Системно-деятельностный подход в системе начального общего образования
статья на тему

Тамазлыкарь Марина Николаевна

В статье предлагается решение проблемы повышения качества знаний младших школьников через внедрение системно-деятельностного подхода в систему начального общего образования. Системно-деятельностный подход рассматривается как особый инструмент, который позволяет повышать качество обучения, мотивацию школьников, помогает выстраивать систему учебного сотрудничества, формировать метапредметные умения. Авторы представили методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамазлыкарь Марина Николаевна,

учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа «Перспектива»

г. Сургут

Системно-деятельностный подход в системе начального общего образования

Аннотация. В статье предлагается решение проблемы повышения качества знаний младших школьников через внедрение системно-деятельностного подхода в систему начального общего образования. Системно-деятельностный подход рассматривается как особый инструмент, который позволяет повышать качество обучения, мотивацию школьников, помогает выстраивать систему учебного сотрудничества, формировать метапредметные умения. Авторы представили методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, младший школьник, универсальные учебные действия, современные педагогические технологии.

Единственный путь к знанию – это деятельность. Б. Шоу

В концепции модернизации российского образования записано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [2, с.4].

Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учителем учебным процессом, прежде всего, овладение новыми формами   перспективного и текущего планирования учебного процесса.

При разработке перспективного планирования учитываю следующее:

  • чёткая формулировка целей изучения учебного материала;
  • выделение обязательного минимума содержания изучаемой темы;
  • выделение требований к уровню подготовки учащихся по данной теме: что ученик должен знать (понимать), уметь, использовать приобретённые знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни;
  • деятельностный характер обучения, направленность содержания образования на формирование  общих учебных умений и  навыков, обобщённых  способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, трудовой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • формирование ключевых компетенций  - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности  в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение вариативности и свободы выбора для учащихся;
  • подбор контрольно-измерительных материалов, соответствующих требованиям государственного стандарта.

В работе с младшими школьниками руководствуюсь позицией: «Каждый ученик, переступивший порог школы, станет успешным в той или иной области». Для того, чтобы это стало возможным, необходимо создать такие условия, при которых у обучающегося планомерно формировались бы универсальные учебные действия, развивались мыслительные процессы и операции, речь, познавательные и творческие способности, формировался устойчивый познавательный интерес к знаниям, повышалась мотивация учения.

В данном случае речь идёт о системном подходе в деятельности педагога, направленном на развитие младшего школьника, формирование социально активной личности, ответственной за собственные поступки и убеждения, осознающей ценность знаний, готовой взять на себя ответственность за сохранение исторической памяти, экологической безопасности, сохранение культурных традиций общества. Системно-деятельностный подход в обучении – инструмент в руках учителя, который помогает научить учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Важно, чтобы ребёнок самостоятельно пришёл к осознанию собственной правоты или ошибочности суждений, выстроил собственные умозаключения в ходе активного речевого взаимодействия с одноклассниками и учителем.

В рамках урочной и внеурочной деятельности использую дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

Принцип деятельности – ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.

Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.

Принцип целостности – формирование у учащихся обобщенного представления о мире (природе, обществе, самом себе, а также роли ИКТ).

Принцип минимакса – возможность освоения содержания образования на максимальном для школьника уровне.

Принцип творчества – создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – формирование способностей к систематическому перебору вариантов и принятию решений в ситуациях выбора. [3]  

В своей педагогической практике использую формы и методы следующих современных технологий: информационно-коммуникационные технологии; технология исследовательского обучения; здоровьесберегающие технологии; проектные методы обучения; технология проектирования личностно-ориентированного урока; технология развивающего обучения.

Особая роль при системно-деятельностном подходе отводится функции контроля и оценки. Главное педагогическое требование к контролю и оценке в целом – контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. [2, с.11]

В связи с этим, место, роль контроля и оценки при системно-деятельностном подходе должно меняться:

  • передача механизма контроля и оценки от учителя к ученику;
  • переход от контроля констатирующего к контролю диагностирующему. [2, с.15]  

Таким образом, предлагаю методические рекомендации, которые помогут учителям  начальных классов в педагогической практике.

При осуществлении системно-деятельностного подхода в обучении важно обратить внимание на создание следующих условий:

  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
  • формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
  • обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
  • организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Все эти шаги помогают находить способ обучения; переходить на другой тип отношений, уходить от репродуктивного способа между участниками образовательного процесса; формировать доброжелательную обстановку в классе, повышать самооценку и коммуникативную компетентность младших школьников.

Список литературы:

Список литературы:

1. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности. – М.: Издатель Рассказов А.И., 2002. – 303 с.

2. Концепция развития образования на 2016 – 2020 годы

3. Шубина, Т.И. Деятельностный метод в школе [электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://festival.1september.ru/articles/527236/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. (ФГОС)

Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданск...

Реализация требований ФГОС в системе начального общего образования

Поддержка и развитие способностей обучающихсяИнформационно-образовательная средаВнеурочная деятельностьЗдоровьеМатериальная образовательная среда...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...

Сообщение на тему "Активные методы обучения в системе начального общего образования в условиях введения обновленного ФГОС НОО"

Сообщение на тему "Активные методы обучения в системе начального общего образования в условиях введения обновленного ФГОС НОО"...