Анализ учебников по русскому языку УМК "Школа России"
статья (4 класс) на тему
Данный материал будет полезен учителям начальных классов при выборе УМК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uchebnikov_russkogo_yazyka_po_umk_shkola_rossii_4_klass.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА «ШКОЛА РОССИИ » 4 класс
Шикина Татьяна Ивановна
учитель начальных классов,I категория,
МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Дерягина" городского округа Судак
Е-mail: shikina.75@mail.ru
Овладение огромного запаса не проходить неосознанно. из задач речи в начальной является словарной работы, основных ее направлений и их обоснование, процессами словаря школьников. В настоящее существует между словами и словами омонимами, т.к. не легко установить, ли два слова настолько, что их уже считать словами, т.е. омонимами, или эти значения еще что-то общее, и это полисемии.
Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования речевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность обучающихся).
Программа «Школа России» направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности[1, с. 4]
В качестве объекта анализа избраны учебники русского языка «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (Таблица 1).
Таблица1.
Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой
Виды упражнений | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Ито го | |||
Упражнение на определение лексического значения многозначного слова | С.26,у.6, с.27,у.17, с. 79,у.3; с.56,у.8(4) | С.47,у.58; С.48,у.59,60 с.49,у.61; с.120, у. 203 (5) | С.8,у.5; с.40-41,у. 65; с.9,у.10 (5) | С.46,у.65; с.58,у.92; с.78,з.1; с.128,у. 274 (4) | 18 | |||
Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания | С.99,у.11 с.102,у.18 (2) | С.24,у.38; с.43, у. 72 (2) | С.9,у.10; с.32,у.50; с.54,у. 91 (3) | С.6.у.1-2; с.13,у.12-13;с.15,у.16; с.30,у. 38-39; с.24,у. 49; с.121,у. 255; с.142,у. 319 (10) | 17 | |||
Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением | 0 | С.49,у.62; с.50,у.63; с.51,у.64,65 с.72,у.109; с.42,у.71; с.72,у.124; с.89,у. 153 (8) | С.32,у.51; с.43,у.70 (2) | С.36,у.49; с.46,у.66-67; с.71,у.121; с.132, у. 252 (5) | 15 | |||
Упражнение на составление предложений с многозначными словами | 0 | с.50,у.63 (1) | с.9,у.10 (1) | 0 | 2 | |||
Упражнение на замену многозначных слов омонимами | 0 | с.42,у.71 (1) | 0 | 0 | 1 | |||
Упражнения на определение лексического значенияомонимов | С.127,у.10 (1) | С.25,у.41; с.84,у.147 (2) | С.45-46,у. 75-78; с. 49,у.88 (5) | С.48,у. 73; с.70,у.118; с.115,у. 244(3) | 11 | |||
Упражнения на нахождение омонимов | 0 | 0 | 0 | С.47, у. 69-70; с.48,у. 72; с.99,у. 176; с.68-69,у. 141 (5) | 5 | |||
Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания | С.8,у.5 (1) | С.23,у. 37 (1) | 0 | С.69,у. 143 (1) | 3 | |||
Упражнения на определение омографов | С.42,у.6-8, с.43,у.9 (4) | 0 | С.55,у. 94 (1) | 0 | 5 | |||
Упражнение насоставление предложений с омонимами | С.127,у.10 (1) | 0 | С.55,у. 94 (1) | С. 48, у. 71 (1) | 3 | |||
Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
Итого | 13 | 20 | 18 | 29 | 80 |
Мною выявлены упражнения различного характера. Из таблицы видим, какие упражнения и в каком количестве предложены авторами данной программы. Особое внимание уделяется упражнениям на определение лексического значения многозначного слова. Наблюдение над многозначными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В учебнике «Азбука» В.Г. Горецкого дан богатый материал по ознакомлению со словами, имеющими несколько значений. Знакомство с термином «многозначное слово»происходит во 2 классе при анализе слов шляпка и игла. Большое внимание уделяется работе со словарем. Авторы учебника учат детей при выполнении упражнений находить слово в толковом словаре или словаре омонимов. Термин «омонимы» вводится в 3 классе при анализе стихотворения Б. Гольдберга.
Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены мною, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составление предложений с многозначными словами (2), с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.
Большая работа проводится над такими видами упражнений, как определение лексического значения многозначного слова, а также упражнения на определение лексического значения омонимов, упражнения на определение слов с прямым или переносным значением, упражнений на замену многозначных слов синонимами всего одно. Термин «многозначное слово» в программе вводится во 2 классе, ознакомление с омонимами происходит в 3 классе.
Я проанализировала не только упражнения, но и словари. В конце учебников 1-4 классов представлен справочный материал: «Толковый словарик» и «Словарь омонимов»
Таблица 2
Сравнительная таблица толковых словариков
Слово | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого |
"Школа России" | "Школа России" | "Школа России" | "Школа России" | "Школа России" | |
Многознач ное слово | 9 | 11 | 16 | 12 | 48 |
Омонимы | - | 2 | 14 | 12 | 28 |
Итого | 9 | 13 | 30 | 24 | 76 |
Из таблицы мы видим, что «Толковый словарик» размещен с 1 класса в учебниках В.Г. Горецкого,есть «Словарь омонимов».
Анализ учебников В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.
Список литературы:
- Русский язык. рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с. — ISBN 978-5-09-031535-7.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 1 класс / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 143 с.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык». 2 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 159 с.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. М. Просвещение, 2015. С. 160.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку "Школа России" 4 класс (к учебнику Рамзаевой Т.Г.)
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....
Анализ программы и учебников по русскому языку УМК `Гармония` с точки зрения формирования культуры речи младшего школьника
Основное содержание программы и учебников по русскому языку УМК `Гармония`с точки зрения формирования культуры речи младших школьников....
Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс
Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....
Анализ учебника по русскому языку как иностранному "Жили-были". 28 уроков русского языка для начинающих
Статья представляет собой анализ учебного комплекса ( учебника, рабочей тетради, аудиоприложений к ним) коммуникативного курса русского языка для нефилологов....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Правописание Ё (Е) после шипящих в личных окончаниях глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, автор Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)
Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения писать Ё (...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...