«Интеллектуальное развитие младших школьников через интеграцию предметного преподавания.»
статья (4 класс) по теме

Ширинкина Светлана Николаевна

                                                                  "Всё, что находится во взаимной связи,

                                                                должно преподаваться в такой же связи"

                                                                                                Ян Амос Коменский

Интеллектуальное развитие младших школьников через интеграцию предметного преподавания.               

В последнее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл MOU_Gribanovskaya_SOSh.docx195.35 КБ

Предварительный просмотр:

Ширинкина Светлана Николаевна                                                                                                                

МОУ Грибановская СОШ №3                 Воронежской области

09

«Интеллектуальное развитие младших школьников через интеграцию предметного преподавания.»

                                                                        Обобщение педагогического опыта.                                                                                                                  

                                                                            Ширинкина С. Н.,                                                   учитель начальных классов                                                                   МОУ Грибановская СОШ


Содержание:

Раздел

Страница

1. Информация об опыте

3

    1.1. Тема опыта                

3

    1.2.Сведения об авторе

3

    1.3. Длительность работы над опытом

3

    1.4.Актуальность опыта

3

    1.5. Теоретическая база

4

    1.6. Новизна опыта

4

    1.7. Технология опыта

4

    1.8. Адресная направленность

4

2. Сущность интегративного преподавания

5 - 13

3. Результативность опыта

14-17

4. Библиография

18

5. Приложение

19-37

                                                             

                                                           

                                                               

                                                                  "Всё, что находится во взаимной связи,

                                                                должно преподаваться в такой же связи"

                                                                                                Ян Амос Коменский.

  1. Информация об опыте.

1.1. Тема опыта: Интеллектуальное развитие младших школьников через интеграцию предметного преподавания.                

В последнее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.

1.2 Сведения об авторе опыта.

Ширинкина Светлана Николаевна закончила с отличием в 1992 году Борисоглебский государственный педагогический институт по специальности педагогика и методика начального обучения. Решением государственной экзаменационной комиссии ей присвоена квалификация учитель начальных классов средней школы. Общий педагогический стаж- 17 года, стаж работы в МОУ Грибановская СОШ №3 Воронежской области  – 15 лет.

Имеет высшую квалификационную категорию (14 разряд). В настоящее время работает в 3 классе.

1.3 Длительность работы над опытом: с проведения интегрированных уроков по программе М. Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» началась моя работа по интеграции предметов в начальной школе ещё в 1997 году.  С 2003 года по 2007, с 1 по 4 класс, активно использовала различные формы интеграции, провела исследование о влиянии проведения интегрированных уроков на интеллектуальное развитие ребёнка. Интегративные элементы в работе использую и по настоящее время.

1.4 Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:

В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представления о целостной картине мира.

С моей точки зрения в основу такого комплексного образования ложится идея интеграции. Данная технология позволяет в значительной мере усложнить и расширить возможности дидактического влияния на развитие личности младших школьников. С помощью интеграции происходит восприятие объекта целостно с одновременной отработкой многих его параметров. Интеграция является движущей силой интеллектуального развития младших школьников. Она дает возможность создания комфортного состояния для младших школьников при обучении. Расширяется объем знаний без увеличения времени, отводимого для их усвоения. Оказывает положительное влияние на физическое и психическое здоровье детей. Повышает мотивацию в учебе.

1.5 Теоретическая база опыта:

Опыт основывается на теоретических научных разработках ведущих педагогов и психологов: теория развивающего обучения В.В.Давыдова, Л.В.Занкова; положение психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили; педагогика здравого смысла А. А. Леонтьева;  интегральная технология, основанная на интеграции предметного преподавания, основоположником которой является К. Д. Ушинский, создавший аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

1.6 Новизна опыта:

Новшество проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем в современной системе образования - модернизации. Через интеграцию предметного преподавания интенсивно совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; формируется абстрактное мышление и другие качества интеллекта. Интеграция предметного преподавания увеличивает роль самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному осмыслению учебного процесса.

1.7 Технология опыта:

Обучение ведется на основе общения, межличностного взаимодействия учителя и учащихся. Основными принципами педагогического взаимодействия являются:

  1. гуманистическая направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала учащихся);
  2. творчество; эмоциональная вовлеченность;
  3. равенство в общении и партнерство в совместной деятельности.

 Интеграция предметного преподавания создает необходимые условия для интеллектуального развития младших школьников.

1.8 Адресная направленность опыта: Внутришкольная,  муниципальная -  для  творчески работающих учителей.

При каких условиях, используя данный опыт, можно получить положительные результаты:

  1. в условиях развивающей образовательной среды школы и класса;
  2. учитель является не просто транслятором определенных научных знаний, а придает образовательному процессу эмоционально полноценный характер жизнедеятельности учащихся, основанный на обращении учителя к индивидуально неповторимому духовному миру каждого ребенка, к состоявшемуся жизненному опыту оценки и самооценки происходящих явлений к безусловным приоритетам достоинства и уникальности личности.

   

2. Сущность интегративного преподавания.

 Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

  1. Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
  2. Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  3. Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания

Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:

  1. объекты исследования совпадают либо достаточно близки;
  2. в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследований;
  3. они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях;
  4. необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.

Практика подтверждает хорошую интеграцию чтения и русского языка, чтения и музыки, математики и труда, ознакомления с окружающим миром и изобразительного  искусства или труда.

    Учитель может проводить не один интегрированный урок, а 2-3 урока подряд, объединяя три и более предмета: обучение грамоте – письмо – математика; чтение – музыка – рисование; ознакомление с окружающим миром – музыка – изобразительное искусство – труд. Здесь можно говорить уже о новой форме организации учебного процесса – интегрированном блоке. 

    К примеру, мною были подготовлены и проведены такие уроки: интегрированный урок математики, чтения, изобразительного искусства «ПереСчитывая Пушкина» (4класс); «Моя золотая рыбка» - интегрированный урок математики, труда, окружающего мира 1-й класс; «Здравствуй гостья Зима!» интегрированный урок математики, чтения, музыки (1 класс) и др.

      На интегрированном уроке русского языка, чтения, музыки на тему "Весна идёт" дети на новых незнакомых текстах видели изменения,  происходящие в природе, отмечали особенности данных периодов каждого времени года, разбирали предложения, повторяли пройденный материал и узнавали новый. Кроме того, учащиеся сами озаглавливали данные тексты, так как они были даны без заглавия. Это способствовало работе над техникой и выразительностью чтения, вызывало большой интерес у учащихся. В конце урока дети рисовали устные картины к тому, что они представляли себе, слушая музыкальное произведение П.И. Чайковского "Времена года". Затем написали сочинения. Урок детям очень понравился, участвовали в нём все, он проходил организованно, интересно.

