Анализ учебников по русскому языку УМК "Школа России"
статья (4 класс) на тему

Шикина Татьяна Ивановна

Данный материал будет полезен учителям начальных классов при выборе УМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ  И УЧЕБНИКА  РУССКОГО ЯЗЫКА «ШКОЛА РОССИИ » 4 класс

Шикина Татьяна Ивановна

учитель начальных классов,I категория,

МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Дерягина" городского округа Судак

Е-mail: shikina.75@mail.ru

Овладение огромного запаса не проходить неосознанно. из задач речи в начальной является словарной работы, основных ее направлений и их обоснование, процессами словаря школьников. В настоящее существует между словами и словами омонимами, т.к. не легко установить, ли два слова настолько, что их уже считать словами, т.е. омонимами, или эти значения еще что-то общее, и это полисемии.

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования речевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность обучающихся).

Программа «Школа России» направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности[1, с. 4]

В качестве объекта анализа избраны учебники русского языка «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (Таблица 1).

Таблица1.

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Виды упражнений

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ито

го

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова

С.26,у.6, с.27,у.17, с. 79,у.3; с.56,у.8(4)

С.47,у.58;

С.48,у.59,60 с.49,у.61; с.120, у. 203 (5)

С.8,у.5; с.40-41,у. 65; с.9,у.10 (5)

С.46,у.65; с.58,у.92; с.78,з.1; с.128,у. 274 (4)

18

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания

С.99,у.11 с.102,у.18 (2)

С.24,у.38; с.43, у. 72 (2)

С.9,у.10; с.32,у.50; с.54,у. 91 (3)

С.6.у.1-2; с.13,у.12-13;с.15,у.16; с.30,у. 38-39; с.24,у. 49; с.121,у. 255; с.142,у. 319 (10)

17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением

0

С.49,у.62; с.50,у.63; с.51,у.64,65 с.72,у.109; с.42,у.71; с.72,у.124; с.89,у. 153 (8)

С.32,у.51; с.43,у.70 (2)

С.36,у.49; с.46,у.66-67; с.71,у.121; с.132, у. 252 (5)

15

Упражнение на составление предложений с многозначными словами

0

с.50,у.63 (1)

с.9,у.10 (1)

0

2

Упражнение на замену многозначных слов омонимами

0

с.42,у.71 (1)

0

0

1

Упражнения на определение лексического значенияомонимов

С.127,у.10 (1)

С.25,у.41; с.84,у.147 (2)

С.45-46,у. 75-78; с. 49,у.88 (5)

С.48,у. 73; с.70,у.118; с.115,у. 244(3)

11

Упражнения на нахождение омонимов

0

0

0

С.47, у. 69-70; с.48,у. 72; с.99,у. 176; с.68-69,у. 141 (5)

5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие  задания

С.8,у.5 (1)

С.23,у. 37 (1)

0

С.69,у. 143 (1)

3

Упражнения на определение  омографов

С.42,у.6-8, с.43,у.9 (4)

0

С.55,у. 94 (1)

0

5

Упражнение насоставление предложений с омонимами

С.127,у.10 (1)

0

С.55,у. 94 (1)

С. 48, у. 71 (1)

3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов

0

0

0

0

0

Итого

13

20

18

29

80

Мною выявлены упражнения различного характера. Из таблицы видим, какие упражнения и в каком количестве предложены авторами данной программы. Особое внимание уделяется упражнениям на определение лексического значения многозначного слова. Наблюдение над многозначными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В учебнике «Азбука» В.Г. Горецкого дан богатый материал по ознакомлению со словами, имеющими несколько значений. Знакомство с термином «многозначное слово»происходит во 2 классе при анализе слов шляпка и игла. Большое внимание уделяется работе со словарем. Авторы учебника учат детей при выполнении упражнений находить слово в толковом словаре или словаре омонимов. Термин «омонимы» вводится в 3 классе при анализе стихотворения Б. Гольдберга.

Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены  мною, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составление предложений с многозначными словами (2), с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них включающие многозначную лексику и 3 омонимичную.

Большая работа проводится над такими видами упражнений, как определение лексического значения многозначного слова, а также упражнения на определение лексического значения омонимов, упражнения на определение слов с прямым или переносным значением, упражнений на замену многозначных слов синонимами всего одно. Термин «многозначное слово» в  программе вводится во 2 классе, ознакомление с омонимами происходит в 3 классе.

Я проанализировала не только упражнения, но и словари. В конце учебников 1-4 классов представлен справочный материал: «Толковый словарик» и «Словарь омонимов»

Таблица 2

Сравнительная таблица толковых словариков

Слово

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итого

"Школа России"

"Школа России"

"Школа России"

"Школа России"

"Школа России"

Многознач

ное слово

9

11

16

12

48

Омонимы

-

2

14

12

28

Итого

9

13

30

24

76

Из таблицы мы видим, что «Толковый словарик» размещен с 1 класса в учебниках В.Г. Горецкого,есть «Словарь омонимов».

 Анализ учебников В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого с точки зрения характера  лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

Список литературы:

  1. Русский язык. рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с. — ISBN 978-5-09-031535-7.
  2. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 1 класс / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 143 с.
  3. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 2 класс.  В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.
  4. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык». 2 класс.  В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.
  5. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс.  В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.
  6. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 159 с.
  7. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.1  / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. М. Просвещение, 2015. С. 160.
  8. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс.  В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку "Школа России" 4 класс (к учебнику Рамзаевой Т.Г.)

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Анализ программы и учебников по русскому языку УМК `Гармония` с точки зрения формирования культуры речи младшего школьника

Основное содержание программы  и учебников по русскому языку УМК `Гармония`с точки зрения формирования культуры речи младших школьников....

Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс

Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....

Анализ учебника по русскому языку как иностранному "Жили-были". 28 уроков русского языка для начинающих

Статья представляет собой анализ учебного комплекса ( учебника, рабочей тетради, аудиоприложений к ним) коммуникативного курса русского языка для нефилологов....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Правописание Ё (Е) после шипящих в личных окончаниях глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, автор Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения писать Ё (...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...