Выступление на педсовете на тему "Адаптивный урок в начальных классах"
учебно-методический материал на тему

Зиновьева Светлана Владимировна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnyy_urok_v_nachalnoy_shkole.docx37.79 КБ
Файл adaptivnyy_urok.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Адаптивный урок в начальной школе»

(слайд) Какие бы инновации не вводили, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Где учитель остается главным действующим лицом на любом уроке.

Как учитель, работающий в инновационном режиме, постоянно ищу ответы на вопросы: (слайд)

- Как приобщить всех к работе на уроке.

- Как повысить эффективность современного урока.

- Как сделать урок результативным.

На все эти вопросы ответит адаптивная система образования в начальной школе.

 Цель Адаптивной системы образования вы видите на слайде.(слайд)

И мне бы хотелось показать адаптивную систему образования на моем 2 А классе. В моем классе по списку 27 человек. (слайд) Из них 2 ребенка на домашнем обучении,1 ребенок 8 вида и 1 ребенок 7 вида. То есть состав класса однозначно можно сказать, разноуровневый. Можно выделить три уровня интеллектуального развития детей относительно восприятия и усвоения того или иного предмета: высокий, средний и низкий. Исходя из этого адаптивный урок строю так, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в классе комфортно.

На адаптивном уроке учащиеся работают в трех направления: совместно  с учителем, с учителем индивидуально, самостоятельно под руководством учителя.

Адаптивный урок это урок, где 20 минут идет на работу с классов и 20 минут на самостоятельную  или индивидуальную работу.  Так как в классе общеобразовательная и коррекционная программа обучения, поэтому при построении урока первым делом сравниваю темы. Смотрю, совпадает или нет, есть ли какие либо пересечения.

(слайд) На этапе устного счета или минутке чистописания вовлекаю весь класс. При этом использую задачи в стихах, логические задачи, вычислительные цепочки, кроссворды, ребусы, игровые моменты и т.д.

Адаптивный урок должен быть здоровье сберегающим. (слайд 1,2,3) Физические паузы, минутки релаксации, игры, нестандартные формы, способствуют сохранению и укреплению здоровья.

 Считают, что на уроке должна быть  рефлексия. На адаптивном уроке учу учащихся рефлексировать деятельность, используя различные формы (шкала успеха, лесенка успеха, цветовые сигналы, устная рефлексия, и прочее). К примеру,  при устной рефлексии задаю такие вопросы : что главное ты узнал на уроке? Чем бы ты хотел помочь товарищам? Интересно ли было работать в паре? Тебе было комфортно на уроке? Выбери утверждение (слайд) или закончи предложение. (слайд) С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

(слайд) При изучении нового материала работаю в двух направлениях: объясняю материал и работаю в персональном порядке. Так как все ученики развиваются неравномерно, соответственно они и усваивают материал по-разному: кто-то быстрее, а кто-то отстаёт от них. Именно для этого и нужна персональная работа с каждым учеником в отдельности, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль и работа в группах.

В качестве методов обучения применяю учебную беседу, создание проблемных ситуаций, использование приемов развивающего обучения, метод моделирования и сравнения. На разных этапах урока применяю схемы-алгоритмы, шаблоны, наглядность и прочее…

Вот что можно использовать  на различных этапах урока.

1) Отсроченная отгадка

В начале урока дают загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом.

при изучении темы «Однокоренные слова. Корень» в начале урока задается вопрос «У чего есть корень?» В конце урока учащиеся узнают, что корень есть и у слов.

2) Лови ошибку!

Объясняя материал, намеренно допускаю ошибки.

при изучении темы «Мягкий знак»  на доске пишу слова МЕЛ, КОН, ЕЛ. При этом говорю детям, что они должны списать с доски данные слова и читаю их: МЕЛЬ, КОНЬ, ЕЛЬ.

3) Практичность теории

Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

при изучении темы «Сравнение чисел» ставим задачу, узнать, кого в классе больше, девочек или мальчиков. Приходим к выводу, что надо поставить парами весь класс – мальчик и девочка, кто останется лишний, того и больше.

4) Вопрос к тексту

Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

Чаще всего этот прием используется на урока литературного чтении и окружающего мира.

В воллективной учебной деятельности (когда ученики поделены на группы ) решение затруднения можно организовать в форме учебного мозгового штурма 

Темы для мозгового штурма:

• Придумать памятник для определенного литературного героя.

• Составьте список возможных причин вымирания динозавров

• Вы нашли цветик-семицветик. Ваши действия?

2) Фантастическая добавка. Добавляю реальную ситуацию фантастикой.

Окружающий мир  при изучении темы «Развитие жизни на Земле» можно предложить детям такую ситуацию: «Чтобы вы делали, если присутствовали на Земле в тот момент, когда наступило резкое похолодание? 

Задание

Собери правильно части задачи.
http://trig.zodorov.ru/otchet-po-metodicheskoj-teme-adaptivnij-urok-v-sovremennoj-sis/9647_html_m13e1ecc3.gif

Задание

Используя данные слова, придумай рассказ.

Зима, варежки, шарф, снеговик, горка, ребята, дружно, весело.

На всех уроках не забываю, стараюсь активизировать слабых детей.

Например, идет работа у доски – слабых детей назначаю в роли помощников. В этот момент они чувствуют себя нужными и тем самым активизируются.

Я для себя отметила на каждом этапе урока должна быть «СИТУАЦИЯ УСПЕХА» и особенно для детей занимающимся по коррекционной программе.

На адаптивном уроке можно интегрировать разные образовательные технологии, использовать различные типы и структуры уроков, соблюдая логику построения урока и опираясь на принцип КОМФОРТНОСТИ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптивный урок в начальной школе «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

Слайд 2

На все эти вопросы отвечает АСО Как приобщить всех к работе? Как повысить эффективность современного урока? Как сделать урок результативным?

Слайд 3

Цель АСО обучение приёмам самостоятельной работы развитие умений добывать знания адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся Возможности АСО – учитель меньше учит , учащийся больше учится

Слайд 5

Учащиеся работают в трёх режимах : совместно с учителем; с учителем индивидуально; самостоятельно под руководством учителя.

Слайд 17

Различные приемы на уроках: Отсроченная отгадка Лови ошибку Практичность теории Вопрос к тексту Фантастическая добавка

Слайд 18

Собери правильные части задачи

Слайд 19

Используя данные слова, придумай рассказ: Зима, варежки, шарф, снеговик, горка, ребята, дружно, весело.

Слайд 20

Пожелание учителю: Н е потерять интереса к своей работе. Без желания преподавать в этой профессии делать просто нечего. Желать учиться самому, ведь без этого желания никого другого ничему не научишь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме"Портфолио учащихся начальных классов"

В презентации по теме " Портфолио учащегося начальной школы" содержатся материалы для выступления на педагогическом совете по данной тематике....

Выступление на педсовете по теме:"Модель выпускника начальной школы"

В презентации представлен материал о том, как должен выглядеть ученик, завершивший обучение на ступени, начального общего образования....

Выступление на педсовете "ИКТ на уроках русского языка в начальной школе"

Новые методы  и формы преподавания на уроках в начальной школе....

Выступление на педсовете по теме "Использование ЭР при проведении уроков в начальных классах"

     Сегодня школа изменяется во всем, она обновляется, перестраивается: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет. Школы поднима...

Выступление на педсовете "Воспитательные цели урока в начальной школе"

Выступление на заседании педагогического совета школы " Воспитательные цели урока. Как их сформулировать?"...