"Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"
статья

Пагма Саномбаловна Доржиева

 

В статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС.  Работа по сохранению и укрепление здоровья учащихся является приоритетным направлением в начальной школе.

 Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа, сохранение здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zs_tehnologii_na_urokah.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников.  Согласно определению  данному Всемирной организацией здравоохранения, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых.

Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся является приоритетным направлением в начальной школе.

В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни, стараюсь создать условия, не приносящие вреда здоровью учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:
-учет возрастных особенностей младших школьников;
-учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
-структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);
-осуществление здоровье сберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока.

В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровье сберегающих технологий:

  • положительный  эмоциональный настрой на уроке;
  • оптимальный темп ведения урока;
  • подача   материала  доступным рациональным способом;
  • наглядность;
  • смена  видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и тд
  • физкультминутки,   динамические паузы;
  • дифференцированный подход в обучении;
  • групповая работа, работа в парах;
  • игра, игровые моменты;

Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние младших школьников. 

Положительный  эмоциональный настрой на уроке.  Каждый урок стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую стихотворные строки, пословицы, мудрые изречения. Такое начало урока вызывает у учащихся желание продолжать беседу, готовность демонстрировать свои знания, получать новую информацию.

Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать.

Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе.
Оптимальный темп ведения урока.

Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

В качестве наглядности использую компьютерные технологии.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
         Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе 
большое значение имеют физические упражнения. 

Одна из самых острых проблем в школе - ограничение двигательной активности детей во время занятий. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движение. Теряется концентрация внимания, устают кисти рук, пропадает интерес к материалу, потому что наступает усталость. Накопившаяся усталость может вызвать отклонения в состоянии здоровья – нарушение осанки, зрения, повышение давления, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.          

Физкультминутки на уроке снимают утомление, обеспечивают активный отдых и повышают умственную работоспособность.
         Можно проводить следующие физкультминутки:

  • Танцевально-ритмические.  Проводятся под популярную детскую мелодию с ритмическим стихотворением. Повышают эмоциональный настрой и способствуют развитию выразительности в движениях уч-ся.
  • Физкультурно-спортивные. Представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц.

 Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади. В состав физкультминуток можно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений, 2-3 из них должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 – для плечевого пояса, рук и туловища, упражнения для ног.     Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, в тройках, в группах, взявшись за руки, в колоннах, в шеренгах и т. д.

  • Двигательно-речевые. Предполагают речевое сопровождение выполнения упр. Развивают творческие способности, способствуют развитию интереса того или иного учебного предмета.
    Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме. 
    Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
( Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)

           На уроках организуется групповая работа или работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает. Проходит она по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

          Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися, поэтому на уроках учащиеся имеют возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно использовать источники информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок. Предлагаемые задания разбиваю по уровням. Для слабых учащихся практикуется отдельный план работы на урок – задания подбираются доступного уровня, присутствуют рекомендации по выполнению, задается индивидуальный темп работы. Каждый ученик имеет право добровольно выбирать для себя уровень усвоения. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение. Возможность выбрать уровень усвоения поможет избежать перегрузки ученика и направить его усилия в область склонностей и интересов.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся.

Литература:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вако", 2004.
  2. Безруких М.М., Сонькина В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. Методология, формы, методы, опыт применения - методические рекомендации // под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина – М.: «Триада-фарм», 2004. – 117 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Я постаралась описать  систему своей  работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе.  С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Одна из важнейших задач современного образования - помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если ребёнок не обладает хорошим здоровьем. Здоровье – актуальная тема...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...