     Анализируя учебные программы, легко заметить, что все они обеспечивают возможности эффективного процесса интеграции, потому что этот процесс посредством синтеза объединяет в систему разобщенные элементы, которые обладают важнейшим свойством – целостностью.

Современная наука предполагает разные подходы реализации интеграции: исторический, личностный, социальный, культурологический и так далее, когда учебные предметы группируются вокруг общественно – значимой проблемы.

     Мне интересен культурологический подход, так во главу угла я, чаще всего ставлю предмет литературное чтение, и вокруг него, в зависимости от проблемы, выстраиваю остальные предметы, в большей степени это изобразительное искусство и музыка.

    Но особенно хочется отметить проведение интегрированных уроков по программе М. Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Именно с проведения уроков по этой программе и началась моя работа по интеграции предметов в начальной школе ещё в 1997 году. Здесь широко используется возможность сочетания уроков ИЗО с художественным трудом, музыкой, литературой. Огромное количество фактического материала используется на уроках, как из области музыки, так и литературы. Подбирается этот материал не только учителем, но и самыми детьми. Так по теме "Изображение. Постройка. Реальность", дети получают задание найти материал (иллюстрации, статьи) о подводном мире. Далее делаются обитатели глубин, растительный мир и получается яркая картина. Большое внимание уделяется коллективному творчеству.  Учащиеся индивидуально, либо группами по 3-5 человек создают частичку чего-то общего, завершённого, красивого, чего в одиночку не сделать. Примером являются разнообразные панно "Весенние цветы" (1 класс), "Флот" (2 класс), "Гжель" или "Хохлома" (3 класс), "Пейзаж родной земли" (4 класс) и многие другие. Коллективные работы это не только панно, но и конструктивные задания, например, "Образ древнерусских  городов", Образ среднеазиатского города" и т. д.  Выполненные коллективные работы могут стать хорошим украшением интерьера.      

    Опыт показывает, что интегрированный урок – это особенный урок: он усиливает интерес к учёбе (мотивацию), позволяет более эффективно использовать рабочее время, на таком уроке возможно решить дидактические (учебные) задачи двух и более предметов.

     Конечно и подготовка к такому уроку особая.

  1. Важно знать психологические и дидактические основы протекания интеграционных процессов в образовании.
  2. Выделить в программе по каждому предмету сходные темы и аспекты.
  3. Определить связи между сходными элементами знаний.
  4. Откорректировать программы, если это необходимо.

  Но цель оправдывает средства.

Работая в системе интегрирования несколько лет, я заметила, что именно эти уроки помогают детям познавать всю красоту окружающего мира, они с огромным удовольствием постигают новое, эти уроки будят во всех ребятах желание творить.

Проводя эти уроки по разным темам школьного курса, легко заметить, что сама система является эффективным средством обучения на основе более совершенных (новых) методов, приёмов, форм, технологий.

А самое главное, на основании интегрирования рождается качественно новое знание; которое и есть целостное представление о мире.

Для меня как для преподавателя начальной школы очень важно, что интегрирование учебных предметов способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Мною разработаны темы интегрированных уроков во 2 классе, составленные по учебным материалам традиционной системы обучения. [Приложение №1]

Тематика уроков близка по своему содержанию и логически взаимосвязана.

Основным предметом в предполагаемой системе уроков является литературное чтение. Тексты художественных литературных произведений и темы по природоведению подобраны с учётом временных изменений в природе, что поможет учащимся нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными произведениями.

Перед проведением интегрированных уроков естественно-научного и гуманитарного циклов следует провести экскурсии. Это важно для эмоционального настроя.

     Внутренней природе урока, как известно, присуще соединение трех компонентов: дидактической цели, содержания учебного материала и системы методических приемов. В интегрированном уроке дидактическая цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее реализация стала возможна  путем интеграции как содержания, так и системы методических приемов, присущих различным дисциплинам.

Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Например, при проведении урока-сказки по теме «Сказки А.С. Пушкина»  предлагала различные задания: нарисовать только героев сказки, нарисовать только декорации, сделать декорации из различного природного материала, сочинить для постановки свою сказку по мотивам сказок А.С. Пушкина и т.п. Каждый учащийся решает, в какой группе он будет работать, при этом после представления своей работы он может переключиться на другой вид деятельности, например, инсценирование сказки и так далее.

 При интеграции разных видов искусств, предметной деятельности все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Включение материала других предметов предполагает его рассмотрение характерными методическими приемами. Например, интегрированный урок, в котором синтезируется материал уроков чтения и изобразительного искусства, требует от учителя использования методики работы с текстом и методики работы над рисованием отдельных объектов или природы.

Такая форма организации образовательного процесса требует от учителя глубоких знаний индивидуальных особенностей детей, умения объединять их в дифференцированные подгруппы.

Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая)

Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (рис. 1).

Рис. 1. Пластообразная форма организации содержания интегрированного урока (блока)

Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.

Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Р.М. Чумичева и Л.Л. Редько отмечают, что «познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному» в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

Рис. 2. Спиралевидная форма организации содержания

интегрированного урока (блока)

В основу этой формы организации урока положен принцип концентричности, выраженный в постепенном наращивании и усложнении содержания, способах познания. Учитель выступает партнером, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала.

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность и т.п. (рис. 3).

Рис. 3. Контрастная форма организации содержания

интегрированного урока (блока)

Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Например, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.

Данная форма организации содержания позволяет развивать мотивацию. Дети всегда стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир, сталкиваясь с противоречиями, они стараются дать им объяснения. Задача учителя – организовать общение так, чтобы раскрыть учащимся достоинства подобной ценности и ее значимость в жизни; стимулировать потребность учащихся в ее обретении.

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (рис. 4). Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т.п.

Рис. 4. Взаимопроникающая форма организации содержания

 интегрированного урока (блока)

Например, в ходе урока-путешествия «В стране Геометрии» (2-й класс) дети включаются в самостоятельную игровую деятельность. Учитель строит общение с целью раскрытия «тайны царицы Геометрии и ее окружения». На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием изобразительного искусства (иллюстрации, модели изб, теремов и других построек), творчество – выполнение аппликации «Царство Геометрии», театрализации – самовыражение в образах окружения царицы Геометрии и т.д. Учитель должен умело переключать детей с одного вида деятельности на другой (с сюжетно-ролевой игры – на дидактическую, затем – на строительно-конструктивную, театральную и т.д.). Объем содержания и степень проникновения другого вида деятельности в основную зависит от поставленных учителем задач и уровня развития учащихся данного класса.

