Сборник материалов по подготовке детей к школе, развитие речи.
рабочая программа (1 класс)

Чеканова Ирина Сергеевна

Конспекты занятий по развитию речи для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_po_podgotovke_k_shkole.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Субботняя академия». Сборник материалов по подготовке детей к школе, развитие речи.

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 
Пояснительная записка.

У 6-летних детей необходимо развивать и совершенствовать устную форму речи, частью которой является работа над звуковой стороной речи, элементами звуковой культуры.
Это предполагает:

  • развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой (своей и чужой) речи;
  • развитие слуховой памяти и слухового аппарата;
  • совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение повышать и понижать голос);
  • совершенствование произношения слов, особенно сложных по слогозвуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения;
  • верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л-р, с-з, ж-ш, п-б.

Эта работа будет строиться на анализе и синтезе звучащей речи путем специальных упражнений с включением речевого материала: чистоговорок, скороговорок, считалок, стихов, рассказов по картинкам, бесед о прочитанном, рассказывание сказок, чтение слогов, слов.

Содержание программы и занятий:
1. Речь. Для чего нужна речь. Беседа по теме "В классе".
2. Речь устная и письменная.                                                                                        
3. Слова в предложении.
4. Предложение и слово. Деление слов на слоги.
5. Буква и звук.
6. Виды предложений. Составление простых предложений.
7. Предлоги в предложении.
8. Слово и предложение.
9. Звуки в речи. "Зимой в лесу".
10. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
11. Работа над словообразованием.
12. Гласные и согласные звуки. "В цирке".
13. Гласные и согласные звуки. "Моя квартира".
14. Слияние согласного звука с гласным. "Дикие животные".
15. Закрепление. Составление рассказа по сюжетной картинке.
16. Закрепление. "Самый светлый мамин день".
17. Знакомство с детскими журналами «Как хорошо уметь читать!»
18. Диалог. Беседа по картинке «В магазине».
19. Обобщение «В мире книг»

Занятие 1.
Цели и задачи занятия:
1. Знакомство с детьми.
2. Развивать артикулярную моторику, речевое дыхание.
3. Формировать правильное звукопроизношение.
Оборудование: картинка «Винни Пух». 

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Давайте познакомимся. Меня зовут Инна Николаевна. Попробуем создать хорошее настроение «Улыбнитесь». В детстве я очень боялась Африки. Почему? А вы вспомните.
Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять!
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые крокодилы.
Будут вас кусать, бить и обижать.
- Страшно? И я тоже боялась. И только позже я узнала, что в Африке не так уж и много кусачих крокодилов и драчливых горилл. Зато в Африке много удивительных стран. Одна из таких Египет. Именно в Египте давным-давно придумали писать при помощи рисунков. И мы сейчас с вами этому научимся. Как вы думаете, о чем хочется рассказать, прежде всего, любому человеку? Ну, конечно, о себе. Сейчас я попробую написать письмо, в котором расскажу о своей семье.
Меня зовут Инна Николаевна. У меня большая семья: мама, папа, брат, сын и я. Мою маму зовут Зинаида Яковлевна. Моего папу зовут Николай Яковлевич. Моего брата зовут Владимир. Моего сына зовут Александр. А я его называю Сашенька, Саша.. Я люблю мою семью.

II. Упражнение на развитие артикулярной моторики.
Игра «Веселый язычок».
С виду черные, кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят. (
Буквы).
Учитель: В книге написаны предложения, тексты. А это тоже речь. Какая?
- Наша речь состоит из предложений. Предложение – это законченная мысль.
- Посмотрите, как напуган Винни Пух. Он боится, что его укусят пчелы. (
Учитель показывает картинку с Винни Пухом). Выполняют упражнение на развитие голоса и речевого дыхания.
- А сможем ли мы показать голосом, как сердито жужжат пчелы? Давайте попробуем:
Ж-Ж-Ж. - А теперь помогите Винни Пуху составить предложения по картинке (самостоятельная работа).

III. Подготовка к письму. (Гимнастика для пальцев).
Учитель: Сконструируйте на парте звездочку по образцу, если получится, то запомните и выложите звездочку без образца.

IV. Физминутка.
Руки положите на парту и сожмите кулачки.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки
(раскрываем пальчики).
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
(шевелят пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают (
вращение кистями рук).

V. Работа над чистоговоркой.
Учитель: Чистоговорки учат внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи. Сейчас мы разучим стихотворение. Произносить его нужно громко и медленно. Говорить чисто и без ошибок. Стихотворение маленькое, но с секретом: трудно его произнести, чтоб не ошибиться.
За-за-за - уходи домой, коза.

VI. Игра «Не пропусти профессию».
Учитель:Сейчас мы будем поднимать руки только тогда, когда среди названных мною слов вы услышите названия профессий:

  • лампа, водитель, ножницы;
  • механик, липа, токарь;
  • сталевар, яблоко, болтун;
  • строитель, гроза, обруч;
  • попугай, пекарь, шахтер;
  • учитель, сено, терпение;
  • продавец, тетрадь, птица;
  • ложка, цветовод, мышка.

Домашнее задание: рассказать родителям о себе.

Занятие 2.
Цели и задачи занятия:
1.Формировать понятие речи (
устная и письменная), предложение.
2.Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания, мелкой моторики.
3.Конструировать по образцу.
Оборудование: картинка «Пятачок», мячик.

Ход занятия.

I. Упражнение на развитие артикулярной моторики.
Учитель: Здравствуйте. Давайте с вами поиграем. Игра «Вкусное варенье» (речевая гимнастика, активизация мышц языка). Облизнули верхнюю губу.
Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калитку, посмотрел вниз, нет ли луж на земле. Понравилось ему на улице, и захотел он погулять. Устал он, решил поесть, чтобы сил набраться. Стал молочко лакать, как кошечка. Вот он наелся, а губки испачкал. Почистил губки и решил поспать.
А теперь выполним упражнения «Лошадки», «Бублик», «Дудочка» и упражнения на дыхание:

  • вдох, выдох;
  • вдох, задержим дыхание на счет от 1 до 5, выдох.

А сейчас выполним упражнение на развитие речевого дыхания и голоса (как шелестят листья – тихо, громко, тихо). «Шумит ветерок» (ребята произносят звук Ш-Ш-Ш).

