Главные вкладки

    К вопросу об актуальности применения информационно-коммуникационных технологий в практике учителя начальных классов коррекционной школы
    статья

    Ваганова Наталья Николаевна

    К вопросу об актуальности применения информационно-коммуникационных технологий в практике учителя начальных классов коррекционной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_ikt_-2.docx22.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    К вопросу об актуальности применения информационно-коммуникационных технологий в практике учителя начальных классов коррекционной школы

    Новое поколение детей, растущее в условиях массовой цифровизации, требует тотального изменения подходов в педагогике и обучении их навыками цифрового общения. 

    Так, согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.

    В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания, постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса и каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

    На сегодняшний день большое значение в системе специального образования придаётся использованию информационно-коммуникационные технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Включение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в процесс обучения дает возможность повысить его эффективность и позволяет внедрять новые методы и формы организации работы. Учитель должен не только быть в курсе новых  компьютерных технологий, но и уметь использовать их на практике, тем самым развиваясь и совершенствуясь как педагог.

    Данные технологии дают возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, поскольку для таких детей характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности, что влечет за собой снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии.

    Уроки с применением информационно-коммуникационных технологий:

    • повышают мотивацию обучения;
    • расширяют и закрепляют полученные знания;
    • облегчают процесс усвоения и запоминания материала;
    • активизируют самостоятельную деятельность;
    • формируют навыки самоконтроля;
    • развивают коммуникативные способности
    • позволяют привлекать большое количество дидактического материала;
    • повышают объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;
    • обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания);
    • оживляют учебный.

    И всё вместе, конечно, способствует повышению качества знаний и продвижению ребенка в общем развитии.

     Учитывая психологические особенности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Планируя урок, необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования информационно-коммуникационных технологий:

    1. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;
    2. теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;
    3. объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий должен определяться с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов (за компьютером непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут);
    4. отбор учебного материала должен проводиться с учетом основных дидактических принципов;
    5. средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

    Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам является создание мультимедийных презентаций - удобного и продуктивного способа представления информации с помощью компьютерных программ, сочетающего в себе динамику, звук, изображение, анимацию и видео, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В процесс восприятия учебного материала включается не только зрение, но и слух. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки наиболее наглядными и занимательными.

    В эффективности данного метода обучения автор убедился на личном опыте: создание в программе PowerPoint презентаций, использование готовых электронных ресурсов, видеороликов по отдельным темам, составление разнообразных тестовые заданий, применение интерактивных тренажёров в самостоятельной работе при отработке и закреплении изученного материала.

    Например, с помощью использования компьютера для проведения индивидуальной и групповой работы решается проблема дефицита подвижной наглядности; компьютер является  стимулом для творчества детей, экран притягивает внимание, которого учитель порой не может добиться при фронтальной работе с классом.

    На сегодняшний день есть множество образовательных ресурсов для использования в учебном процессе и внеучебной деятельности с обучающимися с ОВЗ и с каждым днем количество цифровых продуктов для сферы образования стремительно растет. Появляются виртуальные экскурсии, разные симуляторы, обучающие программы, онлайн-репетиторы, энциклопедии и развивающие игры, которые легко адаптируются к разным особенностям ребенка, отталкиваясь от уровня развития, а не возраста. Компьютерные игры посредством своей красочности и деления по этапам, а не по классам, привлекают учеников, повышая их уверенность в собственных силах и мотивируя к самостоятельной работе, без помощи учителя. Благодаря тому, что игры совмещают в себе учебный и игровой процессы, дети легко увлекаются и стремятся провести больше времени в игре.

    Итак, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным средством, при помощи которого можно значительно обогатить образовательный процесс, стимулировать индивидуальную деятельность, развить познавательные, расширить кругозор ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитать творческую личность, социализированную и адаптированную к жизни в современном обществе.

    Список использованных источников:

    1. Специальная литература:

    1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М., 2002. -120 с.
    2. Губарева С.Б. Использование информационных компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ // Вестник Марийского государственного университета. - 2011. - №7. – С. 55 -58.
    3. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. -  М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
    4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения : учеб.-метод. пособие / С.С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2011. -224 с.
    5. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. - 2006.
    6. Кутугина Е.С., Тутубалин Д.К. Информационные технологии: Учебное пособие. - Томск, 2005. – 158 с.
    7. Материалы семинара «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - Москва. - 2000.
    8. Ярош С.С. Интерактивные технологии в обучении математики детей с ОВЗ // Инновационная наука. - 2019. - №2. – С. 16-18.

    2. Интернет-источники:

    1. http://www.proshkolu.ru/user/shilinova/file/2918541/
    2. http://www.proshkolu.ru/user/surgucheva35/blog/454832/
    3. http://www.proshkolu.ru/user/v-smolentseva/blog/426726


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

    Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступно...

    "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

    XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфо...

    Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

    «Послушай – и ты узнаешь. Посмотри – и ты поймёшь. Сделай и ты научишься»(китайская мудрость)...

    Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов

    Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необход...

    Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов

    Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего об...

    Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

    Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...