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия. Ее подготовка и реализация требуют высокого профессионализма педагога (рис. 5): дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.

Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации содержания интегрированного урока (блока)

Учителю важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.

Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Интеграция предметов, на мой взгляд, зависит и от возраста детей.

    Так в первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение,
письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо
очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции". А задача
учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней
учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не
потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.
Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к
процессу познания и активизирует деятельность.
   
Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык,
и изобразительное искусство.
   
В третьем классе можно интегрировать чтение, русский
язык, окружающий мир и изобразительное искусство.
   
В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты
интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в
начальных классах по новым программам.

    Хочется привести несколько примеров интеграции различных предметов.
   На интегрированных уроках русского языка и изобразительного искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи. По ходу изложения материала учитель знакомит детей с биографией художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждая и анализируя произведение, внимание детей сосредотачивается на теме, изложением на холсте. В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять изображённое на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь способствует развитию логического мышления. "Произведения живописи на уроках русского языка, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, детей память, вызывает интерес, неожиданность такого задания организует класс к предстоящей работе, а самое главное – подготавливает мышцы руки к процессу письма. Таких заданий можно придумать большое количество. Зависит только от фантазии учителя. Вырисовывая замысловатые узоры в тетради, ученики тем самым тренируют руку для того, чтобы красиво написать букву, слово, предложение. Такие минутки полезно включать на каждый урок письма.
   Очень большую образовательную ценность несут в себе такие задания: к тексту, над которым работает в данный момент ученик, нарисовать иллюстрацию. Тем самым не акцентируя внимания детей, можно добиться осмысленного понимания текста. Дети проникают в его суть. Начинают замечать мелкие элементы, которые при обычном прочтении могли бы просто не запечатлеться в памяти ребёнка. Составляя свой, рисунок с текстом дети осваивают своеобразие художественной речи, в меру своих сил проникают в значение контекста, расширяют свое представление о переносном значении слов, о богатстве оттенков значений.
   Очень интересным является интегрирование русского языка с трудовым обучением. Также, как и при интеграции с изобразительным искусством, здесь чаще используется интегрирование на отдельных фрагментах урока, и как правило, тоже в начале урока. Учителя часто используют лепку из пластилина, вырезание деталей из бумаги, изготовление плоских деталей из бумаги приёмом обрывания.
   Приведу фрагмент интегрированного урока русского языка, ИЗО и труда.

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Приёмы обработки бумаги. Выполнение рисунка в цвете.
В начале урока учитель сообщает тему занятия "Одушевлённые и неодушевленные предметы". Говорит, что сегодня попробуем разобраться, какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными. И ещё предстоит выполнить поделки из бумаги.

Изучение новой темы начинается с отгадывания загадки о собачке и стуле.
У.: - Правильно, молодцы, ребята. Мы с вами сегодня сделаем небольшую аппликацию. (Показывает образец изделия: собачка, сначала нарисованная простым карандашом, затем без помощи ножниц, приёмом общипывания принимающая нужную форму. Из другой бумаги коричневого цвета
вырезается ножницами заранее нарисованный стул. На фон наклеены полученные детали: собачка сидит на стуле).
- Нравится? Хорошо. Тогда сначала давайте опишем наших героев: собачку, дадим ей имя; стул - назовём все его качественные характеристики.
(дети описывают подробно, всё что знают о данных объектах). Стул:
деревянный, жёсткий, коричневый, у него 4 ножки, на нём сидят.
Собачка: живая, красивая, у неё тоже четыре лапы, она бегает,
лает, с ней можно поиграть. Покрыта шерстью, у неё красивые глаза, уши.
- Хорошо. Ребята, у вас у всех доме есть стулья?
- Да.
- А собачек все видели?
- Да.
- Тогда сейчас нарисуйте на альбомных листах собачку и стул.
(Дети рисуют).
- Сейчас нам необходимо вырезать их. Посмотрите, какие края, ножки у стула?
- Ровные.
- Правильно. Чтобы получить ровные края у ваших стульчиков, гак
необходимо пользоваться ножницами при вырезании.
(Учитель знакомит с правилами вырезания из бумаги с помощью
ножниц).
Дети вырезают стульчик.
- А теперь посмотрите на собачку. Можно вырезать её ножницами? Почему? (Дети говорят, что она покрыта шерстью, лохматая, а не гладкая).
- Верно. А придать ей форму нам поможет приём отщипывания. (Показывает этот приём), давайте потрудимся и сделаем наших собачек
пушистыми, красивыми. (Дети работают).
- А сейчас, еще раз давайте посмотрим на наши работы. Назовите отличия стула и собачки.
Дети говорят всевозможные варианты. Учитель же добивается, чтобы в ответах прозвучало, что собачка - живое существо, а стул - неживое. После этого даётся понятие "одушевлённый" и "неодушевлённый" предмет. Дети приводят свои примеры. Затем выполняется упражнение на закрепление.
Учитель диктует слова, дети разделяют их на два столбика: одушевлённые и
неодушевлённые. Упражнение проверяется).
- Хорошо, теперь вы знаете, какие предметы называются одушевлёнными, а какие неодушевленными. Давайте закончим нашу аппликацию.
Посмотрите, чего не хватает до ее завершения?
- Нужно раскрасить.
- Какие цвета будете использовать при раскрашивании стула?
Собачки? (дети объясняют свои выбор. Закрашивают).
- Ну, вот, сейчас осталось только наклеить.
(Составляется аппликация. На фон наклеиваются детали).
- Молодцы, ребята! Какие красивые работы у вас получились. Сейчас каждый составьте рассказ по своей аппликации. Самый интересный рассказ мы повесим в нашем классном уголке.
Дети составляют рассказы, затем, их зачитывают. Подводятся итоги этой работы и всего урока. Учитель обобщает, что научились, и что нового узнали на интегрированном уроке русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения. Выставляются оценки.
  На этом урок заканчивается.
Урок проходит интересно, живо, без шума. Дети работают увлеченно.
При работе с ножницами и приёмом отщипывания развивается моторика мышц рук.
При рисовании предметов работает воображение, фантазия. При составлении и чтении рассказа у ребят разыгрывается устная и письменная речь. И самое главное на этом уроке дети узнали, какие предметы мы можем отнести к одушевленным, а какие к неодушевлённым.
   С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.

   Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам.  Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы можно я нужно интегрировать. Именно к таким выводам я пришла , работая по данной теме.

    Говорят, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Я совершенно с этим согласна. Проведение интегрированных уроков способствует именно этому.