II. Работа по теме.
Учитель: В давние времена человек мог передать свои мысли при помощи жестов и звуков. Наконец он додумался звуками обозначать все, что узнавал. На это человечеству потребовалось сотни тысяч лет. Сейчас я разговариваю с вами. Это речь? Как она называется, кто-нибудь знает? Мы с вами говорим, рассказываем, читаем – это устная речь. Но не смог человек пользоваться только устной речью, и звуки стал обозначать значками, а затем буквами. То, что написано, – это письменная речь. Наша речь состоит из предложений. Предложение – это определенная мысль.
- Теперь послушайте историю, которая однажды произошла с пятачком. Какая форма речи помогла Пятачку?
В один из дней пошел сильный дождь, и Пятачок оказался окруженным со всех сторон водой. Ему было очень страшно и одиноко. Он совсем отчаялся: "... вот я сижу тут, весь окруженный водой, и совсем ничего не могу сделать". Но все-таки Пятачку удалось кое-что придумать. Он нашел кусочек бумаги, карандаш, бутылку, пробку и написал:"Помогите Пятачку (это я), а на обороте: это я, Пятачок, спасите, Помогите! "
Потом он положил бумагу в бутылку, закупорил ее и бросил в воду. Кто-нибудь обязательно выловит плывущую по волнам бутылку, прочтет призыв о помощи и спасет бедного Пятачка.
- Можно ли молча все рассказать?
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней
. (Книга)

III. Игра «Я положил в мешок».
Учитель: Я положила в мешок яблоки. Следующий ребенок повторяет то же самое и добавляет одно слово: «Я положил в мешок яблоки и бананы» и т.д.

IV. Игра «Четвертый лишний».
Учитель: Дети, становитесь все в кружок. Я бросаю мячик и называю четыре предмета, 3 из которых относятся к одному понятию. Вы должны определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю:

  • яблоко, апельсин, груша, мячик;
  • лошадь, собака, кошка, щука;
  • стол, стул, кровать, чайник.

Занятие 3.
Цели и задачи занятия:
1.Формировать понятие слово, предложение.
2.Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания.
3.Конструировать по образцу.
Оборудование: картинки с фруктами, корзинка для фруктов.

Ход занятия.

I. Упражнение на развитие артикулярной моторики.
Учитель: Здравствуйте. Давайте поиграем. Игры: "Лошадка", 'Тубы круглые как бублик", "Кто лучше сделает дудочку".
Упражнение на дыхание.

  • вдох, выдох;
  • вдох, задержать на счет 1 -5, выдох;
  • вдох, на выдохе "Как шелестит листва" (тихо, громко, тихо).

II. Повторение о речи.
Учитель: Кто помнит, какая бывает речь?
- Из чего состоит речь?
- Составьте по картинке предложение, т.е. выразите свою мысль.

III.Формирование понятия «предложение», «слово».
- Посмотрите на это дерево. Оно не простое, а волшебное. Что выросло на этом дереве? А как назвать это одним словом? (
Фрукты). Сейчас мы будем собирать урожай в эту волшебную корзинку. Мы называли фрукты, а собрали… (слова).
Значит, когда мы что-то называем, то произносим слово. Теперь собирать будем
вежливые слова. (У каждого ребенка на парте лежит схема, которую надо положить в корзинку, когда называют вежливое слово).
Учитель:Ребята, предложения состоят из слов, слова бывают разные – короткие, длинные. В предложении бывает одно, два, три и больше слов. Например:
Спит. Играют.
Девочки играют.
Девочки весело играют.
- А теперь угадайте, в каком домике живет это предложение? Наступила зима. Идет сильный дождь.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а бывает так, что одно слово, а значений имеет много? Например: ручка у двери, у Ивана шариковая ручка.

IV. Игра «Закончите предложение».
Учитель: Я скажу предложение, а вы его закончите, скажите последнее слово.
Хлеб кладут в (хлебницу).
Масло кладут в (масленку).
Рыбу ловит (рыбак).
Серый волк в густом лесу встретил рыжую (лису).
Хитрый след плести стараясь, по дороге прыгал (заяц).
Учитель: Что мы добавляли? (Слова). А получились? (Предложения). Из чего же состоит предложение? (Из слов). Что короче, а что длиннее? Предложение или слово? Я скажу слово «собака», а вы придумайте предложение с этим словом.

V. Физминутка.
Руки положите на парту, кулачки сожмите:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки (
раскрывают пальчики)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет (
шевелят пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают (
вращение кистями рук).

VI. Задание на внимательность и сообразительность.
Учитель: Подскажите клоуну, какой шарик он забыл дома?

VII. Развитие логического мышления. 
Родители будут признательны очень, что ты отыскать им детишек
 помог. В чертеж загляни! Если с папою дочка. Подумай, с кем рядышком встанет сынок?

VIII. Чистоговорка. (Для внятного четкого произношения слов учитель четко выговаривает звуки речи).
За-за-за - уходи домой, коза.
Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу

IX. Скороговорка.
Зеленая береза стоит в лесу.
Зоя под березой поймала стрекозу. 

Занятие 4.
Цели и задачи занятия:
1.Научить детей делить слова на слоги.
2.Развивать мелкую моторику.
3.Конструировать по образцу.
Оборудование: картинки с животными.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Речевая и дыхательная гимнастика.
1.Развитие артикулярной моторики. Игра «Лошадка». Игра «Дудочка», «Бублик» (
активизация мышц языка).
2.Упражнение на дыхание.
3.Работа над чистоговоркой. (
Четко и быстро произнести чистоговорку).
Цы-цы-цы, цы-цы-цы-
Зайцы, мельницы, птенцы.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши-
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше-
Это утка в камыше.

III. Повторение (Предложения).
Учитель: Из чего состоит предложение? (Из слов).
- Какие бывают слова? (
Длинные и короткие).
- Слова делятся на слоги. Например, слово «мама». В этом слове два слога. В слове «дом» - один слог, а в слове «машина» - три слога. А теперь определите сами, сколько слогов в этих словах:
Школа, книга, доска, цветок, окно, стул, нос, глаза, улица.

IV. Игра «Живые слова».
Ежик несет яблоко. /____ ____ ____.
Ребята выбирают себе слово из предложения.
Задание: поставить слова в таком порядке, чтобы получилось предложение.
Белка сушит грибы. (Учитель шепчет слова на ушко ребенку). Дети громко произносят слова и выстраивают в предложение.

V. Работа по теме: «Деление слов на слоги».
Учитель:Все слова делятся на слоги. Будем учиться делить слова на слоги.
Пальма ____/_____ Осина ____/_____/______.
Задание: конструирование схем (развитие мелкой моторики).
Учитель:Как одним словом назвать эти слова? (деревья ____/_____/____).
Игра «Подбери схему».
Лиса                                                     Корова
____/____                                           ____/___/___
Заяц                                                      Коза
____/____                                           ___/____
Еж
 _____
Задание: измените слово «еж» так, чтобы слово состояло из двух слогов (Ежик). ___/____.
- На какие группы можно разделить этих животных?
Игра «Доскажи словечко».
Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (лиса ____/____).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а (лук ____).
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый,
Мы расчистим снег и лед
Во дворе (лопатой ___/____/____).

V. Скороговорка.
У ежа и елки иголки колки. (
Громко, четко и быстро произносят слова).

VI. Работа в тетради.
Задание: Раскрась кружок так, чтобы он показывал: движение запрещено. На какой свет можно переходить улицу? Продолжи узор. _____.______.______.
Домашнее задание: Раскрась кружочки.

