Статья Мотивационное обеспечение учебного процесса в начальной школе
статья
Материал содержит рекомендации о том,как создать мотивацию на уроках для эффективности усвоения учебного материала учениками.Данный материал подходит для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивационное обеспечение современного урока
Основные задачи образования сегодня –это не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. В качестве одного из таких средств выступает формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе учебной мотивации. Психологами установлено, что если какая-либо деятельность мотивирована, то она протекает более успешно. Мотивационная сфера учения у школьников определяет и побуждает их учебную активность. Поэтому в обучении нужно создавать такие условия, при которых активность обучаемых может быть высокой.
Практическое значение исследования данной проблемы определяется, в первую очередь, необходимостью поисков путей и средств формирования устойчивых мотивов учения у учащихся, что в конечном итоге способствует эффективности учебной деятельности детей в целом. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Одной из первостепенных является задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Учебную мотивацию должен формировать учитель: через выбранную технологию обучения, через личный контакт с ребенком, через работу с семьей, через привлечение психологических средств воздействия. Мы хотим видеть людей, способных находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Известно, что любой ученик, пусть в разной степени, но, тем не менее, должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Без усилий эмоционального интеллектуального напряжения – невозможны ни активизация познавательной деятельности, ни формирование положительной мотивации. Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться. Формированию положительной мотивации способствуют нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, во внеурочной деятельности.
Одним из способов формирования мотивации является системно-деятельностный подход к обучению. Эта деятельность должна осуществляться способами, усвоенными данным учеником, доступными ему. Именно это реализуется в условиях такого подхода, который предполагает усвоение знаний, которые ребенок добывает в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Важно на уроках не сообщать детям всё в готовом виде, а чтобы ребенок под руководством учителя сам открывал какое-нибудь знание. Только в процессе деятельности происходит саморазвитие личности ребёнка. Это можно формировать через: наличие познавательного мотива; наличие проблемных заданий, требующих от ученика самостоятельной поисковой деятельности; выполнение и освоение способа действий для осознанного применения знаний. Учитель всегда должен быть готов подхватить мысль учеников и помочь в их поиске.
На характер учебной мотивации влияет и групповая сплоченность класса. Важно на уроках работать и малыми группами, в парах, что будет способствовать повышению интереса к учебному предмету, Такая работа позволяет включить всех учащихся в активную учебную работу, так как только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Организация таких групповых форм обучения втягивает в активную работу даже "трудных" детей. Они, попав в группу одноклассников, коллективно выполняющих задание, не могут отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнутся осуждению со стороны товарищей, а их мнением они, как правило, дорожат зачастую даже больше, чем мнением учителя.
Формированию мотивации способствуют и необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся. Мыслительная деятельность и эмоции многообразно взаимодействуют. Нужно включать в урок различные виды заданий, которые удивляют ребят, вызывают желание разгадывать, творить и сочинять. Одним из средств достижения этих целей являются творческие работы на уроках литературного чтения: сочинение сказок, загадок, считалок, иллюстрирование, сочинения-миниатюры по итогам чтения, создание книг, проектов. Над проектами с интересом часто работают все дети класса. Эта деятельность способствует развитию творческого воображения, сплачивает детей, развивает коммуникативные качества, повышает мотивацию к учению. Творческий учитель может всегда поддержать и развить творчество ребенка.
Считаю ,что требуется изучать мотивацию именно через деятельность: целенаправленно наблюдать ребенка в процессе всей учебы и анализировать результаты. Высокая отзывчивость младших школьников к обучению и развитию требует их укрепления в учебной состоятельности и благополучии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/07/picture-56954.jpg)
Статья учителя начальной школы Калугиной Т.Г. Охранительный педагогический режим учебного процесса в начальной школе.
Статья Калугиной Т.Г. содержит практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. .В их основе - многолетний опыт работы учителя с детьми с особыми о...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/02/picture-89579.jpg)
Информационно-коммуникативное обеспечение учебного процесса в начальной школе. ИКТ - технологий в рамках введения ФГОС
ИКТ - технологии в рамках введения ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/04/picture-1147746-1559640657.jpg)
Мотивационное обеспечение учебного процесса школьников с интеллектуальной недостаточностью
В данной статье рассматриваются способы мотивации к учебной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-259789-1369658886.jpg)
Статья "Мотивационное обеспечение учебного процесса на современном уроке"
Мотивационное обеспечение является одной из главных задач в образовании. Так как учитель, должен ориентироваться прежде всего на личностные особенности каждого ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/03/picture-715954-1449172829.jpg)
"Мотивационное обеспечение учебного процесса на современном уроке"
Мотивация как важный фактор обучения на современном уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/25/picture-1224346-1624605340.jpg)
Статья на тему «Методики рефлексии, используемые в учебном процессе в начальной школе»
Вданной статье описываются две основные методики рефлексии, а также основные приемы рефлексии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО (статья для выступления на РМО)
Чтобы успешно учиться - нужно иметь хорошее здоровье. Здоровый ребёнок успешно адаптируется в социальной среде, нормальный рост и гармоничное развитие во многом определяются средой, в кото...