    При подготовке и проведении таких уроков, учитывая психологические особенности учащихся, стараюсь оптимально отбирать методы, средства и формы обучения. Применяю педагогические технологии, предполагающие построение учебного процесса на игровой, развивающей, опережающей основе. Использую в педагогической практике различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную работу.

2. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности) опыта.

Качество обучения всегда определяется по результатам. Этому способствует благоприятный психологический климат на уроке, это достигается интеграцией предметного преподавания. Интеграция обеспечивает эмоциональную сопричастность к собственной деятельности и деятельности других, рефлексию и самоконтроль, увеличивает объем самостоятельной работы учащихся, возможность решения творческих задач, т. е. обучение становится эффективным.

 Как и любого учителя меня также интересует результативность поисково-творческой деятельности. Уровень обученности и качества знаний пре        дставлены следующими данными:

Учебный год

Класс

Предмет

Успеваемость%

Качество знаний %

2004-2005

2

Русский язык

100

78

2004-2005

2

Математика

100

78

2004-2005

2

Чтение

100

85

2004-2005

2

Окружающий мир

100

85

2005-2006

3

Русский язык

100

79

2005-2006

3

Математика

100

78

2005-2006

3

Чтение

100

85

2005-2006

3

Окружающий мир

100

85

2006-2007

4

Русский язык

100

80

2006-2007

4

Математика

100

79

2006-2007

4

Чтение

100

86

2006-2007

4

Окружающий мир

100

87

Радует то, что мои ученики, участвуя в школьных и районных олимпиадах, занимают призовые места.

2006-2007 учебный год.

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Школьная олимпиада

1 место

Два ученика заняли

1 место

1, 2 место

Районная олимпиада

2 место

Два ученика заняли

3 место

__________

Результатом моей работы стало небольшое исследование.

Темой исследования стало интеллектуальное развитие младших школьников через интеграцию предметного преподавания. С точки зрения структурного подхода, интеллект - совокупность тех или иных способностей.

Цель: проверить эффективность влияния интеграции предметного преподавания на интеллектуальное развитие младших школьников.

Предметом исследования: процесс интеллектуального развития младших школьников через интеграцию предметного преподавания.

Гипотеза исследования:  следующее утверждение: интеллектуальное развитие младших школьников будет протекать успешно в том случае, если предметное преподавание осуществлять с учетом принципов интеграции.

Есть очень важное  умение,  которое  не являясь общелогическим, но без его тщательной отработки сформировать в ученике интеллектуальное умения невозможно.

Это умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно.Зная об этом, я попыталась отследить его сформированность.

Способ чтения соответствует программным требованиям у 100 % учащихся

Правильность чтения. Снизилось количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.

Темп чтения  можно представить в виде следующей диаграммы.

Диаграмма №1

Осознанность чтения. 94 % учащихся понимают прочитанное.

Полученные результаты позволяют сделать выводы:

1. У большинства учащихся сформированный навык чтения соответствует программным требованиям.

2. При работе по формированию навыка чтения необходимо ориентироваться не только на скоростные показатели, но и на другие параметры полноценного навыка чтения.

Использование законов интеграции в предметном преподавании позволило вывести такие показатели интеллектуального развития

Диаграмма №2

Диаграмма №3

Диагностика познавательного развития учеников

 Количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности выросло на 8% , со средним – на 7%, с низким уровнем стало на 15% меньше.

Интеллект по Д. Векслеру - «способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания». То есть интеллект рассматривается как способность  человека адаптироваться к окружающей среде.

Диаграмма №4

 

На основании проведённого исследования, можно сделать некоторые выводы:

  1. уроки, построенные на принципах интеграции, создают условия психологической комфортности при обучении;
  2. интеграция предметного преподавания обеспечивает углубленное и прочное усвоение учащимися целостного восприятия мира;
  3. становится возможной подлинная дифференциация и индивидуализация обучения;
  4. формируется у учащихся способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, развивает навыки сотрудничества и делового общения.        

        Таким образом, было обнаружено, что интеграция предметного преподавания оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие младших школьников и позволяет делать скачок в умственном развитии.

     В заключении хочется отметить, что творческая работа с детьми дала возможность представить перспективу собственного развития. Повысилась заинтересованность в результатах своей деятельности, вырос собственный творческий потенциал. Мои выпускники при переходе на вторую ступень обучения показывают стабильные знания, оставаясь при этом очень активными и жизнерадостными детьми.

     

Библиография

  1. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной
    школе
    на краеведческой основе. // Начальная школа. - 1991. - №8.  - С. 48-51.
  2.  Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д, 1999. 560 с.
  3. Грищенко Н.В. Интегрированный урок русского языка и
    природоведения.  //Начальная школа.  - 1995. - И II. - С. 25-28.
  4. Данилюк Д. Я.  Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 24-28.
  5. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе- М.: Педагогика. - 1981. - 195 с.
  6. Иванцова в.И. Реализация идеи интеграции науки в систему базового образования (в начальной школе). // Начальная
    школа. - 1993. - №2. - С. 51-53        
  7. Ильенко Л.П.  Опыт интегрированного обучения в начальных классах. // Начальная школа. - 1989. - №9. - С.  8-10.
  8. Куденко Н.И.  Интегрированный урок чтения и музыки. // Начальная школа. - 1995. - № I. - С.  79-80.
  9. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. 1990. № 9. С. 28–32.
  10. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. 1990. № 9. С. 28–32.
  11. Лякишева Т.Н. ,Маркович Е.Ф.  Интегрированный урок по
    теме "Зима" с использованием методов театральной педагогики.
    // Начальная школа. - 1995. - >№I. - С.   8-10.
  12. Лямина 3.Н. Интегрированные уроки - одно из средств
    привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа. -
    1995.  - №II.  - С. 21.
  13. Максимов Г. К. К дискуссии об интеграции школьных
    предметов. // Педагогика. - 1996. - И  5.  - С.  114-115.
  14. Максимова Б.Н.  Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение. - 1988. - 191 с.
  15. Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа. 1994. № 11. С. 45–49.
  16. Шабалина 3.Л.  На пути обновления начальной школы.
    Нужны ли интегрированные уроки? // Начальная школа. - 1983. -№

Приложение №1

Темы интегрированных уроков во 2-ом классе.

Литературное
чтение

Окружающий мир

Русский язык

ИЗО,
Худ. труд

Музыка

Русские народные песни

Т. “Где мы живём?”