Занятие 5.
Цели и задачи занятия:
1. Научить детей распознавать звуки, различные по продолжительности.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Конструировать по памяти, образцу.
Оборудование: картинки с животными, снежинки, палочки, пластилин.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Речевая и дыхательная гимнастика.
1.Развитие артикулярной моторики Игра "Веселый язычок". Игра «Дует ветер». (Активизация мышц языка).

III. Повторение о слогах. Игра «Живые слоги».
Учитель: Назовите одним словом? (Птицы).
 Курица сорока воробей утка гусь
- Какая птица лишняя? Почему? (
Гусь).
- Измените слово «гусь» так, чтобы оно состояло из двух слогов (
гу-си), из трех слогов (гу-се-нок).

IV. Скороговорка. (Помогает правильно и четко произносить слова).
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Чистоговорка.
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа,
Жи-жи-жи, здесь живут ежи.

V. Работа по теме: « Звуки и буквы».
Учитель: Вы любите путешествовать? Тогда давайте прямо сейчас отправимся в путешествие. Даю гудок: «У-у-у» (Все повторяют хором). Остановка. Станция «Звуки». С одним звуком мы уже познакомились, он помог нам отправиться в путь. Какой это звук? Мы его не видим, но слышим.
- Ребята, я произнесу звук, а вы отгадайте, что он вам напоминает, где вы его могли слышать?
С-с-с - (Чайник, когда он закипает, то начинает свистеть).
В-в-в - (так зубоврачебная машина визжит).
Ж-ж-ж - (Жук жужжит).
Ф-ф-ф - (Фыркает еж).
Ц-ц-ц -(Поет синичка).
Е-е-е - (Воет волк).
- Мы приехали на полянку. Давайте послушаем, что здесь происходит. Слышите шелест листвы. Как она шелестит? (Ш-ш-ш -). А вот летит жук
(Ж-ж-ж -). И комарик тут как тут (З-з-з -). Что же такое звуки?

VI. Физминутка.
Учитель:Закройте глазки, мы поиграем с вами в зимнюю сказку. А героем будет ______. Откройте, пожалуйста, глазки, посмотрите, кто у нас на картинке (зайка).
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Раз-два, раз-два надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

VII. Конструирование снежинки.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке. (
Снежинка)

VIII. Азбука почемучек.
Учитель: Бегемот – это кто?
- Кто воспитывает детей?
- В чем проявляется жадность?
- Что можно украсить шарами?
- Сколько этажей в твоем доме?

IX. Повторение.
Учитель: Что мы называем звуками?
- Какие бывают звуки?
Чем они отличаются? В каких домах живут звуки? Продолжим наше путешествие. Надоело звукам в стране «Фонетика» быть невидимыми. Решили они себе костюмы сшить, для каждого звука свой костюм. А назвали они свои костюмы – буквами. Посмотрите, сколько их в русском алфавите.
- Найдите буквы, которые состоят только из палочек. Выложите их у себя на столе.
- А теперь давайте вылепим эти буквы. (В, З, О, Р, Ф, Ч, Э, Ю, Я).
- Что мы делали сейчас, ребята?
- Назовите буквы. (
Буквы – это то, что мы пишем).
- А чем отличается звук от буквы?

Х. Составление рассказа по схеме. Слоги.
Барбос грыз кость. /____ _____ _____.
Прилетела ворона. /_____ ______.
Хочет взять кость. /_____ _____ _____.
Барбос зарычал. /____ _____.
Учитель: Покажите, как зарычал Барбос «Р-р-р». Попробуйте сказать целым предложением (Барбос зарычал «Р-р-р». /____ ______ [ ].
- Что изображено на картинке квадратиком? (Звук [ р ]).
Домашнее задание: приготовь снежинку для украшения елки.

Занятие 6.
Цели и задачи занятия:
1. Познакомить детей с предложением.
2. Научить составлять простые предложения и определять количество слов в предложении.
Оборудование: картинки с животными.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Учитель: На предыдущем занятии вы научились выделять предложение из текста. А сегодня вы будете сами составлять предложения. Уверена, что у всех получится. Вы любите отгадывать загадки? Послушайте две загадки и скажите, о каких животных идет речь?
Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается
Не замок. А охраняет,
И в дом не пускает. (
Собака).
- У кого дома есть собака?

II. Работа над сюжетными картинками.

  • О ком эти картинки? (Взрослое животное - собака, детеныш - щенок)
  • Кого вы увидели на картинке? (Мальчика, собаку, щенков, маму).
  • Что делает собака? (Лежит).
  • Кто лежит? (Cобака).
  • Что же мы узнали о собаке?
  • Ребята, если слова " дружат ", то они помогают нам о чем-то узнать.
    Это и будет предложение. В нем может быть 2,3,4,5 слов.

Сколько слов в нашем предложении?
Собака лежит. (
Назовите 1 слово, 2 слово).
_________/________.
Я думаю, каждый из вас захочет построить свое предложение по этим картинкам. (
Составление предложений и изображение схемы на доске).

II. Игра.
А теперь поиграем. Встаньте. Я буду называть определенные слова и предложения. Если слово, хлопните, предложение - присядьте.
Карандаш. Волчок вертится. Стол. Барабан. Медведь рычит. Дети играют. Книга. Пенал. Рыбки плавают.

III. Работа со стихотворением.
Стихотворение Д.Хармса " Очень-очень вкусный пирог ".
Я буду читать стихотворение, в котором в конце каждого четверостишия недостает слова. Это слово вы должны будете придумать и сказать его.
" Кто придумает конец, тот и будет молодец! "

IV. Путешествие в гости к сказке.
- Из какой сказки? (
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка).
- Составьте предложение с данными словами.
- Что же такое предложение?

Занятие 7. 
Цели и задачи занятия:
1. Учить детей составлять распространенные предложения с использованием предлогов.
2. Учить придумывать сказку на предложенную тему.
Оборудование: картинки с животными.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Сегодня мы будем продолжать знакомство с предложением и узнаем о
роли маленьких слов (
предлогов).
Повторим. Закончите хором.
Наша речь состоит из............................
Предложение состоит из.................................
Сколько слов может быть в предложении?

II. Игра.
Вы - учителя. Будьте готовы исправить ошибки, которые, возможно, я допущу.
Цветы стоят на вазе. Правильно? Какие слова я перепутала?
Маша с мамой идут на кино. Правильно?
Видите, какое значение имеют " маленькие слова " или предлоги в предложении.

III. Работа по теме: «Предлоги в предложении».
Вы принесли красивые игрушки. Возьмите их в руки. А теперь сделайте то, что я прошу. Положите свою игрушку ____парту. Не знаете, куда положить, потому что потеряно маленькое, но очень важное слово. Какое?
Положите игрушку на парту. Где лежит ваша игрушка? Положите игрушку
под парту. Посмотрите, как изменилось место нахождения вашей игрушки? Какое слово так подействовало?
Составление схемы своего предложения. (
Располагают игрушки по желанию)
(за, перед, на, в...).

