Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС.
методическая разработка

Юрченко Ирина Федоровна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_uchiteley.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС.

 Новое содержание работы учителя-логопеда школы

с введением ФГОС.

( Подготовила: Юрченко И. Ф.)

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в

- комплексной диагностике всех учащихся начальной школы;

- осуществлении коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи;

- консультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей;

- участие в профилактически-просветительской работе.

    В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:

-     коммуникативные действия:

* слушать и вступать в диалог,

*участвовать в коллективном обсуждении,

* интегрироваться в группу сверстников,

*выстраивать коммуникативное взаимодействие.

-       познавательные действия:

*обрабатывать полученную информацию,

*предоставлять её в устной и письменной формах.

     Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных действий обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

    В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы.

    В прошлом

главной целью начального образования  считали

 обучение чтению, письму, счету,      а

 критерием успешности - уровень сформированности этих умений и навыков детей.

Сегодня,

наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирования деятельности в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах).

 Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных и предметных результатов.   Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения предметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных действий). Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками.

Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:

•        совершенствование видов речевой деятельности

 аудирования,

чтения,

говорения,

письма,

обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

•        обогащение словарного запаса.

В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции. Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию группы риска:

-  часто болеющие дети (соматически ослабленные),

- педагогически запущенные,

 без предшкольной подготовки,

с нерезко выраженными отклонениями в развитии,

дети из неблагополучных семей и др.

Усложнение дефектов речи

      Давно практикующие логопеды замечают, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились.

 Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа.

Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь.

 

Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:

1) дефицит внимания;

2) низкий уровень развития самоконтроля;

3) низкий уровень познавательной активности;

4) быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность;

5) особенности зрительно-пространственного восприятия;

6) низкий уровень мотивации к обучению.

Цель работы:

- оказание помощи, направленной на преодоление нарушений устной  и письменной речи,

- в освоении учащимися общеобразовательных программ, способствующих развитию и саморазвитию личности,

- сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Задачи логопеда:

●        осуществлять диагностику речевого развития детей;

●        определять уровень сформированности компонентов речи детей;

●        наметить подгрупповые и индивидуальные планы коррекции и компенсации речевых дефектов с учётом их структуры и степени тяжести;

●        способствовать развитию детей для успешного освоения ими образовательной программы;

●        предупреждать нарушения устной и письменной речи;

●        взаимодействовать с ППк и ПМПК;

●        распространять логопедические знания среди педагогов и родителей.

 

Итог логопедического воздействия:

формирование ключевых компетенций учащихся:

- образовательных,

 - личностных,

- коммуникативных,

- информационных.

   В практической деятельности учителей-логопедов сложилась определённая система работы в этом направлении.

 Разработаны методические рекомендации по устранению фонематического недоразвития и лексико-грамматического нарушения, имеется достаточное количество практического материала по работе над связной речью, но информационные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении, хотя дают множество возможностей:

• доставлять обучающимся необходимый практический материал в доли секунды;

• активизировать  и сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания;

• задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает воспитанникам лучше понять и усвоить материал;

• оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;  

• увеличить объем выполнения тренировочных упражнений;

• а так же при подготовке к занятиям компьютер дает возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.

   Работа учителя – логопеда строится по четырём направлениям: 

- организационному,

- диагностическому,

- коррекционно-развивающему и

- просветительско-профилактическому.

И в каждом из этих направлений можно использовать ИКТ.

   Для формирования мотивации  воспитанников к речевой деятельности на логопедических занятиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у ребёнка познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

   Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, 

создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии и осуществляется по следующим направлениям:  

• развитие слухового внимания;

• активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;

• коррекция просодической стороны речи;

•  развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа;

•  уточнение, обогащение и активизация словаря;

•  коррекция и развитие грамматического строя речи;

•  развитие связной речи.

   Практика показывает, что трудности современных детей с ОВЗ в освоении образовательной программы непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом произвольного внимания и недостаточностью развития слухового внимания. Умение слушать окружающие нас звуки, вычленять их из огромного потока, узнавать и называть очень важно для дальнейшей успешной коррекционной работы логопеда при любых  формах нарушения речи.