Сл.работа (Родина)

Рис. на тему “Радуга-дуга”

Русская народная песня “Радуга-дуга”

Русская народная Сказка “Лиса и тетерев”

 

Сл.работа (лисица.). Текст-описание.

Рисование лисицы по представлению

 

Вн.чтение т. “Краски осени” Стихи русских поэтов об осени

Т. “В гости к осени”

Словарная работа (ягода) Текст-рассуждение

Рис. осенних листьев. Беседа по картине И.Левитана “Золотая осень”

А.Вивальди “Времена года” “Осень”

С.Есенин “Берёза”

Т. “Какие бывают растения” (закрепление)

Словарная работа (берёза)

Рис. берёзы (гуашь) Аппликация кроны дерева

Русская народная песня “Во поле берёза стояла”

И .Крылов “Стрекоза и муравей”

Т. “Невидимые нити в осеннем лесу”

 

Рис. с натуры стрекозы

С.Прокопьев “Кузнечики и стрекозы” из балета “Золушка”

В.Даль “Ветер и солнце”

Т. “Неживая и живая природа” (закрепление)

Словарная работа (ветер)

Рис. на тему “Непогода” Хол. и тёплые цвета спектра.

Л.Б.Бетховен “Весёлая. Грустная”

Л.Толстой “Котёнок”

Т. “Про кошек и собак”

Словарная работа (девочка, деревня, ребята)

Лепка котёнка по памяти и представлению

Русская народная песня “У кота”

Вн. чтение “Зимушка зима” Стихи русских поэтов о зиме.

Т. “В гости к зиме”

Сл. работа (мороз)

Рис. мелом по памяти и представлению снежинок .

Р.Шуман “Зима”

А.Барто “Игрушки”

 

Текст-описание “Моя любимая игрушка”

Рис. с натуры мяча

Е. Крылатов “Заводная игрушка”. Чайковский П.И “Болезнь куклы”

К.Чуковский “Федорино горе”

 

Сл. работа (посуда) Т.Слова предметы”

Народные промыслы. Хохлома. Роспись ложки

Русская народная песня “Солнышко”

Вн. чтение Стихи о маме

Т. “Правила вежливости”

Т. “Слова, обозначающие признаки предметов”

Объёмная аппликация “Открытка маме”

Р.Шуман “Весенняя песенка”

Н.Рубцов “Ласточка”

Т. “Перелётные птицы”

Т. “Слова-действия”

Рис. с натуры ласточки

П.И.Чайковский “Песня жаворонка”

Вн. чт. “Весна!” Стихи русских поэтов о весне

Т. “В гости к весне”

Мини сочинение по опорным сл. Т. “Безударные гласные”

Рис. с натуры веточки вербы. И.Левитан “Март”

П.И.Чайковский “Подснежник”. Мендельсон “Весенняя песня”

Приложение №2

Межпредметные связи раздела "Летние и осенние явления в природе"

Приложение №3

Межпредметные связи раздела "Зимние явления в природе"

Приложение №4

Конспекты интегрированных уроков.

Конспект интегрированного урока

изобразительного искусства и художественного труда

2 класс

Тема:      "Выражение намерений человека через  конструкцию, декор, украшение".

Задачи: 

  1. Научить использовать средства художественного выражения (конструкцию, декор, украшение), передавать при помощи них различные чувства, замыслы, желания.
  2. Формирование художественно-творческой активности личности, прилагать максимум творческих усилий для выполнения коллективной работы.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, доброе и злое в жизни и искусстве.

Оборудование урока:

  1. Материалы: белая бумага, ножницы, гуашь, кисти, клей, полотнище обоев или белой бумаги.
  2. Зрительный ряд: иллюстрации с изображением предметов , форм, эмоционально имеющих "добрый" и "злой" характер; произведения декоративного искусства; наглядное пособие "Композиции разных цветов", Н. Рерих "Заморские гости", работы мастеров Палеха.
  3. Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков "Океан - море синее" или другая, с ярко выраженным эмоциональным настроением.

Задание:

  1. Конструирование из бумаги силуэтов кораблей и парусов и украшение гуашевыми красками двух флотов, вышедших в море с разными намерениями.
  2. Индивидуальная работа с коллективным завершением панно.

Ход урока.

1. Проверка организации рабочих мест.

2. Вступительная беседа.

- Ребята, все мы с вами живем в мире, где каждому приходится сталкиваться с добром и злом. И вы, наверное, давно поняли, что добро очень и очень отличается от зла.

    На прошедших уроках мы с вами познакомились с тремя мастерами: Мастером Изображения, Мастером Постройки и Мастером Украшения. Сегодня три брата вместе придут к нам на урок, чтобы помочь разобраться какое же лицо у добра и как выглядит зло. (Представление мастеров)

Мастер Изображения

Ребята, я изображения Мастер,

Когда в руках держу фломастер

Или волшебный карандаш,

Изобразить могу всех вас,

Леса, поля, и горы,

Чудесные просторы, звенящую листву,

Далёкую звезду.

Весь мир, в котором мы живем, -

Реальностью зовём.

Мастер Украшения.

Я - Мастер украшения

И вам хочу сказать,

Что все творения

Всегда готов отдать.

Для этого вам нужно

Понять, кто я таков.

Ещё понять, что дружно

Живу средь мастеров

Когда мы вместе – можем

Украсить всё вокруг,

Понять мы вам поможем,

Что красота – наш друг!

Мастер Постройки

Я Мастер постройки,

Серьёзный художник

Природа мой самый

Надёжный помощник.

Если вы будете очень внимательны

Природа откроет вам мир увлекательный

Где всё совершенно: скорлупка ореха,

Ракущка, улитка, яйцо, паутина,

Она конструирует мудро, красиво,

А мне помогает фантазии сила.

3.Сообщение темы урока и его основных задач.

- На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в сказку – будем строить, и украшать два флота: добрый и злой. Вы должны будете понять как при помощи конструкции форм кораблей, парусов и их украшений можно выразить намерения человека. Мы сделаем с вами панно, где и разместим два наших флота.

4.Объяснение учителя.

Звенят колокольчики.… Будет сказка…

    В одном царстве-государстве правил царь, который был большим любителем морских путешествий. Однажды, когда он возвращался домой, на его корабль напали пираты. Царь был доставлен с захваченной добычей на остров пиратов, где его заключили в тюрьму.

    Долго ждали царя дома, а потом поняли, что с ним приключилась беда. Частенько пираты нападали на мирные суда. Опечалились люди – царь был добрый и справедливый. Прошло время, подрос сын царя. Печальную историю поведала ему мать. Царевич дал клятву – освободить отца. Со всего царства съехались самые смелые и добрые люди, снарядили флот и отправились к острову.