IV. Составление предложений по сюжетной картине с использованием
предлогов.
 
Учитель показывает детям новогоднюю елку и просит ее украсить игрушками с использованием предлогов.

V. Составление сказки по предложенной теме.
Учитель предлагает детям придумать сказку на тему: «О новогодней елке».

Занятие 8.
Цели и задачи занятия:
1.Закрепить понятие о слове и предложении.
2.Учить дифференцировать понятия «слово» и «предложение».
Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
На прошлом занятии мы учились узнавать предложения, составлять
их и сделали вывод, что предложение – это ____ . (
Закончите мою мысль). Сколько слов может быть в предложении?

II. Работа с предметными картинками.
(ягоды, лес). В лесу растут ягоды. Предложение можно "записать" (изобразить схемой).

 

- Из чего состоит предложение?
Добавим еще одну картинку, на которой изображены дети, и составим предложение по этим трем картинкам.
Дети собирают в лесу ягоды.

 

Чем похожи эти предложения?
В чем различие?
Составление предложений по 2 картинкам.
Изобразите схему своего предложения в тетради (
используйте любимый цвет).
- Не забудьте, как в схеме обозначается первое слово и в конце предложения (
закончите мысль).

III. Составление рассказа о своей игрушке (описание).

  • У Сережи машина.
  • У Светы кукла.

(Схема с предварительным разбором).
-  А теперь опишите свою игрушку.

IV. Игра «Исправь ошибку».
Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Оля с картинкой рисует папу.
Маша несет сумку в капусте.
Составление по схеме предложения:


V. Игра "Задумай слово" (угадывание предмета по его описанию).

Занятие 9.
Цели и задачи занятия:

  • Научить детей распознавать звуки, различные по продолжительности.
  • Развивать монологическую и диалогическую речь.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Конструировать по памяти, по образцу.
  • Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания.

Оборудование: предметные картинки, магнитофон.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Речевая и дыхательная гимнастика.
Развитие артикулярной моторики. Выполнение упражнения "Вкусное варенье" (
активизация мышц языка), упражнение "Лошадки" (активизация кончика мышц языка), упражнение "Губы круглые, как бублик" (активизация мышц губ), упражнение "Кто лучше сделает дудочку?" (активизация мышц губ).
Упражнения на дыхание.
1.вдох, выдох;
2.вдох, задержать воздух, выдох;
3.вдох, задержать, выдох на счет от 1 до 10.
Развитие голоса. Выполнение упражнения "Дует ветер" (
развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ).
г) работа над чистоговоркой. Произносим быстро и четко.
 Ца-ца-ца, ца-ца-ца Цапля, улица, пыльца.

II. Работа по теме «Звуки» (общее понятие). Зимой в лесу.
Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране Фонетике. Жителями этой страны являются звуки. Они невидимы, но зато их можно услышать (хлопок в ладоши).
- Какой звук вы сейчас услышали? (
хлопок).
- Какой он был по продолжительности? Короткий или длинный? (
короткий). А теперь возьмите карандаш и постучите им, не торопясь по столу. Каким был стук? (коротким).
А дальше мы будем путешествовать на паровозике. Для этого
встаньте друг за другом. Каждый берется за локти впередистоящего.
(
дети берутся за плечи друг друга). Машинисты, подайте сигнал! (У-у-у-у-у). Какой произнесли звук? Длинный или короткий? (длинный).
- Звуки мы слышим повсюду. Они окружают нас везде. Давайте поедем на лесную поляну и послушаем, что происходит. Вот мы и на поляне.
Слышите шелест листвы? Как шелестят листья? (ш-ш-ш).

  • А вот летит жук (ж-ж-ж).
  • И комарик тут как тут (з-з-з).
  • А теперь давайте споем (а-а-а, о-о-о, у-а-о-а).
  • А теперь давайте отдохнем.

III. Физминутка (Слушают запись с голосами птиц).

  • Что вы сейчас слушали? (звуки)
  • Произнесите звуки, которые вы сейчас слышали?
  • Какие были звуки по продолжительности? (разные: короткие и длинные)
  • Что же такое звуки?

Вывод: Звуки - это то, что мы слышим, слышали и произносили. Каждый звук живет в своем домике [ ].

IV. Развитие речи.
-А теперь, дети, закройте глазки. Мы поиграем с вами в зимнюю сказку. А героями будут звери леса. Откройте глазки. Кто перед вами? (Зайка).

V. Физминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз-два, раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

  • Дети, а кто еще из зверей живет в лесу? (Называют зверей).
  • Дети, чем питается в лесу белочка? Волк?
  • Опишите белку. Опишите волка.
  • Кто будет волком? Кто будет белкой?
  • Так вот, волк, ты хочешь узнать у белки, почему она не голодает? А белка должна ответить.

Итак, снежная зима. Под елкой встречаются белка и волк. Волк: «Белка, скажи мне, почему ты зимой не голодаешь?» Белка: «Я не голодаю, потому что летом я тружусь, собираю грибы, шишки, в дуплах делаю запасы. А зимой их нахожу и ем. Я питаюсь растительной пищей, а ты волк - хищник. Запасы ты не делаешь, вот и ходишь зимой злой да голодный».

  • Конструирование.

Учитель: Угадайте, что это? Изобразите у себя на столе.

Занятие 10.
Цели и задачи занятия:

  • Развивать монологическую и диалогическую речь.
  • Конструировать по памяти, по образцу.
  • Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания.

Оборудование: картинки с грибами.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Развитие артикулярной моторики. Игра «Лошадка», «Бублик», «Трубочка».

II. Игра «Правильно услышим и покажем, что услышали».
Развитие мышления, слухового сосредоточения.
Который час?
Двенадцать бьет.
Кто вам сказал?
Знакомый кот.
А мышка где?
В своем гнезде.
Штанишки шьет.
Кому?
Супругу своему.

III. Работа над темой «Съедобные и несъедобные грибы».

Учитель: Отгадайте загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (
Гриб)
Большой гриб, а маленький ____?
Составление рассказа "По грибы ".
- Какие грибы собрал мальчик? Задание: убери те грибы, которые нельзя есть.
- Почему их так назвали: подосиновик, подберезовик, опенок?