Упражнения, направленные на развитие слухового внимания проводятся практически на каждом занятии.       

   Для этого подобраны файлы по следующим темам:

• Звуки дома

• Звуки деятельности человека

• Звуки, которые издают животные и птицы

• Чей это звук?

   Чтобы задействовать не только аудиальный канал, но и  визуальный канал восприятия информации детьми, почти все звуки сопровождаются яркими, красочными картинками. Это позволяет создать определенный эмоциональный настрой.

   Для активизации артикуляционного аппарата  и организации минуток-отдыха и релаксации подобраны мультимедийные презентации и звуковые файлы.

   Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Также у школьников, имеющих недоразвитие речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, и недостаточность объема словаря. Поэтому подбор игр и игровых упражнений, направленных на развитие этих компонентов речи, существенно облегчают коррекцию, особенно если они представлены в виде красочных и интересных по содержанию дидактических мультимедийных презентаций.

   Кроме того, в настоящее время появляется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различной деятельности. Благодаря таким тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий.

   Компьютерные программы для коррекции нарушений устной речи у детей встречаются редко, и, чаще всего, рассчитаны на использование родителями, а не специалистом по коррекции речевых нарушений. Следует также отметить, что программы для коррекции речи оказываются, как правило, дороже обучающих программ по какой-либо другой деятельности  в 5–7 раз.

   Наиболее приемлемы в работе с детьми-логопатами следующие программы:

Логопедический тренажер «Дельфа – 142»

Этот тренажер - предназначен для коррекции произношения и отработки дифференциации парных глухих и звонких согласных в письменной речи учащихся младших классов и детей с недостатками интеллектуального развития, детей-инвалидов, детей с нарушениями речи, а также детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в развитии.

     

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008)

   Представляет собой набор заданий  для развития звуковой стороны речи. На диске имеется также раздел «Развитие связной речи», где ребёнку предлагается алгоритм создания описательного рассказа и рассказа по серии картинок. В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Создание коррекционно – развивающей среды в кабинете учителя-логопеда

   Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.

   Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете учреждения.

   Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

   Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

Принципы создания коррекционно-развивающей среды

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»).

2. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т.е. эстетическая организация среды.

6. Принцип свободы достижения ребенком своего права.

7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

Основные зоны кабинета учителя-логопеда

При планировании коррекционной среды необходимо учитывать комфортность и эстетичность, компактность размещения всех компонентов, максимально задействовать стены кабинета, создавая в основном настенные игровые панно и пособия.

- Учебная зона для проведения фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий, включающая в себя рабочие места детей, настенные панно и демонстрационные поверхности.

   Для учебной зоны по обучению грамоте в логопедическом кабинете - настенный «Город звуков и букв» - игровое панно со схемами артикуляции гласных звуков, условными обозначениями цветом согласных и окошками-карманчиками для «заселения» букв.

- Звукокоррекционная зона или зона для индивидуальной работы предполагает наличие настенного зеркала, стеллажа для инструментов, игр и пособий, приспособлений для дыхательной гимнастики, массажа и т. д.

- Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, принтером, сканером, магнитофоном с аудиозаписями, сиди - дисками, обучающими программами, компьютером.

- Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей учеников.

- В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры), наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.

Карта самонаблюдений. 

Я на занятии                                                                                          

Старался писать без ошибок                                                                        

Проверял свою работу                                                                                

Следил за осанкой и правильной посадкой                                            

Работал внимательно                                                                                          

Писал аккуратно, разборчиво                                                                        Соблюдал чистоту и порядок в тетради                                                      Соблюдал дисциплину                                                                                                 Работал активно, поднимал руку        

Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

30.03.2023 уч. год                       Учитель-логопед: Юрченко И.Ф.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"

В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....

Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)

Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...

Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...

Особенности организации коррекционной работы в условиях карантина

Особенности организации корррекционной работы в условиях карантина...

Статья на тему: "Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми-билингвами"

В статье рассматривается проблема обучения детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении чтения и письма. Уделяется внимание логопедической помощи относительно данного вопроса....