- Ребята, как вы думаете, с какими намерениями отправился флот?

- Правильно. Раз намерения были добрые и благородные, то и форма кораблей должна соответствовать им. Не так ли? Могут ли эти корабли выглядеть так? (Демонстрация форм кораблей, обратить внимание на носовую часть.)

 - А какие варианты можете предложить вы, чтобы всем было ясно, что это добрый флот?

… Долго плыли корабли по морю, и вот, наконец, вдали чёрной точкой показался остров. Проплыв ещё немного они увидели, что к ним приближается пиратская флотилия. Вы, вероятно, знаете кто такие пираты и какие у них намерения?

 - Как вы думаете, ребята, пиратские корабли будут отличаться от тех, которые мы видели?

 - Какими бы вы их изобразили, чтобы они смотрелись устрашающими и грозными? (Демонстрация  форм кораблей)

 - Я понимаю, что вам всем очень хочется услышать продолжение сказки, но это будет немного позже. Главное, чтобы вы разобрались в добрых и злых намерениях и знали, почему не могут быть одинаковыми корабли двух флотов.

5.Задание учащимся.

 - Ребята, сейчас вы будете конструировать из бумаги силуэты кораблей для двух флотов. После того, как вы их немного попозже украсите, они попадут на большое панно "Два флота"; где и произойдёт столкновение добра и зла. Помогать нам в этом будут наши мастера, они сейчас объяснят, как лучше изобразить и построить наши корабли.

 - Мастер Изображения, Мастер Постройки, идите на помощь! (Роли Мастеров исполняют учащиеся 4 класса)

6.Индивидуальная работа учащихся. (Звучит музыка.)

 

7.Продолжение объяснения учителя.

 - Итак, ребята, у каждого из вас два силуэта корабля, но они не раскрашены. Давайте дослушаем продолжение сказки и потом завершим нашу работу.

 … Когда корабли приблизились, друг к другу стало возможным разглядеть, как они выглядят. Я не буду говорить  вам как были украшены паруса кораблей сына царя и пиратов. Вы сами способны описать их, если вспомните, каковы были их намерения…

   - Вы совершенно правы, Мастер Украшения принёс вам урок прямоугольники разных цветов. Давайте посмотрим, какие цвета ближе по настроению разным флотам. (Демонстрация пособия "Композиция цвета")

    Только ли при помощи цвета можно настроение и намерения каждого флота?  - Конечно же, нет. Корабли и их паруса можно украсить специальным декором-  изображением солнца, птиц, цветов, страшных животных.

8. Задание учащимся.

-Ребята, сейчас вы гуашевыми красками украсите корабли и паруса двух флотов, вышедших в море с разными намерениями.

9. Практическая работа учащихся(индивидуально).

10. Коллективная работа учащихся по созданию панно.

 - Ребята, сейчас каждый из вас выберет лучший корабль, из вами сделанных, и мы отправим их в плавание (море на листе ватмана): добрый флот плывёт на встречу злому.

  1. Как же мы с вами закончим сказку?
  2. Конечно же, победой добра.

Флот пиратов был уничтожен. Царь-отец вернулся домой, в своё царство. Но, а  нашем панно останутся два флота, чтобы напоминать нам о том, что в мире происходят постоянные столкновения между добром и злом. Я думаю, и надеюсь, что вы со мною согласны, творить нужно как можно больше добрых дел, чтобы не позволить злу одержать верх.

11. Коллективное обсуждение работ учащихся. Подведение итогов уроков.

12.Задание на дом.

Посмотреть на предметы декоративно-прикладного искусства и подумать какой образ в них заключён (добрый или злой), на что они похожи и что выражают.

                

Конспект интегрированного урока математики и внеклассного чтения

 тема: "Здравствуй, гостья Зима!".

1-й класс

Цели урока:

  1. Закреплять состав чисел в пределах 10, знание таблицы ± 1, 2, 3,
  2. Систематизировать знания учащихся о числах от 1 до 5, их составе.
  3. Сложение и вычитание на числовом отрезке.
  4. Продолжать учиться решать задачи.
  5. Работать над выразительным чтением и развитием речи.
  6. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества и коллективизма.
  7. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, творческие способности, познавательный интерес к предметам посредством игровых приёмов.
  8. Воспитывать любовь и бережное отношение к зимней природе.
  9. Реализовывать принципы здоровьесбережения, межпредметных связей.

Оборудование: раздаточный материал, рисунки.

Ход урока:

1 часть.

I. Организационный момент.

Учитель:

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?

Дети:

Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

II. Эмоциональный настрой 

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика и чтение у нас сейчас.

– Солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, нашим гостям. Пожелайте им любви и добра.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем считать и выразительно читать стихи, вспомним состав чисел, повторим ранее изученный материал, а ещё нас ждёт много-много сюрпризов.

- Ребята, я получила шифрованное письмо без обратного адреса. Откуда это письмо и кто его послал? Вот шифр: 

К картинкам буквы подбери,

Таинственное слово назови.(Зашифрованно слово «Зима»)

- Ребята, к нам в гости пожаловала сама Зимушка-Зима.

Зима:

Я, волшебница-красавица Зима,

В гости к вам пришла сама.

Хочу на вас я посмотреть,

Стихи послушать, песни с вами спеть,

Но может быть вначале, посчитать

И задачки порешать.

1 ученик

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

2 ученик

ЗИМУШКА-ЗИМА.

Белым снегом все покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый:
“Здравствуй, зимушка-зима!”
Вьется свет замысловатый
По низине до холма.
Это заяц напечатал:
“Здравствуй, зимушка-зима!”
Вновь для птиц кормушки ставят,
Насыпают в них корма.
И поют пичуги в стаях:
“Здравствуй, зимушка-зима!”.

Учитель:- Ребята, посмотрите, Зима принесла нам целый конверт интересных заданий. Я, надеюсь, что мы с ними справимся. Тем, кто  будет хорошо работать и правильно отвечать Зима будет давать снежинки, а в конце урока посмотрим кто же был самым активным.

III .Устные упражнения. 

 Учитель:

Зима послушать нас хотела

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

1) Задачи в стихах.

-Приготовьте свои математические веера, ответы на мои вопросы вы будете молча показывать.

Как-то четверо ребят,
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
Сколько в снег свалились? (2)

Ну-ка, сколько здесь ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается. (4)
- Наступил декабрь. Распустились 3 подснежника, а потом – еще 1. Сколько цветов распустилось? (4)

- А в декабре подснежники распускаются? Наверное, только в сказке. Может быть, кто-то помнит в какой? (С.Маршак «Двенадцать месяцев».)