IV. Игра «Отгадай, что задумали?» (развитие воображения, речевой активности).
Лиса, лисичка, лисички - животные, грибы.

V. Работа над рассказом "Курица и лисица"(развитие устной речи).
Задание: Сделать рассказ с помощью ответов на вопросы, чтобы ответы были красочными и интересными (М.Н.Ильина. Тесты для детей. «Готов ли ваш ребенок к школе», страница 65)

VI.  Игра «Четвертыйлишний».
лисички, ель, подосиновик, боровик.
Какие еще деревья вы знаете?

VII. Игра "Птичка" (страница18 для развития самоконтроля).

VIII. Работа с книгой.

Страница 296 образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.
Работа с книгой (М.Н.Ильина. Тесты для детей. «Готов ли ваш ребенок к школе», страница 297). Образование глаголов при помощи приставок.
Работа с текстом.
(Какая?) курица (где?) гуляла со своими (какими?) цыплятами. Вдруг (откуда?) показалась (какая?) лисица. Она хотела (как?) схватить (какого?) цыпленка. (Какая?) курица увидела (какую?) лисицу. Она (как?) кинулась на нее и отбила (какого?) цыпленка..
Работа с текстом. Упражнение.
Мальчики ходили в лес гулять и видели там белку и восемь дроздов.(21 слово). В ноябре в лесу уже нет поганок, как, впрочем, вообще нет грибов, которые засыпают на время зимних холодов.
(Хорошим считается показатель, если дети воспроизвели предложения в 33-35 слогов)

IX. Загадки.
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (
Солнце).
Учитель:Нарисуйте на листке солнце.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (
Снежинка).
Учитель: Нарисуйте на листке снежинку.

Заключение.

Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье и успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании. Коррекция недостаточно развитых предпосылок к систематическому обучению приводит к достижению требуемого уровня готовности к школе.
По наблюдениям школьной психологической службы:

  • ухудшается здоровье детей; ежегодно в I классы нашей школы приходят от 49% до 30% здоровых детей;
  • увеличивается количество детей с низким уровнем «школьной зрелости», психологически не готовых к обучению в школе;
  • не посещают детский сад до 20% первоклассников;
  • до 50% детей - первоклассников не посещают занятия «Субботней Академии».

Следовательно, этим детям необходима помощь специалистов (психологов, логопедов, медицинских работников, педагогов) на ранней ступени подготовки к школьному обучению и в первом классе общеобразовательной школы.
Опыт работы на занятиях по « Развитию речи» позволяет сделать некоторые выводы:

  • дети, посещавшие занятия в «Субботней академии», легче адаптируются к школе и меньше болеют в 1 классе; у них формируется положительное отношение к учителям, они с радостью идут в школу;
  • важно, когда непосредственная работа педагога с детьми на занятиях позволяет применить самый широкий спектр методов (наблюдения, «тесты», игры, эксперименты), многие из которых могут использовать на своих уроках учителя 1 классов и родители;
  • конкретные наблюдения, полученные при работе с детьми по развитию интеллектуальной, личностной и эмоциональной сфер дошкольников, изучение отношения детей к окружающей действительности могут быть полезны учителям, родителям, желающим глубже познать внутренний мир ребенка и видеть своих детей психически здоровыми;
  • очень важно, когда рядом работают педагоги - единомышленники, которые понимают значимость психологической просветительской, профилактической, диагностической и коррекционной работы.

По высказываниям родителей, детям нравится посещать занятия в «Субботней академии»: прошел страх перед школой, дети стали более общительными, появилось желание заниматься дома рисованием, конструированием, лепкой, развивающими играми.
Родители лучше научились понимать своих детей, узнали как подготовить ребенка к школе более грамотно; приобрели дополнительные психологические знания.

  1. Викторина по русскому языку и чтению

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник, который имеет необычное название «Викторина». Кто из вас может объяснить значение этого слова?

Ученик: Викторина – это когда ведущий задает вопросы, а дети на них отвечают.

Ведущий: Точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по русскому языку и чтению. Итак, приглашаются две команды: «Угадай-ка» и «Любознательные».

Выбирается жюри.

Задание 1. Добавить одну букву, чтобы получилось слово.

БА                                                 БА
КО                                                КО
СО                                                 СО
РИ                                                 РИ
ЛА                                                ЛА

5 бал.  – 5 слов
4 бал. – 4 ел. и т.д.

Задание 2. Игра с болельщиками «Доскажи словечко». По трем сюжетным картинкам рассказать сказку как можно точнее.

1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ...
(конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ...
(карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная ... 
 (картошка)

 4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть, без хруста,
Если я ...
 (капуста)

5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ...
(коньки)

6.  По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки ...
 (коса)

7. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ...
(медведь)

8. В черном поле заяц белый.
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто ж этот заяц ...
(мел)

9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ...
(мышка)

10. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной ...
(медведь)

Ведущий: Молодцы! Каждая команда получает по 5 баллов.

Задание 3.

Угадайке

 7 «люков»

  1. _лю_к_    
  2. _люк_
  3. _ лю_к _  
  4. _ люк_ 
  5. _лю_ _ _ _ к _ 
  6. _люк_ _
  7. _ лю_ _ к

Любознательным

7 «львов»

  1. _л_ _ев_ _
  2. ле _ в_ _
  3. _ лев_ _
  4. _ _ лев_ _ _ _
  5. _ лев
  6. _ лев_ _ _ _
  7. ле___ в___

Вопросы для «Угадайки»: 

  1. Без этого не играют в хоккей
  2. Этот в руке у Бабы-Яги
  3. Этот пекут, как пекут пироги
  4. Этот не знает, что значит улыбка
  5. В тот молочко наливают кошке
  6. Этот с болота приносят в лукошке
  7. Этот искал Карабас-Барабас

Вопросы для «Любознательных»: 

  1. Первый лев пасет оленей
  2. Этот острый, в мыльной пене
  3. Третий корм для лошадей
  4. Лев – источник новостей
  5. В пятом здесь бычок вздыхает
  6. Этот полю помогает
  7. А последний очень вял.

Помогают болельщики.

Задание 4

Ведущий: Ребята, вам пришла шифровка. Она напечатана необычными буквами, в которых не хватает одного элемента. Подставьте и прочитайте 2 слова.

Угадайке                     Любознательным
БЕРЕГ                           ПЕВЕЦ
НЕМЕЦ                         СЕВЕР

Задание 5. На доске за 3 минуты написать как можно больше слов с сочетаниями:

Угадайке                                           Любознательным
ча-ща                                                     жи-ши

Конкурс болельщиков: 

  1. Придумать слово, состоящее из трех букв и трех звуков.
  2. Придумать слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.
  3. Придумать имя девочки, в котором три слога.
  4. Имя мальчика, в котором на один слог меньше.
  5. Подсчитать сколько букв и звуков в словах яблоко и енот.
  6. Сколько слогов в именах: Петр и Алеша.

Задание 6. Играют капитаны. Угадать сказки и их героев.

  1. Иван-царевич говорит ей: «Лягушка, лягушка отдай мою стрелу». («Царевна-лягушка», р.н.)
  2. Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом!» Будет вам новое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)
  3. Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю? («По щучьему велению», р. н.)
  4. Кто прислал телеграмму?

От дедушки ушел,
От бабушки ушел,
Скоро буду у вас
(«Колобок», р.н.)

5.  Красна девица грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко
Слезы льет бедняжка
 («Снегурочка», р.н.)

6. Назовите аппарат, на котором Баба-Яга совершала свои полеты. (Ступа)

Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд.

  1. Методика работы по совершенствованию орфографической зоркости

.

