Организация внеурочной деятельности – как один из путей повышения качества образования
методическая разработка на тему

Ткач Татьяна Николаевна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Организация  учебно – воспитательного процесса в нашей школе ориентирована на реализацию нескольких направлений внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гвардейская школа-гимназия № 2»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Острякова, 1А, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513

тел/факс 0(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru

Доклад  на тему:

Организация внеурочной деятельности – как один из путей  повышения  качества образования

Подготовил:

учитель начальных классов

Ткач Татьяна Николаевна

2016-2017  учебный год

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Организация  учебно – воспитательного процесса в нашей школе ориентирована на реализацию нескольких направлений внеурочной деятельности.

Первое направление - Спортивно-оздоровительное -  реализуется через занятия  « Поиграй – ка» и  «Ритмика» - в начальных классах и «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок в средней школе.

Цель занятий:

- создание условий  для развития у детей физических качеств через подвижные и спортивные игры включения детей в совместную деятельность;

- формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как,  умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.

В целом это направление способствует расширению кругозора учащихся;

- содействует  взаимодействию  взаимопониманий;

- удовлетворяет  потребность  школьников в движении;

- развивает  физические, умственные и творческие способности, нравственные качества;

- содействует   всестороннему развитию личности;

Также ребята учатся играть в коллективе и танцевать.

Формой подведения итогов можно считать: выступление на общешкольных и классных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, участие в спортивных мероприятиях .

Второе направление – это Духовно – нравственное  осуществляется в кружке «Культура  добрососедства». Программа данного кружка определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа осуществляется в форме бесед, сообщений, экскурсий в краеведческий музей, тематических праздников, просмотра видеофильмов .

Следующее направление   - Социальное. Реализуется в кружке «Добрая дорога», «Уроки вежливости» – в начальной школе и «Моё портфолио» в среднем звене.  Подробней остановлюсь  на «доброй дороге», т.к. именно её преподаю. Добрая дорога  ориентировано на расширение кругозора и знаний, развитие у детей правил  дорожного движения, формирование у них способности правильно ориентироваться на дороге. Формы организации занятий разнообразны: тематические праздники, смотры агитбригад, викторины, конкурсы.

Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций. В процессе изучения программы у детей  сформированы:

  • личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

- установка на здоровый образ жизни; способность к самооценке

  • регулятивные УУД:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

  • познавательные УУД:

- дети  учатся отвечать  на простые  и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в разных источниках;

- подробно пересказывают  прочитанное или прослушанное,  составляют простой план;

- наблюдают  и делают  самостоятельные   выводы.

  • коммуникативные УУД:

- участвуют  в диалоге; слушают и понимают  других, высказывают свою точку зрения на события, поступки;

- оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Формы проведения мероприятий:

  • тематические занятия, игровые уроки, практические занятия ,конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД
  • Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
  • Конкурсы рисунков и стенгазет
  • Разнообразные  игры, например «Безопасное колесо»;
  • Проведение уроков и внеклассных мероприятий  по ПДД.

Следующее направление общекультурное -  реализуется в программе  внеурочной деятельности «Театр и дети». На мой взгляд раскрыть в ребёнке самые добрые, самые светлые стороны может театр. Занятия в театральном кружке помогают  учебному процессу. У занимающихся в театральном кружке хорошо развивается память, мышление, воображение, речь у ребят становится  более грамотной и выразительной.  Всё это способствует увеличению качества  обученности.

Дети, которые посещают  кружок, стали более раскрепощёнными, научились импровизировать,  почти избавились от стеснения и скованности, стали более открытыми, лёгкими в общении, обрели уверенность в себе. Приобретённые качества  обязательно помогут им  в будущем, чувствовать себя более уверенно  и комфортно в любой ситуации.

Родители принимают тоже активное участие в работе кружка -  создают замечательные костюмы, атрибуты. И посещают все без исключения представления.  Итог работы за предыдущий учебный год – это сказка «Золушка»,  на которую были приглашены не только родители, но и ребята начальной школы.

Целью изучения программы «Театр и дети» является Воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

 Предполагаемый результат:  раскрытие творческих способностей (мимическую выразительность, навыки имитации, эмоциональный настрой ).

Развитие психологических процессов ( познавательные процессы, фантазии, мышление, речь, память, внимание )

Личностных качеств ( дружеские, партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки)

Формой подведения итогов можно считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, посещение театров.

Интеллектуально-познавательное направление реализуется через  - «КЛУБ   ЮНЫХ ЗНАТОКОВ», «Инфознайка», «Логика» -  в начальном звене  и «Крымоведение», «Друзья немецкого», «Учебные творческие проекты» -  в среднем звене. Несколько слов о Клубе юных знатоков. Внеурочная деятельность этого направления  способствует развитию  познавательных способностей, позволяет успешно решать проблемы комплексного развития психических процессов, помогает формированию нестандартного мышления. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

Также на каждом занятии реализуются игровые моменты с помощью занимательных игр:  на развитие внимания и закрепления терминологии;  игры-тренинги; игры-конкурсы; сюжетные игры на закрепление пройденного материала; интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры.                                                          

Формой подведения итогов считать: участие во  всероссийских, республиканских, районных, муниципальных  олимпиадах и конкурсах.

Из всего выше сказанного конечно, возникает вопрос о перегруженности детей. Опираясь на свой опыт работы в таком режиме, могу смело говорить о том, что перегруженности у детей не наблюдается.

Во-первых, между уроками в школе и дополнительными занятиями  проходит динамическая пауза, 45минут. За это время мы гуляем на свежем воздухе.

Во-вторых, проводя 2-3 дополнительных занятия (их количество зависит от интенсивности и насыщенности, а так же физических нагрузок), работаем  учащимися в группах.

В-третьих, после первого  дополнительного занятия  проводим  сново динамическую паузу, содержание которой зависит от вида деятельности ребят на дополнительных занятиях (например, если занятия были направлены больше на физическую нагрузку, то динамическую паузу организуем в кабинете с настольными играми; если занятия были направлены на интеллектуальную деятельность, то динамическая пауза  активна – прогулки на воздухе или подвижные игры.

      Таким образом, такая форма организации работы  взаимовыгодна  всем её участникам:

•        Ребята получают дополнительное развитие тех психических свойств личности, которые были выявлены в ходе диагностики. Кроме того, получают дополнительно в игровой, занимательной форме новые знания (расширяют кругозор), участвуют в конкурсах, концертах. Для них организуются праздники, посиделки, мастер-классы и другие воспитательные мероприятия. Поэтому дети очень отличаются от своих сверстников, которые предоставлены сами себе после уроков .

•        У родителей есть возможность спокойно трудиться, зная, что дети заняты полезным делом, под присмотром классного руководителя, сыты, были на свежем воздухе.

•        Для меня как учителя – возможность заниматься с ребятами дополнительно, индивидуально, идёт сплочение классного коллектива.

•        Для школьной  библиотеки – увеличение числа постоянных читателей.

Необходимо отметить, что такая система организации внеучебной деятельности имеет стабильные положительные результаты. Наши  ученики  - активные участники, победители и лауреаты творческих конкурсов, предметных олимпиад разного уровня: Всероссийских детских творческих конкурсов, олимпиад, викторин, победители и призеры районных и республиканских конкурсов.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

Модель организации внеурочной деятельности начального общего образования

            Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать поз...

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

Методические материалы по организации внеурочнойдеятельности в образовательных учреждениях, реализующихобщеобразовательные программы начального общегообразования...

Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ Урлукская СОШ

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных обычаев и тра...

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования

Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по УВР...