее с мамой и папой (взаимодействие семьи и школы)- Семейные гостиные, семейное книгоиздательство;

    - Детская организация «Самоцветы» (Школа успеха, Школа лидера)

    - Социальные  практики, направленные на формирование: учебной грамотности, сотрудничество и коммуникации, контрольно-оценочной самостоятельности;

    Вся работа проходит через единство  технологий  организации внеурочной и урочной деятельности .

    (Слайд 6). Вариатив - выбор

     Вариативное пространство  учебной и внеучебной деятельности тесно связаны.  При возникновении вопросов, трудностей в учебной деятельности (урок), при организации работы по творческому или исследовательскому проекту, при выполнении каких-либо поручений в рамках «Деловых хлопот»  ребенок может получить ответ, соответствующую помощь во внеучебной деятельности. Например, в  рамках развивающей субботы на занятиях кружков, клубов, мастерских. Для этого каждую среду  ребенок может записаться на то занятие, которое его интересует.

    (У нас для этого имеются очень хорошие условия, так, как мы занимаемся в одну смену, а также после уроков у нас работает отделение дополнительного образования. Поэтому ребёнок может получить ту необходимую помощь, которую он испытывает при решении каких-то вопросов.)

    (Слайд 7 ).

    Организация деятельности в вариативном пространстве направлена на расширение пространства социальной деятельности, на овладение универсальными компетентностями и способами деятельности, на организацию пространства рефлексии. Разработан механизм организации деятельности в вариативном пространстве, который состоит из трех  этапов:

    1. Расширение пространства социальной деятельности.
    2. Овладение универсальными компетентностями и способами деятельности.

    3.Организация пространства рефлексии

    На данных этапах можно  увидеть деятельность  педагога и обучающегося. Весь  механизм организации деятельности в вариативном пространстве проходит через технологию утренних и итоговых сборов.

    (Слайд 8).Пример организации работы с сеткой вариатива на экране.

     (Слайд 9). Организация вариативно- развивающего пространства на первой ступени обучения дает положительный социальный эффект, заключающийся в следующем:

    Ребенок прогимназии:

    -Социально - успешный (уверенный в собственных силах и возможностях);

    -Избирательно - инициативный (желает знать, понять, заботиться…);

    -Социально - контактный (умеет сотрудничать);

    -Самостоятельный, ответственный (берётся за дело и доводит его до конца).

    Педагог работает не с передачей информации, не с умениями и навыками ,а со способностями и с ситуацией .

    Для меня как педагога, данный вид деятельности способствует  повышению  качества профессионального уровня, посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах и технологиях.

    В заключении хочется отметить то, что человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения....

    Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

        В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

    Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения. Шмигленко Нина Степановна

    Применение современных инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах....

    Статья "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС нового поколения"

    Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является ур...

    Презентация «Вариативно-развивающее образовательное пространство школы 1-ой ступени как условие реализации ФГОС нового поколения»

    В настоящее время, время информационного бума, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой об...