Уже с букварного периода обучения не только можно, но и нужно начинать работу по формированию и развитию орфографической зоркости, так как именно этот этап принципиально важный и ответственный для формирования орфографических навыков.

Необходимо учить детей сначала фонематическому слуху – слуховому вниманию, а затем зрительной зоркости – зрительному вниманию. Фонематический слух и зрительная зоркость образуют орфографическую зоркость.

Задача учителя сформировать умение обнаруживать и выделять не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова, используя предложенную систему упражнений.

Формируя орфографический навык, следует отметить, что в виду имеется прежде всего структура орфографического действия:

  • обнаружить орфограмму;
  • определить ее тип;
  • решить орфографическую задачу;
  • осуществить контроль и самоконтроль.

Эти компоненты и составляют орфографический навык.

Предметом нашего совершенствования является первый структурный компонент – формирование умения обнаружить орфограмму. Формирование орфографической зоркости начинается в начальных классах и продолжается в средних и старших классах.

В традиционной системе обучения количество часов не позволяет в полной мере овладеть орфографической зоркостью, так как все задания репродуктивного характера: "Спишите, вставляя буквы", "Спишите. Подчеркните безударные гласные". Так учебники русского языка для начальной школы (авторы: М.Л. Закаружникова, Н.С. Рождественский, Ф.Д. Костенко) учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем "раскрывания" скобок. И такая форма работы преследует ученика на каждой странице учебника, она становится механической, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены и первое действие орфографической задачи выполнено за ученика. Поэтому я предлагаю систему упражнений по формированию орфографической зоркости у учащихся первого класса. Данная система упражнений разделена на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на них и делает шаг вперед.

Этапы работы по формированию орфографической зоркости у учащихся первого класса.

I. Определение ударения в слове.

II. Сильная и слабая позиция звуков в слове, умение оценивать каждый гласный звук слова.

III. Новый способ записи слов – письмо с пропусками гласных букв в слабой позиции.

IV. Знакомство с орфограммой как с явлением.

V. Формирование умения воспринимать орфограмму на слух.

VI. Выбор правильного варианта из имеющегося набора.

Данную систему упражнений для повышения эффективности, усвоения правильного и успешного формирования орфографической зоркости я предлагаю обычные задания по традиционной системе.

Кроме предложенных мною заданий использовались упражнения из учебника "Русский язык" для первого класса четырехлетней начальной школы (Т.Г. Рамзаева); Дидактический материал по русскому языку: 1 класс (Ш.В. Журжина, Н.В.Костромина).

На первом этапе работы, в период обучения грамоте, дети учатся безошибочно и быстро определять ударения в слове, правильно обозначать на письме ударный звук, соответствующий ему гласной буквой.

Цель – познакомить с такими словами, написание которых определяется произношением, убедить в том, что в слове орфографическую ошибку сделать нельзя, т.е. в слове может совсем не быть орфограммы

Упражнения 1-5 (Приложение 1)

На четвертом этапе отбрасываем умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. (Безударный звук [а] может быть обозначен о или а. Безударный звук [и] буквами е, я, и).

Цель на данном этапе: познакомить учащихся с орфограммой как явлением, когда возникают случаи неоднозначного соотношения звуков и букв.

Учитель: – Возможна ли ошибка в слове горы? (нет)

- Ошибка здесь невозможна, т.к. замена любой из букв приводит к разрушению данного слова и замене его другим (например, норы).

- А если заменить букву безударного гласного в слове гора и записать слово гара? Что произойдет?

- При записи слова гара его значение не изменилось, произношение то же осталось прежним. Мена букв о-а в словах гора-гара – это явление орфографическое.

Орфографические ошибки возможны лишь в те случаях, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение слова (го/ара). Если имеется выбор букв, значит это орфограмма (орфо- правильный, грамма – запись).

Целью далее следующих упражнений является усвоения учащимися сущности понятия орфограммы: в слове нет тогда орфограммы, когда нет выбора букв. В слове есть тогда орфограмма, когда есть выбор букв, т.е. на данном этапе нужно научить детей видеть в словах орфограммы.

Упржанения 1-2 (Приложение 2)

Такое рассуждение очень трудно получить от ученика, но тем не менее необходимо, так как подобное рассуждение – осознанное основа навыка.

Но главным средством на этом этапе при формировании орфографической зоркости, умения воспринимать орфограмму на слух является далее следующее выполнение упражнений.

Упражнения 1-2 (Приложение 3)

Шестой этап – выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение мы отрабатываем на корне, как значащей части слова.

Упражнение 1 (Приложение 4)

Цель: формировать у учащихся внимание, интерес определять место орфограммы.

Методика проведения упражнения: ученики слушают предложение. Далее произносят его "про себя" обращая внимание на слова в написании которых они сомневаются. Затем учащиеся пишут предложения под диктовку, пропуская в словах те места, в которых они затрудняются написать нужную букву. После того, как дети написали текст, они спрашивают у учителя как писать то или иное слово. Учитель с помощью наводящих вопросов помогает ученику самому определить правильное написание слова.

Дары леса.

Лес кормит людей, зверей, птиц. Люди любят ходить в лес. Часами ищут грибы, ягоды. Они приносят из леса полные лукошки лесных даров.

После внедрения системы данных упражнений в обучение умению обнаруживать и выделять орфограммы в разных морфемах написанного слова, нужно провести контрольный срез.

Целью данного среза является оценка эффективности предложенной системы упражнений по формированию и развитию орфографической зоркости у младших школьников в первом классе.

Задание № 1. В зрительно предъявленном тексте поставьте ударения, найдите и выделите карандашом орфограммы.

Цель. Проверить наличие умения зрительно обнаруживать орфограмму.

Лягушка.

Жила на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Лягушка наслаждалась теплым мелким дождиком. Дождик пробегал по ее спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Лягушка насторожилась. Это летели утки. Она спряталась в осоке. (По В.Гаршину)

Задание № 2. Поставьте ударение, найдите и подчеркните карандашом орфограммы.

Цель: проверить наличие умения обнаруживать орфограмму на слух.

Хозяйка.

Галина осталась дома за хозяйку. Девочка вымыла посуду. Она подмела пол. Галя полила цветы на окне. Она играла с братишкой. Уже восемь часов. Малышу пора спать. Сестра спела песенку. Мальчик быстро уснул. Скоро придет мама. Надо ставить на плиту чайник.

Задание № 3. Спишите текст, подчеркните все увиденные вами орфограммы на безударные гласные в словах.

Цель: проверить уровень сформированности орфографической зоркости у младших школьников.

Зимний лес.

Какой красивый лес зимой! Кругом пушистые сугробы. Хороши высокие ели. На ветках шапки снега. У куста сидит зайка. В дупле уснула белка. На макушку ёлки села большая птица.

Результаты всех заданий контрольного среза можно записать в таблицу.

