Применение здоровьесберегающих технологий с использованием методики В.Ф. Базарного.
консультация

Челокьян Марина Евгеньевна

 Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов МО Белореченский район.

 Важнейшая особенность всех уроков с применением технологии В.Ф.Базарного состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения заданий, активизирующих сенсорно-моторную сферу ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

с использованием методики В.Ф. Базарного

выступление на районном методическом объединении

учителей начальных классов МО Белореченский район

Челокьян Марина Евгеньевна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории,

МБОУ СОШ 2 им. А.С. Пушкина, г. Белореченск, Краснодарский край

         Здравствуйте, уважаемые коллеги!

          Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

       В этом году я начала обучать первоклассников по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. которые, начиная с 2016 года реализуются в нашей школе № 2 им. А.С. Пушкина.

        Базарный Владимир Филиппович, русский учёный, врач и педагог-новатор.

        Его здоровьесберегающие педагогические технологии признаны  научным открытием Академией медицинских наук, защищены патентами и авторскими правами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

         Данная методика направлена на укрепление физического и психического здоровья ребёнка.                                
     Цель: формирование физически здоровой личности.

      Задачи: совершенствовать образовательно-воспитательный процесс, направив его на сохранение здоровья школьника;

      - пропагандировать здоровый образ жизни;

      - обеспечить благоприятные условия для развития физического и психического здоровья школьника.

       Благодаря технологии В.Ф. Базарного достигаются следующие результаты:

 -  гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.

 -  повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

 -  психологический комфорт в образовательном учреждении.

 - профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

       Начинается всё с медицинского центра «Создравие». Дети накануне 1-го класса проходят бесплатное обследование в Центре интегральной медицины где их обследует ортопед-травматолог, офтальмолог, психолог и педиатр. В конце учебного года специалисты «Создравия» проведут повторное обследование, что позволит определить уровень благотворного влияния технологии на состояние здоровья каждого ребёнка.

      Важнейшая особенность всех уроков с применением технологии В.Ф.Базарного состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения заданий, активизирующих сенсорно-моторную сферу ребёнка.

      Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, когда дети меняют в процессе урока позы «стояние-сидение», для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной рабочей поверхностью - парты и конторки. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой.  Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

      При работе за партами – конторками используются «массажные коврики»  для стоп, которые стимулируют энергетические зоны организма, снимают напряжение от систематической обездвиженности ступней.

      Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются специальные офтальмотренажёры. Офтальмологический тренажер, расположенный над доской, представляет собой линии, круги и восьмерки различного цвета и размера, нарисованные на баннерном панно. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание. 

        Каждый цвет выполняет определенную функцию

    Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

        Зелёный - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

        Жёлтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

        Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические. Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

      Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем,

выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, что, несомненно, активизирует и заряжает весь организм. В определенный момент по заданию учителя первоклассники отыскивают на панно одну из фигур и глазами повторяют её траекторию.

       Физкультминутки,  проводимые с использованием офтальмотренажера,

снимают зрительное утомление, тренируют шейные позвонки, повышают активность детей на уроке.

       Эта методика затрагивает не толь физическое, но и духовное, и интеллектуальное развитие детей. Известно, что чем жёстче ограничено пространство, тем больше мы уходим в депрессию, в состояние хронической угнетенности. Немалую отрицательную роль играет и бедность цветовой гаммы, а ведь мозг ребёнка настроен на многоцветье. И чтобы вернуть детям цветной и яркий, движущийся мир и хоть частично расширить зрительные горизонты, используется «Экологический букварь».

         Экологический букварь - это настенное панно (по ширине не менее 2- метров) на котором изображен лесной пейзаж: деревья, река с мостиком, берлога, лесная избушка. На панно с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение. В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по кабинету, не нарушая сам процесс ведения урока. Общение учителя с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

       Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты».  К потолку с помощью нитей подвешиваются кресты, на которые крепятся математические формулы, слова с непроверяемым написанием, предметные или сюжетные картинки, карточки с заданиями. Различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слоги, слова по теме урока, этапы урока, примеры, краткие записи задач и пр.), карточки с возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, таким образом, урок проходит в режиме ближнего и дальнего зрения.

       «Кресты» привожу в движение с помощью указки, а ещё они вращаются под воздействием циркулирующего в кабинете воздуха. В ходе урока периодически обращаю внимание детей на то или иное пособие, прошу что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

     Тренажёр со «Зрительными метками», предполагающий организацию работы в условиях расширения зрительно-пространственной активности.

       Чтобы выполнить задание, дети должны совершить десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем, вынуждены тянуться вверх, вдаль, выпрямив спины и вытянув шеи.

      Положительные результаты оздоровительной методики налицо: дети гораздо лучше воспринимают материал по развитию речи, изучению математических представлений, художественному творчеству.

        Двигательная активность детей на уроках составляет 50-70%. Ученики раскрепощены в своём поведении, общительны, эмоциональны, а самое главное – крепче физически.

       Уважаемые коллеги!

       - Ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым.

         Помогите ему в этом!

      - Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции.

      - Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к   уроку.

     Спасибо за внимание!

Литература

     1. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // Начальная школа. – 2006. -  № 8. - С. 98.

     2. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих    технологий // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 75.

      3. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. – 2006. - № 6. - С. 56-58.

     4.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/04/11/primenenie-zdorovesberegayushchik

     5.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/05/02/zdorovesberegayushchaya-tehnologiya-v-f-bazarnogo-v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях

        На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспита­нием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...

Применение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного как один из способов сохранения и укрепления здоровья младших школьников

Здоровье, особенно здоровье детей - это ценность, которая должна стоять в обществе на первом месте, если человечество «хочет процветать, а не кое-как выживать». К сожалению, современная организация у...

Применение здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в учебной деятельности

Особенности технологии. Элементы технологии В.Ф. Базарного...

Применение здоровьесберегающих технологий на основе методики В.Ф.Базарного на уроках математики.

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер.  Здоровье детей катастрофически  ухудшается и мы обязаны ег...

Методика применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Дидактический материал практической напрвленности для учителей и воспитателей начальной школы...

«Здоровьесберегающие технологии в начальных классах» В.Ф.Базарного

      Еще на заре развития всеобуча было замечено, что школа может оказывать весьма неблагоприятное влияние на развитие здоровья детей и подростков. Причем, данную проблему остро...