Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов посредством формирования функциональной грамотности
статья

Огородник Лилия Федоровна

Что сделать, чтобы побудить ребят к учебе?

Есть ли способы мотивации учащихся, которые на первых порах не жаждут грызть гранит науки?

Мотивационная сфера имеет сложную структуру, в данной статье рассматираются некоторые её моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ogorodnik_lf.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов посредством формирования функциональной грамотности

Автор: Огородник Лилия Федоровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 279, г. Гаджиево

Учителя начальных классов первыми встречают детей на пороге школы и замечают, что дети идут в школу с энтузиазмом и огромным  желанием. Но очень быстро они понимают, что школа – это не только праздник с цветами, это ещё и труд… ежедневный труд с необходимостью каждый день делать уроки, преодолевать какие-то трудности. А тут еще и новый коллектив, и самое главное - это требование со стороны взрослых.

Роль педагога в обучении состоит не только в том, чтобы передавать знания и сеять разумное, доброе и вечное, но также - ненасильственно замотивировать учащихся на эту самую учебу и достойное поведение. Да так, чтобы ученик сам хотел заниматься и стремился впитывать в себя полезную информацию. Вспомним о том, что такое мотивация. Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Что сделать, чтобы побудить ребят к учебе?

Есть ли способы мотивации учащихся, которые на первых порах не жаждут грызть гранит науки?

Мотивационная сфера имеет сложную структуру, это: 

- внешняя мотивация, состоящая из социальных мотивов, определяемых потребностями общества;

-  внутренняя мотивация, которая имеет подвид – мотивация успешности.

В каждый момент своей жизни люди мотивированы к чему-то. Если человек знает, что ему нужно чего-то достичь, то он старается удовлетворить свою потребность, а это значит, что он может свернуть горы. Это ли не мотивация успешности?

Мотивационный процесс имеет три составные части: «Интерес + Настойчивость + Вера в свой потенциал».

По моему мнению, приемов, при которых происходит повышение мотивации к обучению множество.

Мотивация обучения – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания учебного материала.

 К приемам мотивации мы относим:

- создание проблемной ситуации;

- анализ жизненной ситуации;

- приемы практического метода;

- правильные неправильные суждения;

- доказательства своей точки зрения.

Данные приёмы мотивируют к познанию, пониманию и приближают к конечной цели: формированию функциональной грамотности ученика.

Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников.

 Традиционно функциональная грамотность у младших школьников делится на:

  • читательскую,
  • математическую,
  • естественно - научную,
  • финансовую грамотность.

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме.

Задания по функциональной грамотности, как необходимого компонента для достижения метапредметных результатов, могут быть логично встроены в содержание обучения по отдельным предметам. Соответственно, эти задания могут предъявляться и оцениваться как обычные задания в рамках того или иного предмета как в урочной деятельности, так и во внеурочной.

Уже третий год я веду замечательный курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», под редакцией М. В. Буряк и С. А. Шейкиной. Если вначале у меня ещё возникали сомнения по его эффективности, то сейчас и мне, и моим ребятам он очень нравится.

Этот курс оснащён самой программой для педагога и тренажёром для школьников «Функциональная грамотность» на все четыре года обучения (с 1 по 4 класс).  

В программе предусмотрены тематическое планирование и методические рекомендации к занятиям. Авторы курса предлагают эффективные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющей учителю успешно формировать функциональную грамотность учащихся.

В тренажере для школьников представлены задания по разделам: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно - научная». Довольно толково оформлен тренажёр: каждый раздел размещён на страницах определённого цвета. Это помогает ученикам очень хорошо ориентироваться.

Каким образом этот тренажер помогаем мотивировать школьников с максимальным эффектом? Я бы выделила два пути.

Первый — через сами задания, которые используются для формирования функциональной грамотности. Поскольку мотивация является совокупностью побуждающих факторов, определяющих активность личности, то для достижения мотивационного эффекта заданий по функциональной грамотности необходимо, чтобы они были максимально приближенными к реальной жизни, в которой предстоит действовать школьникам.

Например, в разделе «Естественно - научная грамотность» в теме «Лесные сладкоежки» происходит настоящее исследование мёда. В ходе опытов и экспериментов ребята учатся определять натуральный мед от поддельного, а также изучают свойства мёда.

А в разделе «Финансовая грамотность» в теме «Повреждённые и фальшивые деньги» ребята выясняют, как отличить подлинные деньги от фальшивых, и на практике всё это осваивают.

Такие задания уже сами по себе мотивируют ученика на его выполнение, так как, с такой или аналогичной ситуацией он, вполне вероятно, может столкнуться, и ученик это прекрасно понимает.

Таким образом, первый путь мотивации — максимальное приближение контекста заданий к ситуациям из реальной жизни.

Второй путь заключается в повышении интереса к вопросам формирования и развития функциональной грамотности через использование игровых технологий, наглядных пособий, новых форм обучения, квестов, проектов, а также через создание ситуаций соревнования.

И всё это мы видим в данном тренажере. Он красочный, хорошо иллюстрирован, подобраны различные игровые задания. Особенно на страницах «Математической грамотности». Это и работа над закономерностью, работа по классификации, анализу и синтезу, задания на логику, игры, ребусы и т.д. То есть, использование тех методов и приемов, которые будут стимулировать интерес школьников к функциональной грамотности, мотивировать, опираясь на учет интересов, увлечений, возможность проявить себя.

В разделе «Читательская грамотность» собраны различные по своему содержанию задания, которые учат школьников быть вдумчивыми читателями, понимать чувства героев прочитанных произведений, рассуждать о том, чему могут научить книги.

Выполнение заданий тренажера способствует развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

Выполняя задания тренажера, школьники делают первые шаги к тому, чтобы стать по-настоящему грамотным человеком.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Таким образом, всё вышесказанное подтверждает, что посредством формирования функциональной грамотности школьники мотивированы к учебной деятельности.

Список литературы

АНО «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ»: официальный сайт. – Москва. –URL: https://xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8C-%D0%B5-%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/  (дата обращения: 02.12.2023). – Текст : электронный.

Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников / М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 116 с. – (Учение с увлечением).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов через игровую деятельность»

Учителя начальных классов часто сталкиваются с такой проблемой - как  нежелание ребенка учиться, то есть с   низкой учебной мотивацией обучающихся.Как правило, в начале первого класса р...

Методический семинар «Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы»

laquo;Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы»...

Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе.

Научить ребенка критически мыслить – одна из  задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляютс...

Использование технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. Критическое мышление – творческое, рефлексивное мышление, ...