№ п/п

Фамилии, имена учащихся 1 класса

№1

№2

№3

Процент

выполнения

не выполнения

 

Иванов Максим

+

-

+

66

34

 

Мирошникова Дарья

+

+

+

100

100

Проанализировав данные в таблице можно сделать вывод об уровне умения обнаруживать орфограммы в словах у учащихся 1 класса.

Итоговые 3 задания показывают, что предлагаемая система конкретных упражнений, по степени возрастания сложности и самостоятельности, даёт прекрасные результаты уже к концу обучения в 1 классе.

Вовремя проведенная работа по формированию орфографической зоркости и дальнейшее ее развитие, оказывает влияние на сознательность и успешность формирования орфографического действия.

Данная система упражнений находит конкретное воплощение во втором и третьем классах.

  1. 3.Урок математики в 1–ом классе на основе игровой технологии – драматизации проблемно–поискового характера.

Тема: Решение примеров и задач в пределах 20
Тип урока: Урок закрепления ранее усвоенных навыков.
Цели урока: 

1.Возбудить интерес к учебной деятельности и снять напряженность при ответах на вопросы заданий.
2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся при решении нестандартных задач.
3. Закрепить навыки выполнения действий сложения и вычитания в пределах
20.
Ход урока. 
1.  Организация урока.
     Сегодня на уроке нам предстоят задачи: Потренируемся в выполнении действий в пределах
10, чтобы к концу урока все считали быстро и без ошибок. Продолжим учиться считать в пределах 20. Будем учиться рассуждать , делать выводы, решать головоломки.
     А проведём мы наш урок в необычной форме. Кто из вас любит смотреть кукольные спектакли? Тогда мы все вместе отправляемся в « Театр кукол ». Афиша нам говорит о том, что в театре сегодня «Математическая радуга».
     Кто может сказать, из скольких цветов складывается радуга?. Правильно, поэтому и заданий будет тоже 7 , которые нам предстоит с вами преодолеть.
     Готовы ?
Чтобы получить входной билет, надо произвести небольшую разминку (Устный счёт)

2 . Увеличить 8 на 2. Объясни, почему так сделал.

Уменьшить 10 на 3 Объясни.

Как называются числа при сложении ? 

Найти сумму чисел 10 и 7

Как называются числа при вычитании?

Найти разность чисел 9 и 6

А теперь хитрая задача: "Сколько отнять от 12, чтобы осталось 10 ?"

Кто согласен с решением? Как доказать, что решили правильно?

     Разминка окончена , и можно идти приобретать билеты в театр. Но билеты эти не простые, а сказочные: В них примеры на сложение и вычитание. В театр попадет только тот, кто правильно решит пример. Но кто захочет выручить друга, может ему помочь и взять с собой в театр. Решать нужно очень быстро, а то можно не успеть к началу спектакля. 14 билетов ,14 детей выходят к доске ,берут билет и решают пример.
     Учитель: Билеты мы приобрели, каждый на два лица ,можем идти в театр. Заняли места. Погас свет. Звенит звонок. На ширме появляется Петрушка.
     Петрушка: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать к нам в театр! Вы любите театр? А что вы любите смотреть? Я тоже люблю сказки, и сегодня к нам придут сказочные герои. Но сегодня в театре вы им будете помогать решать задачи ,рассуждать. Но сначала я вас поспрашиваю. Сумеете ли вы ответить на мои вопросы?

  1. Что больше: сумма чисел 18 и 2 или разность чисел 20 и3 ? Как вы догадались?
  2. Что надо сделать со слагаемым, чтобы сумма увеличилась
    на
    3 ? Объясни мне.
  3. Как можно разложить 10 карандашей в две коробки ? По-разному!
  4. А теперь 20 разложить на два ящика.
  5. Чем отличаются числа 1,3,5… от 2,4,6…?


-Правильно.  А теперь напишите четыре четных числа в тетрадь , только после этого к вам придёт сказочный герой.
           (Дети пишут ряд чётных чисел в тетрадь)
           (На ширме появляется Зайчик)
3.  Зайчик: Здравствуйте, ребята ! Вы хорошо отвечали Петрушке!
Ну а мои задачи вы сумеете решить ? Ну-ка, попробуйте!
 - Я утром был в огороде и нашел там 7 морковок. 2 съел сразу. Мне показалось, что у меня осталось 6 морковок. Правильно? Вот молодцы, что помогли мне! Запишите в тетрадь примером решение этой задачи! ( Дети работают в тетрадях)
     -  А вчера я бегал по лесу. Как там красиво!
Под одной сосенкой я видел 5 рыжиков, а под другой на один гриб больше. Сколько всего я видел грибов?


   -   Белочка записала такое решение:
    
1) 5+1;
А я решал так:
    
2) 5+5+1.
     Кто записал верное решение? Кто не согласен? Сколько же всего грибов я видел? (Дети отвечают)
     Но самое трудное задание я подсмотрел у ребят в классе. Им учительница предложила
выбрать пары чисел, разность которых равна 2. Вот эти числа: 8, 17, 20, 10, 6, 18, 15, 4. Посовещайтесь в паре.
(Дети находят пары чисел, а 2 примера записывают в тетрадь.)
    
Зайка: Спасибо, ребята, вы помогли мне решить многие проблемы. Желаю вам успехов в учебе, а я тоже пойду в школу учиться. Ой, кто-то сюда идет! Я убегаю!
    
4.Лиса: Здравствуйте, ребята. Заяц убежал, думая, что я его обижу. А я сегодня добрая, я пришла к вам тоже с заданиями. Сумеете ли вы решить мои задачи? Для этого понадобится смекалка и навык счета? Я, лиса, быстро бегаю по кругу и хорошо запутываю следы, так, что никто их не распутает! А вы попробуете?
    
5.  ( Круговые примеры)
      
3+6= 9-4= 5+5= 10-6= 4+3= 7-5= 2+8= 10-7= 3  ??? разве можно ставить равенство?
    
Лиса: Молодцы, ребята! А как вы догадались, что это замкнутый круг? Дети, помните сказку «Лиса и волк»? Как я обхитрила волка и наловила полный воз рыбы? Верно? ( Ответы детей, что это не она наловила, а старик) Ну, я немного подзабыла. А вы любите ловить рыбку?
     (Игра-соревнование «Кто больше поймает рыбки». Три ученика по очереди берут рыбки и решают примеры, которые на них. Дети оценивают правильность решения и определяют победителя)
    
Лиса: Молодцы, рыбаки. А не хочет ли победитель поделиться рыбкой с ребятами?.(Дети решают примеры, написанные на рыбках, которые дарит им победитель).
    
6. На ширме Собачка: Здравствуйте, дети! Вас лиса сегодня рыбкой угостила? Прочитайте мне, какие вы примеры решили? (Дети читают).
     Я вам предлагаю решить кроссворд, отгадав который, мы узнаем, куда пошли наши звери.
     (Кроссворд «Школа». Дети решают примеры и записывают названия животных, из которых складывается слово «Школа»)
     Вот и я поеду туда учиться!
    