Котенок по двору гулял,
Снеговиков он там считал.
Вот один снеговик. Вот второй.
У окна снеговик пребольшой.

На скамейке еще три сидят,
И у елки четыре стоят.
Ты котенку считать помоги,
Результат поскорей назови. (10)

2) Геометрический материал.

- Посчитать мы снеговиков сумели, а теперь давайте посмотрим на математического снеговика и назовём из каких геометрических фигур, он состоит, пока вы будете думать Алёна нам расскажет стихотворение о снеговике.

Ученик читает стихотворение:

Снеговик

Лихо сдвинув набекрень
Ржавое ведерко,
Навалился на плетень
Снеговик Егорка.

Приглашает он народ.        
Съехать с горки в огород.
У него пылает нос
Весело и ярко На дворе трещит мороз,
А Егорке – жарко!

3) Счёт предметов от 1 до 20

- Давайте посмотрим на нашу ёлочку, которую мы сделали на уроках труда и рисования и посчитаем сколько же на ней игрушек

IV. Минутка чистописания цифр.

   Учитель:

- Ребята, посмотрите Зима принесла нам интересное задание. Надо узнать, что за цифры спрятались на рисунке и красиво написать их.

Пальчиковая гимнастика

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

V. Закрепление, повторение пройденного материала.

1. Работа с учебником.

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу.

1) Решение текстовой задачи. (Устно) 

2. Физкультминутка:

Солнце землю греет слабо, (руки вверх, вниз)

По ночам трещит мороз. (руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится, (дети кружатся)

Заметая всё кругом (метём)

Белоснежным серебром. (руки вверх, вниз)

3. Игра “Зажги фонарики на ёлке”. (Раздаю ёлочки каждому ученику).

 Взаимопроверка, сдать работы на проверку учителю.

VI. Музыкально-стихотворная пауза:

 Учитель: - Ребята,  зима – это ещё и какой-то праздник ну-ка ответьте мне хором как же он называется? (Новый год)

“Зимние картинки”.

Песня «Ёлка».

1-й уч-ся

Снег идет, под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята –
Снова к нам пришла зима

2-й уч-ся

Очень скоро люди будут
Дома ёлки наряжать.
Будут дети верить в чудо,
Новогодней сказки ждать.

3-й уч-ся

Вот так радость – Новый год
Дружно празднует народ,
Даже небо этой ночью
Фейерверком расцветет!

4-й уч-ся

Лесом частым,
Полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет.
Так давайте скажем дружно:
“Здравствуй, здравствуй, Новый год!”

Все. Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Песня «Новогодняя».

2 часть.

Зима – это первый снег, который всех так радует.

4. Стихотворение.

Первый снег.

Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.

- Ну а если есть снег, то кто же не захочет поиграть в снежки? Давайте и мы с вами поиграем. А вы все тепло оделись? А кто-то забыл рукавички? Посмотрите!

 5. Игра – найди рукавичке свою пару. 

- Теперь-то все готовы, значит, играем в снежки.

 

6. Снайпер” - игра.

- Вы знаете, что означает слово «снайпер»? Снайпер – это меткий стрелок. Из вас тот попадёт в цель, кто правильно выполнит задание.

Первый ученик выписывает примеры с ответом5; второй – с ответом 6;

третий – с ответом 7. (Работа на доске)

2+3

3+3

4+2

5+1

6+1

7-2

8-3

9-2

4+3

7.Работа с тетрадью на печатной основе.

Задача (письменно), с разбором.

Задание на состав числа.

8. Пальчиковая гимнастика «Гномик».

9.Составление и решение задачи (устно).

 -Ребята, зима – это не только игры, праздники и развлечения, но и холода, которые для многих птиц и зверей являются настоящим испытанием.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

Когда встаем
Мы с братишкою вдвоем,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей,
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы,
И проныры воробьи.

Ждут нас так же терпеливо
И красавцы снегири…
Все привыкли – не пугливы,
Хоть руками их бери!

- Как мы можем помочь пернатым друзьям?

Решаем задачу, учитель на наглядном материале показывает условие задачи, дети на втором наборном полотне составляют решение задачи.

 ” На кормушке сидело 4 птицы, прилетело еще 3. Сколько птиц прилетели к нам на кормушку?”

8. Игра «Кто быстрее съедет на лыжах».

 Расставить знаки «больше», «меньше», «равно».

Проверка совместно с детьми (правильный ответ – хлопок, неправильный – тишина).

Лена катится на лыжах,
Оставляя ровный след.
Рядом с нею Бобка рыжий,
Только лыж у Бобки нет.

VII. Подведение итогов урока.

Наш урок к концу подходит,

И Зима итог  подводит.

Зима:

- Давайте посмотрим кто сколько звёздочек-снежинок заработал (дети по одному выходят к доске, Зима награждает каждого раскраской, а звёздочки прикрепляются к плакату «Здравствуй, Зимушка-Зима»).

 - За активность, работоспособность на уроке я дарю девочкам  портрет своей подружки     Снегурочки, а мальчикам портрет Деда Мороза – вы их дома раскрасите. Какой же без них Новогодний праздник?

  - А ещё для всего класса я принесла вам в подарок газету, от ваших шефов 5-классников, с интересными различными зимними заданиями.

Расстаемся мы, друзья,
Юный, радостный народ.
Буду рада встрече с вами
Я, ребята, через год.

VII. Рефлексия.

- Вам понравилось работать на уроке?

- Какое у Вас было настроение в течение урока?

Учитель:

«Новый год зимою – праздник главный!
Ждут подарки, и украшен дом!
Пусть будет год чудесным, ярким, славным,
Все мечты осуществятся в нем!»

- Спасибо за урок!

Конспект интегрированного урока
литературное чтение + изобразительное искусство
с элементами художественного труда

 2 класс

Тема: “Берёза”

Цели: 

  1. ознакомить учащихся с произведениями устного народного творчества;
  2. развивать умение работать со словарём;
  3. развивать навыки грамотной устной речи учащихся, её обогащение за счёт интенсивной словарной работы и глубокого проникновения в значение слова;
  4. развивать умение чувствовать красоту произведения;
  5. применять ранее полученные знания;
  6. отрабатывать навыки работы с кистью.

Оборудование:

  1. словари: Ожегова, этимологический;
  2. произведения русских поэтов;
  3. краски, кисти, цветная бумага, клей;
  4. магнитофон, аудиозапись, телевизор, видеомагнитофон, видеоролик.

Оборудование для учащихся: 

  1. рабочие листы;
  2. альбом, краски, кисти, цветная бумага, клей

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Новый материал.

