статья "Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии в классе "Особый ребенок"
статья

Чумакова Татьяна Павловна

В данной статье раскрываются приоритетные направления работы в классе "Особый ребенок" и основные принципы организации индивидуальной работы на фронтальном занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  индивидуальной  работы  на  фронтальном  занятии

в классе «Особый ребёнок».

Приоритетные  направления  работы  в  классе «Особый ребенок»:

  • укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
  • включение обучающихся в обслуживающий, хозяйственный, прикладной труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
  • формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Процесс обучения и воспитания в классе «Особый ребенок» строится  на

следующих принципах:

  • социальной направленности;
  • практической направленности:
  • комплексного подхода;
  • индивидуализации обучения;
  • коррекционно-развивающей направленности;
  • деятельностного подхода;
  • доступности обучения;
  • эмоциональной интенсивности обучения.

Индивидуальный подход к обучению в классе "Особый ребенок"

Дифференциация – это  учет  индивидуальных  особенностей  учащихся  в  той форме, когда  учащиеся  группируются  на  основании  каких-либо  особенностей для  обучения. Требование  учитывать  индивидуальные  особенности  ребенка  в процессе  обучения  и  воспитания  в  классе  «Особый ребенок»  очевидно. Ведь учащиеся  по разным  показателям  отличаются  друг  от  друга.

Индивидуальный подход в обучении направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, характерные для детей с отклонениями в развитии.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода при работе в классе «Особый ребенок» я использую во всех видах и формах организации учебной деятельности. Будь то фронтальная, самостоятельная, объяснение или закрепление нового материала.

На уроках для повышения умственной работоспособности детей, и для предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Важно вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться и успеть переключить его до того, как он начнет отвлекаться или замкнется. Если это происходит, то нарушается эмоциональная атмосфера урока, падает его результативность.

Опыт работы с детьми класса «Особый ребенок» показывает, что
учащиеся обычно активнее воспринимают и усваивают материал, имеющий яркую эмоциональную окрашенность и привлекательную наглядную представленность.

Принципы выделения групп  в  классе "Особый ребенок"

Разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи.

Группы могут меняться в зависимости от предмета. На уроках использую индивидуальные, парные, групповые формы работы.

Все задания  для индивидуальной работы учащихся по предметам дифференцированы.
Каждый ученик выполняет посильное задание индивидуально или в группе.

Обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся имеет место на каждом уроке.

Организация индивидуальной работы на  занятии.

1. Перед началом любого фронтального занятия, педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.

2. На фронтальном занятии используется  материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.

3. На фронтальном занятии должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.

4. На фронтальном занятии необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.

Таким образом, при работе в классе «Особый ребенок» необходимо:

  • Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
  • Предотвращать наступление утомления.
  • Следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей.
  • Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой ребенок часто болеет, как закаливать ребенка? Когда нужно начинать закаливание?

Все, что вам нужно знать о том, как закаливать ребенка!  Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос здоровым, крепким и веселым. А делают ли родители все, для того чтобы дети не болели?...

Родительское собрание «Безопасность вашего ребенка или как уберечь ребенка от насилия».

Данный материал поможет учителю напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребёнка от насилия....

Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."

              Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...

Готов ли ребёнок к школе. Телевизор и младший школьник. РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКЕ?

1.Материал выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. 2. Даны правила просмотра телевизора ребенком.3.  Ребенок не хочет учит...

Здоровый ребенок-легко обучаемый ребенок.

Родительское собрание с участием медицинского работника....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...