Новые образовательные стандарты НОО и ООО (2021): обзор изменений
статья

Микрун Елена Викторовна

О новых требованиях ФГОС  начального и основного общего образования (приказы Минпросвещения от 31.05.2021г№ 286 и № 287). В статье – таблица с обзором главных изменений во ФГОС НОО и ООО. В ней вы найдете, что скорректировали в новых стандартах, как было раньше и какие требования придется соблюсти теперь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otlichie_novyh_fgos.pptx58.32 КБ
Файл novye_obrazovatelnye_standarty_noo_i_ooo.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отличия новых ФГОС (на примере личностных результатов обучения) Подготовили: Микрун Е.В., Южакова Н.Г.

Слайд 2

Новая жизнь с 1 сентября 2022 года Именно с 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а ребята, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для других ребят продолжить обучение по ним будет возможно только при согласии родителей обучающихся.

Слайд 3

В документах отмечается, что ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России , вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения , - формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями и пр.

Слайд 4

Главные отличия Сегодняшние ФГОС . Новый ФГОС. будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет школьник и что освоит. Также упор сделан на применении знаний на практике. содержат общие, размытые формулировки.

Слайд 5

Можно выделить несколько позитивных моментов: Повышается прозрачность системы образования , за что все мы бьемся уже долгое время. Любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей. Качество образования повысится за счет единства содержания. Достижение личностных результатов , которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе, будет направлено на реализацию программы воспитания. Определена система требований к тому, как должна реализовываться образовательная программа, это позволяет создать равные возможности для того, чтобы ребята получили качественное образование.

Слайд 6

Новые ФГОС , как и прежде, требуют системно- деятельностного подхода . Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам . Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: - гражданско-патриотическое; - духовно-нравственное; - эстетическое; - физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; - трудовое; - экологическое; - ценность научного познания.

Слайд 7

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ООП НОО Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов ( в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать: содержание учебного предмета,учебного курса В том числе внеурочной деятельности),учебного модуля; Планируемые результаты освоения учебногопредмета,учебного курса,учебного модуля; Тематическое планирование с указанием количества академических часов,отводимых на освоение каждой темы и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов Формируются с учетом РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности совместно с семьей и др.институтами; Может иметь модульную структуру и включать: Анализ воспитательного процесса в классе; Цель и задачи воспитания обучающихся Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики класса; Систему поощрения социальной успешности

Слайд 8

Спасибо за внимание Источник: Материалы сайта Официальный интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027



Предварительный просмотр:

Новые образовательные стандарты НОО и ООО (2021): обзор изменений

Какие изменения в работу школы вносят новые ФГОС НОО и ООО?

Как было

Как стало

Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО

Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было

Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)

Требования к результатам освоения программы

Требований было меньше

Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО)

Требования к пояснительной записке

Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО

Теперь содержание пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО). А на уровне ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно описать механизмы реализации программы. это касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО)

Требования к рабочим программам

Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий

Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО)

Содержание календарного плана воспитательной работы

Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах

Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО)

Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей

Деление предметов и курсов по предметным областям было другим

В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно

Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов

Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. при этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п. 33.1 ФГОС ООО)

Объем часов аудиторной нагрузки

ФГОС НОО: 2904 – минимум, 3345 – максимум
ФГОС ООО: 5267 – минимум, 6020 – максимум

ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО)
ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум (
п. 33.1 ФГОС ООО)

Объем внеурочной деятельности на уровне НОО

1350 часов

1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)

Требования к структуре содержательного раздела ООП

Раздел включал: программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы

На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных модулей (п. 32 ФГ

Особенности обучения детей с ОВЗ

Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для у/о

ФГОС НОО для детей с ОВЗ применять нельзя. Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО)

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Настолько подробных норм не было

Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО)

Деление учеников на группы

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы

Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. при этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п. 20 ФГОС НОО, п. 20 ФГОС ООО)

Требования к программе формирования универсальных учебных действий

Требований и норм было больше

Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)

Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований

Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО). для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)

Информационно-образовательная среда

Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов

Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)

Оснащение кабинетов

Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой

Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п. 36.3 ФГОС ООО)

Обеспечение учебниками и учебными пособиями

Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий – в печатном или электронном виде

Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)

Психолого-педагогические условия

Требований было меньше

В новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)

Повышение квалификации

Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года

Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)

Частные школы

Частные школы могли получить бюджетные средства только в объеме норматива региона. Они не включали в себя все виды расходов и были ниже, чем у муниципальных школ. при этом брать деньги с родителей частные школы не могли, если услугу хотя бы частично профинансировали из бюджета

Частные и государственные школы, которые реализуют государственные программы, теперь надо финансировать в одинаковом объеме (п. 39.4 ФГОС НОО, п. 40.5 ФГОС ООО)

Источник: Справочник руководителя образовательного учреждения № 10 Октябрь 2021года  https://e.rukobr.ru/922080?utm_medium=refer&utm_source=www.menobr.ru&utm_term=65889&utm_content=art&utm_campaign=red_block_content_button


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые образовательные стандарты - новый формат урока

Статья о возможностях, которые открываются благодаря использованию  ИТ в учебном процессе....

Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

«Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»...

ЭССЕ на тему: Новые образовательные стандарты - что ждет российских школьников в «Нашей новой школе»

ЭССЕпо дисциплине «Теоретические основы методической работы учителя начальных классов»Новые образовательные стандарты - что ждет российских школьников в «Нашей новой школе»Спец...

Новые образовательные стандарты НОО и ООО: обзор изменений

В статье – таблица с обзором главных изменений во ФГОС НОО и ООО. В ней вы найдете, что скорректировали в новых стандартах, как было раньше и какие требования придется соблюсти теперь. Вам не пр...

Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ

Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...