Главные вкладки

    «Активные современные формы обучения на уроках во внеурочной деятельности как результат повышения мотивации учащихся в изучении предмета «Музыка» и во внеурочной деятельности.
    методическая разработка по теме

    Синявская Анжела Александровна

    Как оживить урок или занятие? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или, наоборот, бесполезным в реальной жизни?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sinyavskaya._samoobrazovanie.docx96.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема самообразования: «Активные современные формы обучения на уроках во внеурочной деятельности как результат повышения мотивации учащихся в изучении предмета «Музыка».

    Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.

    Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению.

    Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

     Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или, наоборот, бесполезным в реальной жизни?

    Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

    Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

    Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.

    Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

    Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

    Обучение должно быть трудным, но посильным.

    Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

    Позитивная психологическая атмосфера урока.

    Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.

    На своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха для всех обучающихся. Для этого строю урок и организую учебную деятельность так, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым обучающимся.

    Формы и методы, используемые мной на уроках:

    1. объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

    2. репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

    3. методы самостоятельной работы учащихся;

    5. метод дифференцированного обучения;

    6. метод проектов.

    Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность. В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар, урок- исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия и др.держанию и по фор Приведу примеры педагогических приемов и технологий, повышающих мотивацию учащихся на моих уроках.

    1. Дидактические игры.

    Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении.

    2. Использование дидактических материалов с занимательным содержанием.

    Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит, прежде всего, благодаря необычности, нетрадиционности сюжета, положительно влияющего на эмоциональный настрой учащихся, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели.

    3. Вовлечение учащихся в активную внеурочную деятельность по предмету.

    Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

    При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой. Формы внеурочной работы, к которым я часто прибегаю: участие в предметных олимпиадах, неделях, интернет-конкурсах, проведение викторин и многие другие.

    Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.

     Значимым условием формирования учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

    Итак, считаю, что успех – важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит успеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... Успех в учении – источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления трудностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока и во внеурочное время разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

    ================================


    Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности обучающегося.
    Тенденции обновления отразились и на музыкальном образовании детей. 
    Основной целью современного музыкального образования является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования).


    Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, на котором должны быть решены следующие триединые задачи:

    образовательная: вооружить обучающихся системой знаний, умений и навыков.

    воспитательная: формировать у обучающихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

    развивающая: при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие.

    Урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.

    В общепринятом понимании современный урок музыки - это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг РЕБЕНКА, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.


    Современному учителю музыки информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

    Механизмы использования ИТК на уроках музыки.

    Готовые программные продукты.

    После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. В своей работе я также использую следующие готовые программные продукты:

    «Энциклопедия классической музыки»

    На CD-ROM представлены биографии почти 300 композиторов. Здесь же содержится информация о знаменитых исполнителях XIX-XX веков, жанрах классической музыки и наиболее популярных произведениях, а также сведения об устройстве музыкальных инструментов. Слайды и репродукции, видео - и аудиофрагменты, экскурсы в историю музыкальной культуры различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов. 


    Так, например, в начальной школе я использую интерактивные обучающе-развивающие программы с игровым сценарием. Такими являются «Чайковский. Щелкунчик», «Мусоргский. Картинки с выставки». На работу можно затратить несколько уроков. На одном занятии мы знакомимся с основным содержанием программы, куда входят сведения о композиторе, музыкальные темы из балета и задания, которые предлагается выполнить после просмотра и прослушивания музыкальных тем. Всё это сопровождается словами диктора и красочными, яркими рисунками. На следующем уроке по выбору детей мы вспоминаем наиболее понравившиеся и запомнившиеся им номера, некоторые из них прослушиваем, а затем я предлагаю ребятам раскрасить картинки к понравившимся им номерам, которые предлагаются в раскраске этой программы. В данном случае происходит интеграция уроков музыки и изобразительного искусства с применением компьютерных технологий. Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки (работа с компьютером – ключ к компьютерной грамотности).
    К сожалению, нет готовых «обучающих» программ связанных со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемых логикой курса и образовательным стандартом. Большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока, требуют специальной адаптации, большой творческой работы учителя. В этом случае их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. 

    Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, она также способствует повышению интереса к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. 

    Презентация позволяет учителю сопровождать свой рассказ красочными картинами, иллюстрациями, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя. Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора или слайд-шоу к произведениям музыкально-сценического жанра. 
    При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание обучающихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

    Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
    Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках музыкальных дисков с программой «Караоке». 



    изображениеimg_0010img_0008http://netnado.ru/urok-muziki-innovacionnie-formi-raboti-na-urokah-muziki/42210_html_4b6a08b4.png

    Единая помощь ЦОР в Интернете: http://school-collection.edu.ru//
    Структура музыкальной деятельности ребенка содержит элементы: цель - средства - процесс - результат. Это условие является для учителя ориентиром, позволяющим организовать продуктивную музыкальную деятельность школьников. Продуктивность при этом выступает не только как результат творческого акта, представленный в создании чего-то нового и оригинального, а, прежде всего, как качество активности обучающихся.

    Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику новых форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности обучающегося.

    Это:
    изучение музыкального фольклора с использованием художественно-образных элементов;
    духовная музыка;
    музыка современных стилей;
    пластическое интонирование;
    графическая звукозапись;
    цветовое моделирование;
    импровизация;
    моделирование художественно-творческого процесса;
    демонстрация и анализ видеофрагментов;
    пение в сопровождении караоке.


    Русский фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной русской культуры. Целесообразно использование таких форм работы, как беседы, сопровождаемые показом картин известных художников, демонстрацией народных костюмов, использование поэтических текстов, просмотр презентаций, видеофрагментов, прослушивание образцов народной музыки, исполнение и разыгрывание русских народных песен. Для активизации детей в получении знаний о народной музыке возможно использование формы работы, обеспечивающие интерес детей к различным видам поисково-собирательной деятельности, связанной с собиранием и записыванием частушек, песен, прибауток на определенную тему, а также сочинение школьниками собственных вариантов частушек.

    Пластическое интонирование - метод, позволяющий ввести ребенка в мир инструментальной музыки. При обычном слушании инструментальной музыки восприятие ребенка остается пассивным. Он схватывает эмоциональный образ целого, но не способен развернуть логику музыкальной мысли во времени. Поэтому, когда ребенок начинает «исполнять» симфоническую музыку с помощью пластического интонирования, он поднимается на ступеньку выше в понимании художественного образа произведения. Ребенок становится одновременно и слушателем и исполнителем. 
    Графическая звукозапись помогает слушателю-школьнику удерживать в памяти крупные музыкальные произведения, углублять восприятие музыки, более детально вникать в музыкальное произведение. 
    Цветовое моделирование можно использовать для постижения формы произведения, его характера или образа. Например, некоторые произведения сложны и объемны для восприятия школьников. В таких случаях можно поставить перед детьми задачу: определить, всегда ли музыка одинаковая по настроению и с помощью цвета нарисовать форму произведения. Дети определяют, что 1 и 3 части одинаковые, а 2 часть распевная, протяжная («Ноябрь» «На тройке» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского). Соответственно, из цветного картона дети строят 3-хчастную форму. 
    Дети с удовольствием используют цветовое моделирование при знакомстве с ладами: мажор-минор. 
    Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки является одной из актуальных задач современного музыкального воспитания. Проявлением творческого начала являются 
    импровизации в музыкально-ритмическом движении, в использовании выразительных движений, характерных для определенного персонажа, подборе ритмического сопровождения к песне, в выборе инструментов детского оркестра. Ведущим направлением развития творческих навыков являются певческие импровизации. Это могут быть досочинение фразы, сочинение ответа, сочинение мелодии на заданный текст, разыгрывание музыкальных диалогов и т.д. 

    Моделирование художественно-творческого процесса должно быть направлено на то, чтобы ученик ощутил себя не потребителем музыки, а ее творцом. Здесь речь идет о включении инсценирования в образовательный процесс. Например, разыгрывание фрагментов детских опер, мюзиклов, рок-опер. Атмосфера творчества на уроках музыки – условие формирования духовной культуры школьников.

    Методы активизации обучающихся на уроках музыки:
    пение;
    импровизация;
    голосовые игры, речевые упражнения;
    словесное высказывание о музыке;
    интересный подбор репертуара;
    задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.;
    создание рисунков и раскрашивание;
    движение: ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.;
    инсценирование;
    пластическое интонирование;
    учебно-игровая деятельность;
    игра на музыкальных инструментах;
    использование дискуссионного метода ведения урока;
    сочинения, рассказы, сказки, как преподавателя, так и обучающихся.

    «Если в раннем детстве, - писал В.А. Сухомлинский – донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство».





    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учащихся в процессе познавательной деятельности

    доклад на креатив-марафон "Современные образвоательных технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса", Омск-2010....

    Методические подходы и формы работы на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.

    Рассмотрим некоторые методические условия формирования и развития УУД  у младших школьников в учебной деятельности: - опора на субъектный опыт ученика; - применение активных методов обу...

    Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

    Статья посвящена актуальной проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО  как повышение мотивационной сферы учащихся. Сегодня еще нельзя  сказ...

    "Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся".

    Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие  локальные ак...

    Приемы повышения мотивации учащихся при изучении предмета «Окружающий мир»

    Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, поэтому актуальна для всех участников   учебно - воспитательного процесса: учащихся, родит...

    Образовательный проект по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов и создание среды, развивающей собственную мотивацию учащихся к изучению предмета»

    Цель проекта – отобрать, структурировать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса методов интерактивного обучения младших школьников на уроках в начальной школе.Задача ...