Игровая технология в начальной школе
материал

Машанова Надежда Алексеевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Хоринское управление образования»

МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на семинар учителей начальных классов

Хоринского РМО

«Игровые технологии в начальной школе»

 (из опыта работы Машановой Н.А.)

   Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.

В современную школу пришли обновлённые ФГОС. В них чётко обозначены требования к результатам образования, для достижения которых необходимо разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Условия выбора педагогических технологий:

-легко вписываются в учебный процесс;

-позволяют достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

-обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

-обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

-четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Выделяют приоритетные педагогические технологии:

  1. Технология развития критического мышления
  2. Метод проектов
  3. Игровые
  4. Здоровьесберегающие
  5. Информационные
  6. Обучение в сотрудничестве
  7. Проблемное обучение
  8. Традиционные

Я хочу остановиться на игровой технологии. Игровая технология является одной из уникальных форм обучения,  позволяет сделать работу учащихся интересной и продуктивной.

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий об

окружающем мире…»

В.А.Сухомлинский

   Для меня и многих моих коллег давно стало понятно, что изучаемый в игровой деятельности материал забывается в меньшей степени, чем материал при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется тем, что в игре сочетается занимательность и деятельность, игра делает процесс познания доступным и увлекательным, а деятельность способствует прочному и качественному усвоению знаний.

  Для младших школьников характерна яркость и непосредственность вхождения в образ. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, а особенно в игровую.

  Использование игровых форм способствует повышению познавательной активности учащихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации, развитию коммуникативных навыков, кроме того использование игровых технологий предупреждает утомление.

Я использую подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые и компьютерные игры.

 Игра позволяет преподнести знания в более лёгкой и ненавязчивой форме. Существует несколько игровых технологий, которые используются в начальной школе.

Использовать игровую технологию можно на различных этапах урока: знакомство с новым материалом;

закрепление знаний, умений, навыков;

повторение и систематизация изученного.

Можно использовать на нетрадиционных уроках: урок-сказка, урок-путешествие, урок-КВН, интегрированные уроки .При организации внеклассной работы: КВН; викторины; конкурсы; турниры; олимпиады

Я хочу рассказать о своей технологии, которую использую в практике.

  1. Сюжетно-ролевые игры. Они занимают особое место в жизни ребёнка.
  2. Носят коллективный характер. Подразделяют их на игры драматизации, ролевые и режиссёрские.

Игры – путешествия

Игры-путешествия имеют сходство со сказками, отражают реальные факты и события. Они обостряют внимание, наблюдательность, облегчают преодоление трудностей, вызывают интерес и активность детей. На слайде вы видите карту путешествия «В поисках клада». Детям интересно узнать, что находится в  волшебном сундучке. Роль учителя в этой игре сложна: нужно ответить на вопросы, вести обучение незаметно. Игры-путешествия могут быть с использованием компьютера.

Дидактические игры – это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она создаёт зону развития для каждого ученика, совершенствует познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление, воображение. Формирует произвольность поведения, адаптирует интеллектуальную раскованность для слабых и неуверенных в себе детей. Главное – это уважение к личности ученика.

Во многих дидактических играх, которые я использую на уроках, заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети  стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр стараюсь проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт. Для развития воображения и творчества детей использую игры на составление рассказов, например, «Рассказ по картинкам»: предлагаю ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок, придумать продолжение, можно усложнить задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой. Одна из сложных задач, стоящих перед учащимися начальной школы – научиться правильно и красиво писать. В этом мне помогают пальчиковые игры, основанные на инсценировке каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения, достигает хорошего развития мелкой моторики рук.

Вывод

  • Значительно повышается познавательный интерес младших школьников;
  • Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
  • На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач;
  • Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя, проверяют.

 При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.

   В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют  роли контролёра, судьи, учителя и т.д.
      Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  •  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

       Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

     Применение игровой технологии даёт возможность  сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. 

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра.

 Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения.

Игровые приёмы на уроке в полной мере позволяют расти, как ученикам, так и учителю.

 Примеры игр в 1 классе. Это игра Ромашка, Ветер листья разбросал, Рыбак и рыбки, Помоги Незнайке, Торопись, да не ошибись.

Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в начальной школе

Статья об определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процессе обучения....

Практическая реализация игровых технологий в начальной школе на уроках гуманитарного цикла

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Игровые технологии в начальной школе

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Доклад "Игровые технологии в начальной школе на уроках гуманитарного цикла"

статья об использовании игровых технологий на уроках гуманитарного цикла...

Игровые технологии в начальной школе

Игровые технологии в начальной школе....

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье говорится об игровой технологи, которая очень важна для начальной школы. Ведь именно в самом начале  обучения школьников важно не потерять их интерес к учебе и познанию нового, в ...