1. Целевая установка.

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждый годом всё краше
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья!

(А. Прокопьев)

2. Сообщение темы урока

- Наше занятие мы посветим символу России.

Работа с загадкой

- Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены. (Берёза)

3. Беседа

Берёза – самое любимое, родное для каждого русского человека дерево.

Это самое красивое дерево наших лесов.

- Как вы думаете почему?

- Вспомните, как оно выглядит?

Всю увиденную красоту, своё отношение, любовь, человек может выразить словами, звуками, красками, создавая определённые картины.

- Кто и посредством чего будет создавать такие картины?

- Установите соотношения.

(Карточки на доске)

- Сегодня на уроке мы будем писателями, художниками и слушателями.

Белоствольная берёза – далёкие предки славян (наши предки) ласково называли её “весёлкой”.

А свою любовь, переживания передавали в песнях.

4. Прослушивание мелодии

(Русская народная песня “Во поле берёза стояла”. Работа над восприятием).

- Вы прослушали мелодию.

- Какое настроение, чувство вызывает эта мелодия? Почему?

Эту песню написал народ.

Это русская народная песня “Во поле берёза стояла”.

Народ ласково называл берёзу берёзкой, берёзонькой. И сравнивал________с кем? Как вы думаете почему?

5. Работа с текстом стихотворения С. Есенина “Берёза”

а) Подготовка к восприятию

Воспевали красоту русских берёз и поэты в своих стихотворениях. Одно из самых красивых стихотворений можно назвать стихотворение С. Есенина “Берёза”

б) Первичное восприятие

- Послушайте стихотворение “Берёза” и определите отношение поэта к дереву?

(Выразительное чтение стихотворения)

- Какое отношение поэта к дереву? Что особенное поэт заметил в берёзе?

- Что он открыл для себя и для нас?

- Как он описывает красоту берёзы? Какие слова, выражения использует для этого?

- В каком темпе надо читать стихотворение?

6. Словарная работа. (словарь Ожегова)

Кайма – полоска, обивка по краю чего-нибудь.

Кисть – пучок ниток, шнуров, употребляемых как украшение.

Бахрома  тесьма для обшивки какого-либо изделия с рядом свободно свисающих шнуров и кистей.

- Почему поэт для описания пушистых веток зимней берёзы использовал слова, которые обозначают украшение одежды, шали, платка?

Повторное выразительное чтение стихотворения под видеоролик.

7. Организационная работа.

От образа, который мы создали, подойдём к слову берёза с научной точки зрения.

- Что такое берёза?

(Повторение знаний полученных на уроке природоведения)

8. Орфографическая работа. (словарь Ожегова)

Слово берёза словарное – мы научимся правильно его писать. Для этого обратимся к ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМУ словарю. Этот словарь рассказывает о происхождении слов.

Слово берёза исконно русское (славянское) восходит к корню “bhe”, уходящему в глубокую древность и означающему “блеск”, “белизна”.

Ведь и кора берёзы – береста – носит название, связанное с тем же корнем.

Делаем вывод, слово берёза пишется с гласной Е.

Работа в рабочих листах. (Организационный момент – правило посадки при письме, положение тетради)

Ход работы:

1. Минута чистописания.

2. Запись слова берёза (3 раза), проговаривая про себя по слогам с выделением орфограммы, постановкой знака ударения.

3. Чтение родственных слов (вставить на место безударную гласную).

4. Проверка.

- Какую букву вставили?

5. Составление предложения с одним из этих слов. Запись с комментированием.

9. Творческая работа. Приложение2

Прослушивание рассказов, сказок, наблюдений учащихся.

10. Физминутка.

11. Использование берёзы, бересты.

Берёза не только радовала глаз человека, она была ещё доброй помощницей крестьян.

В длинные зимние вечера, когда в деревнях не знали про электричество, избы освещали лучины. Лучины были берёзовые. Они горели ярко, но быстро не сгорали, не коптили.

Когда строили избы, потолок непременно поверху покрывали листами тонкой берёзовой коры – берестой. Она не пропускала влагу, даже если крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили вёдра – туеса, в которых хорошо сохранялась вода и молоко.

Конечно нельзя забывать и про берёзовые веники. А секрет этих веников том, что в берёзовых листьях много пахучих веществ – фитонцидов, которые уничтожают гнилостные бактерии.

А ещё берёза помогала русским людям овладевать грамотой. Когда в Древней Руси ещё не было бумаги, дети учились писать на бересте, процарапывая буквы костяной палочкой-писалом.  

И сейчас используют бересту в различных промыслах. Делают шкатулки, аппликации, украшения.

(Показ изделий)

12. Изобразительное искусство.

- Мы передадим красоту берёзы в рисунке.

У берёзы прямой, белый с чёрными полосками ствол, немного ветвей, которые располагаются в верхней части ствола, большое множество мелких веток, тонких и длинных, которые под своей тяжестью плавно изгибаются и опускаются книзу.

Попробуем передать эти характерные особенности берёзы на рисунке.

(Организационный момент – правило посадки, расположение листа)

Выполняем набросок в карандаше. (Вспомнить правило выполнения наброска)

- Рисование любого дерева начинается с изображения ствола.

Обозначаем ствол дерева и его высоту.

Показываем толщину ствола у земли и его постепенное сужение к верхней части.

Отмечаем расположение крупных веток.

Работа красками и кистью. (Вспомнить правило работы с кистью)

Прорисовываем маленькие ветки волнистыми линиями.

Мелкими росчерками показываем чёрные полоски на стволе.

Дерево готово.

13. Художественный труд (Организационный момент – правило работы с клеем)

- И на прощанье с осенью оставим несколько листочков на наших берёзках.

Для этого мелко нарываем цветную бумагу и наклеиваем на крону дерева.

III. Итог урока.

- Что нового, интересного узнали на уроке? Вывод занятия.

- Чтобы сохранить красоту окружающего мира, что должен помнить и делать человек?

IV. Рефлексия

- Закончите рисунок лица так, чтобы его мимика соответствовала вашему настроению, полученному на этом уроке.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

« Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов»

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у обучающегося формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»

Аннотация: В  статье   раскрывается   идея  интеграции, её  развивающая  функция  обучения, направленная  на  становление  личности ...

Доклад « Интеллектуальное развитие младших школьников через интеграцию предметного преподавания ».

   В последнее время  именно в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов...

"Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития."

1. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточн...

Развитие личностного потенциала младших школьников путем интеграции предметных областей.

Развитие личностного потенциала младших школьников путем интеграции предметных областей....