7. Учитель: Чтобы много знать, надо многому учиться. А кто нас может всему научить? (Школа, семья, родители, товарищи – ответы)
Все звери сели в поезд, но и нам оставили
3 вагона. Кто поедет? (Дети берут конверт с номером вагона, а внутри 4 примера на сложение и вычитание) Поехали в школу?
   
  8.  Волшебный поезд привез нас в тридевятое царство тридесятое государство к Василисе Премудрой.
    
Василиса: Добро пожаловать в мою школу мудрости! В этой школе вы будете не просто считать примеры, но и решать самые сложные проблемы. Для этого нам понадобится сосредоточить все внимание, уметь сравнить, принимать нужное решение. Готовы?

 

Задание 1. (Таблица, на которой утенок и несколько мячей разного цвета: синие, красные, желтые. Расположены в определенном порядке)
Какой мяч выбрал утенок, если он не синий, а справа от него лежит красный мяч (Желтый. Дети должны показать и объяснить, почему именно этот мяч выбрали)

 

Задание 2. (4 тарелки с нарисованной клубничкой: на одной – 4 штуки, на другой – 3 штуки, на третьей – 2 штуки, а на четвертой – одна. Как разделить клубничку поровну на две группы, не перекладывая ягод с тарелки? ( Объединить в группы: 4 и 1, 2 и 3)

     А теперь я вам даю карточки с примерами, а вы выпишите те из них, ответы которых равны четным числам (2минуты)
    
Петрушка на ширме.
     Я думаю, что все звери и Василиса остались вами довольны. А вы сегодня продемонстрировали свои умения, навыки, математическое мышление.
     Тут и сказочке конец! А кто работал – молодец! Все получите сувенир – медальку из шоколада в подарок! Молодцы! До свидания, ребята!

 

  1. Своя игра" (интеллектуальная игра по русскому языку и чтению)

Цель: способствовать развитию познавательной активности учащихся; развивать чувство ответственности и умение работать в микрогруппе.

Оборудование: для учителя – карточки с заданиями; на доске нарисовать таблицу:

Имена

1

2

3

4

5

Сказки

1

2

3

4

5

Знаки препинания

1

2

3

4

5

Грамматика

1

2

3

4

5

Пословицы

1

2

3

4

5

Ход игры

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас интеллектуальная игра “Своя игра”. Наверно, многие из вас смотрели эту передачу по телевизору. Сейчас я вам объясню правила игры. Вас будет пять команд. На доске написаны темы вопросов, каждая тема содержит по пять вопросов. Каждому вопросу соответствует балл, если ответите правильно на первый вопрос, то получаете 1 балл, если на второй, то 2 балла. Команды по очереди выбирают тему и номер вопроса, дается время для обдумывания.

Итак, начинаем! Первая команда, выбирайте тему!

(После того, как первая команда ответила на вопрос, тему вопроса выбирает вторая команда, затем третья и т.д. В течении игры каждая команда должна ответить на пять вопросов. В игре всего двадцать пять вопросов.)

“Имена”

1. Кто из литературных героев путешествовал в стране Чудес? (Алиса)

2. Кому принадлежат эти слова: “Сим-сим, открой дверь!” (Али-баба)

3. Назовите автора трилогии о Незнайке и его друзьях. (Н.Носов)

4. Кто написал это стихотворение:

Белая береза
Под моим окном,
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (С.Есенин)

5. Учитель написал фамилии учащихся в журнал в алфавитном порядке. Какая из этих фамилий оказалась в списке последней?

Антонов, Судаков, Сухов, Волков, Савин.

“Сказки”

1. Сколько грошей отдала женщина колдунье за зернышко, из которой вырос тюльпан, где оказалась Дюймовочка? (12)

2. Отрывок из какой сказки?

“…В самую полночь прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая золотая. Бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет…” (“Сивка-Бурка)

3. В кого превращался мальчик Якоб, герой сказки В.Гауфа? (Карлик)

4. Кого спрашивал царевич Елисей о своей невесте? (Солнце, месяц, ветер)

5. Какую из этих сказок не написал Г.Х Андерсен?

  • “Гадкий утенок”
  • “Дюймовочка”
  • “Кот в сапогах”
  • “Снежная королева”
  • “Свинопас”
  • (“Кот в сапогах”)

“Знаки препинания”

1. О каком знаке идет речь?

Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество. (Восклицательный знак)

2. Если правильно поставите запятую, то ваша жизнь будет спасена.

Казнить нельзя помиловать. (Запятую нужно поставить после слова нельзя)

3. Правильно ли поставлены знаки препинания?

- Чем ты занимаешься.

- Изучаю русский язык? (Поменять местами знаки препинания)

4. Расставьте знаки препинания в конце предложений.

Привет_ Где ты был на каникулах_

5. Исключите лишнее слово

  • Тире
  • Точка
  • Кавычки
  • Клякса
  • Скобки
  • (Клякса)

“Грамматика”

1. Составь из этих букв слово.

М А Б У Г А (Бумага)

2. В каком слове есть звук Й?

  • Наука
  • Гуашь
  • Каюта
  • Вуаль
  • Коала
  • (Каюта)

3. Найди общее начало для слов:

  • - мушка
  • - жик
  • - зина
  • - пус
  • - тик
  • (Кор-)

4. Правильно поставь ударения в словах:

Алфавит, статуя, столяр, звонит, баловать.

5. Раскройте скобки и покажите слитное написание приставок и раздельное написание предлогов.

А ты (по)коробу (по)скреби, (по)амбару (по)мети, вот и (на)берешь муки (на) колобок.

“Пословицы”

1. Какие числа пропущены в пословице.

_____ голова хорошо, _____ лучше. (Одна, два)

2. Докончи пословицу: Трудно найти, … . (Легко потерять)

3. Какие слова пропущены в пословице.

Труд человека______, лень ______. (Кормит, портит)

4. Найди в пословице слова-антонимы.

Дождик вымочит, а красное солнышко высушит. (Вымочит, высушит)

5. В какой из этих пословиц в пропущенном месте упоминается не тот, кто в остальных?

______ ноги кормят.

______ бояться в лес не ходить.

Ночью все ______ серы.

Работа не ______ в лес не убежит. (Кот)

В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Следует отметить самых активных, самых любознательных участников. Победители награждаются грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников.

В основу программы заложены базисные принципы, разработанные Н.А. Федосовой. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, благодаря чему создается прочная основа для успешного изучения р...

Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....

Методические материалы для родителей о подготовке детей к школе

Известно, что первые дни ребенка в школе - самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника. Далеко не каждый малыш легко адаптируется к школе. Большая наполняемость классов, разный уровень...

Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...

«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе.

«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе....

Методические материалы для родителей о подготовке детей к школе

Методические материалы для родителей о подготовке детей к школе...

Рабочая программа "Подготовка детей к школе" (развитие речи)

В рабочую программу входит пояснительная записка для занятий по развитию речи дошкольников и тематическое планирование....